Технологическая карта урока обществознания 5 кдасс по теме "Загадка человека"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Аксенова Татьяна Александровна

Технологическая карта урока обществознание 5 класс. Уроки  1-2. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические карты уроков по обществознанию 5 класс

Уроки 1–2

Тема урока

ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА

Дата урока

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека, о его наследственных признаках, об отличии человека от животного

Образовательные
ресурсы

 Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

 Презентации: «Человек родился» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/586150;

«Загадка человека»* 

План урока

1. Введение в предмет.

2. Зачем человек рождается?

3. Что такое наследственность?

4. Наследственность – биологическая сущность всех людей.

5. Можно ли влиять на наследственность

Личностно значимая проблема

Подведение  учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос «Зачем человек рождается?»

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.  

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Человек, личность, отличительные признаки

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации со взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя
с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

1. Знакомство учащихся с новым учебным предметом.

(Презентация «Загадка человека»)

2. Работа
с учебником,
с. 5–8

1. Знакомит учащихся с новым предметом «Обществознание», с основными темами и задачами предмета, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями) и рабочей тетрадью.

2. Создает условия для самостоятельного прочтение статьи «Как работать с учебником», организует беседу по вопросам:

– Что вы узнали после прочтения этой статьи?

– Какие основные рубрики есть в учебнике?  

– Для чего необходимы эти рубрики?

1. Обсуждают основные темы
и задачи нового учебного предмета, записывают тему и план урока в тетрадь.

2. Знакомятся
со вступительной статьей учебника

1. Фронтальная работа.

2. Фронтальная работа

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются
о школе; стремятся хорошо учиться.
 Познавательные: 
в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). 

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Работа
в тетради.

2. Устные ответы

III. Изучение нового матери-ала

17

1. Презентация «Человек родился»**.

2. Беседа по теме «Человек родился».

3. Заполнение таблицы «Отличие человека
от животного»
с сопутствующей беседой

и прочтением текста (Приложение 1).

4. Анализ высказываний.

5. Работа с учебником, с. 10.

6. Работа с учебником,
с. 11–13.

Знакомство
с рубрикой «Жил на свете человек», с. 13

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

2. Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Кто такой человек?

– Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека?

– Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

– Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?

– Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем?

3. Знакомит с таблицей, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопросам:

– Чем человек отличается от животного?

–  Почему дети-маугли не стали людьми?

4. Знакомит учащихся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек – творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам:

– Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»?

– Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека?  

– Может ли сам человек оценить свои поступки
или его оценивают окружающие?

5. Нацеливает учащихся на анализ схемы и таблицы (сравнить схему учебника с таблицей «Отличие человека от животного») и на обсуждение
вопросов:

– Зачем человек рождается?

– Каковы ценности человеческой жизни?

6. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:

– Что узнали из текста учебника?

– Что такое наследственность?

– Согласны ли вы с суждением, что «человек – часть природы»?

Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек»

1. Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.

2. Отвечают
на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.

3. Определяют черты, отличающие человека
от животного, самостоятельно заполняют таблицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства.

4. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы.

5. Рассматривают и анализируют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на

вопросы.

6. Самостоятельно знакомятся
с материалами учебника, обсуждают информацию рубрик, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Индивидуальная, фронтальная работа.

4. Фронтальная работа.

5. Индивидуальная
и фронтальная работа.

6. Индивидуальная, фронтальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации (поступки своих родных, их вклад в историю, развитие нашего государства, влияние истории на судьбы родственников) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и
формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем.

Коммуникативные:

читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют  будущее чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное;
составляют план

2. Устные ответы.

3. Проверка таблицы, устные ответы.

4. Устное задание.

5. Устные ответы.

6. Устные ответы

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

1. Задания в рабочей тетради,
№ 1, с. 4; № 4,
с. 5.

2. Прочтение стихотворения
и беседа по его содержанию
(Приложение 2)

1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.

2. Организует беседу по тексту стихотворения
В. Берестова.

– Почему подростки хотят скорее повзрослеть?

– Что они подразумевают под этим понятием?

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя,  по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике
и рабочей тетради

1. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради.

2. Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения?

– Какие биологические признаки наследует живое существо?

– Чем различается деятельность животного и человека?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 1; задания рубрики «В классе и дома»,
с. 14–15. Рабочая тетрадь,
№ 6, с. 7

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная
работа

 

Приложение 1

Отличия человека от животного

Человек

Животное

Волчонок Балу

Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и… ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь, медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.

Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.

Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания "Человек и закон"

Урок-повторения. Цель: в игровой форме закрепить и обобщить знания по основным понятиям и положениям темы "Человек и закон"...

Технологическая карта урока обществознания "Загадка человека", 5 класс

Технологическая карта урока обществознания "Загадка человека" составлена по учебнику под редекцией Л.Н. Боголюбова для 5 класса в соответствии с ФГОС. Данный урок является уроком...

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина». 9 класс...

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина».

Технологическая карта урока обществознания по теме: «Права и свободы человека и гражданина»....

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе по теме "Человек и его деятельность"

Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. ...

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе "Способности человека"

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе "Способности человека"...

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе на тему «Семья в жизни человека»

Имея большой опыт по проведению мероприятий о семье и для семьи публикую технологическую карту урока, проведенного на базе 6 класса по обществознанию. Делюсь с обучающимися  своим семейным опытом...