Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_moralnyy_vybor_otvetstvennost_8_kl_tehnologicheskaya_karta.docx | 638.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема урока | Моральный выбор - ответственность | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя. | ||
Образовательные ресурсы | Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2016. | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Действительно ли настоящая ответственность бывает только личной? | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Моральный выбор, свобода, ответственность | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока учащимся предлагается ответить на вопросы: - Что такое долг? Какие стороны долга вы знаете? Каково происхождение слова «совесть»? Что значит «иметь совесть»? - Почему совесть хранит и оберегает общечеловеческие ценности? Почему пошел на смерть Януш Корчак? В чем смысл его жизни? Что побуждает людей совершать подвиги, идти в бой за Родину, жертвовать жизнью? Анализ притчи. Приложение 1. - Действительно ли настоящая ответственность бывает только личной? | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Учащиеся актуализируются на предстоящей проблеме урока и пытаются найти на нее ответ | Фронтальная работа. Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа с текстом учебника Беседа с учащимися Рассказ учителя Работа с текстом Беседа Словарная работа Групповая работа Работа с текстом Беседа с рассуждением | 1.Пользуясь текстом учебника, раскройте смысл понятия «Моральный выбор». Всегда ли совпадает разумное и нравственное? Например, мужчина заступается за женщину или ребенка, которых обижают агрессивные хулиганы. Исход предрешен: мужчина в лучшем случае будет жестоко избит распоясавшимися преступниками. Разве его поступок разумен? Кто выигрывает в данной ситуации? Так почему же человек в одном случае поступает аморально, а в другом честно, по-доброму? Кившенко «Военный совет в Филях» В чем суть картины? На чем основан выбор? (на вере, патриотизме, чувству ответственности). Кутузов просчитывал, делал выбор на основе моральной оценки, т.е брал ответственность на себя. (Предопределено во внешних действиях. Моральный выбор - это внутренний выбор на основе внутренней среды и действий во внешней среде.) Притча о птичке. Приложение 1. Учитель: О чем притча? Где предопределение? Где свободный выбор? А на самом деле присущ ли выбор птице? групповая проектная работа 2.Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Но некоторые люди, увы, не видят разницы между свободой и анархистской вседозволенностью. Они рассуждают так: «Зачем мне подчиняться правилам, которые придуманы другими? Многие правила, нормы несовершенны. Не лучше ли просто не обращать на них внимания?». Эти люди ошибаются. Чтобы понять причины их заблуждений, ответим на вопрос: «Что такое свобода?». Дать строгое определение можно, но полезнее рассмотреть те признаки свободы, без которых она невозможна. Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 3). 3. Формирование понятия «Ответственность». Задание учащимся: Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте притчу про дровосека на стр.55 учебника. Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся). Что же такое «ответственность»? Учитель: Вернемся к ситуации «Подруги». Кто из девушек поступил ответственно, а кто безответственно и почему? Как на ваш взгляд, с точки зрения ответственности, могла поступить Наташа? Что бы вы могли посоветовать девушкам? (варианты решений записываются на доске). Итак, общие для всех правила и ограничения необходимы, чтобы корректировать, поправлять поведение людей в обществе. Человек общественный находится в сложных взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государством. Он зависит от них, готов выполнять обязанности, нести ответственность. Поэтому, ответственность – это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что запрещено законом, что наносит ущерб другим людям, он должен отвечать, нести ответственность. 4. Формирование понятия «Самосовершенствование». Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно? Ведь одно дело знать нормы морали, а другое – действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? Большинство всегда право. Может быть в этом выход? Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся» Как вы понимаете эти слова? | Находят в учебнике определение понятия, записывают его в рабочую тетрадь: Моральный выбор – это нравственный конфликт в самом человеке, это внутренний выбор человека между моральным и аморальным. Отвечают на поставленный вопрос Читают, включаются в обсуждение ситуации. Учащиеся работают с картиной и решают: Решение Кутузова было предопределено или это свобода выбора? Предопределено - т.е. нет выбора. Это свобода выбора Учащиеся отвечают на вопросы: Нет, выбор присущ только человеку. Именно человек делает свободный выбор опираясь на моральные ценности Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению». Осуществляют взаимопроверку. Приложение 3 Дают определение понятия «свобода», исходя из тех понятий, которые посчитали с ними связанными. Приходят к выводу, что свобода – это не вседозволенность, а возможность выбора. Ученики: На основе текста учебника формулируют определение данного понятия. Сверяют свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и записывают его в тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)
