конспект по обществознанию к разделу "Общество"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ.
(общий) Конспект по теме Общество
Общество – люди, формы их объединения, совместной жизни и деятельности.
Общественная жизнь началась с появлением человека на Земле
Общество существует около 40 тыс. лет – со времени появления родовой общины.
Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (например, государство США).
Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Франция).
Существует несколько теорий происхождения человека. Естественно-научная теория заключается в том, что человек возник в ходе долгого эволюционного процесса (эволюционная теория
Человек – биологическое (природное) существо. У него много общего с животными: строение организма, биологические потребности: в пище, тепле, безопасности, потомстве и др.
Человек – социальное (общественное) существо. Его отличает от животных разум, речь, духовная жизнь, общение, труд (умение изготовлять и использовать орудия труда), невозможность жить вне общества и др.
Человек – биосоциальное существо.
Каждый народ прошел в своем развитии несколько этапов. Первый такой этап – общество охотников и собирателей. Его основные характерные особенности:
- Люди всё необходимое для жизни брали у природы – присваивающий тип хозяйствования.
- Люди вели кочевой образ жизни (когда запасы пищи заканчивались, люди перемещались на другие места).
- Люди не только берут продукты у природы, но и производят их – производящий тип хозяйствования.
- Земледелие привязало людей к одному месту и привело к переходу к оседлому образу жизни.
- Развитие земледелия, скотоводства и разделение труда повлекло зарождение классов, городов, государства, письменности, переход к цивилизации.
- возникали большие земледельческие поселки, которые затем превращались в города.
Аграрное общество (традиционное)
- В аграрном обществе преобладает сельское хозяйство.
- На селе проживает больше населения, чем в городах.
- Для получения энергии используют физическую силу человека или скота, сжигают древесину.
- Жизнь людей регулируют религия, обычаи и традиции (традиционное общество).
- Традиционное общество
(аграрное, доиндустриальное). - Основной сферой производства является сельское хозяйство, аграрная сфера (поэтому этот тип еще называют аграрное общество). В аграрном производстве занято большая часть населения.
- Господство экстенсивной технологии (направленной главным образом на овладение внешними природными процессами; адаптация (приспособление) к природным условиям (а не преобразование).
- Главное богатство – земля, скот, вода (ирригационные системы), которые в основном были собственностью общины
- Использование традиционных источников энергии – древесины, физической силы человека и скота.
- Главные регуляторы общественной жизни – традиции и обычаи (поэтому этот тип и называют традиционное общество
- Сельское население абсолютно преобладает над городским.
- Основные социальные институты – религия и армия; религия руководит всеми сферами общественной и личной жизни человека.
- На этой ступени развития се-годня находятся две трети обществ мира (большинство стран Африки, Латинской Америки и Азии).
На этой ступени развития сегодня находятся большинство стран Африки, Южной Америки и Азии.
Индустриальное общество.
- Преобладает индустрия (промышленность).
- Городских жителей больше, чем сельских.
- Для получения энергии используют природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.
- Жизнь людей регулируют законы, право.
- Основной сферой производства является промышленность (индустрия), в которой занято большинство населения.
- Крупная индустрия преобладает над мелким и кустарным производством.
- Использование интенсивных технологий (основанных на повышении производительности труда, совершенствовании техники и технологий, получении максимального объема продукции при минимальных затратах энергии, сырья, труда, капиталовложений и других ресурсов).
- Преобладание городских жителей над сельскими.
- Урбанизация (рост городов, расширение доли городского населения, распространение городского образа жизни и ценностей на все слои населения).
- Определяющий фактор развития – капитал (деньги, акции, предприятия и др.).
- Массовое производство (использование конвейера, автоматизация производства, усовершенствование технологий на основе научных достижений позволяет наращивать объёмы выпускаемой продукции и удешевлять ее стоимость).
- Массовое потребление (удешевление продукции, TV-реклама, мода, пропаганда ценностей городской культуры приводит к появлению общества массового потребления, для которого характерны: покупка людьми чрезмерно большого количества товаров, частая смена бытовой техники, автомобилей, одежды и др.).
- Основные источники энергии – природные энергоносители: нефть, газ, каменный уголь.
- Главный социальный институт – производство.
- Важнейшие ценности – независимая личность, её права и свободы, демократия, гражданское общество, правовое государство.
- Главные регуляторы общественной жизни – право, законы.
Индустриальное общество родилось в XVIII в. и является результатом двух революций: экономической (промышленная революция) и политической (Великая французская революция).
На этой ступени развития сегодня находятся Россия, Китай, Польша, Венгрия, Бразилия, Финляндия, Швеция и др.
. Постиндустриальное общество.
- Преобладает сфера услуг, информатика (информационное общество).
- Использование в промышленности «высоких технологий».
- В городах проживает абсолютное большинство населения.
- Большую часть энергии дают атомные станции.
- Главными ценностями являются образование, наука (знания, информация).
- Постиндустриальное общество
- Преобладание сферы услуг над производством (превращение производящей экономики в обслуживающую).
- Большинство населения занято в сфере услуг.
- Широкое использование в производстве «высоких технологий» (безотходные, ресурсо и энергосберегающие, экологичные, малолюдные (безлюдные); лазерная, мембранная, плазменная, био-, нано- технологии).
- На смену массовому производству приходит мелкосерийное и по индивидуальным заказам (легче продать; не нужны склады; быстрое реагирование на изменение спроса).
- Основной источник энергии – атомная, а также принципиально новые (альтернативные) источники.
- Изменение социальной структуры: классовое деление общества уступает место профессиональному.
- Абсолютное большинство населения живет в городах.
- Главный социальный институт – наука и образование.
- Определяющий фактор развития – знание, информация (поэтому этот тип общества еще называют информационным).
- Расширение коммуникативных возможностей: спутниковые связь и TV, Интернет и др.
- К постиндустриальному обществу переход осуществили пока лишь только США и Япония.
Этой стадии достигли США, Япония, Германия.
Научно-техническая революция – скачок в развитии производства на основе достижений науки (НТР).
Характерные черты современного этапа НТР:
- Использование в производстве роботов и автоматизированных комплексов;
Создание «высоких технологий» (безлюдных, безотходных, ресурсо- и энергосберегающих и др.
- Широкое применение компьютеров и инфор-мационных технологий во всех сферах жизни общества;
- Массовое использование синтетического сырья;
Глубокие изменения в связи, транспорте, торговле, меди-цине, образовании, быту и других сферах жизни людей
Основные этапы НТР:
- 1 этап: автоматизация производства (внедрение в производ-ство роботов – станков и машин с про-граммным управлением (60-70 гг. ХХ в.);
- 2 этап: компьютеризация производства и др. сфер жизни общества (с конца 70-х гг. ХХ в.).
Направления развития НТР:
- Широкое внедрение в производ-ство компьютеров, роботов, автоматизированных комплексов.
- Принципиально новые способы производства – «высокие техно-логии» (безотходные, экологичные, ресурсо и энергосберегающие, малолюдные (безлюдные), лазерные, плазменные, био-, нанотехнологии и др.).
- Получение и использование искусственных материалов.
Социальные последствия НТР.
Позитивные последствия:
- Возрастание роли научных знаний, развитие образования.
- Облегчение труда человека.
- Удешевление продукции, повышение ее качества.
- Создание более комфортного быта человека.
- Появление новых форм общения и проведения досуга.
- Приобретение человеком большей мобильности, свободы (сверхскоростной транспорт, сотовая связь, GPS-навигация, Интернет, ноутбуки).
Негативные последствия:
- Экологические проблемы.
- Ухудшение здоровья людей (гиподинамия и связанные с ней болезни; вредное влияние на здоровье синтетических и химических материалов, используемых в строительстве, быту, одежде, пище; экология).
- Рост безработицы (замена рабочих рук автоматической техникой; усложнение производ ства → увольнение рабочих низкой квалификации и устаревших профессий) и др.
- Человек становится всё более зависим от техники.
- Техногенные катастрофы.
Урбанизация – повышение роли городов в жизни общества.
- В XXI веке большая часть населения живет в городах.
- В развитых странах сельчане, которые составляют 10% населения, кормят всех жителей (благодаря новой технике и технологиям).
- Рост числа мегаполисов – огромных городов с много-миллионным населением (Токио – более 33 млн. чел., Мехико и Нью-Йорк – по 22 млн., Москва – 15 млн., Лондон – 14 млн., Париж и Стамбул – по 11 млн.).
- Особая городская культура и образ жизни.
Глобализация – превращение человечества в единый и взаимосвязанный организм.
- Экономические, политические и культурные связи между странами и народами становятся всё более тесными.
- Современные средства связи и транспорта, Интернет, теле-видение, туризм, учеба и работа за пределами своей страны способствуют знакомству людей с образом жизни и культурой других стран и народов.
Сегодня все народы и страны составляют мировое сообщество.
. Проблемы современного общества
- Загрязнение окружающей среды (экологические проблемы).
- Международный терроризм.
- Проблема экономической отсталости стран.
- Угроза войн и распространения ядерного оружия.
- Бедность людей, голод, безработица, социальное неравенство.
- Проблема охраны здоровья, неизлечимые болезни (рак, СПИД и др.)
- Человечество – все ныне живущие на планете люди.
Нас сегодня более 6 млрд. чел.
Человечество – все люди, жившие на протяжении истории
Поколение – группа людей, родившихся в определенный период, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях.
- Разница в возрасте людей одного поколения составляет примерно 15-20 лет.
- Людей одного поколения объединяют схожие взгляды на жизнь и жизненный опыт. Они отличают себя от представите-лей других поколений.
Экологический кризис.
В конце ХХ в. наносимый людьми вред природе привел к экологическому кризису. Он носит общепланетарный характер.
Опасные последствия:
- сокращение площади лесов;
- истощение почвы;
- уменьшение видов растений и животных;
- загрязнение вредными выбросами воздуха и водоемов, бытовыми отходами земли;
- изменение климата на планете;
- ухудшение здоровья людей (появление новых болезней, мутация вирусов, ослабление иммунитета людей и др.).
Пути выхода из экологического кризиса.
- очистка воды, воздуха и почвы;
- создание безотходных технологий;
- экологическое воспитание людей;
- охрана природы.
Система – это целое, состоящее из взаимодействующих частей: подсистем и элементов.
. Общество- Динамичная система
- Динамичная система – изменяющаяся и развивающаяся система.
- Общество состоит из элементов и подсистем, которые обновляются и изменяются. Важнейшими элементами общества являются люди и общественные отношения. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни и социальные институты. Это деление достаточно условно. Все элементы и подсистемы общества тесно взаимосвязаны друг с другом
Сферы общественной жизни.
- Экономическая сфера включает отношения в процессе материального производства, добывания средств к существованию. (строительство дома рабочими, выращивание крестьянами овощей, выдача банком кредита и др.)
- Политическая сфера включает отношения в процессе управления обществом, борьбы за власть, влияния людей на государство. (принятие закона парламентом, проведение гражданами митинга, участие избирателей в выборах и др
- Социальная сфера включает отношения в процессе взаимодействия классов, социальных групп, наций, поддержки семьи, незащищенных слоев населения. (создание бизнесменом фонда помощи сиротам, формирование межнационального согласия в обществе, выплата пенсий инвалидам и др.)
- Духовная сфера включает отношения в процессе деятельности научных, образовательных, религиозных организаций, деятелей искусства. (работа учителей по нравственному воспитанию учащихся, проповеди священников в церкви, организация выставки местных художников и др
Социальные институты – устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение основных потребностей общества.
Основные социальные институты (и фундаментальные общественные потребности, которые они удовлетворяют):
- Семья – потребность в воспроизводстве людей.
- Государство – потребности в безопасности и социальном порядке.
- Производство – потребность в добывании средств существования.
- Духовные институты (образование, наука, религия, искусство) – потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения.
Общественные отношения – устойчивые связи, возникающие между индивидами, социальными группами (а также внутри их).
Виды общественных отношений:
- материальные (складываются в ходе практической материальной деятельности: производственные, финансовые, торговые, экологические и т.п.);
- духовные (взаимодействие людей в процессе духовной и культурной жизнедеятельности: политические, юридические, нравственные, в области искусства, образования, религии, спорта и т.п.).
Общественные науки.
Жизнь общества изучают многие науки, получившие название общественных:
- Политология изучает политическую организацию общества (устройство государства, деятельность политических партий, парламента, правительства).
- Экономика изучает экономическую деятельность людей (организация производства, торговля, финансы и др.).
- Социология изучает устройство общества, взаимодействие групп людей.
Два взгляда на исторический процесс.
Первый взгляд: исторический процесс – это восхождение общества по лестнице, каждая ступень которой – этап развития. В марксистском учении ступени исторического развития получили название общественно-экономические формации. Общества, объединенные схожим способом производства, составляют одну формацию. Все народы с разной скоростью проходят 4 формации:
- первобытную;
- рабовладельческую;
- феодальную;
- капиталистическую.
Пятой объявлялась коммунистическая – формация будущего (первая ее стадия – социализм).
Второй взгляд: социальные явления, происходящие у разных народов, уникальны. С этой точки зрения исторический процесс – смена цивилизаций.
Что такое цивилизация
Ф.Энгельс трактовал понятие цивилизации, как высший этап в развитии общества, пришедший на смену периодам дикости и варварства. Но сегодня ученые считают это определение слишком узким.
В современной науке нет единого взгляда на сущность цивилизации, насчитывается более ста её определений.
- Одни ученые относят это понятие к историческим эпохам (античная, средневековая, современная цивилизации);
- Культурно-исторические типы (цивилизации) – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития.
Признаки цивилизации
- географическая среда;
- система ведения хозяйства (экономика);
- социальная организация (тип общества, социальная структура);
- религия (или идеология, возведенная в ранг религии);
- духовные ценности;
- политико-правовая система;
менталитет – образ мышления, мировосприятия индивида или группы. Он обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов; например, черты русского менталитета: духовность, коллективизм, гостеприимство, широта души и др
Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. По мнению русского ученого Л.Гумилева, средняя продолжительность существования цивилизации – 1500 лет (древнеегипетская цивилизация просуществовала более 3 тыс. лет, китайско-конфуцианская и индо-буддийская существуют более 4 тыс. лет, российская – 1 тыс. лет, арабская – 1,4 тыс. лет, западная – 1,6 тыс. лет).
Все цивилизации возникли после возникновения земледелия и письменности, которые вместе с появлением городов, частной собственности, денег, религии, являются необходимыми признаками цивилизации. Т.о., общество и культура возникли раньше, а цивилизация – позже.
. Теория модернизации
Модернизация – усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям.
Прогресс и регресс.
Прогресс – переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; перевес позитивных сдвигов над негативными.
Например, использование новых технологий и техники, улучшение жизни людей, повышение грамотности населения, расширение избирательных прав граждан и др.
Регресс – движение от высшего к низшему, к деградации, воз-врат к изжившим себя формам и структурам; перевес негативных сдвигов над позитивными.
Например, рост безработицы, снижение доходов людей, ограничение прав граждан и др.
Прогресс – глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени. Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени.
Социальный прогресс – это глобальный процесс восхождения человеческого общества от состояния дикости к вершинам цивилизации.
Социальный прогресс включает в себя:
- технический прогресс (является фундаментом);
- экономический прогресс;
- Критерии прогресса.
- культурный прогресс.
- Развитие производительных сил (техника + работники).
Прогрессивными признаются лишь те общественные отношения, которые открывают наибольший простор для развития производительных сил, для роста производительности труда, для развития человека (как работника, профессионала).
Но история знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной жизни.
- Мера Свободы, которую общество в состоянии предоставить человеку.
- Гуманизм (человечность; доброе, справедливое, бережное отношение к человеку; признание его высшей ценностью).
Закономерности развития общества
- Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.
Каждая последующая общественная стадия короче предыдущей. Чем ближе к современности, тем общество развивается быстрее, тем более уплотняется историческое время (больше происходит событий, технических изобретений, научных открытий и др.).
- Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.
В современном мире соседствуют регионы и народы, находящиеся на разных этапах развития: доиндустри-альном, индустриальном или постиндустриальном. Это объясняется географическими, историческими, политическими, религиозными и другими причинами.
Социальные изменения
- Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.
- Революция – полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, переворот в социальной структуре общества, смена социального строя.
Эволюционный путь развития общества – это путь реформ.
Реформы – переустройство какой-либо стороны обществен-ной жизни при сохранении существующего социального строя.
Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами.
Виды реформ:
- экономические реформы (напр., новая налоговая система);
- политические реформы (напр., новая избирательная система);
- социальные реформы (напр., введение всеобщего среднего образования).
Реформы могут быть прогрессивными и регрессивными
Помимо социально-политических революций выделяют еще и технологические революции:
- Неолитическая революция (переход от присваивающих форм хозяйствования – охоты и собирательства – к производящим – земледелию и скотоводству; 10 тыс. лет назад);
- Промышленная революция (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; XVIII – XIX вв.);
- Научно-техническая революция – это скачок в развитии производительных сил общества, основанный на широком использовании научных достижений в производстве.
- Глобализация – исторический процесс сближения народов и государств, их взаимовлияние и взаимозависимость, превращение человечества в единую политическую и социально-экономическую систему.
Последствия глобализации.
Позитивные последствия:
- Стимулирует экономику, ее рост и развитие (товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдется дешевле → снижаются издержки производства, появляются дополнительные средства для его развития).
- Сближает государства, заставляет их учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать раз-личные санкции: ограничить торговлю, прекратить помощь, заморозить предоставление кредита и т.п.).
- Стандартизирует производство, технику (напр., требования к безопасности, качеству, совместимости товаров).
Негативные последствия:
- Разоряет мелких и средних производителей (крупные фирмы имеют возможность тратить большие средства на рекламу; потребитель стремится купить всемирно признанное изделие, известный бренд).
- Часто препятствует развитию отечественного производства (некоторые пред-приятия не имеют средств для соблюдения требований к качеству, экологической безопасности, не выдерживают конкуренции с зарубежными производителями, которые либо продвинуты технологически, либо субсидируются национальными властями).
- Локальные проблемы в экономике отдельных стран вызывают мировой экономический кризис.
- Обезличивает национальные культуры, стандартизирует образ жизни людей в разных странах (американизация, навязывание всему миру западных ценностей и образа жизни).
- Вызвала появление глобальных проблем человечества (о них – на следующем уроке).
Антиглобализм – политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста
Мировая система.
На глобальном уровне человечество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Оно включает все страны планеты.
Принято делить мировую систему на три части:
- Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Япония – это самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой.
У них больше всех капиталов, качественные товары, самые передовые технологии и средства производства, эффективно действующая рыночная инфраструктура. Они экспортируют сложную технику, новейшие технологии.
- Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки.
Они считаются сырьевым придатком ядра (экспортируют в основном сырье для промышленности, природные энергоносители, фрукты). Большая часть прибыли присваивается иностранным капиталом. Местная элита вывозит капиталы за рубеж, обслуживает интересы иностранных компаний. Огромный разрыв между богатыми и бедными, очень узкий средний класс. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, социальные конфликты.
- Полупериферия – достаточно развитые индустриальные страны, но им не хватает политического влияния и экономического могущества стран ядра (Китай, Бразилия, Россия, Индия и др.).
Они производят и экспортируют промышленные и сельскохозяйственные товары. Производство механизировано и автоматизировано, но большинство технологических достижений заимствуется у стран ядра. Это интенсивно развивающиеся страны (лидеры по темпам экономического роста). Рыночная инфраструктура еще недостаточно развита. Политические режимы отличаются стабильностью.
Страны полупериферии добиваются усиления их роли в мировой политике и экономике, соответствия их экономического потенциала политическому влиянию, превращения однополярного мира в многополярный.
Глобальные проблемы.
Особенности глобальных проблем:
- имеют планетарный характер, затрагивают интересы всех людей;
- угрожают деградацией и гибелью всему человечеству;
- нуждаются в неотложных решениях;
- требуют коллективных усилий всех государств.
Глобальные проблемы:
- экологический кризис;
- демографическая проблема;
- угроза новой мировой войны;
- проблема «Север – Юг»;
- международный терроризм;
- энергетическая, сырьевая проблемы;
- продовольственная проблема;
- охрана здоровья и др.
Причины глобальных проблем:
- глобализация общества (в условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер);
- активная преобразующая деятельность людей, неспособность человечества поставить ее под разумный контроль.
Экологические проблемы
- Загрязнение атмосферы.
Ежегодно промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу более 30 млрд. тонн углекислого газа, других вредных для человека веществ. Это разрушает озоновый слой, предохраняющий Землю от влияния губительного ультрафиолетового излучения, ведет к накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Последнее грозит «всемирным потопом», т.к. приведет к таянию ледников и подъему уровня Мирового океана. Города, расположенные на побережье или в низменностях, окажутся затопленными
- Загрязнение водоемов и Мирового океана (в него ежегодно попадают до 10 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, что приводит к вымиранию целых видов животных и растений).
- Истощение природных ресурсов (за 50 лет после мировой войны было использовано минерального сырья больше, чем за всю предшествующую историю; всех изведанных в мире запасов нефти, газа, угля хватит менее чем на 50 лет).
- Вырубка лесов (уничтожено уже более 20% амазонских джунглей; в России ежегодно вырубается более 180 млн. кубометров леса; в мире вырубка лесов в 18 раз превышает ее прирост).
- Уничтожение почвы, опустынивание территорий (по этой причине на грани вымирания оказались 2 тыс. видов растений и животных, около 50 млн. чел. в ближайшее десятилетие покинут свои дома, спасаясь от пустыни).
- Загрязнение планеты отходами, бытовым мусором (его большая часть не поддается ликвидации или вторичной переработке; многие страны не имеют технологий переработки мусора).
Пути выхода из кризиса:
- экологически чистое производство (развитие технологий, уменьшающих негативное воздействие на природу промышленности: безотходные производства, замкнутые циклы, развитие ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии, природо восстановительных отраслей и др.);
- экологическая экспертиза (организация эффективного общественного контроля над предприятиями);
- экологическое воспитание (изменение сознания и образа жизни людей; переход от агрессивного потребительства к умеренности, к гармонии природы и общества);
Современная наука рассматривает природу и общество как единую систему – Ноосферу (это, согласно Вернадскому, биосфера, управляемая научным разумом).
Демографическая проблема. |
- Бурный прирост населения дают развивающиеся страны. Это ведет к увеличению бедности в этих странах, нехватке продовольствия, резко обостряет проблемы с жильем, образованием, здравоохранением.
- Уменьшение численности и резкое старение населения в развитых странах. Уже сейчас количество пенсионеров в некоторых странах превышает численность трудоспособного населения. От краха системы социального обеспечения в странах Европы пока спасает трудовая миграция в зону ЕС выходцев из Азии и Африки. Но, с другой стороны, это порождает целый клубок новых социальных, этноконфессиональных и иных проблем.
- Перенаселение ряда стран мира.
Регионы наибольшей концентрации населения: Восточная Азия (восток Китая, Япония, Кореи), Южная Азия (Индия, Бангладеш, Пакистан), Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд), Зап. Европа.
Доля развитых стран в численности населения планеты составляет чуть более 10%. При этом почти 90% населения планеты живут в условиях бедности, высокой безработицы, болезней, социальной и политической нестабильности. Необходима четкая программа мер помощи развитию со стороны богатого Севера бедному Югу.
Проблема «Север – Юг».
С каждым десятилетием усиливается тенденция роста экономического отставания развивающихся стран от развитых.
Соотношение развитых и развивающихся стран по ВНП на душу населения: в 1960 г. – 25:1, сейчас – 40:1. Но помимо разрыва в доходах, увеличивается технологический разрыв. В результате в большинстве развивающихся стран не решены проблемы внутренних источников финансирования собственного развития. Развивающиеся страны должны Западу более 1 трлн.$.
Ежегодно ок. 50 млн. чел. в мире умирает от голода. Более 75% населения развивающихся стран живет в антисанитарных условиях. 1,5 млрд. чел. лишены элементарной мед. помощи. Детская смертность выше в 4 раза.
Все глобальные проблемы тесно связаны с развивающимися странами
Проблема сохранения мира.
- Статистика:
- из 4 тыс. лет известной нам истории лишь ок. 300 были мирными;
- сегодня на каждого человека планеты только в виде ядерного оружия приходит-ся по 10 т взрывчатых веществ; этим количеством оружия можно несколько десятков раз уничтожить Землю;
- расходы на вооружение в мире сегодня составляют ок. 1 трлн. $ в год.
- Проблема ядерной войны. Если она начнется, то погибнет всё человечество: и те, против кого она начнется, и те, кто ее начнет. Наступит «ядерная зима». Вот почему эта проблема является глобальной.
- Современная война – это война против мирного населения.
Соотношение между количеством погибших мирных жителей и военных:
- 1 мировая война – в 20 раз меньше;
- 2 мировая война – одинаково;
- Война в Корее (1950-53 гг.) – в 5 раз больше;
- Война во Вьетнаме (1964-68 гг.) – в 20 раз больше;
- Современные военные конфликты (нач. XXI в.) – в 100 раз больше.
- Проблема локальных вооружен-ных конфликтов. Опасность состоит в том, что современные локальные конфликты могут перерасти в региональные и даже в мировую войну.
- Решение проблемы: отказ от войны как средства решения конфликтов, поиск консенсуса, переговоры; признание права народов на самоопределение; совершенствование системы мировой коллективной безопасности и др.
. Международный терроризм.
Питательной средой для развития терроризма выступает экстремизм – приверженность к крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей.
Терроризм – насилие с целью устрашения и достижения определенных политических целей.
Причины терроризма:
Социально-экономические (низкий уровень жизни людей, безработица; увеличение числа люмпенов и маргиналов в обществе; терроризм сегодня – это очень прибыльный бизнес, торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли
- Политические (политическая нестабильность; недостаток мер по обеспечению безопасности населения; извечный конфликт Запада и Востока).
- Религиозные (существуют религиозные течения, пропагандирующие насилие. Самым распространенным из них является ваххабизм (радикальное течение ислама).
- Духовные (кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей).
Субъекты терроризма: между-народные и национальные террористические организации, а также отдельные террористы, выступающие исполнителями решений этих организаций (в т.ч. самые опасные из исполнителей – террористы-смертники
Средства и методы террористов:
- прямое физическое причинение ущерба жизни, здоровью и ограничение свободы людей (убийства, телесные повреждения отдельных лиц; похищения людей и захват заложников);
разрушительное воздействие на различные материальные объекты (взрывы, поджоги, разрушение промышленных предприятий, объектов жизнеобеспечения населения, объектов энергетики, коммуникации; теракты с использованием самолетов
- биологический и химический терроризм (напр., через систему снабжения водой, через метрополитен и др.);
- психологический террор (открытые или анонимные угрозы в адрес государственных и общественных деятелей, их родственников);
- электронный терроризм (хакерские атаки на серверы гос. учреждений, банков, платежных и биржевых систем).
Трудности борьбы с сетевым терроризмом заключаются в том, что террористические структуры:
- не имеют четкой географической локализации (какой-то единственной зоны базирования, их источники финансирование находятся в разных странах);
- лишены формальной структуры (они децентрализованы, лишены вертикальных иерархических связей);
- имеют определенную социальную поддержку (как борцы за свободу и справедливость; в некоторых странах эта социальная база очень широкая);
- не несут никакой ответственности (ни перед населением тех или иных стран, ни перед своими рядовыми членами);
- не ограничены в выборе целей и средств (отсутствуют как моральные ограничители, так и правовые).
Пути борьбы с терроризмом:
- тесная координация действий разных стран в борьбе с террором (объединение усилий правительств, служб госбезопасности и разведки, полицейских и армейских структур);
- лишение терроризма его финансовой базы;
- применение жестких силовых методов, вплоть до физического уничтожения террористов;
- никогда не идти на уступки террористам (выполнение требований террористов порождает новые террористические акты);
сужение социальной базы терроризма (с одной стороны, антитеррористической пропагандой, с другой – политическими методами, разрешая проблемы, толкающие людей на борьбу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"
Презентации к теме "Общество как сложная система" представляют материал о системном строении общества. основных сферах жизни общества и их взаимосвязи, противоречивости воздействия людей на природную ...
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
Конспект по разделу ,,ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”
Конспект по разделу ,, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”...
Контрольная работа по разделу "Общество" для СПО
Работа в форме ЕГЭ из трех частей: теста, вопросов без варианта ответа и сочинение...
Цифровой ресурс «Тематическое тестирования по обществознанию. 11 класс» (раздел "Общество")
Учащимся производится выполнение заданий за определенный промежуток времени. Программа автоматически считает количество правильных/неправильных ответов, после чего показывается подробный отчет с указа...
Зачет по обществознанию по разделу "Общество" для 11 класса
Зачет по обществознанию по разделу "Общество" для 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)...