Планирование элективного курса "Выбирающему профессию юриста"
элективный курс по праву (10 класс) по теме
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №1234
Центрального административного округа города Москвы
Элективный курс по праву
для 10 -11 класса
«Выбирающему профессию юриста»
Пояснительная записка к программеэлективного курса
«Выбирающему профессию юриста».
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10-11 классах, где ставится задача профессионально-личностного самоопределения учащихся и сформирован адекватный им состав образовательных дисциплин. Программа составлена из расчета 1 час в неделю и составляет 68 часов (10-11 класс).
В десятом классе предлагается познакомиться с разделом «Вопросы истории развития права России». Здесь излагается дополнительный материал, который направлен на развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, его можно использовать для написания реферативных работ. Включение его для изучения позволит акцентировать внимание учащихся на проблемах становления права в Российском государстве и поможет учителю избежать опасности изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Раздел 2. Теория права включает материал об основных положениях теории права с тем, чтобы выработать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. До сих пор теорию права изучали в контексте изучения с теорией государства, и это действительно представляется разумным, так как и право, и государство составляют важнейшую общественно-политическую структуру любого цивилизованного общества. Но, ставя задачу профессионального ориентирования, целесообразно обратить внимание на более подробное изучение правовых вопросов.
Программа 11 класса знакомит учащихся с основными вопросами текущего Российского законодательства (Раздел 2), с текстами законов и кодексов. Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиск возможных путей их практического воплощения в российской действительности. И это последнее и достигается путем кропотливой работы с правотворческими источниками.
Межпредметные связи обуславливаются тем, что: объектом изучения и исторической, и юридической науки выступает право;
используются методы одной науки при изучения другой: опытно-экспериментальный, научный, исследовательский;разные науки используют одну и ту же научную теорию для изучения разных объектов.
Главная цель курса- формирование индивидуального правового сознания, основанного на личностном восприятии прав человека. Речь не идет о бездумном прославлении Всеобщей декларации прав человека - такой подход, встречающийся в некоторых современных концепциях правового обучения, был бы движением к новым идеалам по старой дороге.
В системе многоуровневой педагогической подготовки этот курс рассматривается как ступень допрофессионального образования в качестве подготовки не собственно к профессии, а к систематическому профессиональному обучению.
Предлагаемая ниже программа предполагает путь живого межличностногообщения и самостоятельных раздумий над правовыми и» тросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего времени, а воспринимались в кон
тексте применения правовых знаний в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой и политической сфере объективно существует многовариантность в решении непростых проблем, однако такая многовариантность предполагает признание некоторых общезначимых принципов, таких, как Справедливость, Гуманность, Верность.
Помимо мировоззренческого компонента содержания данного учебного предмета большое внимание уделяется в программе усвоению правовых и политических знаний, логических, методических, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов.
Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений. Это объясняется самим названием элективного курса «Выбирающему профессию юриста», что в переводе с древнеримского «ius» - означает право и «iustitia» - справедливость.
Программа курса адаптирована к потребностям личностно-ориентированного образования ГОУ СОШ №1234 с учетом профессиональной направленности учащихся.
Изучение курса строится в следующей логике:
изучение объективно существующих правовых инструментов, получение основ правовых знаний;рассмотрение отдельных отраслей Российского права с тем, чтобы осознать и постичь те возможности, которые должны быть обязательно предоставлены человеку в любом обществе. И здесь предметом изучения становится природа тех «болезней», которыми, случается, страдает правовой организм.
Иными словами, материал организуется в соответствии с логикой продвижения от объективной политико-правовой реальности к идеалу свободы, а затем - к трудностям и препятствиям на пути реализации этого идеала.
Содержание предмета «Выбирающему профессию юриста» предполагает: раскрытие теоретически важных понятий общей науки теории права, являющейся базовой общетеоретической дисциплиной в системе юридических наук, основой их познания. Ее изучение ставит достижение следующих задач:
• усвоение комплекса общетеоретических знаний о правовых явлениях;
• получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства
государства и права;
• определение значения общетеоретических знаний для последующей практической
деятельности;
• уяснение основных принципов права, не только буквы, но и духа законов;
• формирование умения правильно их толковать и применять, отдавая приоритет в
изучении правовым идеям.
Ставя перед собой двуединую функцию освоения данного предмета: формирования знаний и умений (см. выше), ведущими методами изучения являются:
• речевая деятельность;
• практические умения для правотворческой и иного вида деятельности.
Приемы организации деятельности:
Интерактивные -
• лекция
• продвинутая лекция
• научно-практическая конференция
• диспут
• дискуссия
• мини-сочинение
Активные -
• семинар
• практическая работа
• ролевая игра
• деловая игра
• экскурсия
• ситуация
• гражданский форум
• ты - репортер
• дебаты
10 класс. Тематическое поурочное планирование элективного курса
«Выбирающему профессию юриста» (соцально-гуманитарный профиль)
Учебное пособие: А.Ф. Никитин «Основы права» 10 – 11 классы.
№ урока | Название тем уроков | Материал учебника (параграф) |
Тема 1. Из истории государства и права (10 часов) | ||
1. | Происхождение государства и права | №1 |
2. | Право древнего мира. | №2 |
3. | Право средневековой Европы. | №3 |
4. | Становление права нового времени. | №4 |
5. | Развитие права в России начала IX – XIX вв. | №5 |
6. | Российское права XIX – начала XX века. | №6 |
7. | Советское право 1917 – 1953 год. | №7 |
8. | Советское право 1954 – 1991. | №8 |
9. | Современное Российское право | №9 |
10. | Урок обобщающего повторения |
|
Тема 2. Вопросы теории государства и права (6 часов) | ||
11. | Государство: признаки и формы. | №10 |
12. | Понятие права. Правовая норма. Источники права. | №11 |
13. | Понятие и признаки правового государства | №12 |
14. | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. | №13 |
15. | Право и другие сферы общества. | №14 |
16. | Урок обобщающего повторения. |
|
Тема 3. Конституционное право (11 часов) | ||
17. | Понятие конституции, её виды. | №16 |
18. | Конституции в России. | №17 |
19. | Общая характеристика конституции Российской Федерации. | №18 |
20. | Основы конституционного строя. | №19 |
21. | Федеративное устройство. | №20 |
22. | Президент Российской Федерации. | №21 |
23. | Федеральное собрание. | №22 |
24. | Правительство Российской Федерации. | №23 |
25. | Судебная власть. Прокуратура. | №23 |
26. | Местное самоуправление. | №24 |
27. | Урок обобщающего повторения |
|
Тема 4. Права человека (5 часов) | ||
28. | Права и свободы человека и гражданина. | №25 |
29. | Международные договоры о правах человека. | №26 |
30. | Гражданские и политические права. | №27 – 28 |
31. | Экономические, социальные и культурные права. | №29 |
32. | Права ребенка. | №30 |
33. | Нарушение прав человека. Защита прав человека. | №31-32 |
34. | Урок – практикум |
|
Итого 34 часа |
Учитель Чарнецкий С.Н.
11 класс. Тематическое поурочное планирование элективного курса
«Выбирающему профессию юриста» (соцально-гуманитарный профиль)
Учебное пособие: А.Ф. Никитин «Основы права» 10 – 11 классы.
№ урока | Название тем уроков | Материал учебника (параграф) |
Тема 1. Гражданское право (11 часов) | ||
1. | Обязательственное право. | №36 |
2. | Гражданская правоспособность и дееспособность. | №38 |
3. | Гражданские права несовершеннолетних. | №38 |
4. | Юридические лица. Виды предприятий. | №39 |
5. | Предпринимательство. Предпринимательское право. | №9 Певцова |
6. | Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. | №11 Певцова |
7. | Защита предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. | №12 Певцова |
8. | Права потребителей | №13 Певцова |
9. | Наследственное право | №14 Певцова |
10. | Право интеллектуальной собственности |
|
11. | Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства регулирования экономических отношений | №10 Певцова |
12. | Урок обобщающего повторения |
|
Тема 2. Законодательство о налогах (6 часов) | ||
13. | Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. | №41 |
14. | Виды налогов. | №42 |
15. | Налогообложение юридических лиц | №43 |
16. | Налоги с физических лиц | №44 |
17. | Ответственность за уклонение от уплаты налогов | №45 |
18. | Урок обобщающего повторения. |
|
Тема 3. Жилищное право (2 часа) | ||
19. | Жилищные правоотношения | №17 Певцова |
20. | Практическое занятие |
|
Тема 4. Избирательное право (4 часа) | ||
21. | Избирательные системы. | №34 |
22. | Избирательный процесс | № 34 |
23. | Работа Центральной избирательной комиссии | №21 |
24. | Урок обобщающего повторения. | №22 |
Тема 5. Земельное право (3 часа) | ||
25. | Состав земель Российской федерации. |
|
26. | Основания возникновения и прекращения права на землю |
|
27. | Юридическая ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны и использования земель. |
|
Тема 6. Экологическое право (3 часа) | ||
28. | Правовое регулирование в области охраны окружающей среды. |
|
29. | Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. |
|
30. | Юридическая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Экологический контроль. |
|
Тема 4. Правовая культура (3 часа) | ||
31. | Правовая культура | №63 |
32. | Совершенствование правовой культуры | №64 |
33. | Урок обобщающего повторения. |
|
34. | Итоговое повторение |
|
Итого 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование элективного курса "Профессия и карьера"
Данное планирование разработано для проведение профориентационных занятий в 9 классе...
Круглый стол по профориентации "Профессия юрист"
Материал для психологов или классных руководителей, но с обязательным привлечение педагога-психолога.В нашем случае проводилось мероприятие и с привлечением учеников (в тексте их слова пронумерованы ц...
Открытый урок на тему "Особенности профессии"юрист"
Урок для 1 курса с использованием ИКТ и работы в группах....
Программа элективного курса "Выбираю профессию юриста"
Программа элективного курса по праву и календарно-тематическое планирование 10 - 11 класс...
календарное планирование элективного курса "Биология и профессии"
планирование элективного курса...
программа элективного курса для 11 класса по обществознанию "Выбирающему профессию юриста "
программа элективного курса для 11 класса по обществознанию "Выбирающему профессию юриста " содержит: титульный лист, пояснительную записку, системно деятельностную основу, календарно-тематический пла...
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста»
Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10–11 классах общеобразовательных школ, где ставится задача профессионально-личностно...
Комментарии
Разработка элективного курса по праву