«Возможности и риски социальной жизни подростка»
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Методическая разработка урока «Возможности и риски социальной жизни подростка» обусловлена необходимостью решения проблемы того, что подростки в возрасте от 14 лет, по законодательству РФ, обладают частичной дееспособностью, однако не обладают достаточным социальным опытом для безопасного участия в соответствующих правоотношениях. Это создает риски стать жертвой мошенников или участником правонарушения, а также ограничивает возможности полноценного участия в общественной жизни. Урок позволяет учащимся получить основные знания для безопасного участия в правоотношениях, доступных для их частичной дееспособности.
Одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, заключающаяся не столько в пассивном запоминании и воспроизведении информации, но в ее поиске и целенаправленной творческой переработке. Для этих целей деятельность учащихся на уроке предусматривает работу с правовыми документами и создание продукта – флаера с рекомендациями-советами, основанными на действующих законах РФ, по соответствующей правовой теме.
Помимо работы на уроке в контексте решения конкретных проблемных социальных ситуаций, содержательной новизной является использование компьютеров, объединённых в сеть, для работы как с документами, так и с макетом будущего флаера. Это способствует более глубокому внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vozmozhnosti_i_riski_sotsialnoy_zhizni_podrostka.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Возможности и риски социальной жизни подростка»
Обществознание, 9 класс, 1 час.
Цель изучения темы
Учащиеся должны овладеть способностью использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности по созданию флаера по теме:
- Трудоустройство
- Участие в массовых мероприятиях
- Городское благоустройство
Задачи:
- Обучающие: освоение темы по предмету обществознание (право, правоспособность).
- Развивающие: создание условий для формирования компетентностей в интеллектуально преобразовательной деятельности
- Воспитывающие: создание условий для получения безопасного социального опыта, на основе понятия законности.
Результаты:
- Личностные:
- Умения проявлять критическое отношение к сложным социальным ситуациям
- Осознанное отношение к социальным действиям
- Метапредметные:
- Коммуникативные:
- Умение работать с информацией
- Умение сотрудничать
- Регулятивные:
- Оценивание проделанной работы. Работа по инструкции
- Предметные:
- Знание и умение ориентироваться в правоотношениях, связанных с социальной жизнью подростка
Тип урока: комбинированный.
Технология: развивающее обучение.
Содержание темы
Блок 1. Правовые особенности трудоустройства несовершеннолетних
Блок 2. Правовые нормы, регулирующие участие в массовых мероприятиях
Блок 3. Способы участия в городском благоустройстве
Термины и понятия (глоссарий) по теме: дееспособность несовершеннолетних, трудовой договор, трудовое право, митинг, юридическая ответственность, проект «Твой бюджет», портал «Наш Санкт-Петербург», Ядрекс.Район
О уровень компетентности можно судить по созданным флаерам.
Критерии:
- Самостоятельность
- Содержание
Оценивание
В соответствии с самооценкой, после проверки учителем.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: обществознание, право, информатика
Методическое обеспечение: видео кейсы по теме урока, файлы с выдержками их трудового и административного кодексов РФ, файл с перечнем организаций, осуществляющих деятельность по городскому благоустройству, макеты флаеров, презентация, лист оценки урока.
(доступ ко всем материалам по ссылке: https://yadi.sk/d/fokFS9eComYbBQ)
Техническое обеспечение: компьютерный класс или мобильный компьютерный класс, локальная сеть, принтер, проектор.
Формы работы учеников: индивидуальная, групповая
Учебные задания
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание
Посмотрите 3 видео ролика и ответьте на вопросы.
Ролик №1. Трудоустройство
С какой проблемой столкнулся герой ролика?
Какой выход из проблемной ситуации нашел герой?
Сформулируйте первую возможность социальной жизни подростка в рамках темы урока.
Ролик №2. Массовые мероприятия
С какой проблемой столкнулся герой ролика?
Участником каких социальных событий может стать наш герой?
Сформулируйте вторую возможность социальной жизни подростка в рамках темы урока.
Ролик №3. Благоустройство
С какой проблемой столкнулся герой ролика?
В какие социальные отношения может вступить герой для решения проблемы?
Сформулируйте третью возможность социальной жизни подростка в рамках темы урока.
Что объединяет все эти возможности?
Предложите 3 рекомендации с опорой на закон, которые можно было бы поместить на флаер посвященный каждой социальной возможности сформулированных вами?
II этап.
Учебно-познавательная деятельность
Содержание блоков осваивается школьниками на основе электронных файлов содержащих выдержки из семейного и административного кодексов РФ, а также сводного перечня организаций позволяющих участвовать в городском благоустройстве.
Класс делится на 3 экспертные группы. Каждая группа разбивается на пары и работает за своим ПК. Освоение каждого блока содержания осуществляется параллельно.
Учащиеся работают за компьютерами в папке «Открытый урок».
Каждая пара является экспертом в своей теме. Тема – название папки.
Учащиеся изучиют 2 текстовых документа: файл с названием темы и файл «риски».
III этап.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание
На основе изученных материалов составьте 3-5 советов и разместите их на макет флаера.
После окончания работы флаер сохраняется и скопируется в сетевую папку «общие файлы» на рабочем столе.
Презентация флаера
Демонстрация и оценка готовых флаеров посвященных изучаемым темам (демонстрируются и оцениваются работа группы согласной на презентацию)
На листке «моя оценка урока» выставляются галочки по указанным критериям, суммируется количество баллов.
Учащиеся отвечают на вопрос: будет ли полезен этот флаер вам или вашим друзьям?
Каждая рабочая группа оценивает свой флаер по предложенным критериям. Озвучиваются результаты.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Заполните блок самооценки и самоанализа на листке «моя оценка урока».
Учащиеся сдают листы «моя оценка урока».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
"Группа риска". "Обследование социально-дезадаптированного подростка"
"Обследование социально-дезадаптированного подростка" или карточка на подростка, состоящего на внутришкольном учете (ВШУ), на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), ...
Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...
Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....
Рекомендации для проведения беседы родителей с детьми по выявлению их участия в социальных сетях, сообществах и группах, связанных с риском для жизни.
Методические рекомендации для классных руководителей...
Социальный проект Спортивная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья «Спорт-цель жизни»
Физкультурно-оздоровительная адаптация детей с ОВЗ с помощью спортивной и внеурочной деятельности в школе-интернате...