Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
методическая разработка по теме
ПРОГРАММА
«Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_sots_riskov_v_zhizni_uchashchihsya.docx | 50.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»
Оглавление
1.2 Ресурсы образовательного учреждения.
3.4.3 План совместных мероприятий психолого-медико-социального центра Невского района и ОУ.
3.5 Этап повторной диагностики
3.6 Ожидаемые результаты реализации программы.
3.7 Условия реализации программы.
3.9 Функции социального педагога.
1.Пояснительная записка
1.1 Актуальность темы.
В настоящее время в нашей стране наблюдается рост негативных тенденций в детской и подростковой среде. Результатом этих негативных явлений становится рост подростковой преступности, увеличение религиозного и национального экстремизма, наркомания среди подростков и молодежи. Также отмечается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях представляет собой очень актуальную и значимую задачу и значительно повышает воспитательную роль школы в жизни ребёнка.
Степень разработанности проблемы. Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др. Социальное становление подростков группы риска у нас в стране всегда рассматривалось с позиции общественной, социальной педагогики и психологии. Вопросы их жизненного самоопределения, причин отклоняющегося поведения и безнадзорности были изучены и описаны П. П. Блонским, В. Н. Сорока-Росинским, А. С. Макаренко, А. А. Реаном, Б. Н. Алмазовым, С. А. Беличевой, Л. Я. Олиференко и др. Проблемы профилактики безнадзорности и других проявлений отклоняющегося поведения подростков, ровно, как и социально-технологический подход отражены в работах В. Г. Бочаровой, С. С. Гиля, В. А. Никитина, Л. В. Бадя, Н. В. Антакова, О. В. Зыкова, Г. Н. Потанина, Е. И. Холостовой и др. Профилактика правонарушений и преступности детей группы риска как явление и система представлена в трудах И. П.Башкатова, Н. М. Ветрова, Ю. М. Антонян, А. И. Алексеева и др.
1.2 Ресурсы образовательного учреждения.
Для внедрения программы в ГОУ школе №639 работает сеть кружков дополнительного образования, функционируют спортивные секции, хоровая и театральные студии, имеется игровая комната, два спортивных зала и оборудованная спортивная площадка. В школе создана служба здоровья и совет профилактики правонарушений и безнадзорности, в которые входят социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник.
С 2010 по 2012 год по данным социального портрета школы комиссию по делам несовершеннолетних прошли 4 учащихся. Безнадзорных детей не выявлено. С целью оптимизации сложившейся ситуации разработана данная программа.
1.3 Законодательная база.
Программа профилактической работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике и в соответствии с требованиями ФГОС.
Нормативно-правовую базу программы правовых норм и процедур составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Семейный Кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Приказы Министерства образования;
- Информационно-методические письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
- Устав ГОУ школы №639;
- Приказ директора ГОУ школы №639 о создании совета профилактики правонарушений и безнадзорности;
- Приказ директора ГОУ школы №639 о создании службы здоровья;
- Приказ директора ГОУ школы №639 об организации питания;
- Приказ директора ГОУ школы №639 об организации дополнительных образовательных услуг.
2.Концептуальные подходы.
Социальный риск это особенности социализации и адаптации личности в современном обществе. Понятие и сущность психолого-социально-педагогической адаптации детей. Особенности детей из социально неблагополучных семей. Социальная поддержка детей группы риска в условиях школы.
Тема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – многогранная и многоаспектная проблема. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, валеологи, юристы, криминологи и др.
Анализируя материалы научных работ и тематику исследований, можно выявить следующие тенденции:
1. профилактическая работа рассматривается как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений несовершеннолетних, социальной дезадаптации подростков, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребления подростками психоактивных веществ и т. д.
2. профилактическая работа организуется в отношении определенных групп детей: дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, школьники, подростки из неблагополучных семей и т. д.
3. рассматривая вопросы профилактики, большинство исследователей ориентировано на изучение условий, особенностей или составляющих профилактической работы, но практически не затрагивают технологический аспект реализации сущности профилактики.
Методологической и теоретическую базу профилактической работы составляют:
- системный подход, позволяющий исследовать профилактику безнадзорности и правонарушений как многоаспектную междисциплинарную систему (Б. Н. Алмазов, И. В. Блауберг, О. С. Газман, О. С. Гребенюк, М. С. Каган, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика, А. П. Петровский, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин);
- личностно-ориентированный подход, нацеленный на улучшение положения ребенка и защиту его прав в соответствии с особенностями социального становления и существующими правовыми нормами (Ш. А. Амоношвилли, Д. А. Белухин, Г. М. Иващенко, И. С. Кон, А. М. Нечаев, В. М. Полонский);
- теории социального восстановления и профилактической работы с детьми группы риска (С. В. Березин, С. А. Беличева, М. А. Галагузова, С. С. Гиль, О. В. Зыков, Л. В. Маленкова, Г. М. Меньковский, А. Г. Макеева, Л. Я. Олиференко, Т. И.Шульга);
- концепции социально-педагогических технологий (М. А. Галагузова, В. П. Беспалько, Л. В. Мардахаев, В. А. Сластенин).
Взаимосвязь указанных подходов строится на основе связи теории и практики, что позволяет говорить о том, что профилактика развивается в разных проблемных полях и реализует по отношению к ребенку педагогические функции воспитания, образования и развития. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних объединяет разнообразие проблемных полей и обеспечена правовыми нормами законодательства РФ.
3.Основная часть
3.1 Цель и задача программы
Цель программы: организовать систему профилактики социальных рисков, приводящих к правонарушениям и безнадзорности.
Задача программы: профилактика правонарушений, безнадзорности, отклоняющегося и зависимого поведения учащихся.
- Выявление детей и подростков, склонных к совершению правонарушений и составление школьной информационной базы.
- Определение причин совершения несовершеннолетними правонарушений.
- Организация системы профилактики совершения несовершеннолетними правонарушений.
- Вовлечение учащихся в досуговую деятельность, спортивную, внеклассную работу.
- Вовлечение родителей в совместную спортивную и внеклассную работу.
- Вовлечение педагогов в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетними.
- Анализ результатов
3.2 Диагностический этап.
Цель исследования – выявление социальных рисков в жизни детей и подростков.
Для выявления детей группы риска на диагностическом этапе работы применяется авторская методика опроса и сбора данных о детях и их семьях, с дальнейшим анализом. Составляется аналитическая таблица.
Аналитическая таблица «Социальные риски в жизни детей и подростков», часть 1
класс | классный руководитель | Фамилия, имя учащегося | Многодетная семья | Малообеспеченная семья | Неполная семья (в том числе в разводе) | Асоциальная семья (пьющие родители, не занимающиеся воспитанием детей ит.п.) | Опекаемые дети | В семье произошла потеря одного из членов семьи | Частые прогулы | Резкое снижение успеваемости | Резкое ухудшение поведения, частые нарушения дисциплины и правил школы | Инвалиды |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Часть 1 таблицы заполняют классные руководители, дальнейшую работу с таблицей осуществляет социально-психологическая служба школы. Выявляются дети группы риска по показателям, указанным в первой части таблицы:
- дети из многодетных семей;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из неполных семей;
- дети из асоциальных семей;
- опекаемые дети;
- дети из семей, где произошла потеря одного из членов семьи (не только родители но и другие родственники, значимые для ребёнка);
- учащиеся, часто пропускающие занятия без уважительной причины, особое внимание вызывают дети, у которых этот показатель резко возрос;
- учащиеся, резко снизившие успеваемость;
- учащиеся с резко ухудшившимся поведением;
- инвалиды.
3.3 Аналитико-поисковый этап.
По результатам собранных данных проводится консультации специалистов социально-психологической службы с классными руководителями. Учащиеся, отмеченные более чем тремя критериями (по данным первой части таблицы), особенно с одновременным выявлением снижения успеваемости, нарушения дисциплины или изменения поведения, на ранее им не свойственное, заносятся в группу риска. Составляется картотека учащихся группы риска и составляется:
- аналитическая таблица «Социальные риски в жизни детей и подростков», часть 2;
- мероприятия и результаты работы специалистов школы с детьми группы риска;
- комплексный план работы по профилактике правонарушений и безнадзорности;
- совместные планы работы с районными службами.
Аналитическая таблица «Социальные риски в жизни детей и подростков», часть 2
класс | классный руководитель | Фамилия, имя учащегося | Контроль, наблюдение классного руководителя | Контроль, | Консультации, наблюдение психолога | Контроль, консультации ЗАВУЧа | Психолог районного социально-психологичиского центра | Районный отдел опеки и попечительства | Центр социальной поддержки |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3.4 Деятельностный этап.
