Курс внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Материал можно использовать при ведении курса внеурочной деятельности, элективного курса, при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ofg_11_kl.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Финансовая грамотность»
направление: общеинтеллектуальное
Уровень образования (класс): среднее общее образование, 11 класс
Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год
Срок реализации: 1 год
Учитель: Мифтахова Лидия Александровна, высшая категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана и составлена на основе учебно-методических пособий:
1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВАКО, 2018. – 400 с.(Учимся разумному финансовому поведению)
2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 232 с. (Учимся разумному финансовому поведению)
3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 48 с. (Учимся разумному финансовому поведению)
Актуальность образовательной программы.
В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.
Цель программы: формирование у учащихся 11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи программы:
- повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния;
- приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений;
- усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления личными финансами;
• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.
Содержание тем учебного курса
Тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих передним финансовых задач. Изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.
Тема | Количество часов 11 класс | |
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 6 | |
Собственный бизнес: как создать и не потерять | 10 | |
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | 10 | |
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 7 | |
Итоговый контроль по курсу | 1 |
Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (6 часов)
Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.
Собственный бизнес: как создать и не потерять (10 часов)
Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (10 часов)
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (7 часов)
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.
Итоговый контроль по курсу (1 час)
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ занятия | Тема занятия | Дата урока | |
План | Факт | ||
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 6 | ||
1-2 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | ||
3-4 | Если нанесён ущерб третьим лицам | ||
5-6 | Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору страховщика | ||
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять | 10 | ||
7-8 | Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать | ||
9-10 | Пишем бизнес-план | ||
11-12 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | ||
13-14 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | ||
15-16 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | ||
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | 10 | ||
17-18 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | ||
19-20 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников | ||
21-22 | Виды финансовых пирамид | ||
23-24 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет | ||
25-26 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | ||
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 7 | ||
27-28 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия | ||
29-30 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | ||
31-32 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | ||
33 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | |
34 | Итоговое повторение курса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс "За страницами учебника" - математика....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 7 класса
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности учащихся среднего подросткового возраста в условиях постоянно возраст...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности...