«Возможности и риски социальной жизни подростка»
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Методическая разработка урока «Возможности и риски социальной жизни подростка» обусловлена необходимостью решения проблемы того, что подростки в возрасте от 14 лет, по законодательству РФ, обладают частичной дееспособностью, однако не обладают достаточным социальным опытом для безопасного участия в соответствующих правоотношениях. Это создает риски стать жертвой мошенников или участником правонарушения, а также ограничивает возможности полноценного участия в общественной жизни. Урок позволяет учащимся получить основные знания для безопасного участия в правоотношениях, доступных для их частичной дееспособности.

Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информации, но в ее поиске и целенаправленной творческой переработке. Для этих целей деятельность учащихся на уроке предусматривает работу с правовыми документами и создание продукта – флаера с рекомендациями-советами, основанными на действующих законах РФ, по соответствующей правовой теме. 

Помимо работы на уроке в контексте решения конкретных проблемных социальных ситуаций, содержательной новизной является использование компьютеров, объединённых в сеть, для работы как с документами, так и с макетом будущего флаера. Это способствует более глубокому внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Возможности и риски социальной жизни подростка»

Обществознание, 9 класс, 1 час.

Цель изучения темы

        Учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности по созданию флаера по теме:

  • Трудоустройство
  • Участие в массовых мероприятиях
  • Городское благоустройство

Задачи:

  1. Обучающие: освоение темы по предмету обществознание (право, правоспособность).
  2. Развивающие: создание условий для формирования компетентностей в интеллектуально преобразовательной деятельности
  3. Воспитывающие: создание условий для получения безопасного социального опыта, на основе понятия законности.

Результаты:

  1. Личностные:
  1. Умения проявлять критическое отношение к сложным социальным ситуациям
  2. Осознанное отношение к социальным действиям
  1. Метапредметные:
  1. Коммуникативные:
  1. Умение работать с информацией
  2. Умение сотрудничать
  1. Регулятивные:
  1. Оценивание проделанной работы. Работа по инструкции
  1. Предметные:
  1. Знание и умение ориентироваться в правоотношениях, связанных с социальной жизнью подростка

Тип урока: комбинированный.

Технология: развивающее обучение.

Содержание темы

        Блок 1. Правовые особенности трудоустройства несовершеннолетних

        Блок 2. Правовые нормы, регулирующие участие в массовых мероприятиях

        Блок 3. Способы участия в городском благоустройстве        

Термины и понятия (глоссарий) по теме:  дееспособность несовершеннолетних, трудовой договор, трудовое право, митинг, юридическая ответственность, проект «Твой бюджет», портал «Наш Санкт-Петербург», Ядрекс.Район

О уровень компетентности можно судить по созданным флаерам.

        Критерии:

                - Самостоятельность

                - Содержание

Оценивание

        В соответствии с самооценкой, после проверки учителем.

Организация образовательного пространства

        Межпредметные связи: обществознание, право, информатика

Методическое обеспечение: видео кейсы по теме урока, файлы с выдержками их трудового и административного кодексов РФ, файл с перечнем организаций, осуществляющих деятельность по городскому благоустройству, макеты флаеров, презентация, лист оценки урока.

(доступ ко всем материалам по ссылке: https://yadi.sk/d/fokFS9eComYbBQ)

Техническое обеспечение: компьютерный класс или мобильный компьютерный класс, локальная сеть, принтер, проектор.

        Формы работы учеников: индивидуальная, групповая

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Посмотрите 3 видео ролика и ответьте на вопросы.

Ролик №1. Трудоустройство

С какой проблемой столкнулся герой ролика?

Какой выход из проблемной ситуации нашел герой?

Сформулируйте первую возможность социальной жизни подростка в рамках темы урока.

Ролик №2. Массовые мероприятия

С какой проблемой столкнулся герой ролика?

Участником каких социальных событий может стать наш герой?

Сформулируйте вторую возможность социальной жизни подростка в рамках темы урока.

Ролик №3. Благоустройство

С какой проблемой столкнулся герой ролика?

В какие социальные отношения может вступить герой для решения проблемы?

Сформулируйте третью возможность социальной жизни подростка в рамках темы урока.

 

Что объединяет все эти возможности?

Предложите 3 рекомендации с опорой на закон, которые можно было бы поместить на флаер посвященный каждой социальной возможности сформулированных вами?

II этап.

Учебно-познавательная деятельность

Содержание блоков осваивается школьниками на основе электронных файлов содержащих выдержки из семейного и административного кодексов РФ, а также сводного перечня организаций позволяющих участвовать в городском благоустройстве.

Класс делится на 3 экспертные группы. Каждая группа разбивается на пары и работает за своим ПК. Освоение каждого блока содержания осуществляется параллельно.

Учащиеся работают за компьютерами в папке «Открытый урок».

Каждая пара является экспертом в своей теме. Тема – название папки.

Учащиеся изучиют 2 текстовых документа: файл с названием темы и файл «риски».

III этап.

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание

На основе изученных материалов составьте 3-5 советов и разместите их на макет флаера.

После окончания работы флаер сохраняется и скопируется в сетевую папку «общие файлы» на рабочем столе.

Презентация флаера

Демонстрация и оценка готовых флаеров посвященных изучаемым темам (демонстрируются и оцениваются работа группы согласной на презентацию)

На листке «моя оценка урока» выставляются галочки по указанным критериям, суммируется количество баллов.

Учащиеся отвечают на вопрос: будет ли полезен этот флаер вам или вашим друзьям?

Каждая рабочая группа оценивает свой флаер по предложенным критериям. Озвучиваются результаты.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Заполните блок самооценки и самоанализа на листке «моя оценка урока».

Учащиеся сдают листы «моя оценка урока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

"Группа риска". "Обследование социально-дезадаптированного подростка"

"Обследование социально-дезадаптированного подростка" или карточка на подростка, состоящего на внутришкольном учете (ВШУ), на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), ...

Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»

ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...

Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....

Социальный проект Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт-цель жизни»

Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате...