Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Майорова Ольга Александровна

Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с их возрастными особенностями, ожидаемые результаты освоения раздела программы, обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся, календарно-тематическое  планирование по разделу  и разработку урока "Что такое общество?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_razdela.docx69.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нарышкинская СОШ»

Методическая разработка раздела

«Общество и человек»

образовательной программы по обществознанию 6 класса

Работу выполнила: учитель МБОУ

«Нарышкинская СОШ» Вознесенского района

Майорова Ольга Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………………….. ……3-4
  2. Цели и задачи раздела ……………………………………………… …5-6
  3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с их возрастными особенностями …………………………………………………………7-10
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы ………………11-13
  5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………………14-16
  6. Система знаний и система деятельности ..…………………………17-21
  7. Календарно-тематическое  планирование по разделу ..……………22-23
  8. Разработка урока, наиболее полно предоставляющая специфику методики  

     раздела …………………………………………………………………24-31

  1. Список литературы ……………………………….………………………..32

1. Пояснительная записка

    Курс «Обществознание» разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально – гуманитарного цикла. Он строится таким образом, что изложение учебного материала идет от общего к частному, чтобы ребята сначала познакомились с понятием «общество»  и историческим развитием человеческого общества, в чем помогут, полученные знания по истории Древнего мира в 5 классе, а затем перешли к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

   Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества,  его различных сфер, социальной структуре общества, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.

  Сверхзадача курса – показать и доказать учащимся, что те катастрофические, болезненные процессы, которые приходится переживать российскому обществу в третьем тысячелетия, являются универсальными, через них на разных стадиях проходили все общества и страны, а поэтому Россия не является исключением в плане выпавших на её долю испытаний.

   Данная методическая разработка составлена  к  программе «Обществознание»  для 6 класса на основе Федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования по предмету «Обществознание», базисного учебного плана, примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений М. Просвещение, 2013г., допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Программы курса «Обществознание» для 5–7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское слово, 2013. Авторы: А. И. Кравченко, И. С. Хромова, допущенной Министерством образования Российской Федерации)

УМК:

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса. – М.: ООО «Русское слово», 2013.
  • Кочетов Н.С. Обществознание. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Тесты по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 6 класс – авт. – сост. И.С. Хромова – М.: «Русское слово», 2010.
  •  Дидактический материал.
  • Презентации уроков.
  • Наглядные пособия.

     Для методической разработки я выбрала раздел «Общество и человек», так как  данный курс является первым этапом в изучении обществознания, поэтому он очень важен для становления гибкости подростка, члена общества, юного гражданина.

    На изучение обществознания  в 6 классе учебным планом предусматривается 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю, в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану.

    Этот курс содержит 27 тем. Остальные 8 учебных часов отводятся на повторение пройденного материала и контроль знаний учащихся.

   Данная разработка рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания, работа с дополнительной литературой.

2. Цели и задачи раздела

  Раздел «Общество и человек» - это первый раздел курса и включает в себя 8 уроков.

  Цель раздела:

Усвоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах жизни общества, их взаимном влиянии; способах регулирования общественных отношений.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представления об обществе  и основных закономерностях общественных отношений.
  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
  • Владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).
  • Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:
  • использование элементов причинно - следственного анализа.
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей.
  • поиск нужной информации по заданной теме.
  • Научиться определять собственное отношение к явлениям прошлого и современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Развивающие:

  • Способствовать развитию личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной информации и определения собственной позиции.
  • Развивать основные компоненты учебной деятельности: познавательной мотивацию, операционной части, навыков контроля и самооценки.
  • Развивать мышление в процессе аналитико-синтетической деятельности.
  • Развивать умение сравнивать, группировать, обобщать  познавательный материал.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки.
  • Развивать умение использовать  полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
  • Развивать самоконтроль и самооценку через предметные знания и упражнения.

Воспитательные:

  • Воспитывать гражданскую ответственность, уважение к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
  • Воспитывать чувства ответственности и коллективизма.
  • Воспитывать самостоятельную деятельность и коллективный труд через развитие  индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с их возрастными особенностями

Возрастные особенности детей 12 -13 лет

  • Основная деятельность – учебная

Особенности развития познавательных процессов:

Восприятие:

  • острота и свежесть,
  • возрастающая  дифференцированность,
  • слабость углубленного анализа при восприятии,
  • выделение несущественных деталей,
  • эмоциональность.

Внимание:

  • небольшая устойчивость произвольного внимания.

Память:

  • под влиянием обучения развивается в 2-х направлениях:
  1. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).
  2. Появляется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Воображение:

  • совершенствуется воссоздающее воображение
  • развивается творческое воображение

Мышление:

  • растет интеллект под влиянием обучения
  • развивается способность к обобщению и абстрагированию
  • происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности
  • появляется возможность делать обобщения, выводы, аналогии, умозаключения
  • формируются научные понятия (на смену житейским)
  • развивается аналитическая деятельность

(от наглядно действенного → к абстрактно-умственному анализу, от анализа 1 предмета → к анализу связей и отношений между предметами и явлениями)

    При работе с шестиклассниками необходимо учитывать следующие особенности младшего подросткового возраста:

  • подростки очень импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, они подвержены колебаниям настроения и аффективным вспышкам, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение
  • возрастная трансформация зачастую происходит рывками, неравномерно, в нем выявляются различные тенденции, проявляется стремление подростков к самоутверждению, самоопределению и самореализации. Одни подростки развиваются быстрее, другие отстают от своих ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот.

Определяющим подходом  при организации учебного процесса должен стать  личностно-ориентированный подход.

   При этом  изучение  обществознания должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала  социальных наук для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентации восприятия и освоения учебного материала обучающимися .

  Психолого-педагогическая характеристика 6 класса

В 6 классе 18 учеников:  10 девочек и  8 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 17 учеников – 2002 года и 1 ученик 2003 года рождения. 

 В классе 5 - отличников, 4 - хорошиста, 9 – троечников.

Данный коллектив сформирован в прошлом году.        

12 учащихся класса обладают устойчивой положительной самооценкой. Эта группа детей воспринимает себя позитивно, способна обратиться к своим внутренним ресурсам для преодоления трудностей, к психологической поддержке класса, поскольку особых проблем в межличностных отношениях не имеет. Потребность в психологической безопасности у представителей этой категории в основном удовлетворена.

3  ученика  нуждаются в психологической поддержке со стороны значимых взрослых (учителя и родителей) - самооценка этих детей снижена.

У 3 учеников выявлена завышенная        самооценка, которая указывает на личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими; такая самооценка говорит о нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

При проведении социометрии выявлено, что высокий социометрический статус (звезды, предпочитаемые) у 56 % учащихся, а низкий (пренебрегаемые, изолированные) – у остальных 44 %. Коэффициент взаимности в классе составляет 46 %, то есть класс недостаточно сплочен.

Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.

Учащиеся класса являются довольно работоспособными, успеваемость за прошлый год составила 100 %, качество знаний 50 %. Класс имеет активную группу; проявляет большой интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Большинство школьников относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания.

Высокий уровень интеллектуального развития выявлен у 6 человек, средний – у 8 человек,  низкий – у 4 учеников.

В свободное от учебы время ученики 6 класса посещают различные кружки, спортивные секции, а также факультативы по учебным предметам.

По оценкам классного руководителя ребята положительно относятся к труду, работе на пришкольном участке, на субботниках.

Перечень методик, использованных при диагностике 6 класса:

  1. Методика диагностики уровня самооценки Дембо-Рубинштейн
  2. Социометрия
  3. Наблюдение
  4. Тест структуры интеллекта по Р. Амтхауэру.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Цели и задачи раздела

Ожидаемые результаты

Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний: об обществе; основных социальных ролях; о социальном прогрессе. Приобщение учащихся к различным сферам общественной жизни

Задачи  изучения раздела:

Образовательные:

Дать представления об обществе  и основных закономерностях общественных отношений

•        Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

•        Владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).

•        Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:

использование элементов причинно - следственного анализа.

исследование несложных реальных связей и зависимостей

 поиск нужной информации по заданной теме.

 •       Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Развивающие:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной информации и определения собственной позиции

•        развивать основные компоненты учебной деятельности: познавательной мотивацию, операционной части, навыков контроля и самооценки,

•        развивать мышление в процессе аналитико-синтетической деятельности,

развивать коммуникативные умения и навыки,

•        развивать умение использовать  полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач

•        развивать самоконтроль и самооценку через предметные знания и упражнения.

Воспитательные:

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям

•        воспитывать чувства ответственности и коллективизма,

•        воспитывать самостоятельную деятельность и коллективный труд через развитие  индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество

  У учащихся сформируются  представления  и основные понятия об обществе  и человеке,  об основных закономерностях общественных отношений и общественного прогресса

Учащиеся получат  умения и навыки

•        Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

•        Владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).

•        Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:

        использование элементов причинно - следственного анализа.

        исследование несложных реальных связей и зависимостей.

           поиск нужной информации по заданной теме.

Определять собственное  отношение к явлениям прошлого и современной жизни, формулировать свою точки зрения.

Учащиеся получат возможность

•        развивать основные компоненты учебной деятельности: познавательной мотивацию, операционной части, навыков контроля и самооценки,

•        развивать мышление в процессе аналитико-синтетической деятельности,

•        развивать умение сравнивать, группировать, обобщать  познавательный материал,

•        развивать коммуникативные умения и навыки,

•        развивать умение использовать  полученные знания с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач,

•        развивать самоконтроль и самооценку через предметные знания и упражнения.

Продолжиться формироваться 

Сфера ценностно–ориентированной деятельности:

  • чувство  ответственности и коллективизма,
  • ориентация на  самостоятельную деятельность и коллективный труд через развитие  индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.

5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

В классе дети с разным уровнем интеллектуального развития: высокий уровень развития выявлен у 6 человек, средний – у 8 человек,  низкий – у 4 учеников. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети.  Поэтому для успешного усвоения данного раздела программы я использую следующие технологии:

Технология

Обоснование использования

Развивающего обучения

  • Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения)
  • Развитие творческих способностей учащихся

Личностно-ориентированного  и дифференцированного обучения

  • Учет индивидуальных способностей учащихся и их интересов
  • Развитие коммуникативных умений
  • Развитие потребности в творческом самовыражении

Информационная

  • Развитие познавательных интересов и лучшее восприятие учебного материала

Педагогики сотрудничества

  • Развитие навыков общения, сотрудничества
  • Создание атмосферы делового сотрудничества детей и педагога

Здоровьесберегающая

  • Снятие статического напряжения, релаксации, тренировки глазных мышц
  • Создание психологического комфорта в процессе обучения

Методы и приемы

Методы

Приемы

Словесная беседа

  • Постановка вопросов
  • Обсуждение ответов и мнений учеников
  • Формирование выводов
  • Изложение информации
  • резюмирование

Объяснительно-иллюстративный

  • Использование иллюстраций и мультимедийных средств обучения
  • Составление схем-опор
  • Использование таблиц и справочников

Индуктивный и дедуктивный

  • Приемы учебного анализа, синтеза, сравнения, аналогии
  • Выявление причинно-следственных связей

Частично-поисковый

  • Создание проблемной ситуации
  • Организация обсуждения, разрешение проблемы
  • Поиск решений учебной задачи
  • Подтверждение правильности выбора

Исследовательский

  • Постановка цели и задачи исследования
  • Выдвижение гипотез
  • Сбор необходимой информации
  • Проверка правильности гипотезы

Формы организации деятельности:

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая
  • фронтальная

6. Система знаний и система деятельности

Общенаучные знания и законы

Знания из определенной научной области

Знания из конкретной предметной области

Знания профессионального характера

Знание законов

диалектики, аналогии и ассоциаций.

Знание причинно-следственных отношений

Знание структуры  общества как

открытой (связь с природой) динамической системы, тенденций  и закономерностей социального прогресса, противоречивости развития.

Знание  о человеке как биосоциальном существе и творце культуры.

Сферы общественной жизни, ступени общественного прогресса, современное общество и его проблемы, человек  и его место в обществе,

Культура и культурное наследие общество и природа.

Знание речевых норм для построения ответа.

Знание способов организации своей деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка)

Знание способов получения информации

Система деятельности

 Познавательная:

- интеллектуальные операции – анализ, синтез, обобщение, классификация,

- выяснение причинно-следственных отношений,

- установление простых закономерностей.

Преобразующая:

- формирование и развитие умений переносить полученные знания в новые ситуации,

- развитие умения исследовать материал, сравнивать, делать выводы,

- формирование умения определять тему и цель урока, моделировать учебную задачу.

Общеучебная:

- работа с информационными текстами,

- навыки общения в учебном процессе:

- способ осуществления диалога, дискуссии.

- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,

- выделять вопросы в речи и отвечать на них.

Самоорганизационная:

- участвовать в выдвижении и решении различных целей,

- умение планировать работу,

- осуществление самоанализа и самоконтроля

   Современная российская школа переживает период инновационного обновления, в процессе которого интенсивно решаются вопросы о том, для чего, чему и как учить. Многообразие экспериментов в современной школе направлено на совершенствование методик развивающего обучения. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ученик может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся объективно оценивают  свою активность и  качество уроков.

   Для того чтобы закончить урок на положительной ноте я часто использую  упражнения  «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагаю учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.   Рефлексия содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

    Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю в свои уроки проблемные вопросы, использую межпредметные  связи, различные приёмы, позволяющие обеспечить связь изучаемого материала с современностью. Хорошим подспорьем в этой работе является мультимедийные средства обучения (презентации, тесты, схемы и т.д.).     Стараюсь привлечь ребят к анализу явлений, самостоятельному поиску объяснений тех или иных процессов и событий, привить вкус к рассуждениям. Использую информационные технологии  для расширения своего кругозора, для применения на уроках и во внеурочное время. При подготовке и организации данных уроков активно использую ресурсы Интернет, компакт диски. Использование на уроках  электронных учебников, справочников и баз данных, компьютерных иллюстраций значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс и конечно усиливают мотивацию к учебной деятельности. 

   Нередко, при подготовке к уроку,  приходится создавать учебные презентации по предметам. Создание и использование презентаций объясняется отсутствием стандартных электронных пособий к предлагаемым учебно-методическим комплексам. Использование имеющихся электронных пособий порой затруднительно или невозможно в зависимости от форм урока, разного уровня подготовленности классов.

   В мою деятельность как учителя входит контроль, коррекция и помощь в поиске дополнительного и обработке уже имеющегося материала, помощь, исходящая из личностно – ориентированного обучения.

   Важное место в моей работе занимает исследовательская деятельность учащихся и последующее участие в научно – практических конференциях.

   Исследовательская работа учащихся, как никакая другая деятельность, формирует у них качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора профессии. Важным компонентом исследовательской, поисковой деятельности является исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части.

   Исследовательская деятельность способствует воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к научному эксперименту,  повышению интереса к предмету.

   Желание видеть своих учеников знающими, находчивыми и точными привело меня к изучению вопроса о том, каким образом можно воспитать в них эти качества путем использования различных форм работы с текстом на уроках  обществознания. Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни.

   Использование различных форм работы с текстом помогает развить в обучающихся навыки аналитического мышления, умение работать с книгой и историческим документом, развивает устную и письменную речь, тем самым  способствует формированию информационной компетенции обучающихся.

   Как преподаватель общественных гуманитарных дисциплин чувствую за собой ответственность за успех становления открытого демократического общества. Ведь формирование гражданина начинается именно со школьных уроков обществознания. Поэтому много внимания в своей школьной практике я уделяю формированию демократического стиля педагогического общения, который способствует становлению доверительных партнёрских отношений между мной и моими учениками, позволяет им свободно высказывать своё мнение.    

7. Календарно-тематическое планирование по разделу

Название темы урока

Основные понятия

Кол-во часов

Дом. задание

1.

Что такое общество?

страна; государство; общество; общественная жизнь;

1

Стр.7-10

Практикум з.2

2.

Что такое общество?

Сферы жизни общества

сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

1

Стр.10-13

Практикум  з.2

3.

Происхождение и развитие человека

человек — биосоциальное существо

1

п. 2

практикум з. 1

4.

Историческое развитие общества

аграрное общество, индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество, социальный прогресс.

1

п. 3

практикум з.2

5.

Современное общество

научно-техническая революция, информационная революция, Интернет, мировое сообщество.

1

п. 4

практикум з.1 (по группам)

6.

Человечество как сумма поколений

культура, культурное наследие.

1

п. 5

практикум з.1

7.

Человек, общество, природа

биосфера, экология, экологический кризис, охрана природы.

1

п. 6

практикум

8.

Повторительно–обобщающий урок по теме «Человек и общество»

1

Итого:

8


8. Разработка урока

Урок 2.

Тема: Что такое общество?

Класс: 6

Дата: 11.09.2014 г.

Образ урока: Сферы жизни общества

Цель: познакомить учащихся с основными сферами жизни общества и их взаимным влиянием

  Образовательные задачи: формирование представлений о сферах жизни общества; формировать понятия  «экономическая сфера», «политическая сфера», «социальная сфера», «духовная сфера»

  Развивающие задачи: развивать умение слушать и  выделять главное, делая

соответствующие выводы; развивать память, развивать  навыки критического мышления, творческих способностей учащихся, умение приводить примеры, сравнивать, комментировать, развивать умение систематизировать знания в таблицу

 Воспитательные задачи: воспитывать дружелюбное отношение к  товарищам; воспитывать вежливость учащихся, нравственные  качества, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: комбинированный

Основные понятия: экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, выходной тест

План урока:

I.       Организационный момент.             2 мин.

  1. Опрос учащихся                              15 мин.  

  1. Изучение нового материала.         15 мин.

IV.  Закрепление  нового материала.      7 мин.

V.  Подведение итогов.                             5 мин.

                  VI.   Настрой учащихся на выполнение   1 мин.

домашнего задания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организационный момент

Вводная беседа:

Приветствие учащихся (Создание положительных эмоций. Поддержать улыбкой и расположить учеников к учителю)

Приветствуют учителя.

II.

Основная часть

Актуализация знаний

1. Работа с классом

2. Работа по карточкам

Класс заслушивает рассказ учащегося по теме «Понятие общества», ответ которого, ученики будут оценивать с помощью метода «шести шляп»

В это время несколько учащихся  выполняют задание по карточке: «Петя Иванов получил домашнее задание по обществознанию: приготовить сообщение на тему «Страна, государство, общество». Но вместо него задание выполнила мама, она выписала на отдельных листах характерные черты понятий «страна», «государство», «общество». Но поднявшийся ветер перепутал листочки. Помогите мальчику соотнести понятия и определения» (приложение 1)

Ответ учащегося и оценка ответа по методу «шести шляп»

Письменные ответы учащихся:

Страна-территория, которые имеет определенные границы.

Государство-политическая организация общества, характеризующаяся формой правления: монархия и республика.

Общество - социальная организация государства, нации, народности.

III.

Изучение нового материала

1. Переход к изучению новой темы

2. Рассказ учителя.

3. Работа с текстом учебника.

Итак, мы рассмотрели с вами, что такое страна, государство, общество. А сегодня мы продолжим изучать эту тему. Откройте учебник на стр. 11. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Устройство общества всегда вызывало большой интерес у людей. Многие ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, дерева.

  Современная наука представляет  общество в виде целостного социального организма, где каждая из сфер выполняет особую функцию. Сфера – это одна из сторон жизни общества. Обществознание выделяет четыре главные сферы жизни общества: экономическую, политическую, духовную и социальную.

