Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_ekologich.kultura_i_zdorovyy_obraz_zhiznr.docx | 51.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа рассмотрена на заседании методического совета Протокол № 1 от «____» августа 2018 года ______________________ руководитель МС | Программа рассмотрена на педагогическом совете протокол № 1 от «____» августа 2018 года и вынесена на утверждение. | Утверждаю. ______________________ Директор школы Белякова М.Н. Приказ № ___ «___»__________2018 года |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Экологическая культура и здоровый образ жизни»
(спортивно-оздоровительное направление)
7-А класс
Педагог- Иванова М.В.
Домодедово, 2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни» для 7 класса разработана с учетом социально-психологического статуса школьника, на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) в части развития воспитания и социализации обучающихся в части формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Структура данной рабочей программы представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа курса составлена на основе «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам).
Цель рабочей программы- формирование индивидуального и кол-лективного опыта проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни в жизненных ситуациях школы и дома.
Задачи:
- развитие общения как ведущей деятельности, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;
- развитие разнонаправленных интересов учащихся в гуманитарной, естественнонаучной,технической, прикладной сферах деятельности;
- формирование исследовательских умений и практических действий в реальных жизненных ситуациях;
- воспитание гражданской ответственности, лидерских качеств, трудолюбия,
аккуратности.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Будут сформированы
- опыт нравственного выбора;
- осознание взаимосвязи телесного и духовного здоровья;
- положительная мотивация к действиям по развитию своей экологической грамотности, формирование культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- навыков оценки жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- общечеловеческих нравственных ценностей;
- навыков самостоятельно определять и высказывать самые простые общие
для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Планируемые метапредметные результаты
В ходе освоения программы школьники получат возможность формирования универсальных учебных действий:
в сфере регулятивных универсальных учебных действий
обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Обучающийся получит возможность для формирования:
проявлять познавательную инициативу;
− преобразовывать практическую задачу в познавательную;
− самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
в сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать её;
- разрабатывать проект в соответствии с требованиями;
- подчиняться правилам работы в команде;
- составлять портфолио.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающийся научится:
- выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы;
- слушать и быть внимательным к другим;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- приводить аргументы, подтверждающие взаимообусловленность телесного и духовного здоровья человека;
- оценивать ресурсы своего здоровья и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;
- называть особенности здорового образа жизни коренных народов своей местности, включая их рационы питания, предметы домашнего обихода, жилище, одежду, способы природопользования, воспитания здорового поколения;
- выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг;
- классифицировать загрязнители по их действию на здоровье;
- проектировать образ жизни, учитывающий экологические риски окружающей среды и индивидуальные особенности человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правилам гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- этическим нормам межличностных отношений;
- объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
- соблюдать правила личной и общественной гигиены;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и 34 часа в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Основное содержание |
1 | Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий | Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции здорового образа жизни разных племен и народов. Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, способов природопользования, воспитания здорового потомства и отношение к вредным привычкам. Клубная гостиная «Этнография о здоровье». Дискуссия «Культура здоровья и экологическая культура: что общего?» Форум «Культура здоровья местного населения». |
2 | Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? | Исследовательские умения. Риски для здоровья. Эколо-гические риски. Источники информации их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, терроризма. Примеры и комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи и проч. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению информации по вопросам экологии и здоровья. Практикум. Экологический мониторинг. Работа с разными источниками информации. Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать». |
3 | Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни | Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие «загрязнение окружающей среды». Его виды. Механизмы воздействия загрязнителей. Природные и антропогенные причины загрязнения. Чрезвычайные экологические ситуации. Способы оказания первой помощи при ЧС. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища,безопасных технических изобретений, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации. Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. Диспут «Цена выживания» Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ». |
4 | Наш вклад в здоровье окружающей среды | Проекты, направленные на экологическую безопасность и здоровьесбережение. Правила работы в команде. Критерии социального партнерства. Повестка дня на 21век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Решение конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. Проекты по преобразованию школьной среды, ближайшего окружения. Исполнение проектов в реальной жизни. Полемика «Кто в ответе за будущее?» |
5 | Экологическая культура как ресурс здоровья | Ведущий вклад экологической культуры. Приоритетность образования просвещения в решении экологических проблем. Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предва-рительного исследования. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Средства просвещения и пропаганды. |
Формы организации деятельности учащихся
Формы проведения занятий:
- месячник просветительских мероприятий по вопросам экологии и здоровья;
- изготовление плакатов, буклетов;
- дебаты «Выживание человечества: спасение в технологиях или культуре?»
- дискуссия, полемика, прения, дебаты, диспут;
- исследовательские работы естественно-научной направленности;
- просветительские акции.
Формы организации учебного процесса:
- групповая (работа с группой детей);
- индивидуальная;
- научно-исследовательская;
- проектная;
- ролевая игра;
- проблемно- ценностное и досуговое общение;
- социально-творческая и общественно полезная практика.
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой; методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн); диагностика уровня воспитанности (методика Н.П Капустиной).
Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для использования различных форм контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Итоговая оценка работы «зачёт».
