Доклад по финансовой грамотности
статья по обществознанию
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Личная финансовая безопасность становится важным фактором финансового благополучия людей, что признано официально на государственном уровне. В сентябре 2017 года Правительством Российской Федерации была принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.
Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы "финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния» [6, с.3]
Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.
Очевидно, что начинать формирование финансовой грамотности нужно уже в школе, где усваиваются знания, необходимые для будущей жизнедеятельности. Формирование готовности обучающихся к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят в учебный план новые предметы, курсы, модули, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_fin.gramotnosti.docx | 387.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Хоринская средняя общеобразовательная школа №1
имени Дармы Жанаевича Жанаева»
Тема доклада: «Формирование и оценивание финансовой грамотности учащихся»
автор : Рассадина Татьяна Викторовна учитель истории и обществознания
Хоринск
2021
Тема доклада: «Формирование и оценивание финансовой грамотности учащихся»
Здравствуйте, коллеги!
Тема моего выступления «Формирование и оценивание финансовой грамотности учащихся» И, конечно же в начале своего выступления я не могу не затронуть определение понятия «финансовая грамотность».
Финансовая грамотность – это способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.
Именно, способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами.
Каким образом мы можем формировать эту способность у обучающихся?
►в рамках учебных предметов через междисциплинарные задания;
► в рамках предмета «Обществознание» на уровнях основного общего образования и среднего общего образования;
► в рамках элективных / факультативных курсов «Финансовая грамотность»;
► в рамках выполнения индивидуального проекта.
Я работаю в сельской средней школе, поэтому чаще всего формирование способности «Финансовой грамотности» происходит в рамках учебных предметов через междисциплинарные задания .
В следствии этого приходится искать новые инструменты развития интереса к финансовой грамотности у обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Инструментарий развития интереса к финансовой грамотности на уроке:
► интерактивные методы обучения: кейс-метод, деловые и ролевые игры;
► контекстные, прикладные задачи;
► проектные задания.
Примеры заданий по финансовой грамотности на уроках.
Условия задачи: С каждым годом воды расходуется все больше и больше, а ее запасы ограничены. Рост расхода воды связан с возросшими гигиеническими стандартами, использованием кухонных, стиральных машин и другой техники. Люди вынуждены очищать уже использованную воду, что очень дорого.
► Задания 1. Приоткроем водопроводный кран, чтобы вода едва капала (2-3 капли в секунду). Подставим под кран сосуд. Рассчитайте, какова будет потеря воды из одного крана за 1 минуту, за 1 час, за 1 день?
► Задание 2. Что экономнее: принимать ванну, используя 100-120 л воды, или душ, расходуя 20-60 л воды в минуту, при условии, что под душем вы будете мыться 10 минут?
«Покупка онлайн билетов»
Возможное применение: Урок истории 5 класс : «Александр Македонский и его завоевания» (с Македонией и личностью А. Македонского ученики познакомились на предыдущем уроке «Греция подчиняется Македонии»). Тексты по финансовой грамотности представлены в виде скриншота покупки онлайн билетов.
Задача учеников ответить на вопросы:
- Что вы видите на экране? (покупка онлайн билетов)
- Куда отправляется самолет? (Скопье)
- Мы с вами видим, что нам предложено два билета с отправкой в одно и тоже время. Но цена билета разная. Почему? ( разное время полета)
- Какова цена билетов? Как вы считаете, это дорого для бюджета вашей семьи? Почему? Можете ли вы приобрести онлайн билеты? (возможны различные ответы)
Учащиеся охотно включаются в проектную \ исследовательскую деятельность по финансовой грамотности. Тем проектов и исследовании в данной области великое множество. Я приведу лишь пару примеров.
Проект «Пластиковые карты»
Ребятам предлагается понаблюдать в течение недели, в каких случаях их родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких - наличными деньгами. Результаты наблюдений представляются в виде таблицы, оформленной на листе ватмана формата А3.
Проект «Банки моего района»
Предлагается выяснить, какие банки находятся в районе их дома. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые они предлагают вкладчикам. Вклады могут отличаться по размеру, сроку и величине процентов Попробуйте понять, от чего зависит величина процентов. Полученную информацию также учащиеся представляют в виде таблицы.
В рамках внеурочной и внешкольной деятельности по финансовой грамотности можно обратиться к игре. Не секрет, что игра - самый эффективный способ чему-то научиться, в том числе грамотно управлять деньгами. Ролевая игра в "Магазин" с продавцом-кассиром и покупателями, популярная настольная игра "Монополия", любые компьютерные стратегии с необходимостью добывать и распределять ресурсы для развития, а также симуляторы жизни, в которым нужно управлять личными финансами, например, "The Sims 3" - все они заставляют детей думать, считать, планировать и учиться на ошибках. Этим и хороша игра: цена ошибки, даже самой большой, остается виртуальной, в то время как полученные выводы и навыки ребенок может использовать в реальной жизни. Таких игр очень много в сети Интернет.
1) "Финансовый футбол» Эта игра, разработанная компанией VISA и Российской экономической школой, составлена в виде викторины. Верные ответы на вопросы в области управления личными финансами позволяют игроку продвинуться к воротам противника, чтобы забить гол. На сайте также есть четыре обучающих модуля, которые можно бесплатно изучить: о сбережениях, бюджете, кредите и пластиковых картах.
2) "Portfolio". Еще одна игра Российской экономической школы на портале о финансовой грамотности знакомит игрока с различными вариантами инвестиций: банковский депозит, ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды (так называемые ПИФы), долевой бизнес. В начале игры у вас есть 1 000 000 рублей, и каждый год необходимо продумывать свой инвестиционный портфель. Игра длится 10 лет и каждый год показывает новые возможности, раскрывая их преимущества и недостатки.
3) "Путь к финансовому успеху" Игра, разработанная Волгоградским государственным университетом, позволяет развить навыки управления своими доходами и расходами. В процессе игры хорошо усваиваются психологические особенности финансового поведения, что позволяет его рационализировать. Цель игры - достичь финансового успеха, купив в магазине все ценности, обеспечивающие повышение уровня зарплаты.
4) "Жизнь и кошелек" Еще один текстовый квест разработали специалисты из компании ПАКК. В отличие от предыдущих игр, "Жизнь и кошелек" не является онлайн-игрой. Архив с ней можно скачать и играть, пытаясь соблюсти баланс между жизненными расходами, доходами и счастливой жизнью.
Таких игр очень много.
Современное общество живет в мире, где деньги и связанное с ними финансовое благополучие имеют свое исключительно важное место в системе человеческих ценностей. Социализация подрастающего поколения в нашей стране осуществляется в условиях становления механизмов рыночной экономики, в которой финансовая грамотность является неотъемлемой компетенцией каждого человека, обязательной составляющей современной жизни, подобно стремлению вести здоровый образ жизни, непрерывно повышать профессиональную квалификацию и образовательный уровень. Финансовая грамотность дает человеку, сумевшему овладеть ею, ощутимое преимущества в обеспечении благополучия себя и своей семьи.
Большое спасибо за внимание! У меня все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Доклад на тему: «Функциональная(финансовая) грамотность»
Функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результатЯ считаю, что в связи с объективно изменившимися условиями в образовании и главная ...
Доклад "Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности)"
В этой статье показана необходимость и возможность формирования у учащихся финансовой грамотности при изучении математики.Ключевые слова: финансы, финансовая культура, финансо...
Доклад по финансовой грамотности
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий...
Доклад на педагогическом совете "Финансовая грамотность обучающихся"
Актуальность материала в связи с необходимостью ознакомить коллег с учебными темами в рамках ФОП по обществознанию...