Доклад "Формирование финансовой грамотности в Математике ( в урочной и внеурочной деятельности)"
методическая разработка
В этой статье показана необходимость и возможность формирования у учащихся финансовой грамотности при изучении математики.
Ключевые слова: финансы, финансовая культура, финансовая грамотность, финансовая безопасность, прибыль, доходы, личный бюджет
Актуальность темы. Еще обучаясь в школе, учащиеся задумываются над тем, какую выбрать профессию, благополучно решающую их финансовое обеспечение в жизни. С финансовыми вопросами связана ежедневная жизнь их семей, родственников, одноклассников, что требует определенных умений решать эти вопросы, опираясь не только на жизненный опыт, но и полученные знания.
Цель данной статьи – рассмотреть возможности учебного предмета для формирования финансовой грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Финансовая грамотность – одно из условий, позволяющих добиваться успеха. Заработать деньги сложно, хотя в этом может и повезти, но сохранить их – тоже весьма непростая задача, универсального решения у которой нет. Для начала давайте разберемся, чем финансово грамотные люди отличаются от тех, которые ничего не знают о финансах.
Классификация финансовых задач, используемых на уроках математики, при подготовке к ВПР,ОГЭ и ЕГЭ Потребности и расходы Доходы и налоги Личный и семейный бюджет Сбережения и инвестиции Кредиты и займы
В 4 классе во время изучения долей предлагается составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок впервые увидит, как распределяются средства. Уже в 5 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах. Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии.
В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.
Изучение функций и их систем в 7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.
. В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом. 9 класс позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций.
.
Участие в проектной деятельности. Создание лэпбуков
Мини-проект «Семейный бюджет моей семьи»
Участие во всероссийском конкурсе «Копилка для мечты»
28 сентября 2021 года состоялось мероприятие «Финансистам – хорошо, пусть меня научат.. или Как найти миллион в своем кармане». Данное занятие позволило определить уровень сформированности знаний обучающихся 7 классов в области финансовой грамотности. В занимательном квесте использовались самые разнообразные познавательные задания. В интересной форме ребята смогли продемонстрировать свои знания относительно семейного бюджета, сбережений и всего, что связано с деньгами. Внеурочные мероприятия
7 октября 2021 года состоялась итоговая игра-конкурс «От финансовой грамотности – к успеху». Ребята смогли поработать в группах и порешать самые разные виды познавательных заданий: от ситуационных до творческих, таких как кроссворды. Работая в команде и формируя состязательский дух, ребята работали активно и эмоционально.
21 октября 2021 года прошло занятие «Банки и кредиты». Обучающиеся получили возможность ознакомиться с понятиями «кредит», «кредитная история», «простые проценты», «сложные проценты», а также с электронными деньгами и электронной продукцией. В ходе занятия научились с помощью определенных формул рассчитывать простые проценты, сложные проценты с капитализацией; работать с электронной продукцией.
2 декабря 2021 года состоялось внеклассное мероприятие «Создай свой бизнес». Обучающиеся участвовали в «круглом столе». Смогли обсудить основные этапы создания бизнеса, поработали с познавательными заданиями по теме. В заключение смогли решить кроссворд.
15 декабря 2021 прошла деловая игра «Личный финансовый план». Ребята учились планировать собственный бюджет с использованием различных ситуационных задач. Через конкретные примеры осуществили попытку просчитать бюджет на определенное время вперед, получили возможность составить свой финансовый план, учитывая иерархию расходов и поступающих доходов.
23 декабря 2021 прошла новогодняя квест-игра «Проказы Дедушки Мороза- спрятанный кошелёчек. ». Цель: повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме. В ходе выполнения заданий по станциям акцентировали внимание на таких понятиях и терминах: деньги, кредит, рассчетно-кассовые операции, семейный бюджет, пенсия, налог.
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой
грамотности в математике
( в урочной и внеурочной деятельности)
Подготовила: учитель математики
ВДСОШ Панова Л.С.
(1слайд) Развитие общества происходит настолько быстро и интенсивно, что порой сложно перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, и, следовательно, они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Поэтому помочь сформировать разумное финансовое поведение можем мы, педагоги, на своих уроках и во внеурочной деятельности.
(2слайд) Финансовая грамотность формируется не только при изучении курса обществознания и экономики, но и на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе. Математике здесь принадлежит особая роль.
Значение математики в том, что она позволяет по единому образцу описать большое количество разнообразных по своей природе процессов, используя систему универсальных методов анализа; таким образом, появляется возможность сделать широкие обобщения и создать модели различных изучаемых процессов и при изучении финансовой грамотности.
(3слайд) Учебный предмет «математика» – благоприятная среда для формирования финансовой грамотности, так как обладает универсальным набором инструментов для решения финансовых задач.
Уже в 5 классе мы закладываем фундамент для решения банковских задач - изучаем проценты и дроби. В 7 классе знакомимся с графиками функций, что поможет в будущем анализировать различные статистические материалы, вычислять баланс спроса и предложения, устанавливать зависимость прибыли от объема производства. В 9 классе, изучая формулы суммы n членов арифметической и геометрической прогрессии, получаем новый инструмент для решения задач по теме «Вклады и кредиты». В старших классах на уроках по теме «Элементы статистики и теории вероятностей» мы можем достаточно точно определить параметры и результаты игры для большого количества участников или для одного участника.
Решение экономических задач имеет и обратный эффект. Математика становится интереснее на примерах задач из курса финансовой грамотности. Задачи экономического содержания, как правило, основаны на ситуации выбора, в которую чаще всего попадает человек. Решая такие задачи, ученики оказываются перед серьезной проблемой альтернативного выбора, который необходимо не только вычислить, но и аргументировать. Решение таких задач учит учащихся познавать и самосовершенствоваться, формирует интерес к миру взрослых.
(4слайд) Многие учебники, изданные в последние годы, содержат набор заданий, которые связаны с современной жизнью общества. Их можно классифицировать следующим образом:
1. Потребности и расходы
2. Доходы и налоги
3. Личный и семейный бюджет и его балансировка
4. Сбережения и инвестиции
5. Кредиты и займы
(5слайд) В своей работе, кроме заданий из учебников, я использую интернет-ресурсы, задачи из методического пособия «Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ», УМК по финансовой грамотности, разработанные в рамках Проекта Минфина РФ, а также задачи, придуманные учащимися.
(6слайд) Сегодня я хочу поделиться некоторыми методическими приемами, которые я использую в своей работе.
Формированию финансовой грамотности способствует решение практико-ориентированных задач, которые я решаю с учащимися во время уроков. Такие как:
(слайд 7-9)
- 5 класс. Тема «Деление десятичных дробей»
В строительном магазине «А» шурупы продаются упаковками по 110 штук и стоят 240 рублей за упаковку, в магазине «Б» такие же шурупы продаются упаковками по 100 штук и стоят 198,25 рублей за упаковку. Определите, в каком магазине цена одного шурупа ниже.
- 6 класс. Тема «Пропорции»
Семья Людмилы Ивановны ждет гостей на обед. Вместе с хозяевами за обедом соберутся 12 человек. На первое Людмила Ивановна планирует подать щи.
Обычно для их приготовления на семью из четырех человек она использует 350 г говядины, 150 г картофеля, 250 г капусты, 50 г моркови, 60 г лука, 100 г сметаны, соль, перец, лавровый лист и другие приправы.
Для предстоящего обеда потребуется купить все перечисленные ингредиенты, кроме соли, перца, лаврового листа и приправ. В магазине у дома некоторые из этих продуктов продаются упаковками, некоторые – поштучно, а при покупке мяса продавец отрезает кусок нужного размера.
Продукт | Минимальный объем покупки | Вес одной упаковки (штуки), кг | Цена за кг, руб. | |
1.1 | Говядина | Нет ограничения | 500 | |
2.2 | Картофель | Упаковка | 2,5 | 26 |
3.3 | Капуста | Штука (кочан) | Не менее 1,5 | 24 |
4.4 | Морковь | Штука | Не менее 0,12 | 55 |
5.5 | Лук | Упаковка | 1,0 | 40 |
6.6 | Сметана | Упаковка | 0,2 | 225 |
Сколько денег потребуется Людмиле Ивановне на приобретение ингредиентов для приготовления щей на 12 человек? Ответ дайте в рублях с округлением до целых чисел.
- 9 класс. Подготовка к ОГЭ.
1 января Виктор положил на банковский депозит 500 000 рублей под 11,5% годовых. Срок депозита – один год. Выплата процентов происходит в конце срока вместе с возвратом депозита. При досрочном возврате депозита проценты не начисляются. Через год Виктор хочет купить автомобиль стоимостью 690 000 рублей, забрав свой депозит и накопленные по нему проценты и добавив недостающую сумму, но не более 200 000 рублей.
В декабре производитель выбранной Виктором модели объявил, что с 1 января следующего года повышает цены на свои автомобили на 8%.
Как Виктору лучше поступить, чтобы добавлять к депозиту пришлось как можно меньшую сумму:
- досрочно забрать депозит с потерей процентов и купить автомобиль до подорожания;
- дождаться завершения срока депозита, забрать его с процентами и купить автомобиль по новой цене
(6 слайд) Большой интерес у ребят вызывают нестандартные уроки. Например, в пятом классе, изучая тему «Площадь прямоугольника», я проводила практическую работу «Дела огородные». На уроке мы с ребятами «огораживали» огород, «разбивали» его на участки, высчитывали размеры грядок, количество семян для посадки, собирали урожай, сравнивали урожайность различных культур. А в ходе изучения темы «Прямоугольный параллелепипед» ребята «делали» ремонт в квартире, подсчитывали, сколько обоев им нужно купить для оклейки стен, количество материала для покрытия пола. Выбирая наиболее оптимальные по стоимости материалы, они учились экономить, работая в группах, учились находить компромиссное решение.
(10 слайд) Тема «Проценты» была бы скучна, если бы задачи не имели практическую направленность, поэтому очень много задач мы решаем с детьми на местном материале. А в конце темы в прошлом учебном году в 6 классе провели «Банковский урок». На уроке была предусмотрена групповая форма работы. Класс был разбит на рабочие группы. Каждая группа заранее получила задание к уроку. Ребята должны были придумать название своему "банку", изучить теоретический материал по теме, придумать несколько задач по данной теме. Вот пример такого задания:
- Найти ответы на вопросы:
- Что такое банк?
- Какие виды банков вы знаете?
- Основные функции банков?
- Что такое кредит и депозит?
- Почему кредитный процент всегда больше депозитного процента?
- Придумать название банку.
- Распределить должности в группе.
- Определить для своего банка кредитную и депозитную ставку.
- Придумать три задачи.
Учащиеся заранее продавали учителю свои задачи, тем самым получили начальный капитал. Урок начался с теоретических сообщений, за которые дети получили «деньги», а потом начался марафон. Решая задачи разной номинальной стоимости, ученики пополняли капитал своих банков за счет проданных учителю решений. Они также могли «купить» у учителя подсказки, взять в соседних банках кредит или положить уже заработанные «деньги» на депозитные вклады под проценты до конца урока. В конце урока на заработанные «деньги» были «куплены» отметки за урок.
(11 слайд) Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, так и могут включать лишь отдельные составляющие, содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Это так называемые координированные уроки (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) - на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. В курсе математики есть темы, в которых математические задания перекликаются с заданиями из предмета обществознания и очень удачно бывает, что темы совпадают по временным рамкам, например:
Поэтому целесообразно при подготовке к урокам скоординировать такие задания.
Наиболее продуктивные и интересные для детей, на наш взгляд, – это комбинированные уроки, где происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций. Такие как:
- 7 класс «Семейная экономика» (обществознание+математика),
- 11 класс «Сдам ГИА. Финансовая грамотность и семейный бюджет в тестовых заданиях по математике и обществознанию» (математика+обществознание)
Особого внимания заслуживает внеклассная работа. Серия классных часов «Поговорим о деньгах», участие в акциях, проводимых в школе в День финансовой грамотности, подготовка проектов к математической конференции по данной теме, решение олимпиадных экономических задач и финансовых задач, включенных в КИМы по математике для итоговой аттестации.
Еще одна идея из методической копилки – это сберегательные книжки. Чтобы ребята поняли смысл сбережений и накоплений, в 6 классе были заведены на каждого ученика сберегательные книжки. Каждый мог приумножить свой капитал, получая баллы за определенную работу: решение задач повышенного уровня трудности, объяснение материала на переменах и во внеурочное время слабоуспевающим ребятам, подготовка проектов или дополнительного материала для уроков. В конце месяца баллы пересчитывались с учетом банковских процентов и переводились в оценки.
(12 слайд) Главная цель моей работы в данном направлении – воспитать в школьнике разумное и осознанное отношение к своим и чужим деньгам. Моя задача – дать знания, в определенной степени застраховать своих учеников, в скором времени выходящих во взрослую жизнь, от финансовых ошибок и потерь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"
В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в урочной и внеурочной деятельности учителя-словесника
Метод проекта позволяет успешно решать как учебные, так и воспитательные задачи.Проектирование позволяет ученику проявить себя в системе общественных отношений и способствует формированию новой социал...
Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...