типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Захарова Татьяна Николаевна

типовые вопросы раздела "общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipovye_zadaniya_po_teme_obshchestvo.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к разделу «Человек и общество»

Итак, давайте обратимся ещё раз к теоретическому материалу данной темы. Что должен знать экзаменующий?

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Реформы делятся на прогрессивные (н – р: реформы Александра II) и регрессивные (н – р: реформы Александра III). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

– экономические реформы – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

– социальные реформы – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

– политические реформы – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции: кратковременные (н – р: революция 1917 г. в России) и долговременные (н – р: неолитическая революция, промышленная революция).

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционного (доиндустриального), индустриального, постиндустриального (иногда именуемого технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез, т. е. предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля, и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. Применяются в основном ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-1970-х годов. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономике заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных и финансовых потоков.

Примеры заданий.

1. Какой признак характеризует индустриальное общество?
 1) низкая социальная мобильность
 2) глобализация экономики
 3) сословный тип стратификации
 4) зарождение массовой культуры

 2. Характерной чертой постиндустриального общества является:
 1) расширение промышленного производства
 2) замедление темпов развития
 3) создание массовой культуры
 4) использование компьютерных технологий

 3. И традиционное и индустриальное общества характеризуются:
 1) низкой социальной мобильностью
 2) преимущественным развитием промышленности
 3) сословным типом социальной стратификации
 4) связью всех сфер жизни общества

 4. Традиционное общество в отличие от индустриального:
 1) имеет классовую стратификацию
 2) является открытым
 3) базируется на религиозном мировоззрении
 4) поддерживает науку как социальный институт

 5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
 1) приоритет ценностей коллективизма
 2) превращение науки в общественный институт
 3) низкая социальная мобильность
 4) широкое использование компьютерных технологий

6. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
 1) модернизации
 2) глобализации
 3) демократизации
 4) информатизации

7. Сколько благ человек потребляет столько и должно быть произведено. Такая установка характерна для общества:
 1) индустриального
 2) массового
 3) традиционного
 4) информационного

8. Работник заинтересован в том, чтобы больше заработать. Для этого он готов трудиться более интенсивно, сократив время отдыха. Такие установки характерны для:
 1) традиционного общества
 2) индустриальной цивилизации
 3) аграрной цивилизации
 4) феодального общества

9. Такие установки трудовой этики, как предпочтение отдыха труду, стремление зарабатывать не больше, чем это необходимо для удовлетворения основных потребностей, характерны для общества:
 1) индустриального
 2) массового
 3) традиционного
 4) информационного

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
 1) формированием рыночной экономики
 2) ограничением социальной мобильности
 3) развитием средств массовой коммуникации
 4) организацией фабричного производства

11. Верны ли следующие суждения?
 А. Разрушение прежних общественных отношений и возникновение качественно новых – характерный признак социальной революции.
 Б. Разновидность социальных революций - революции научные и технические, приводящие к возникновению принципиально новых способов взаимодействия человека с природой.
 1) верно только А
 2) верно только Б
 3) верны оба суждения
 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения об общественных изменениях?

А. Революции выступают в качестве наиболее болезненных для людей форм общественных изменений.
Б. Реформа представляет собой изменение в общественной жизни, как правило, инициируемое и осуществляемое властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Выберите из предложенного признаки, характеризующие традиционное общество.

1) большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг
2) в управлении широко применяются электронные технологии
3) в сознании людей доминируют коллективистские ценности
4) в жизни общества важную роль играют локальные сельские общины
5) общество отличается низким уровнем социальной мобильности
6) динамичность общественных перемен.

 Ответы:

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

№ 12

№ 13

4

4

4

3

2

2

3

2

3

3

3

3

345


Нельзя назвать прочными и освоенными знания по теме
«Понятие общественного прогресса». В качестве индикатора можно рассмотреть задание на нахождение понятия, не относящегося к характеристике социальной динамики (В2).

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс».

Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Ответ: стагнация.

Не выполнили это задание 37% отвечавших. Это означает, что даже на уровне распознавания более трети экзаменуемых не владеют понятийным аппаратом по рассматриваемой теме. Подкрепляют вывод о пробелах в овладении знаниями по теме «Понятие общественного прогресса» данные о выполнении задания с развернутым ответом на конкретизацию (С6). Не выполнили это задание 37% отвечавших.

Интересно сравнить эти результаты с данными выполнения задания - задачи, содержащей в условии критерии (показатели) социального прогресса и требующей их конкретизации. Конкретизировать предложенные показатели смогло ненамного большее число отвечавших: 18% - один показатель, 27% - два показателя и только 24% смогли конкретизировать все три показателя. Напомню, что критериями общественного прогресса считают: развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; развитие производительных сил, включая самого человека; прогресс науки и техники; возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку. Универсальный критерий социального прогресса - прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Составить план развёрнутого ответа по теме «Общество и его структура» не смогли 42% отвечавших. 31% экзаменуемых выполнили задание на 1 балл. Они упустили отдельные вопросы, существенные для данной темы, или допустили отдельные некорректные формулировки пунктов и подпунктов сложного плана.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие общества как совокупности исторических форм совместной деятельности людей.
2. Сферы общественной жизни как элементы структуры общества:
а) экономическая сфера;

б) политическая сфера;

в) социальная сфера;

г) духовная сфера.

