Курс внеурочной деятельности "Финансовая грамотность", 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Материал можно использовать при ведении курса внеурочной деятельности, элективного курса, при подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofg_10_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

     по курсу «Финансовая грамотность»

   направление: общеинтеллектуальное

Уровень образования (класс): среднее общее образование, 10 класс

Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год

Срок реализации: 1 год

Учитель: Мифтахова Лидия Александровна, высшая категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана и составлена на основе  учебно-методических пособий:

1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВАКО, 2018. – 400 с.(Учимся разумному финансовому поведению)

2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 232 с. (Учимся разумному финансовому поведению)

3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват.орг. – М.: ВАКО, 2018. – 48 с. (Учимся разумному финансовому поведению)

Актуальность образовательной программы.

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию современного человека, она так же жизненно важна для каждого человека, как и умение писать и считать. Финансовая грамотность помогает домохозяйствам эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников рынка.

Цель программы:  формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и   навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи программы:

  • повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой грамотности и организация их личностного самоопределения относительно задач повышения личного (семейного) благосостояния;
  • приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых решений;
  • усвоение обобщенных способов проектирования и планирования действий при решении финансовых задач.

Планируемые результаты обучения

Требования к личностным результатам освоения курса:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• владение умением решать практические финансовые задачи:

• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

• планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

• владение коммуникативными компетенциями:

• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Содержание тем учебного курса

Тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих передним финансовых задач. Изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.

Тема

Кол-во часов 10 класс

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

10

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

10

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

8

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

6

Итоговый контроль по курсу

1

ИТОГО

35 часов

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (10 часов)

Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто-кредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

 Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (10 часов)

Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (8 часов)

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (6 часов)

Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Итоговый контроль (1 час)

Календарно-тематическое планирование. 10 класс

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата урока

План

Факт

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

10

1-2

Банковская система

2

3-4

Как сберечь деньги с помощью депозитов

2

5-6

 Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

2

7-8

Кредит: зачем он нужен и где его получить

2

9-10

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

2

Модуль  2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

10

11-12

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

2

13-14

Профессиональные участники рынка  ценных бумаг

2

15-16

Граждане на рынке ценных бумаг

2

17-18

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды

и общие фонды банковского управления

2

19-20

Операции на валютном рынке: риски и возможности

2

Модуль 3.    Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

8

21-22

Что такое налоги и почему их нужно платить

2

23-24

Основы налогообложения граждан

2

25-26

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России

2

27-28

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет

2

Модуль 4.   Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду  

6

29-30

Страховой рынок России: коротко о главном

2

31-33

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

3

34

Повторение курса «Финансовая грамотность»

1

35

Итоговый контроль по курсу: «Банки. Страхование»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 11 класс "За страницами учебника" - математика....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Грамотный читатель"

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 7 класса

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее развитие читательской компетентности учащихся среднего подросткового возраста в условиях постоянно возраст...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" для 6 класса.

Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он позволяет обеспечить дальнейшее   развитие     читательской     компетентности...