Технологическая карта урока обществознания в 6 классе на тему «Семья в жизни человека»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Имея большой опыт по проведению мероприятий о семье и для семьи публикую технологическую карту урока, проведенного на базе 6 класса по обществознанию. Делюсь с обучающимися  своим семейным опытом с опорой на презентацию "Моя педагогическая династия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon технологическая карта урока45.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя  школа

Смоленского района Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА обществознания

Тема «Семья в жизни человека»

Разработала: Голенкова Елена Николаевна,  преподаватель истории и обществознания

д. Богородицкое

2021 год

Технологическая карта урока

План - конспект урока по обществознанию

Класс: 6

Ф.И.О. преподавателя: Голенкова Е.Н.

Тема урока: «Семья в жизни человека»

Педагогические цели урока:

-дать представление о семье и о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;

- совместно с детьми сформировать представление о семье, как малой группе общества, роли семьи для всей жизни человека.

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать понятия «семья», «брак», «функции семьи»;

- познакомить учащихся с некоторыми статьями семейного кодекса;

- определить роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества, а так же нравственную ценность семейных отношений.

2. Развивающие: развивать коммуникативные умения и навыки, ум

анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях. Развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно -  следственного анализа, исследование несложных реальных связей и зависимостей, анализ изучаемого объекта, поиск и извлечение информации по заданной теме в адаптированных источниках, оценка своих учебных достижений и поведения для корректировки)

3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей.

 Ожидаемые результаты:

 После этого урока ученики смогут:

- дать определение понятию «семья», «брак»;

- иметь представление о функциях семьи, условиях заключения брака.

Умения и навыки:

- работа с документами;

- работа в парах;

 - выступать публично;

 - уметь отстаивать свое мнение.

Отношения, ценности, внутренняя установка: 

- понять значение семьи в современном мире;

- высказывать свое отношение к роли семьи;

 - повышенная активность деятельности учащихся;

 -развитие навыков анализа, осмысления проблемы;

 -самостоятельный поиск учащимися решения поставленной задачи

Используемые технологии:

· информационные;

· интерактивные;

Методы:

- проблемно-поисковый и самоконтроля,

- практический,

 -эвристический,

  -эмоционального стимулирования

Приёмы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация самостоятельной работы с документом.

Тип урока: открытие нового знания

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент, включающий:

Доклад дежурного ученика об отсутствующих на  уроке;

Проверка у обучающихся: наличие дневника, учебника, тетради, наличия выполненного письменно домашнего задания;

Разбор вопросов, возникших в ходе выполнения домашнего задания;

Постановка  цели, которая должна быть достигнута учениками на данном этапе урока (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе  урока;

Описание методов организации работы  на начальном этапе урока, настрой  на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог);

2. Мотивация к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация фронтальной работы с классом.

Решите кроссворд

Готовят ответы на вопросы.

3.Устная работа

Задачи этапа:

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание критериев достижения целей и задач  данного этапа урока;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает  педагог;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе  опроса.

Объясняет, погружает, нацеливает

Слушают, принимают участие в обсуждении

4.Актуализация знаний учащихся.

Задача этапа:

Актуализация опорных знаний и способов действий

Притча.

Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже 50 лет, как я старалась угодить своему мужу и всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против её ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты её так любишь».

Организует беседу по обсуждению решения кроссворда

- О чем сегодня будем говорить?

-Как вы думаете, в чем смысл притчи?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы урока.

-Каждый из вас что-то знает о семье, предлагаю проверить, насколько широки ваши познания и выполнить задание «Верное или неверное утверждение».

Если вы согласны с утверждением ставьте знак «+», если вы не согласны с утверждением ставьте знак «-»,

если вы не знаете верное или неверное данное утверждение ставьте знак «?».

Задание «Верное или неверное утверждение»

1.Единственное предназначение семьи состоит в продолжении рода. «?»

2. Семейные отношения регулируются государством. «?»

3. Брак и семья – это одно и то же. «?»

4. Семьи могут быть трехпоколенными. «?»

5. Семьи могут быть многодетными. «+»

6. В каждой семье ведется домашнее хозяйство? «+»

7. Семейный бюджет – это доходы и расходы семьи за определенный период времени. «+»

8. Семьи могут быть среднедетными. «?»

9. Семья в РФ находится под защитой государства. «?»

-Итак, какие же знания мы должны с вами сегодня сформировать? На какие вопросы ответить на уроке?

-Мы с вами выясним, что такое семья, какие отношения существуют в семье, какие проблемы возникают в современной семье, каким образом государство заботится о семье.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы?

5. Изучение нового  материала

Задачи этапа:

  • Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

  • постановку конкретной учебной цели перед учениками (какой результат должен быть достигнут на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм    и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в

котором работает педагог

- Прежде, чем начать работать над поставленными вопросами , давайте попробуем дать определение СЕМЬЯ.

Поработайте в парах и попробуйте сформулировать определение самостоятельно.

- А теперь давайте познакомимся с определением, которое дано в учебнике и сравним его с вашими.

Семья-это малая группа, основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

-Запишем определение в тетрадь.

2. Функции семьи.

- Давайте обратимся к первому утверждению, рядом с которым вы поставили знак вопроса.

Единственное предназначение семьи состоит в продолжении рода. «?»

