статья "Возможности театрального коллектива в социальной адаптации подростков"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Возможности театрального
коллектива в социальной адаптации
подростков.
Успешная социализация подрастающего поколения - требование времени и приоритет государственной политики России. Развитие современного общества в значительной степени определяется уровнем социальной активности его граждан. Социальная активность гражданина (или ее отсутствие) есть результат воспитания. С переходом страны к экономике рыночного типа остро встала необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, способного самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, уверенно вступать в социальные отношения.
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Принято считать, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет активной деятельности человека. Исходя из этого, индивид не просто усваивает социальный опыт, но преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации.
Содержательная сторона процесса социализации включает формирование профессиональных намерений, знаний и навыков, правовых, этических, социальных и политических представлений, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений. Социальное развитие ребенка – это сложный процесс освоения и осмысления человеческого опыта и норм взаимоотношений , это такое приспособление человека к требованиям общества, которое обеспечит его успешное функционирование в социальной среде.
В то же время условиями современной жизни порождаются кризисные явления в подростковой и молодежной среде: агрессивность, недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни, бездуховность. Возросла социальная напряженность и расслоение общества. Эти явления одинаково характерны для различных типов поселений, в том числе и для малых городов, к числу которых принадлежит и город Гуково. Психологи и социологи отмечают, что в малом городе, по сравнению с мегаполисом,
- школьники, как правило, имеют более высокую учебную мотивацию, что связано с их стремлением поступить в вуз в другом, более крупном городе, получить престижную профессию и место работы не в своем, не в малом городе;
- не так быстро разрушается традиционная система ценностей (образованность, культура, отношение к старшим и проч.), сохраняется более высокий уровень требовательности и контроля со стороны учителей;
- у детей и подростков меньше возможностей посещать театры, музеи, выставки, концертные залы, не достаточно развиты технические возможностей организации досуга (аудио-, видео-, компьютерная техника) из-за низкого уровня доходов населения.
- из-за повальной коммерциализации и несовершенства законодательной системы были закрыты многие подростковые клубы по месту жительства.
В этих условиях роль Дома детского творчества в воспитании детей и подростков малого города объективно велика, деятельность педагогов дополнительного образования по социализации детей и подростков востребована среди родителей и воспитанников. Программа театрального кружка «Играем жизнь» направлена на формирование компетенций, относящихся к социальному взаимодействию подростков и социальной сферы. Разрабатывая модель выпускника театрального коллектива, автор программы опиралась на определения компетенций, приведенные в исследованиях А.М.Рябченко, Э.Шорта, Е.Бондаревской: «Компетенция – это личностно осознаваемая, вошедшая в субъективный опыт, имеющая личностный смысл, система знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем».
Воспитанники коллектива – подростки в возрасте от 12 до 18 лет.
Особенность работы в этом коллективе заключается в использовании социально-ролевых игр в педагогическом процессе. Без умения «разыгрывать роли» общение может быть затруднено, потому что люди, общество ориентируются на определенный тип стандартов поведения, задаваемый ролью. Занятия в театральной студии «Играем жизнь» помогают подросткам освоить принятые в обществе стандарты поведения. Но при этом относиться к ним не как к догме, а, пропуская через свою личность, анализируя свои ощущения и реакцию партнера, всякий раз находить оптимальный вариант поведения в проблемной ситуации.
Социально-ролевые игры тематически объединены в 3 блока:
I блок: «Я - и мои друзья».
В подростковом возрасте наиважнейший опыт – опыт творческого общения и опыт сопряжения своего личностного растущего «Я» со столь же стремительно развивающимся личностным «Я» окружающих товарищей. Важнейший вид деятельности ребят в это время – общение со сверстниками. Подросток активно ищет тот круг общения, в котором он будет чувствовать себя комфортно: востребованным, талантливым, признанным. Очень важно, чтобы этот круг общения был социально значимым, здоровым, позитивным.
II блок: «Я – и моя семья».
«В гостях хорошо, а дома лучше». Эта знакомая всем фраза в наши дни, похоже, безнадежно устарела. Из-за постоянных семейных конфликтов многие дома превратились в настоящее поле боя. Неумение общаться друг с другом сводит на нет любые попытки примириться. Научиться понимать близких, верить в непреходящую любовь родных, иметь представление о здоровых межличностных отношениях в кругу семьи - цель этого блока социально-ролевых игр.
III Я – и мое государство
Для подростка, будущего выпускника школы актуальным является опыт общения с незнакомыми людьми, опыт самостоятельных принципиальных жизненных решений, опыт самопрезентации в различных социальных институтах (образовательное учреждение, работодатель, семья, трудовой коллектив, армия и др.)
Использование социально-ролевых игр, таких значимых для подростков, мы считаем новизной социально-педагогического опыта в учреждении дополнительного образования.
Подросткам даются практические навыки адаптации в социуме, ими приобретается жизненный опыт
- духовной деятельности: чтения, общения, мышления, речи;
- творческой деятельности;
- культуры одежды;
- культуры питания;
- культуры взаимоотношений между людьми;
- адекватного отношения к собственному «Я».
При организации социально-ролевых игр педагог использует
следующие приемы:
- разыгрывается социальная ситуация, подробно описанная в художественной, педагогической, психологической литературе, а затем происходит анализ поведения героев, поиск иных вариантов их поведения.
- задается жизненная ситуация (например, «знакомство», «ссора», «всеобщая радость» и т.п.), а играющим предлагается определить свои социальные роли, характер взаимоотношений, завязку конфликта, развитие ситуации, ее разрешение.
- предлагаются на выбор социальные роли (например, «педагог», «ученик», «сын», «отец», «продавец» и т.д.), а играющие самостоятельно придумывают фабулу ситуации, исходя их собственного жизненного опыта.
- педагог формулирует проблему (например, «Предложите жизненную ситуацию, достойный выход из которой потребует от участников терпения и умения поставить себя на место партнера»), а играющие, так же используя свой социальный опыт, выбирают все составляющие ситуации: роли, завязку, развитие, кульминацию, развязку, характеры и т.д.
В театральном коллективе «Играем жизнь» существуют определенные правила и законы.
1.Совершение особых действий в начале и в конце занятия – ритуалов приветствия и прощания. Например, занятие начинается коллективным этюдом «Разделите со мной мою радость!»: ребята рассказывают о положительных моментах и впечатлениях дня. В конце занятия педагог предлагает продолжить фразу: «К нам пришел новенький и это хорошо, потому что…», « Я считаю, что сегодня молодец (имя), потому что…».Возможно использование аплодисментов, жестов, выражений, создающих для каждого кружковца ситуацию успеха.
2. Соблюдение правил:
∙ «Каждый на своем месте в свое время»
От подростков требуется умение управлять своим вниманием, быть мобилизованным, четко выполнять указания педагога.
∙ «Я интересен всем, все интересны мне»
Педагог поощряет стремление находить необычность, непохожесть, новизну содержания, отличие от других в людях и вещах.
∙ «Я умею смотреть и видеть».
∙ «Я умею слушать, слышать, и понимать».
∙ «Я помогаю людям, люди помогают мне».
3. Вера в предлагаемые обстоятельства
В социально-ролевой игре, в этюде, в упражнении, в спектакле педагог побуждает ребят быть естественными, органичными, т.е. не делать чего-либо «понарошку».
4. Серьезность
Это правило требует от кружковцев умения не смеяться и не пытаться рассмешить товарищей. Соблюдение этих правил способствует выработке творческой этики, регулирующей взаимоотношения подростка с окружающим миром.
В Доме детского творчества систематически проводится психолого-педагогическая диагностика, позволяющая оценить эффективность педагогического процесса, уровень освоения обучающимися образовательных программ. Результаты изучения процесса социализации подростков, занимающихся в театральной студии «Играем жизнь», позволяют сделать следующие выводы:
- за период реализации программы – с 2005 по 2008 год на 13% увеличилось количество подростков, имеющих высокий уровень социализированности. При этом число подростков, имеющих низкий уровень социализированности, уменьшилось на 16%.
- количество подростков, имеющих нормальный и пониженный уровень тревожности, выросло в коллективе с 33% до 80%, а количество подростков, имеющих высокий и очень высокий уровень тревожности, соответственно снизилось на 47%.
- ребята стали более открытыми в межличностном общении и общении со взрослыми, их самооценка стала более адекватной, снизилась агрессивность, что позволяет им более позитивно строить взаимоотношения с окружающими.
Фрагмент занятия с использованием социо –ролевой игры.
Педагог: Многие проблемы у человека возникают потому, что он идет на поводу у компании, попадает под чье-нибудь влияние, ведет себя, как марионетка, не умеет сказать «нет!».
Вот на эту тему мы сейчас и поиграем. Игра первая так и называется «Марионетки». Все знаете, что это за куклы? Цель нашей игры: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет. В этой игре мы действуем в группах по трое. Рассредоточьтесь, пожалуйста, по всей комнате. Один из вас – марионетка, двое – кукловоды. Кукловоды должны перевести куклу на несколько шагов вперед. При этом напоминаю: важно, чтобы куклы не сопротивлялись тому, что делают кукловоды. Начали!зко
Дети играют. Затем им предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли марионетки?
- Понравилась ли вам это чувство? Комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
- Представьте, что вы марионетка не 10 секунд, а целый день, месяц, год? Изменится ли ваше отношение к этой роли? устраивает ли вас, что все за вас решать будет кукловод?
Педагог: Итак, попробуйте сделать из этой игры вывод.
Правильно. Человек должен оставаться личностью, бороться за это, и любому негативному влиянию уметь сказать твердое и решительное «нет!». Давайте попробуем продемонстрировать уверенное поведение, аргументированный отказ в ситуации выбора. Разделимся на 2 подгруппы.
Вот несколько ситуаций, в которых группа подростков оказывает давление на сверстника. Эти ребята должны найти выход из создавшегося положения и отказаться от негативного предложения. Именно отказаться! Ребята, выберите одну из ситуаций, распределите роли, придумайте реплики, диалоги, и коллективно продумайте аргументы для отказа. При этом помните, что уговоры могут быть льстивыми, наглыми, вежливыми, - будьте творческими, артистичными и неординарными. А главному герою для твердости позиции надо всегда думать о последствиях своего выбора.
На все это у вас 2 минуты. А затем каждая подгруппа представит свой мини-спектакль.
Дети работают в подгруппах,
педагог помогает по мере необходимости.
Ситуации: Группа сверстников настойчиво предлагает
- прогулять уроки,
- попробовать наркотик за компанию,
- покурить,
- отобрать у младших школьников деньги.
Педагог: Ребята, готовы? Приступаем. Сначала вы – артисты, а вы - зрители и критики. После каждого показа мы обязательно аплодируем. А потом отмечаем наиболее интересные находки.
Дети разыгрывают социально-ролевые
ситуации и анализируют их.
Педагог: Ну что ж, молодцы. Я аплодирую и артистам, и критикам. Вы действительно проявили творчество, чувство юмора и в то же время цели вы достигли, ваше «нет!» было достаточно аргументированным и уверенным.Какой же практический совет вы даете сверстникам ?
Ваша идея понятна, я позволю себе обобщить все это и предлагаю такой вывод: «Всегда оставайся самим собой, иди своим путем. Не бойся сказать «нет!».
Занятия в театральном коллективе, наши спектакли, участие кружковцев в различных социальных проектах Дома детского творчества несут ребятам каждодневную радость. Подросток возрастает и утверждается, как личность. Только обладая социальной гибкостью, высокой коммуникабельностью, открытостью ребенок сможет стать успешным в реально существующей жизни. Этого можно добиться, если строить педагогический процесс на основании принципа:«творческая деятельность ребенка должна сопровождаться ситуацией успеха». Это будет способствовать формированию навыков социальной мобильности, что в свою очередь позволит развивать творческий потенциал воспитанников, духовное начало их личности, гуманные качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...
Формирование социальной адаптации подростка средствами шахматной игры
Среди проблем, связанных с социализацией пристальное внимание исследователей последние годы привлекает вопрос о социальной адаптации.Особую важность этот вопрос приобретает в системе допол...
Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения "Творческая гостиная"
Авторы-составители:Протасова Л.Д., педагог-психолог, МКОУ «Детский дом-школа № 74», г. НовокузнецкГилёва Т.А., педагог-психолог,МКОУ «Детский дом № 5», г. Новокузнецк В основу программы социально...
Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков
Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...
Технологическая карта занятия в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"
Технологическая карта занятия "Путешествие по дорогам профессий" в клубе социальной адаптации подростков "Лидер"...
Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом
Методическая разработка по теме: Социальная адаптация подростков посредством занятий мотоспортом....
«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».
Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа...