Доклад "Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности)"
методическая разработка

Панова Любовь Сергеевна

     В этой статье показана необходимость и возможность формирования у учащихся финансовой грамотности при изучении математики.

Ключевые слова: финансы, финансовая культура, финансовая грамотность, финансовая безопасность, прибыль, доходы, личный бюджет

Актуальность  темы. Еще обучаясь в школе, учащиеся задумываются над тем, какую выбрать профессию, благополучно решающую их финансовое обеспечение в жизни. С финансовыми вопросами связана ежедневная жизнь их семей, родственников, одноклассников, что требует определенных умений решать эти вопросы, опираясь не только на жизненный опыт, но и полученные знания.

Цель данной статьи – рассмотреть возможности учебного предмета для формирования финансовой грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности) Подготовила учитель математики Панова Л.С.

Слайд 2

Финансовая грамотность – одно из условий, позволяющих добиваться успеха. Заработать деньги сложно, хотя в этом может и повезти, но сохранить их – тоже весьма непростая задача, универсального решения у которой нет. Для начала давайте разберемся, чем финансово грамотные люди отличаются от тех, которые ничего не знают о финансах.

Слайд 3

Классификация финансовых задач, используемых на уроках математики, при подготовке к ВПР,ОГЭ и ЕГЭ Потребности и расходы Доходы и налоги Личный и семейный бюджет Сбережения и инвестиции Кредиты и займы

Слайд 5

В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.

Слайд 6

В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

Слайд 7

Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

Слайд 8

. В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом. 9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций.

Слайд 9

.

Слайд 10

Участие в проектной деятельности. Создание лэпбуков

Слайд 12

Мини-проект «Семейный бюджет моей семьи»

Слайд 13

Участие во всероссийском конкурсе «Копилка для мечты»

Слайд 14

28 сентября 2021 года состоялось мероприятие «Финансистам – хорошо, пусть меня научат.. или Как найти миллион в своем кармане». Данное занятие позволило определить уровень сформированности знаний обучающихся 7 классов в области финансовой грамотности. В занимательном квесте использовались самые разнообразные познавательные задания. В интересной форме ребята смогли продемонстрировать свои знания относительно семейного бюджета, сбережений и всего, что связано с деньгами. Внеурочные мероприятия

Слайд 15

7 октября 2021 года состоялась итоговая игра-конкурс «От финансовой грамотности – к успеху». Ребята смогли поработать в группах и порешать самые разные виды познавательных заданий: от ситуационных до творческих, таких как кроссворды. Работая в команде и формируя состязательский дух, ребята работали активно и эмоционально.

Слайд 16

21 октября 2021 года прошло занятие «Банки и кредиты». Обучающиеся получили возможность ознакомиться с понятиями «кредит», «кредитная история», «простые проценты», «сложные проценты», а также с электронными деньгами и электронной продукцией. В ходе занятия научились с помощью определенных формул рассчитывать простые проценты, сложные проценты с капитализацией; работать с электронной продукцией.

Слайд 17

2 декабря 2021 года состоялось внеклассное мероприятие «Создай свой бизнес». Обучающиеся участвовали в «круглом столе». Смогли обсудить основные этапы создания бизнеса, поработали с познавательными заданиями по теме. В заключение смогли решить кроссворд.

Слайд 18

15 декабря 2021 прошла деловая игра «Личный финансовый план». Ребята учились планировать собственный бюджет с использованием различных ситуационных задач. Через конкретные примеры осуществили попытку просчитать бюджет на определенное время вперед, получили возможность составить свой финансовый план, учитывая иерархию расходов и поступающих доходов.

Слайд 19

23 декабря 2021 прошла новогодняя квест-игра «Проказы Дедушки Мороза- спрятанный кошелёчек. ». Цель: повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме. В ходе выполнения заданий по станциям акцентировали внимание на таких понятиях и терминах: деньги, кредит, рассчетно-кассовые операции, семейный бюджет, пенсия, налог.



Предварительный просмотр:

Формирование финансовой

грамотности в математике

( в урочной и внеурочной деятельности)

                                                Подготовила: учитель математики

ВДСОШ   Панова Л.С.

(1слайд) Развитие общества  происходит настолько быстро и интенсивно, что порой сложно перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, и, следовательно,   они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей.  Поэтому помочь сформировать разумное финансовое поведение можем мы, педагоги, на своих уроках и во внеурочной деятельности.  

(2слайд) Финансовая грамотность формируется не только при изучении курса обществознания и экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль.

Значение математики в том, что она позволяет по единому образцу описать большое количество разнообразных по своей природе процессов, используя систему универсальных методов анализа; таким образом, появляется возможность сделать широкие обобщения и создать модели различных изучаемых процессов и при изучении финансовой грамотности.

(3слайд) Учебный предмет «математика» – благоприятная среда для формирования финансовой грамотности, так как обладает универсальным набором инструментов для решения финансовых задач.

Уже в 5 классе мы закладываем фундамент для решения банковских задач - изучаем проценты и дроби. В 7 классе знакомимся с графиками функций, что поможет в будущем анализировать различные статистические материалы, вычислять баланс спроса и предложения,  устанавливать зависимость прибыли от объема производства. В 9 классе, изучая формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии, получаем новый инструмент для решения задач по теме «Вклады и кредиты». В старших классах на уроках по теме «Элементы статистики и теории вероятностей» мы можем  достаточно точно определить  параметры и результаты игры для большого количества участников или для одного участника.

Решение экономических задач имеет и обратный эффект. Математика становится интереснее на примерах задач из курса финансовой грамотности. Задачи экономического содержания, как правило, основаны на ситуации выбора, в которую чаще всего попадает человек. Решая такие задачи, ученики оказываются перед серьезной проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только вычислить, но и аргументировать. Решение таких задач учит учащихся познавать и самосовершенствоваться, формирует интерес к миру взрослых.

(4слайд) Многие  учебники, изданные в последние годы, содержат набор заданий, которые  связаны  с современной жизнью общества. Их можно классифицировать следующим образом:

1. Потребности и расходы

2. Доходы и налоги

3. Личный и семейный бюджет и его балансировка

4. Сбережения и инвестиции

5. Кредиты и займы        

(5слайд) В своей работе, кроме заданий из учебников, я использую интернет-ресурсы, задачи из методического пособия «Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ», УМК по финансовой грамотности, разработанные в рамках Проекта Минфина РФ, а также  задачи, придуманные учащимися.

(6слайд) Сегодня я хочу поделиться некоторыми методическими приемами, которые я использую в своей работе.

Формированию финансовой грамотности способствует решение практико-ориентированных задач, которые я решаю с учащимися во время уроков. Такие как:

(слайд 7-9)

-  5 класс. Тема «Деление десятичных дробей»

В строительном магазине «А» шурупы продаются упаковками по 110 штук и стоят 240 рублей за упаковку, в магазине «Б» такие же шурупы продаются упаковками по 100 штук и стоят 198,25 рублей за упаковку. Определите, в каком магазине цена одного шурупа ниже.

- 6 класс. Тема «Пропорции»

Семья Людмилы Ивановны ждет гостей на обед. Вместе с хозяевами за обедом соберутся 12 человек. На первое Людмила Ивановна планирует подать щи.

Обычно для их приготовления на семью из четырех человек она использует 350 г говядины, 150 г картофеля, 250 г капусты, 50 г моркови, 60 г лука, 100 г сметаны, соль, перец, лавровый лист и другие приправы.

Для предстоящего обеда потребуется купить все перечисленные ингредиенты, кроме соли, перца, лаврового листа и приправ. В магазине у дома некоторые из этих продуктов продаются упаковками, некоторые – поштучно, а при покупке мяса продавец отрезает кусок нужного размера.

Продукт

Минимальный объем покупки

Вес одной упаковки (штуки), кг

Цена за кг, руб.

1.1

Говядина

Нет ограничения

500

2.2

Картофель

Упаковка

2,5

26

3.3

Капуста

Штука (кочан)

Не менее 1,5

24

4.4

Морковь

Штука

Не менее 0,12

55

5.5

Лук

Упаковка

1,0

40

6.6

Сметана

Упаковка

0,2

225

Сколько денег потребуется Людмиле Ивановне на  приобретение ингредиентов для приготовления щей на 12 человек? Ответ дайте в рублях с округлением до целых чисел.

- 9 класс. Подготовка к ОГЭ.

1 января Виктор положил на банковский депозит 500 000 рублей под 11,5% годовых. Срок депозита – один год. Выплата процентов происходит в конце срока вместе с возвратом депозита. При досрочном возврате депозита проценты не начисляются. Через год Виктор хочет купить автомобиль стоимостью 690 000 рублей, забрав свой депозит и накопленные по нему проценты и добавив недостающую сумму, но не более 200 000 рублей.

