Планирование элективного курса "Выбирающему профессию юриста"
элективный курс по праву (10 класс) по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

 

Государственное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234

Центрального административного округа города Москвы

 

                                                                 

Элективный курс по праву

для 10 -11 класса

«Выбирающему профессию юриста»

 

Пояснительная записка к программеэлективного курса

«Выбирающему профессию юриста».

 

Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10-11 классах,  где ставится задача профес­сионально-личностного самоопределения учащихся и сформирован адекватный им состав образовательных дисциплин. Программа со­ставлена из расчета 1 час в неделю и составляет 68 часов (10-11 класс).

В десятом классе предлагается познакомиться с разделом «Вопросы истории развития права России». Здесь изла­гается дополнительный материал, который направлен на развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, его можно ис­пользовать для написания реферативных работ. Включение его для изучения  по­зволит акцентировать внимание учащихся на проблемах становле­ния права в Российском государстве и поможет учителю избежать опасности изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Раздел 2. Теория права включает материал об основных по­ложениях теории права с тем, чтобы вы­работать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. До сих пор теорию права изучали в контексте изучения с теорией государства, и это действительно представляет­ся разумным, так как и право, и государство составляют важней­шую общественно-политическую структуру любого цивилизован­ного общества. Но, ставя задачу профессионального ориентирования,  целесообразно обратить внимание на более подробное изучение правовых вопросов.

Программа 11 класса знакомит учащихся с основными вопро­сами текущего Российского законодательства (Раздел 2), с текста­ми законов и кодексов. Насущные проблемы демократического пе­реустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиск возможных путей их практического воплощения в российской действительно­сти. И это последнее и достигается путем кропотливой работы с правотворческими источниками.

Межпредметные связи обуславливаются тем, что: объектом изучения и исторической, и юридической науки выступает право;

используются методы одной науки при изучения другой:  опытно-экспериментальный, научный, исследовательский;разные науки используют одну и ту же научную теорию для   изучения разных объектов.

Главная цель курса- формирование индивидуального правово­го сознания, основанного на личностном восприятии прав челове­ка. Речь не идет о бездумном прославлении Всеобщей декларации прав человека - такой подход, встречающийся в некоторых совре­менных концепциях правового обучения, был бы движением к но­вым идеалам по старой дороге.

В системе многоуровневой педагогической подготовки этот курс рассматривается как ступень допрофессионального образова­ния в качестве подготовки не собственно к профессии, а к система­тическому профессиональному обучению.

Предлагаемая ниже программа предполагает путь живого межличностногообщения и самостоятельных раздумий над правовыми и» тросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего времени, а воспринимались в кон­

 

 

тексте применения правовых знаний в различных жизненных си­туациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой и по­литической сфере объективно существует многовариантность в решении непростых проблем, однако такая многовариантность предполагает признание некоторых общезначимых принципов, та­ких, как Справедливость, Гуманность, Верность.

Помимо мировоззренческого компонента содержания данного учебного предмета большое внимание уделяется в программе ус­воению правовых и политических знаний, логических, методиче­ских, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов.

Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений. Это объяс­няется самим названием элективного курса «Выбирающему про­фессию юриста», что в переводе с древнеримского «ius» - означает право и «iustitia» - справедливость.

Программа курса  адаптирована к потребностям личностно-ориентированного образования ГОУ СОШ №1234 с учетом профес­сиональной направленности учащихся.

Изучение курса строится в следующей логике:

изучение объективно существующих правовых инструмен­тов, получение основ правовых знаний;рассмотрение отдельных отраслей Российского права с тем, чтобы осознать и постичь те возможности, которые должны быть обязательно предоставлены человеку в любом обществе. И здесь предметом изучения становится природа тех «болезней», которы­ми, случается, страдает правовой организм.

Иными словами, материал организуется в соответствии с логи­кой продвижения от объективной политико-правовой реальности к идеалу свободы, а затем - к трудностям и препятствиям на пути реализации этого идеала.

Содержание предмета «Выбирающему профессию юриста» предполагает: раскрытие теоретически важных понятий общей науки теории права, являющейся базовой общетеоретической дис­циплиной в системе юридических наук, основой их познания. Ее изучение ставит достижение следующих задач:

•   усвоение комплекса общетеоретических знаний о правовых явлениях;

•   получение представления об основных категориях, отра­жающих особые свойства

     государства и права;

•   определение значения общетеоретических знаний для по­следующей практической

     деятельности;

•   уяснение основных принципов права, не только буквы, но и духа законов;

•   формирование умения правильно их толковать и применять, отдавая приоритет в

     изучении правовым идеям.

Ставя перед собой двуединую функцию освоения данного предмета: формирования знаний и умений (см. выше), ведущими методами изучения являются:

•   речевая деятельность;

•   практические умения для правотворческой и иного вида дея­тельности.

Приемы организации деятельности:

Интерактивные -

•   лекция

•   продвинутая лекция

•   научно-практическая конференция

•   диспут

•   дискуссия

 

•   мини-сочинение

Активные -

•   семинар

•   практическая работа

•   ролевая игра

•   деловая игра

•  экскурсия

•   ситуация

•   гражданский форум

•   ты - репортер

•   дебаты

 

10 класс. Тематическое поурочное планирование элективного курса

«Выбирающему профессию юриста» (соцально-гуманитарный профиль)

Учебное пособие: А.Ф. Никитин «Основы права» 10 – 11 классы.

