Технологическая карта урока: "Правонарушения и юридическая ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности, воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Правонарушения и юридическая ответственность" | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока по обществознанию в 9 классе
Тема: | Правонарушения и юридическая ответственность. | ||
Тип урока: | урок открытия новых знаний | ||
Формы: | индивидуальная, фронтальная, работа в паре, работа в группах. | ||
Цели урока: | -формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности; - воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам; -способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся. | ||
План урока | 1. Правонарушения и его признаки. 2. Виды правонарушений. 3. Юридическая ответственность. 4. Виды юридической ответственности | ||
Основные понятия | Правонарушения, юридическая ответственность, проступок, преступление, уголовная ответственность | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний; ознакомятся с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности. | Метапредметные умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике
| Личностные продолжить формирование правовой культуры и правовой грамотности; продолжить формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности | |
Ресурсы урока:
| |||
Ход урока I. Организационный момент начала урока. (0,5мин) - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли подготовлено вами к уроку. | |||
II этап- повторение и актуализация опорных знаний (4 минуты) | |||
Содержание деятельности учителя Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы. «Мозговой штурм». Необходимо вставить пропущенные слова в определении. | Содержание деятельности обучающихся Отвечают на вопросы. Вставляют пропущенные слова. | ||
III этап – целеполагание (4 минуты) | |||
Содержание деятельности учителя - Мне сказали, что сегодня в этом классе собрались лучшие интеллектуалы школы, поэтому я пришла к вам с ящиком как знатокам. Прошу посмотреть на видео - фрагмент и ответить на вопрос что находится в ящике. - Как вы уже догадались, в ящике находится (Уголовный Кодекс РФ).(слайд на экране) Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации. Тема сегодняшнего урока «Правонарушения и юридическая ответственность» - Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, что вы сегодня узнаете на уроке? | Содержание деятельности обучающихся Учащиеся определяют тему урока и вопросы, которые будут изучены на уроке, а также объясняют, почему важно изучать эту тему. 1) объяснить значения понятий правонарушение, преступление, проступок; 2) изучить виды юридической ответственности; 3) прийти к пониманию, почему каждый гражданин должен знать законы своей страны | ||
IV этап - изучение нового материала (8 минут) | |||
Содержание деятельности учителя Учитель: «Ребята, как вы думаете, а что же такое правонарушение?» Учитель: «Давайте сравним ваши определения, с понятием, которое предлагает автор учебника». Слайд с определением на экране. | Содержание деятельности обучающихся Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся находят определение в учебнике, записывают его в тетрадь. | ||
Учитель выводит на экран слайд № 4 и предлагает сравнить две ситуации. Найти, в которой из них говорится о правонарушении и объяснить, почему. На экране появляется слайд № 5, на котором ссылка на закон, как подтверждение указанной ситуации. | Учащиеся анализируют ситуации и приводят свои аргументы. | ||
Учитель предлагает учащимся заполнить две схемы «Признаки правонарушения» (слайд № 6) и «Виды правонарушения» (слайд № 7). И применить эти знания к указанной ситуации. | Учащиеся с помощью учебника заполняют схемы и анализируют ситуацию. | ||
V этап - самостоятельная работа (9 минут) | |||
Содержание деятельности учителя Учитель: «Ребята, сейчас каждая группа получит свое задание, которое вам необходимо выполнить с помощью учебника и подготовиться к ответам». | Содержание деятельности обучающихся Учащиеся помогают учителю раздать папки четырех цветов. Учащиеся анализируют кейс и должны найти ответы на вопросы к кейсу. | ||
VI этап – ответы на вопросы кейса и заполнение таблицы (10 минут) | |||
Содержание деятельности учителя Учитель: «Ребята, вы закончили самостоятельную работу. Сейчас мы с вами будем обсуждать ваши кейсы. В ходе обсуждения вы должны заполнить таблицу «Юридическая ответственность». Учитель выслушивает учащихся, если необходимо корректирует их ответы и просит обратиться к информации в учебнике. | Содержание деятельности обучающихся Учащиеся высказывают свои предположения по кейсу. После обсуждения каждого кейса, учащиеся заполняют таблицу. | ||
VII этап - проверка и самооценка (3,5 минуты) | |||
Содержание деятельности учителя Учитель: «Ребята, обменяйтесь своими работами с соседями и проверьте друг друга». Учитель на экране выводит таблицу с ответами (слайд № 8). | Содержание деятельности обучающихся Учащиеся обмениваются работами и проверяют их. | ||
Учитель: «Ребята, заполните лист самооценки работы на уроке и проанализируйте вашу работу на уроке». | Учащиеся заполняют лист самооценки. | ||
VIII этап – домашнее задание (1 минута) | |||
Содержание деятельности учителя Учитель: «Ребята, откройте пожалуйста дневники, и запишите домашнее задание». Учитель выводит на экран с домашним заданием (слайд № 10). | Содержание деятельности обучающихся Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение № 1. Кейсы.
1.Кейс № 1 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 17).
Гражданин Иванов Н.Н. работает в компьютерной фирме «Компьютер-сервис». Иванов ежедневно опаздывает на работу на 15-20 минут. Нерегулярно заполняет рабочую документацию. Однажды потерял договор на поставку компьютерной техники.
Вопросы к кейсу:
- Являются действия Иванова Н.Н. правонарушением? Свой ответ обоснуйте.
- Как можно классифицировать действия Иванова, как проступок или преступление? И почему?
- Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
- С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
- Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
- Как бы вы поступили на месте работодателя Иванова и почему?
Кейс № 2 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 19).
Старшеклассники Михаил, 17 лет, опаздывал в школу. Он очень торопился, так как на первом уроке у него должна была быть контрольная работа по алгебре. Подходя к перекрестку, он увидел, что уже загорелся красный свет. Так как поблизости не было машин, а до звонка оставалось три минуты, Михаил быстро перебежал дорогу на красный свет.
Вопросы к кейсу:
- Является действие Михаила правонарушением? Свой ответ обоснуйте.
- Как можно классифицировать действия Михаила, как проступок или преступление? И почему?
- Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
- С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
- Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
- Как бы вы поступили на месте Михаила и почему?
Кейс № 3 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 20).
Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и мобильные телефоны и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Вопросы к кейсу:
- Докажите, что действия старшеклассников являются правонарушением?
- Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок или преступление? И почему?
- Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
- С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
- Какие наказания предусмотрены за правонарушения такого вида?
- Как бы вы поступили, если бы среди ваших одноклассников оказались такие ученики?
Кейс № 4 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 16).
Гражданка Петрова Н.И. купила в магазине компьютер. На покупку был выписан товарный чек. Дома покупательница обнаружила, что компьютер имеет дефект: не загружается операционная система. Гражданка Петрова принесла компьютер в магазин и попросила возврата денег. Продавец отказался принять бракованный товар.
Вопросы к кейсу:
- Являются ли действия продавца правонарушением?
- Как можно классифицировать действия продавца, как проступок или преступление? И почему?
- Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
- С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
- Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
- Как бы вы поступили на месте гражданки Петровой?
Приложение №2. Таблица для работы в парах
виды юридической ответственности | ||||
санкции | ||||
Возраст, с которого наступает юридическая ответственность | ||||
Статьи какой отрасли права нарушаются |
Фамилии:
Приложение № 3. Лист с критериями оценки.
Критерии | баллы |
Критерий 1. Самостоятельная работа с кейсом - ученики самостоятельно дали правильные ответы на 6 вопросов - ученики самостоятельно дали правильные ответы на 4-5 вопросов - ученики самостоятельно дали правильные ответы на 2-3 вопроса - ученики самостоятельно дали правильные ответы на 0-1 вопрос | 4 балла 3 балла 2 балла 0 баллов |
Критерий 2. Заполнение таблицы - ученики правильно заполнили 4 столбика - ученики правильно заполнили 3 столбика -ученики правильно заполнили 2 столбика - ученики правильно заполнили 0-1 столбик | 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов |
Критерий 3. Работа в паре - оба ученика принимали активное участие в работе - один из учеников отказывался работать | 1 балл 0 баллов |
Критерий 4. Время выполнения работы - ученики выполнили все задания - ученики не выполнили все задания | 1 балл 0 баллов |
Перевод первичных баллов в 5-балльную систему
Первичные баллы | Отметка |
8-9 баллов | «5» |
6-7 баллов | «4» |
4-5 баллов | «3» |
0-3 балла | «2» |
Приложение № 4. Лист самооценки.
Критерий | Да/нет |
Я определил (-а) тему урока | |
Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать | |
Я участвовал (-а) в публичном обсуждении кейса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....
Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс
Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"...
Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"
Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"...
Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс.
Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс....
Технологическая карта урока по Обществознанию _Юридическая ответственность_
Технологическая карта урока по Обществознанию _Юридическая ответственность_...