В декабре производитель выбранной Виктором модели объявил, что с 1 января следующего года повышает цены на свои автомобили на 8%.

Как Виктору лучше поступить, чтобы добавлять к депозиту пришлось как можно меньшую сумму:

  1. досрочно забрать депозит с потерей процентов и купить автомобиль до подорожания;
  2. дождаться завершения срока депозита, забрать его с процентами и купить автомобиль по новой цене

(6 слайд) Большой интерес у ребят вызывают нестандартные уроки. Например, в пятом классе, изучая тему «Площадь прямоугольника», я проводила практическую работу «Дела огородные». На уроке мы с ребятами «огораживали» огород, «разбивали»  его на участки, высчитывали размеры грядок, количество семян для посадки, собирали урожай, сравнивали урожайность различных культур. А в ходе изучения темы «Прямоугольный параллелепипед» ребята «делали» ремонт в квартире, подсчитывали, сколько обоев им нужно купить для оклейки стен, количество материала для покрытия пола. Выбирая наиболее оптимальные по стоимости материалы, они учились экономить, работая в группах, учились находить компромиссное решение.

(10 слайд) Тема «Проценты» была бы скучна, если бы задачи не имели практическую направленность, поэтому очень много задач мы решаем с детьми на местном материале. А в конце темы в прошлом учебном году в 6 классе провели «Банковский урок». На уроке была предусмотрена групповая форма работы. Класс был разбит на рабочие группы. Каждая группа заранее получила задание к уроку. Ребята должны были придумать название своему "банку", изучить теоретический материал по теме, придумать несколько задач по данной теме. Вот пример такого задания:

  1. Найти ответы на вопросы:
  • Что такое банк?
  • Какие виды банков вы знаете?
  • Основные функции банков?
  • Что такое кредит и депозит?
  • Почему кредитный процент всегда больше депозитного процента?
  1. Придумать название банку.
  2. Распределить должности в группе.
  3. Определить для своего банка кредитную и депозитную ставку.
  4. Придумать три задачи.

Учащиеся заранее продавали учителю свои задачи, тем самым получили начальный  капитал. Урок начался с теоретических сообщений, за которые дети получили «деньги», а потом начался марафон. Решая задачи разной номинальной стоимости, ученики пополняли капитал своих банков за счет проданных учителю решений. Они также  могли «купить» у учителя подсказки, взять в соседних банках кредит или положить уже заработанные «деньги» на депозитные вклады под проценты до конца урока. В конце урока  на заработанные «деньги» были «куплены» отметки за урок. 

(11 слайд)  Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, так и могут  включать лишь отдельные составляющие, содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Это так называемые координированные уроки (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) - на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний.  В курсе математики есть темы, в которых математические задания перекликаются с заданиями из предмета обществознания и очень удачно бывает, что темы совпадают по временным рамкам, например:

Поэтому целесообразно при подготовке к урокам скоординировать такие задания.

Наиболее продуктивные  и  интересные для детей, на наш взгляд,  – это комбинированные уроки, где  происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.  Такие как:  

  • 7 класс «Семейная экономика» (обществознание+математика),
  • 11 класс «Сдам ГИА. Финансовая грамотность и семейный бюджет в тестовых заданиях по математике и обществознанию» (математика+обществознание)

Особого внимания заслуживает внеклассная работа. Серия классных часов «Поговорим о деньгах», участие в акциях, проводимых в школе в День финансовой грамотности, подготовка проектов к математической конференции по данной теме, решение олимпиадных экономических задач и финансовых задач, включенных в КИМы по математике для итоговой аттестации.

Еще одна идея из методической копилки – это сберегательные книжки. Чтобы ребята поняли смысл сбережений и накоплений, в 6 классе были заведены на каждого ученика сберегательные книжки. Каждый мог приумножить свой капитал, получая баллы за определенную работу:  решение задач повышенного уровня трудности, объяснение материала на переменах и во внеурочное время слабоуспевающим ребятам, подготовка проектов или дополнительного материала для уроков. В конце месяца баллы пересчитывались с учетом банковских процентов и переводились в оценки.

(12 слайд)  Главная цель моей работы в данном направлении – воспитать в школьнике разумное и осознанное отношение к своим и чужим деньгам. Моя задача – дать знания, в определенной степени застраховать своих учеников, в скором времени выходящих во взрослую жизнь,  от финансовых ошибок и потерь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника

Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...