 Учащимся предлагается заполнить таблицу по сферам жизни общества самостоятельно.

Учащиеся при помощи учителя выясняют, что сегодня на уроке мы будем изучать сферы жизни общества.

Учащиеся слушают рассказ учителя.

На доске записаны понятия: экономическая,  политическая,  духовная и социальная сфера.

Таблица

(приложении 2)

IV.

Закрепление нового материала.

В качестве закрепления ребятам предлагается выполнить вопросы № 3,4 «Проверь свои знания», стр. 13 учебника

Ребята выполняют «Проверь свои знания», стр. 13 учебника, вопросы № 3,4 (приложение 3)

V.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Выходной тест урока:

1.Я усвоил новые понятия

_да    _нет

2.Я понял тему урока

_да   _нет

3. Я не знал _

4. Теперь я знаю_

5. Что ещё хотел  бы узнать по теме?

6. Какой вывод я могу сделать  для себя?

Ребята выполняют тест.

VI.

Домашнее задание.

Комментирует  домашнее задание.

Дает учащимся возможность проявить самостоятельность в выполнении дополнительного задания.

П. 1, практикум з.2 (дополнительно)

Записывают в дневниках

Приложение 1

Карточка

«Петя Иванов получил домашнее задание по обществознанию: приготовить сообщение на тему «Страна, государство, общество». Но вместо него задание выполнила мама, она выписала на отдельных листах характерные черты понятий «страна», «государство», «общество». Но поднявшийся ветер перепутал листочки. Помогите мальчику соотнести понятия и определения»

Приложение 2

Сфера общества

Функции

Экономическая

Производство необходимых товаров и услуг и их распределение между ними. Предприятия и экономические отношения между людьми.

Политическая

Связана с государством и органами государственной власти: президент, аппарат президента, парламент, правительство, региональные органы власти, армия, милиция, налоговая и таможенная службы.

Духовная

Относят культуру, науку, образование, религию. Составные части: университеты, школы, музеи, театры, художественные галереи, СМИ, памятники культуры и др.

Социальная

Взаимодействие больших социальных групп общества: наций, народов, классов, сословий и др. Учреждения, обеспечивающие жизнь и деятельность людей: магазины, столовые, больницы, почты, клубы, парки культуры и др. Органы социальной защиты и социального обеспечения.

Приложение 3

  • К какой из сфер общественной жизни относятся:
  1. премьера спектакля в театре;
  2. покупка продуктов в супермаркете;
  3. сборка новых компьютеров на заводе;
  4. набор в армию;
  5. выпечка хлеба в пекарне;
  6. выборы президента;
  7. прием больных в поликлинике?

9. Список литературы

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса. – М.: ООО «Русское слово», 2013.
  • Кочетов Н.С. Обществознание. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Обществознание. Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко – М.: «Русское слово», 2012г.
  • Сеть Интернет
  • Тесты по обществознанию. К учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 6 класс – авт. – сост. И.С. Хромова – М.: «Русское слово», 2010.
  • Экономический словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Методическая разработка урока для 6 класса. Тема: Любовь - наивысшее чувства человека.

На уроке учащиеся должны   определить понятие любви, рассказать о многоликости этого понятия, объяснить, почему каждый человек стремиться к любви и каковы ее проявления;- совершенствовать н...

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛА V «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРАВА» КУРС «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», 9 КЛАСС

Это презентация методической разработки раздела V "Человек и его права" курса "Обществознание" (9 класс)...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...

Методическая разработка по биологии 8 класс. Тема: «Энерготраты человека и пищевой рацион»

Метод проекта зародился во второй половине XIX века в США.Основоположник – американский философ Джон Дьюи (1859-1952).         Джон Дьюи считал, что опыт и знание ребено...

Методическая разработка по предмету "Человек"для обучающихся 1 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема : "Мои глаза".

Цель: умение ориентироваться в собственном телеЗадачи:Образовательные: учить  находить на картинках и на себе части лица (глаза)Воспитательные: создать положительный эмоциональный настрой на заня...