3. Социальные (общественные) институты в структуре общества и его отдельных сфер:

а) семья;

б) школа;

в) государство и др.

(Возможно  другое  количество  и (или) иные  корректные формулировки пунктов плана).

 

Примеры заданий

1. Общество - это

1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней

Ответ: 2

2. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

1) культура
2) общество
3) природа
4) цивилизация

Ответ: 2

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.

Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 4

4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество постоянно развивается, что позволяет его характеризовать как динамическую систему.

Б. Общество в широком смысле – это весь окружающий человека мир.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 1

5. К характеристике общества как системы относится

1) неизменность во времени
2) способы взаимодействия и формы взаимодействия людей
3) часть природы
4) материальный мир в целом

Ответы: 2

6. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие общество как динамичную систему, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимосвязь элементов
2) неизменность элементов
3) взаимодействие элементов
4) развитие
5) обособленность элементов и сфер

Ответ: 134

7. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВО»

1) Расцвет средневекового западноевропейского общества
продолжался несколько веков.
2) Под обществом понимают все формы
взаимодействия людей.
3) Общество собаководов организовало
очередную выставку.
4) Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.
5) Общество любителей изящной словесности избрало своего председателя.

Ответ:

1

2

3

4

5

Б

А

Б

Б

Б

А) в широком значении
Б) в узком значении

 

 

 

 

 

 


Следующим «проблемным» элементом содержания являются «Сферы жизни общества». Необходимо знать сферы и четко их различать - успешность выполнения заданий во многом зависит от умения идентифицировать сферу общественной жизни по проявлениям. Это экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.


Примеры заданий

1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Ответ: 1

2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества:

1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную

Ответ: 2

Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Труднее задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. В условиях экономического кризиса президент стран назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественно жизни.

Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Ответ: 3

4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?

А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.

Б. В результате налоговых реформ выросли темпы. промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
морали.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны.

Ответ: 1

Следующим трудным элементом содержания является тема «Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество». Для успешного выполнения заданий необходимо четко уяснить характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального общества, научиться определять их проявления, сравнивать общества разных типов, выявляя черты сходства и различия.

Остановимся на наиболее сложных заданиях.

Примеры заданий

1. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое промышленное производство.

Б. В постиндустриальном обществе наряду с массовым все более прочные позиции занимает мелкосерийное производство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 4

2. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества.

Б. В традиционном обществе социальная мобильность отсутствовала, переход из одной социальной группы в другую был невозможен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 4

3. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и обведите цифры, под которыми они указаны

1) развитие сферы услуг
2) рост численности рабочего класса
3) отсутствие социальной стратификации
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
6) резкий подъем рождаемости

Ответ: 145

Определенные сложности для выпускников представляла тема «Глобальные проблемы современности». При отработке данного материала целесообразно четко определить сущность понятия «глобальные проблемы»: для них характерно то, что они проявляются в мировом масштабе; ставят под угрозу выживание человечества как биологического вида; могут быть решены усилиями всего человечества. Далее можно зафиксировать важнейшие из глобальных проблем (экологический кризис, проблема предотвращения мировой войны, проблема «Севера» и «Юга» и др.), выявить их признаки и конкретизировать их на примерах общественной жизни. Кроме того, необходимо четко представлять себе сущность процесса глобализации.

Примеры заданий

1. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А. Все глобальные проблемы тесно взаимосвязаны.

Б. Экономическая и политическая глобализация являются одной из характеристик глобального мира.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А и Б
4) оба суждения неверны

Ответы: 3

2. Найдите в приведенном ниже списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества:

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира
2) возникли во второй половине прошлого века
3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями
4) вызваны нехваткой природных ресурсов
5) носят масштабный характер
6) порождают социальные конфликты

Ответ: 125

3. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1) постепенное истощение запасов нефти и металлов
2) активизация деятельности экстремистских групп
3) быстрый рост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки
4) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран
5) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

А) угроза мирового терроризма
Б) угроза экологического кризиса
В) проблема «Север-Юг»

Ответ:

1

2

3

4

5

Б

А

В

В

Б



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

типовые вопросы раздела "человек"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "человек" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "Политика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "Политика"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "социальные отношения" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "право"для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "право"для подготовки к егэ по обществознанию...

типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

типовые вопросы раздела "экономика" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...

Презентация "Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 класс.

Данная презентация "Вопросы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 11 классе" поможет учителям коллективно обсуждать вопросы  с  учениками.Рекомендуется использовать для индивиду...