3.4.1 Мероприятия и результаты работы специалистов школы с детьми группы риска проводятся в течение учебного года и фиксируются в аналитической таблице «Социальные риски в жизни детей и подростков», часть 3.
Аналитическая таблица «Социальные риски в жизни детей и подростков», часть 3
класс | классный руководитель | Фамилия, имя учащегося | дата | Мероприятие | Кем проводилось | Результат | Дальнейшие действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3.4.2 Комплексный план работы по профилактике правонарушений и безнадзорности.
Мероприятие | Ответственные |
Составление социального паспорта класса, школы. | социальный педагог |
Выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. | социальный педагог |
Организация досуга и кружковой деятельности. | зам. директора по ВР |
Осуществление связи с КДН и другими службами. | социальный педагог |
Организация отдыха учащихся в каникулярное время. | зам. директора по ВР, |
Работа с учащимися | |
Контроль за текущей успеваемостью. | классные руководители, |
Контроль за посещаемостью занятий | классные руководители, |
Организация дополнительных занятий с неуспевающими учащимися | Зам. директора по УВР |
Вовлечение учащихся в кружки и секции. | зам. директора по ВР, |
Посещение уроков, мероприятий с целью наблюдения. | социальный педагог |
Психодиагностика | |
Проведение психодиагностики "Профилактика проблем в обучении" (1, 5 кл.) | педагог-психолог |
Проведение психодиагностики "Адаптация учащихся к школьному обучению" (1, 5 кл.) | педагог-психолог |
Проведение психодиагностики "Определение профильной и профессиональной направленности учащихся" (9 кл.) | педагог-психолог |
Консультации и беседы: | |
Проведение профилактических бесед. | социальный педагог |
Проведение бесед с учащимися 5-7 классов «Здоровый образ жизни». | классные руководители, |
Групповые и индивидуальные консультации родителей, педагогов по результатам диагностики | педагог-психолог |
Занятия с учащимися: | |
Индивидуальные занятия с учащимися. | педагог-психолог |
Групповые занятия по программе "Адаптация к обучению в 1 классе" | педагог-психолог |
Групповые занятия по программе "Адаптация к обучению в средней школе (5 кл.)" | педагог-психолог |
Групповые занятия по программе "Профилактика зависимого поведения подростков (7-8 кл.)" | педагог-психолог |
Тренинг «Развитие коммуникативной компетентности учащихся 10-х классов». | педагог-психолог |
Общешкольные мероприятия: | |
Конкурс по профилактике правонарушений, безнадзорности среди учащихся ОУ «Будь здоров, играя». | зам.директора по ВР, |
Работа школьной команды волонтеров в рамках проекта "Здоровый стиль жизни" | зам.директора по ВР, |
Общешкольная акция, посвященная Всемирному дню отказа от курения. | зам.директора по ВР, |
Общешкольная акция, посвященная Всемирному дню борьбы с наркотиками. | зам.директора по ВР, |
Классные часы «Устав школы» (1-11 кл.). | классные руководители |
Беседа по профилактике правонарушений совместно с детской комнатой милиции (7-10 классы) | социальный педагог |
Работа с родителями | |
Посещение семей. | социальный педагог |
Проведение консультаций для родителей. | социальный педагог |
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений в семье и классном коллективе. | педагог-психолог |
Приглашение родителей и учащихся школы на совет профилактики | социальный педагог |
Лекторий для родителей: | |
Лекция для родителей “Профилактика зависимого поведения подростков”. | педагог-психолог |
Лекция для родителей “Профилактика курения подростков”. | педагог-психолог |
Лекция для родителей “Профилактика употребления ПАВ среди подростков”. | педагог-психолог |
Лекция для родителей «Проблемы и особенности подросткового возраста» | педагог-психолог |
Работа с педагогическим коллективом | |
Организация обмена необходимой информацией между учителями- предметниками. | зам. директора по УВР |
Консультация по вопросам психодиагностики. | педагог-психолог |
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска родителям и педагогам школы. | педагог-психолог, |
Проведение практических занятий с педагогами по работе с детьми группы риска | педагог-психолог |
Лекция для педагогов и классных руководителей «Признаки, последствия и медицинские аспекты употребления ПАВ подростками». | педагог-психолог |
Подведение итогов по результатам работы за год. Планирование на следующий период. | зам.директора по УВР и ВР, |
3.4.3 План совместных мероприятий психолого-медико-социального центра Невского района и ОУ.
Мероприятие | Ответственные |
Участие в работе волонтерских объединений по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга «Наше будущее в наших руках». | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Участие в районных и городских этапах конкурса по профилактике правонарушений, безнадзорности и наркозависимости среди учащихся ОУ «Будь здоров, играя». | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Участие в конкурсе по профилактике правонарушений, безнадзорности и наркозависимости среди учащихся образовательных учреждений «Социальная реклама» | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Проведение общешкольной акции, посвященной Всемирному дню отказа от курения | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Проведение общешкольной акции, посвященной Всемирному дню толерантности | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Проведение общешкольной акции, посвященной Международному дню борьбы со СПИД | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Проведение общешкольной акции, посвященной Всемирному дню борьбы с наркотиками | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Занятия для учащихся 1-5 классов «Первая ступень» | Зам. Директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ПМСЦ Невского района |
Беседа учащихся 10-11 классов с психотерапевтом (наркологом) | Зам. Директора по ВР, специалисты ПМСЦ Невского района |
3.4.4 План совместных мероприятий УВД Невского района и ОУ
- Организационные мероприятия
1. | Изучение контингента вновь принятых учащихся и их семей. | Кл. руководители Социальный педагог Зам. директора по УВР |
2. | Организация работы Совета Профилактики. | Зам. по УВР |
4. | Проведение общих родительских собраний с привлечением работников УВД, РНК по темам об ответственности родителей за правонарушения детей, об уголовной и административной ответственности родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей. | Зам. по УВР, Инспектор ОДН |
2. Повышение воспитательной работы в ходе учебного года.
1. | Изучение на классных часах устава школы. | Соц. педагог |
2. | Профилактика травматизма во время учебных занятий и поддержания правопорядка во время перемен. Дежурство старшеклассников в здании школы. | Зам. по УВР, Соц. педагог |
3. | Анализ и обсуждение на педагогическом совете состояния посещаемости, дисциплины, фактов правонарушений и преступлений среди учащихся. | Директор школы |
3. Индивидуальная работа. Правовое воспитание.
1. | Ведение: - картотеки учащихся, состоящих на учете в ОДН и внутришкольном учете; - картотеки неблагополучных семей; - журнала учета учащихся, совершивших правонарушения и преступления | Соц. Педагог Инспектор ОДН |
2. | Проведение индивидуальных бесед с учащимися, состоящими на внутришкольном учете школы. | Соц. Педагог, Инспектор ОДН |
3. | Проведение работы по вовлечению учащихся группы риска в спортивные секции, кружки, клубы по интересам в школе и по месту жительства. | Соц. Педагог Инспектор ОДН Зам. Директора по ВР |
4. | Проведение бесед в классах на правовые темы силами сотрудников УВД по темам: - «Административная ответственность несовершеннолетних»; - «Правила поведения на улицах и общественных местах»; - беседы по ПДД. | Соц. Педагог Инспектор ОДН Сотрудник ГИБДД |
4. | При выяснении причин, послуживших основанием совершения учащимися правонарушений направлять в соответствующие инстанции представления об устранении условий, способствующих совершению правонарушений. Принимать меры к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию и обучению детей. | Соц. Педагог Инспектор ОДН |
5. | Проведение заседаний Совета профилактики школы по работе с учащимися и, допускающих пропуски занятий без уважительной причины, нарушающими дисциплину и устав школы, и их родителями. | Соц. Педагог Инспектор ОДН |
- Профилактика правонарушений и безнадзорности. Взаимодействие с правоохранительными органами.
1. | Проведение предупредительно-профилактических бесед с учащимися и их родителями по разъяснению ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. | Зам. по УВР Инспектор ОДН |
2. | Выявление членов и лидеров неформальных молодежных объединений. | Соц. Педагог Инспектор ОДН |
3. | Выявление учащихся, замеченных в употреблении спиртных напитков, наркотических и токсических веществ. | Соц. Педагог Инспектор ОДН |
4. | Выявление родителей, уклоняющихся от воспитания и обучения детей, не выполняющих обязанностей по их воспитанию. | Соц. Педагог Классные руководители |
7. | Проведение бесед и лекций о вредных привычках. | Инспектор ОДН РНК, КВД |
3.5 Этап повторной диагностики
Проводится с целью определения уровня эффективности проведенной профилактической работы по критериям:
- уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ОДН;
- уменьшение количества учащихся группы риска.