 

№ урока

Название тем уроков

Материал учебника (параграф)

Тема 1. Из истории государства и права (10 часов)

1.

Происхождение государства и права

№1

2.

Право древнего мира.

№2

3.

Право средневековой Европы.

№3

4.

Становление права нового времени.

№4

5.

Развитие права в России начала IX – XIX вв.

№5

6.

Российское права XIX – начала XX века.

№6

7.

Советское право 1917 – 1953 год.

№7

8.

Советское право 1954 – 1991.

№8

9.

Современное Российское право

№9

10.

Урок обобщающего повторения

 

Тема 2. Вопросы теории государства и права (6 часов)

11.

Государство: признаки и формы.

№10

12.

Понятие права. Правовая норма. Источники права.

№11

13.

Понятие и признаки правового государства

№12

14.

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей.

№13

15.

Право и другие сферы общества.

№14

16.

Урок обобщающего повторения.

 

Тема 3. Конституционное право (11 часов)

17.

Понятие конституции, её виды.

№16

18.

Конституции в России.

№17

19.

Общая характеристика конституции Российской Федерации.

№18

20.

Основы конституционного строя.

№19

21.

Федеративное устройство.

№20

22.

Президент Российской Федерации.

№21

23.

Федеральное собрание.

№22

24.

Правительство Российской Федерации.

№23

25.

Судебная власть. Прокуратура.

№23

26.

Местное самоуправление.

№24

27.

Урок обобщающего повторения

 

Тема 4. Права человека (5 часов)

28.

Права и свободы человека и гражданина.

№25

29.

Международные договоры о правах человека.

№26

30.

Гражданские и политические права.

№27 – 28

31.

Экономические, социальные и культурные права.

№29

32.

Права ребенка.

№30

33.

Нарушение прав человека. Защита прав человека.

№31-32

34.

Урок – практикум

 

Итого 34 часа

 

 

 

 

Учитель Чарнецкий С.Н.

11 класс. Тематическое поурочное планирование элективного курса

«Выбирающему профессию юриста» (соцально-гуманитарный профиль)

Учебное пособие: А.Ф. Никитин «Основы права» 10 – 11 классы.

№ урока

Название тем уроков

Материал учебника (параграф)

Тема 1.  Гражданское право (11 часов)

1.

 Обязательственное право.

№36

2.

 Гражданская правоспособность и дееспособность.

№38

3.

 Гражданские права несовершеннолетних.

№38

4.

 Юридические лица. Виды предприятий.

№39

5.

 Предпринимательство. Предпринимательское право.

№9 Певцова

6.

 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

№11 Певцова

7.

 Защита предпринимательской деятельности и прав предпринимателей.

№12 Певцова

8.

 Права потребителей

№13 Певцова

9.

 Наследственное право

№14 Певцова

10.

Право интеллектуальной собственности

 

11.

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства регулирования экономических отношений

№10 Певцова

12.

Урок обобщающего повторения

 

Тема 2.  Законодательство о налогах (6 часов)

13.

 Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

№41

14.

 Виды налогов.

№42

15.

 Налогообложение юридических лиц

№43

16.

 Налоги с физических лиц

№44

17.

 Ответственность за уклонение от уплаты налогов

№45

18.

Урок обобщающего повторения.

 

Тема 3.  Жилищное право (2 часа)

19.

  Жилищные правоотношения

№17 Певцова

20.

 Практическое занятие

 

Тема 4. Избирательное право (4 часа)

21.

 Избирательные системы.

№34

22.

 Избиратель­ный процесс

№ 34

23.

 Работа  Центральной избирательной комиссии

№21

24.

 Урок обобщающего повторения.

№22

Тема 5. Земельное право (3 часа)

25.

Состав земель Российской федерации.

 

26.

Основания возникновения и прекращения права на землю

 

27.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны и использования земель.

 

Тема 6. Экологическое право (3 часа)

28.

Правовое регулирование в области охраны окружающей среды.

 

29.

Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

 

30.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства   в области охраны окружающей среды. Экологический контроль.

 

Тема 4. Правовая культура (3 часа)

31.

 Правовая культура

№63

32.

Совершенствование правовой культуры

№64

33.

Урок обобщающего повторения.

 

34.

Итоговое повторение

 

Итого 34 часа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование элективного курса "Профессия и карьера"

Данное планирование разработано для проведение профориентационных занятий в 9 классе...

Круглый стол по профориентации "Профессия юрист"

Материал для психологов или классных руководителей, но с обязательным привлечение педагога-психолога.В нашем случае проводилось мероприятие и с привлечением учеников (в тексте их слова пронумерованы ц...

Открытый урок на тему "Особенности профессии"юрист"

Урок для 1 курса с использованием ИКТ и работы в группах....

Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"

Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...

программа элективного курса для 11 класса по обществознанию "Выбирающему профессию юриста "

программа элективного курса для 11 класса по обществознанию "Выбирающему профессию юриста " содержит: титульный лист, пояснительную записку, системно деятельностную основу, календарно-тематический пла...

Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста»

 Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10–11 классах общеобразовательных школ, где ставится задача профессионально-личностно...


 

Комментарии

Чарнецкий Сергей Николаевич

Элективный курс по праву для 10 -11 класса «Выбирающему профессию юриста»