-Семья - это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу.

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей.

На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции.

Давайте проведем небольшое исследование. Перед вами 4 фрагмента художественного текста. Попробуйте определить функции семьи.

Карточки с текстами для определения функции семьи

Карточка 1. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи (Зачем нужна семья).

Дождались мы наконец –

В семье родился первенец!

Первый сын у мамы с папой,

Первый внук у дедки с бабкой,

Правнук первый и племянник…

День его рожденья – праздник! (функция – ___________________________)

Карточка 2. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи. (Зачем нужна семья).

Посвящает воспитанью

Папа свой свободный день!

В этот день на всякий случай

Прячет бабушка ремень. (функция – ___________________________)

Карточка 3. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи. (Зачем нужна семья).

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем! (функция – __________________________)

Карточка 4. Прочитайте текст. Подумайте и скажите, какова функция семьи. (Зачем нужна семья).

(Зачем нужна семья).

«Для чего нужна семья?» –

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно рассудила я? (функция – __________________________)

Работа в парах. Анализ работ .

Запись в тетрадь :

Функции семьи:

· Обеспечивает продолжение человеческого рода .

· Берет на себя воспитание детей.

· Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи.

· Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.

Выполняя эти функции, семья придает устойчивость и стабильность обществу.

ВЫВОДпредназначение семьи состоит не только в продолжении рода.

Ставим рядом с утверждением знак «-».

Учитель показывает презентацию «Моя педагогическая династия» (ориентация на выполнение домашнего задания)

Готов ли ты начать поиск; сделать необычайные открытия. Узнать историю своей семьи, своего рода? Готов ли собрать материалы – фотографии, дневники, письма, семейные реликвии?

Если да, то не откладывай это доброе дело на долго! Начни свой поиск сегодня. Пусть каждый из вас скажет: «Я хочу написать историю своей семьи, ведь родословная есть не только у великих и царствующих. Я не хочу быть Иваном, не помнящим родства, не хочу, чтобы я был «без роду, племени». И начну я с составления генеалогического древа своего рода, а затем обращусь в архивы, в исторический музей.

Дети зачитывают получившиеся определение, дополняют ответы друг друга.

Выдвигают проблему?

Формулируют тему и цель урока.

Получают карточки с заданиями №1, №2, №3. Выполняют исследование и результаты записывают в картах исследования. Проводят доказательство теоремы на листах.

Физминутка. 

А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной ноге, потом на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Опять постояли на одной ноге, затем на другой.

  1. Закрепление учебного материала

Задачи этапа:

  • первичное осмысление и закрепление

  • дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  • постановка конкретной учебной цели перед учениками (какой результат должен быть достигнут  на данном этапе  урока);
  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового

учебного материала

- Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь)

Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому, что на взаимопонимании держаться семейные отношения.

3. Брак и семья.

Давайте обратимся к следующему утверждению, рядом с которым вы поставили знак вопроса.

Брак и семья – это одно и то же. «?»

-Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

-Что является основой такой семьи?

Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Что такое «брак»? (предположите)

- Давайте прочитаем определение в учебнике.

Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

Запишем определение в тетрадь. И вернемся к определению «семья».

Сделайте вывод , является ли верным утверждение, что брак и семья – это одно и то же .

Ставим рядом с утверждением знак «-».

4.Семейные отношения.

Следующее утверждение в нашем списке:

Семейные отношения регулируются государством. «?»

В нашем государстве созданы специальные законы, которые регулируют жизнь в семье с точки зрения закона. Они вошли в Семейный кодекс.

Давайте рассмотрим самые важные из них.

Задание. Познакомьтесь с рабочим материалом и ответьте на вопросы к нему.

Отвечают

Фронтальная работа по первичному закреплению материала. Решают самостоятельно. С последующей самопроверкой.

Предлагают решение задачи.

  1. Рефлексия

Задача этапа:

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию

было трудно…

я научилась (научился)…

меня удивило …

мне захотелось …

мне понравилось (не понравилось)

 мне было интересно…

-Наш урок был посвящен важной теме: «Семья»

-Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?

Возвращение к заданию «Верное или неверное утверждение»

- Что такое семья?

-Какие функции выполняет семья?

- Как государство регулирует семейные отношения?

- Какие типы семей можно выделить?

- Семья в РФ находится под защитой государства?

Ставит отметки

Проводят рефлексию - выявляют, что получилось, что - нет.

Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку

  1. Домашнее задание.

Задача этапа:

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает домашнее задание

 Учебник, с.18-19;

Тетрадь-тренажёр;

Тетрадь- экзаменатор;

Подготовить рассказ о какой - либо семейной традиции,

Подготовить презентацию или фотоколлаж о своей семье.

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изо 1 класс по теме "Как украшает себя человек"

Урок изобразительного искусства для 1 класса разработан на основе новых образовательных стандартов.  Целью данного урока является изучение материала по орнаментам и его видам, а также научить уча...

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Семья девочки Мэг"

Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

технологическая карта - урок в 5 классе по теме "Моя семья"

может быть и не все так совершенно, но когда мы делаем ошибки мы на них учимся!...

Технологическая карта урока обществознания 5 кдасс по теме "Загадка человека"

Технологическая карта урока обществознание 5 класс. Уроки  1-2....

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...