По результатам диагностики заполняется аналитическая таблица часть 4.
Аналитическая таблица «Группа риска», часть 4
класс | Фамилия, имя учащегося | Повышение успеваемости | Регулярное посещение занятий | Снижение количества замечаний за нарушение дисциплины и правил школы | Участие в классных и школьных мероприятиях | Посещение кружков, спортивных секций | Дальнейшие действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3.6 Ожидаемые результаты реализации программы.
- повышение мотивации учения,
- улучшение успеваемости учащихся группы риска
- улучшение дисциплины учащихся группы риска., вовлечение их во внеклассную работу, спортивные секции и кружки.
- положительная динамика включенности во внеклассные занятия учащихся
- социальная адаптация учащихся группы риска.
- профессиональное самоопределение учащихся.
3.7 Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо:
Сеть кружков дополнительного образования и спортивных секций, игровых комнат для учащихся начальной школы. Создание службы здоровья и совета профилактики правонарушений и безнадзорности, в которые входят социальный педагог, педагог-психолог, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник. Создание кабинетов педагога-психолога, социального педагога, медицинского кабинета.
3.8. Точки риска.
Отсутствие кабинета социального педагога, отсутствие согласованного взаимодействия всех служб школы, частая смена классного руководителя, учителей-предметников, не согласие родителей на работу с детьми, отсутствие взаимодействия семьи и школы.
3.9 Функции социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.
- Аналитико-диагностическая функция: изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус учащегося
- Прогностическая функция: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности учащегося, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;
- Организационно-коммуникативная функция: способствует включению учащихся в процесс социального воспитания , строит взаимоотношения на основе диалога, сотрудничества.
- Коррекционная функция: осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
- Координационно-организационная функция: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на организацию досуга; включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований; организует коллективную творческую деятельность детей вместе с родителями; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
- Охранно-защитная функция: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
- Социально-профилактическая функция:организует систему профилактических мер по правонарушений и безнадзорности детей и подростков; влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.
Список литературы
- Иовчук Н.М. Программа помощи детям и подросткам со школьной дезадаптацией. - М., 1992.
- Новокшонова Г.А. Взаимодействие школы и семьи в формировании личности (методическое пособие). – Пермь., ПОИПКРО, 1998
- Психолого-педагогическая помощь детям со школьным проблемами. /Под ред. Л.В. Шибаевой. - Орел, 1995.
- Социальная педагогика: вопросы теории и практики- М.: ЦСП РАО, 1994.
- Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М.:Акад. 1996.
- Шепель В.М. Социал.-психологические проблемы воспитания. М., 1987.
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 1994.480 с.
- Гуров, В.Н. "Открытая" школа и социально-педагогическая работа с детьми. Воспитание школьников. / В.Н. Гуров, Н. Шинкаренко. - М.: 1994. №2 - С.45-47
- Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. / Е.И. Казакова. - СПб., 1998. - 209 с.
- Кибирев, А. А Сеньчукова, И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / А.А. Кибирев, И.В. Сеньчукова. - Хабаровск, 2004. - 170 с.
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред.Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998.245 с.
- Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. - СПб.: 2004. №3. С.32-35.
- Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с.
- Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.
- Яссман, Л.В. Основы детской психопатологии: Учеб.-методич. пособ. для психологов. факультетов пед. вузов. - М.: Олимп, Инфра-М, 1999 - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»
Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
В статье представлена программа обучения русскому языку как иностранному детей инофонов старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которая позволяет организовать работу с де...
Программа летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков на базе общеобразовательного учреждения «Праздник каждый день»
Актуальность программы « Праздник каждый день!»Каникулы – это время путешествий. К сожалению, не все дети и подростки могут все лето провести на море или выехать за пределы родной деревни. Перед воспи...
Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"
Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....
Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....
Методическая разработка "Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"
Методическая разработка"Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации в рамках реализации ФГОС"...