Доклад на педагогическом совете "Финансовая грамотность обучающихся"
статья по обществознанию
Актуальность материала в связи с необходимостью ознакомить коллег с учебными темами в рамках ФОП по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято следующее рабочее определение финансовой грамотности: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни»
Принятие разумных финансовых решений, среди которых значительное множество связано с выбором варианта поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, – именно это составляет суть финансовой грамотности как личностного навыка человека, проявления его функциональной грамотности.
Финансовая грамотность рассматривается как постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с изменяющимися финансовыми требованиями общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами.
- Среди компонентов финансовой грамотности, прежде всего, выделяются определённые знания основных элементов финансового мира. ДЕНЬГИ, НАЛОГИ, ИНФЛЯЦИЯ И ДР. Вместе с тем, акцент делается не на самих знаниях как таковых, а на способности актуализировать (передавать и применять) знание и понимание того, что учащимся известно о личных финансах и финансовых продуктах.
- Наряду с этим в финансовую грамотность включаются и мыслительные навыки, связанные с распознаванием финансовой информации, её анализом, выявлением и решением финансовых проблем.
- Ещё одной важной составляющей финансовой грамотности является мотивация к поиску информации для принятия эффективного решения. Мотивация рассматривается и как компонент, и как важный фактор формирования финансовой грамотности. Требования заданий на применение финансовых знание можно условно разделить на две группы.
Первая включает в себя требования из категории «финансовая арифметика»: подсчитать, сколько герой может получить по вкладу, каков будет остаток денежных средств после совершения всех обязательных трат, какую сумму в рублях может получить герой, совершив обмен валюты и т.д. ЭТО МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА
Вторая группа, как правило, подразумевает определение действий, которые следует предпринять в той или иной ситуации. ВОТ ЭТО КАК РАЗ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
представлены четыре контекста:
• образовательный и профессиональный (образование и работа);
• домашний и семейный (дом и семья);
• личностный (личные траты, досуг и отдых);
• общественный (сообщество и гражданин сообщества).
Почему такой интерес государства к этой проблеме? Для государства низкий уровень финансовой грамотности является одним из препятствий к развитию платежной индустрии в целом, ограничивает возможности и снижает эффективность регулирования финансовых рынков, защиты прав потребителей, препятствует переходу к пенсионной системе, основанной на большем индивидуальном участии.
Для частных организаций, предоставляющих финансовые услуги, низкая финансовая грамотность потребителей способствует росту отрицательных внешних эффектов, производимых недобросовестными поставщиками финансовых услуг, что приводит к снижению уровня доверия к сектору в целом.
С точки зрения экономики в целом, недостаточный уровень знаний в области финансовых услуг означает низкую степень вовлечения широких слоев населения в их потребление, а значит, ограничивает уровень и качество сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста
Для внедрения финансовой грамотности в учебные предметы можно предложить следующие темы для рассмотрения и виды заданий.
• В обществознаниях в структуре КИМ ОГЭ и ЕГЭ заложены темы по финансовой грамотности;
В учебниках по обществознанию предусмотрены тематические разделы по изучению экономики в 7,8, 11 классах
Темы 7,8,9 класса: Основные понятия финансовой грамотности,
Финансовое планирование, семейный бюджет.
Способы разумного взаимодействия семьи с финансовыми институтами,
Права потребителя финансовых услуг, способы их защиты.
Ведение семейного бюджета
11 класс:
Основы управления личными (семейными) финансами,
Формирование личных сбережений, пенс. накоплений.
Финансовое планирование; финансовые риски, уплата налогов, инвестирование.
Роль, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации.
Экономика - Отдельный модуль, посвященный финансовой грамотности, включающий все основные темы
Право - Гражданское право в части регулирования правоотношений в сфере оказания услуг финансовыми организациями. Защита прав потребителей финансовых услуг
Специфика содержания образования ФГ:
- знаниевый компонент диктуется деятельностным, который в свою очередь происходит из практики взаимодействия граждан с финансовыми организациями, из тех проблем и затруднений, которые ставит перед семьями современная финансово-экономическая ситуация и условия их жизни
- Пример содержания финансовой грамотности - предметные умения:
• Вести расчеты расходов семейного (личного) бюджета
• Ранжировать расходы по степени важности
• Определять реальные потребности, стоящие за разными расходами
• Искать различную информацию по ценам и количествам товаров и услуг в различных источниках
• Вести расчеты доходов и расходов семейного бюджета, в том числе с использованием различных программ
• Искать информацию в различных источниках по теме грамотного ведения семейного бюджета
Компетенции:
• Оптимизировать расходы семейного бюджета
• Оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи
• Совершать умные покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов покупок
• Определять ресурсы, которые могут приносить доход и находить способы увеличения доходов семьи
ВЫВОДЫ: Финансово грамотное население
-Ведет учет личных доходов и расходов
-Рационально подходит к выбору финансовых продуктов и услуг
- Живет в рамках своего бюджета, не злоупотребляя заемными средствами
- Ориентируется в финансовой сфере
-Планирует свое финансовое будущее
- Готово к непредвиденным жизненным обстоятельствам,
-Создает финансовую подушку безопасности
- Оценивает перспективу выхода на пенсию со средствами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование информационной и читательской грамотности обучающихся"
Социализация личности через чтение...
Образовательный педагогический проект «Формирование математической грамотности обучающихся 5-6 классов на основе использования возможностей смыслового чтения в процессе обучения математике»
Цель проекта:Повышение качества математического образования обучающихся 5 – 6 классов с учётом современных требований через единую систему формирования математической и читательской грамотности ...
«Технология «педагогическая мастерская по восстановлению текста (лекции)» как средство развития социально-гуманитарной грамотности обучающихся при изучении обществознания»
Педагогическое мастерство необходимо постоянно совершенствовать. Активно использовать в своей практической деятельности сочетание различных технологий для более эффективного обучения.В связи с этим пе...
Доклад на РМО «Способы формирования читательской грамотности обучающихся 5-9 классов»
Материал направлен на освещение вопросов формирования читаельской грамотности на уроказ русского языка и литературы...
Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....
Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"
Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...
доклад на педагогическом совете, 2022 год Формирование и развитие навыков смыслового чтения в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования как один из показателей функциональной грамотности учащихся
Когда мы говорим о функциональной грамотности учеников, многие подразумевают такие предметы как математика, физика, информатика, история и т. д., но мало кто знает, что смысловое чтение яв...