Тематический план
№ п/п | Темы разделов | Всего часов | Из них | ||
Лекция | Практич | ||||
Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий | |||||
1 | Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ. | 1 | 1 | ||
2 | Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? | |||||
4 | Культура здоровья местного населения как результат адаптации к условиям проживания. | 1 | 1 | ||
5 | Экологический подход как метод проектирования ЗОЖ. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Экологическая безопасность. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Особенности питания. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни | |||||
8 | Особенности жилища, одежды. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Форум как форма общения людей. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Риски для здоровья. Экологические риски. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды | |||||
11 | Проекты направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. | 1 | 1 | ||
12 | Критерии социального партнерства. | 1 | 1 | ||
13 | Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. | 2 | 1 | 1 | |
14 | Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. | 2 | 1 | 1 | |
15 | Ответственность каждого организма за свой выбор и принятие решения. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья | |||||
16 | Ведущий вклад экологической культуры. | 2 | 1 | 1 | |
17 | Прения как форма обсуждения и выражения различных мнений по итогам его предварительного исследования. | 2 | 1 | 1 | |
18 | Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. | 2 | 1 | 1 | |
19 | Средства просвещения и пропаганды. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 19 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
Номера занятий | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохожде-ния |
Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов) | ||||
1 | Проблемы экологии и здоровья. ЗОЖ. | Знакомство с этнографической информа-цию разных времён и народов. | 03-07.09. 2018 г. | |
2-3 | Клубная гостиная «Эт- нография о здоровье». | Формулировать свои познавательные интересы к проблемам экологии и здоровья. | ||
4-5 | Дискуссия «Культура здоровья и экологиче-ская культура: что об-щего?» | Раскрывать понятия «риск», «эко-логический риск». Проводить само-обследование ресурсов здоровья. На-зывать надежные источники информации по вопросам экологии и здоровья. | ||
Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?(9 часов) | ||||
6 | Культура здоровья мес-тного населения как результат адаптации к условиям проживания. | Знать об источниках информации о рисках для здоровья, их надежности. Способы проверки информации на достоверность. Экологические риски в городской среде. | ||
7-8 | Экологический подход как метод проектиро-вания ЗОЖ. | Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (грамотность в вопросах экологии и здоровья). | ||
9-10 | Практикум. Экологиче- ский мониторинг. | |||
11-12 | Экологическая безопас-ность. | Переговорная площадка «Экология и здоровье: учимся действовать». | ||
13-14 | Особенности питания. | Знакомство с особенностями здорового питания. Составление рекомендация здорового питания. | ||
Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни(6 часов) | ||||
15-16 | Особенности жилища, одежды. | Ролевая игра, моделирующая ЧС. Ролевая игра, моделирующая повседневную экологическую ситуацию. | ||
17-18 | Форум как форма об-щения людей. | Знакомство с особенностями участия интернет-форумах. Участие в эколо-гическом Интернет-форуме. | ||
19-20 | Риски для здоровья. Экологические риски. | Диспут «Цена выживания». Клубная гостиная «Банк идей ЗОЖ». | ||
Наш вклад в здоровье окружающей среды(8 часов) | ||||
21 | Проекты направленные на экологическую безо-пасность окружающей среды и здоровьесбе-режение. | Обобщать данные науки, этнокультуры, политики, искусства, мнения собе-седников для формирования личного отношения к перспективам решения проблем экологии и здоровья на местном и глобальном уровнях. | ||
22 | Социальное партнёр-ство. | Знакомство с понятием «социальное партнёрство». | ||
23-24 | Перспективы решения местных проблем эко-логии и здоровья в будущем. | Работа над проектами по преобра-зованию школьной среды, бли-жайшего окружения. | ||
25-26 | Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Зем-ли. | Знать о решениях конференции ООН по устойчивому развитию. | ||
27-28 | Ответственность каж-дого организма за свой выбор и принятие ре-шения. | Полемика «Кто в ответе за будущее?» | ||
Экологическая культура как ресурс здоровья(6 часов) | ||||
29-30 | Ведущий вклад эколо-гической культуры. | Выступать на прениях с аргу-ментированными суждениями о вкладе экологической культуры, духовного и социально- психологического совер-шенствования человека в его телесное здоровье, успешную социализацию, возможность иметь полноценную семью, долгую творческую жизнь. | ||
31-32 | Прения как форма об-суждения и выражения различных мнений по итогам его предвари-тельного исследования. | Знакомство с особенностями выступ-ления на прениях. Практикум-выступ-ление в прениях на экологическую тему. | ||
33-34 | Средства просвещения и пропаганды. | Называть существенные признаки про-свещения, пропаганды и проводить их сравнение. Перечислять формы и способы просвещения. Делать выводы о её социальных и личностных результатах. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2015.
- Ненасилие: философия, этика, политика. – М., 2013.
- Гросс С.К. Общаюсь, значит, преуспеваю. – М., 2015.
- Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: Методические рекомендации для педагогов. – М., 2009.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. – М.,2009.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 2009.
- Лихачев Д.С. Избранные труды. – М., 2009.
- Максимова А. А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. – М., 2015.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2012.
- Окунев А. Как учить не уча. — СПб.: Питер-пресс, 2016.
Интернет-ресурсы
1 |
| |
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
5 |
| |
6 |
| |
7 |
| |
8 |
| |
9 |
| |
10 | http://window.edu.ru/library |
|
11 |
| |
12 |
| |
13 |
| |
14 |
| |
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность обучающихся» для 5 класса
кружок...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» для учащихся 7-8 классов
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;Распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...