Устные ответы учащихся | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Работа в парах Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы. Записи в тетради Устное задание Устные ответы. Устные ответы Устные ответы Записи в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа в парах | Беседа с учащимися.Проанализируем слова И. Канта (Приложение 5) | Учащиеся в парах обсуждают поставленный вопрос, высказывают свое мнение. Ученики: Должны прийти к выводу, что подразумевается то, что мы называем «иметь характер». То, что это умение быть человеком независимым, самостоятельным, решительным, инициативным, т.е. как теперь говорят автономным. Автономность достигается в процессе воспитания и самовоспитания. Автономность требует, во-первых, хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, во-вторых, умения управлять собой, своим поведением Отвечают на поставленную проблему урока | Индивидуальная работа. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - В чем выражается свобода выбора? - Как взаимосвязаны свобода и ответственность? - В чем опасность безответственного поведения? Рефлексия «Сегодня я понял…» Продолжите мысль. Притча «Все в твоих руках» | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | Конкретизирует домашнее задание Домашнее задание: § 7, «Проверь себя» с.58-59, вопросы 3 и 5, Эссе на тему: Что же сделать, чтобы человек был более ответственным? | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Притча «Не торопитесь осуждать»
Прекрасная маленькая девочка держала в руках два яблока. В комнату вошла ее мама и мягко, с улыбкой спросила свою маленькую принцессу:
«Милая, ты не могла бы дать своей мамочке одно из двух яблок?».
Девочка в течение нескольких секунд посмотрела на маму, а затем внезапно надкусила одно яблоко, а затем быстро другое.
Женщина почувствовала, как улыбка застывает на ее лице и очень постаралась не показать свое разочарование. Она расстроилась, что ее любимая доченька не пожелала с ней поделиться.
И вдруг девочка протянула одно из укушенных яблок и сказала: «Мама, возьми вот это, оно более сладкое!»
Какова мораль этой притчи?
Мораль: независимо от того, насколько вы взрослый, опытный и осведомленный человек, никогда не спешите судить других. Дайте им возможность объясниться. То, что вы видите, может быть очень обманчиво. Часто видя только общую картинку, мы заблуждаемся в истинных мотивах действий другого человека.
Приложение № 2
Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек. Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо!
И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие плечики понуро опускались, в горле стоял комок, а на сердце ложилась печаль.
Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее. Она пыталась решить, что сделать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе.
Понятия, связанные со словом «свобода» | Понятия, не связанные со словом «свобода» |
Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия: «ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор», долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».
Приложение 3
Ситуация для анализа 1.
В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.
Задание.
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения
- свободы
- ответственности
4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?
Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.
Рекомендации к защите.
При защите следуйте пунктам 1-4
Ситуация для анализа 2.
Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?
Задание.
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения
- свободы
- ответственности
4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?
Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.
Рекомендации к защите.
При защите следуйте пунктам 1-4
Ситуация для анализа 3.
На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?
Задание.
1. Прочитайте ситуацию.
2. Определите проблему выбора.
3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения
- свободы
- ответственности
4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?
Помните, что вы делаете моральный выбор!
5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.
Рекомендации к защите.
При защите следуйте пунктам 1-4
Приложение 4
Тест «Моральный выбор – это ответственность»
Приложение 5
Очень выразительно определял личность великий немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804): это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Обдумаем каждое слово в этом определении. Способность быть господином самому себе. Что это значит?
Но И.Кант считал, что этого мало, чтобы быть личностью. Личность должна иметь твёрдые принципы, а к твёрдым принципам всегда относили моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости. И.Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что все эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь твёрдые принципы – с неба, как говорится, не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причём добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека. Иначе говоря, личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает. Другого пути стать личностью не существует.
Учитель подчёркивает близость позиций философа и современной науки. В науке обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
"Индивидуальная технологическая карта как метод развития самостоятельности и ответственности"
В данной статье показан способ введения такого метода как технологическя карта. Даны подробные образцы заданий...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Технологическая карта по ОБЖ. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних.Тип урока: Вводный. Изучение нового материала....
Технологическая карта урока: "Правонарушения и юридическая ответственность"
Формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности, воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам....
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Технологическая карта урока по Обществознанию _Юридическая ответственность_
Технологическая карта урока по Обществознанию _Юридическая ответственность_...