Доклад "Использовании ИКТ на уроках «Финансовая грамотность"
учебно-методический материал
Делюсь опытом, как с помощью презентаций можно сделать уроки по курсу "Финансовая грамотность" увлекательными и познавательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_ikt_na_urokah_finansovaya_gramotnost.docx | 24.31 КБ |
finansovaya_gramotnost.pptx | 945.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Доклад
Использование ИКТ на уроках «Финансовая грамотность».
Докладчик: Добровольский А.А. Учитель физики Протокол заседания Пед. совета № __ от «____» октября 2024 г. |
РУБЦОВСК
2024
Использование ИКТ на уроках «Финансовая грамотность».
Модульное построение учебного пособия, являющегося основой учебно-методического комплекта, предполагает работу с модулем как с основной структурной единицей курса «Финансовая грамотность».
Роль учителя — организовать достижение учащимися поставленных перед ними целей, умений и компетенций посредством реализации предложенных занятий в рамках обозначенных модулей. (слайд 3)
Компетенция — результат овладения содержанием образования, выражаемый в готовности учащегося применять усвоенные знания, навыки и умения, а также способы деятельности в определённых жизненных ситуациях с целью решения теоретических и практических задач.
Умение — освоенный учащимся способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.
Понятие — обобщенное знание о предмете, раскрывающее его существенные объективные связи и отношения. Методический подход к проведению занятий основан на реализации ряда универсальных шагов.
Шаг 1. Постановка практической задачи.
Шаг 2. Анализ практической задачи.
Шаг 3. Постановка учебной задачи.
Шаг 4. Решение практической задачи.
Шаг 5. Рефлексия.
Шаг 6. Обсуждение домашнего задания. (слайд 4)
Шаг 1 подразумевает формулировку условий задачи с описанием входной информации, то есть данных, поступающих на входе задачи и используемых для её решения. Данная задача актуализирует конкретную проблему и служит средством для формулировки учебной задачи.
В рамках шага 2 осуществляется анализ практической задачи и выявляется необходимость нахождения общих способов решения большого круга частных практических задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения.
Таким образом, в рамках шага 3 формулируется учебная задача, раскрывается общий способ действия с предметным материалом.
Далее, на основе теоретического обобщения в рамках шага 4 педагог вместе с учащимися решает поставленную в начале занятия практическую задачу.
Шаг 5 предполагает рефлексию, в ходе которой учащиеся самостоятельно оценивают свои эмоции и результаты своей деятельности.
По окончании занятия педагог обсуждает домашнее задание с учащимися.
В том случае, когда материал занятия не предусматривает постановку практической задачи, количество шагов сокращается до трёх.
Шаг 1. Постановка учебной задачи и её решение.
Шаг 2. Рефлексия.
Шаг 3. Обсуждение домашнего задания. (слайд 5)
Занятие 1. Управление личными финансами и выбор банка.
Планируемые результаты.
Базовые понятия и знания: личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции.
Умения:
1) отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников;
2) находить информацию о видах лицензий, выданных коммерческим банкам Центральным банком.
Личностные характеристики и установки:
1) понимание сути управления личными финансами, целей сбережения, возможностей и ограничений использования заёмных средств;
2) понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки;
3) понимание отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств.
Компетенции:
1) компетенция использования особенностей отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций;
2) компетенция анализа информации с сайтов коммерческих банков при выборе банка, услугами которого хотелось бы воспользоваться.
Форма занятия: лекция-беседа; практикум.
Средства обучения: основные: материалы для учащихся (занятие 1), компьютер. (слайд 7)
Ход занятия
ШАГ 1. Постановка учебной задачи и решение практических заданий.
В начале занятия учителем формулируется учебная задача: раскрыть роль кредитно-финансовых учреждений, в частности банков, в вопросах управления личными финансами. В ходе лекции-беседы учителем формулируются основные понятия, связанные с действиями граждан при управлении личными финансами, функционированием коммерческих банков, а также понимание спектра личных возможностей по отбору коммерческих банков, их продуктов и услуг, которые помогут учащемуся в реализации его финансовых целей. (слайд 8)
Этап 1. Обсуждение базовых понятий.
Банк — финансово-кредитная организация, которая проводит различные операции с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами, а также оказывает финансовые услуги клиентам.
Страховая компания — финансово-кредитная организация, которая занимается операциями по страхованию рисков своих клиентов.
Пенсионный фонд — финансово-кредитная организация, которая оказывает услуги по управлению пенсионными накоплениями своих клиентов и обеспечивает выплату им пенсий по достижении оговорённого договором или законодательством возраста.
Паевой инвестиционный фонд — сформированный группой физических лиц фонд денежных средств, переданный управляющей компании для размещения на рынке ценных бумаг, рынке недвижимости и т. п. с целью получения прибыли для владельцев денежных средств.
Коммерческий банк — особая кредитная организация, которая функционирует на основании лицензии, выданной Центральным банком, и осуществляет различные банковские операции.
Центральный банк — регулирующий орган, целью которого является поддержание стабильности денежно-кредитной сферы государства. (слайд 11)
Основные операции коммерческих банков:
1) операции со вкладами;
2) кредитные операции;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, проведение платежей и расчётных операций;
4) выпуск банковских карт и проведение операций со средствами клиентов с использованием банковских карт;
5) операции с драгоценными металлами;
6) инвестиционные операции. Инвестиционные операции — операции по размещению свободных денежных средств граждан на рынке ценных бумаг. (слайд 13). После того как был проведён разбор основных понятий с учащимися, следует предложить им ответить на вопросы: с какой целью граждане занимаются сбережением? какие операции коммерческие банки могут предложить своим клиентам? каковы функции Центрального банка?
Этап 2. Формирование компетенции анализа информации с сайтов коммерческих банков при выборе банка, услугами которого хотелось бы воспользоваться.
Этот этап реализуется посредством выполнения задания 2 в материалах для учащихся. При отсутствии у учащихся доступа к сети Интернет, педагог предоставляет при помощи мультимедийного оборудования заранее подготовленную информацию о типичных услугах коммерческих банков, после чего учащиеся выполняют указанное выше задание. Рекомендуемая продолжительность выполнения задания — не более 6 минут.
Этап 3. Формирование умений отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников и находить информацию о видах лицензии, которые выданы коммерческому банку Центральным банком.
Этот этап реализуется посредством выполнения задания 4 в материалах для учащихся. При отсутствии у учащихся доступа к сети Интернет педагог предоставляет при помощи мультимедийного оборудования заранее подготовленную информацию о последовательности выполнения указанного задания на примере двух банков. Оставшуюся часть задания учащимся предлагается выполнить самостоятельно дома. Рекомендуемая продолжительность выполнения задания — не более 5 минут.
Этап 4. Формирование компетенции использования особенностей отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций. Этот этап реализуется посредством выполнения задания 1 в материалах для учащихся.
ШАГ 2. Рефлексия.
В качестве рефлексии предлагается использовать методику «3М», когда учащиеся перечисляют 3 момента, которые у них получились в ходе урока хорошо, и предлагают одно действие, которое позволит им улучшить свою деятельность на уроке в дальнейшем. (слайд 14)
ШАГ 3. Обсуждение домашнего задания.
В процессе выполнения домашнего задания учащиеся должны закрепить знания, умения и навыки, приобретённые в ходе урока. Для этого им предлагается выполнить самостоятельно задания 1 и 2 в рабочей тетради. (слайд 15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВСТУПЛЕНИЕ Цель изучения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»: формирование у обучающихся 10-11 классов необходимых знаний, умений и навыков для принятия финансовых решений в сфере управления личными финансами. Задачами реализации курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» являются: увеличение объема информации об инструментах финансово и фондового рынка, распространяемой на территории Российской Федерации; развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг; развитие личности обучающихся, адаптация к изменяющимся социально- экономическим условиям жизни; формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений. 2 2
ВСТУПЛЕНИЕ Модульное построение учебного пособия, являющегося основой учебно-методического комплекта, предполагает работу с модулем как с основной структурной единицей курса. Модули (разделы): Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду Риски в мире денег: как защититься от разорения Государство и экономика Налоги. Почему надо их платить и чем грозит неуплата Собственный бизнес. Как создать и не потерять Обеспеченная старость. Возможности пенсионного накопления 3 3
ВСТУПЛЕНИЕ Роль учителя — организовать достижение учащимися поставленных перед ними целей, умений и компетенций посредством реализации предложенных занятий в рамках обозначенных модулей. Методический подход к проведению занятий основан на реализации ряда универсальных шагов. Шаг 1 Постановка практической задачи. Шаг 2 Анализ практической задачи. Шаг 3 Постановка учебной задачи. Шаг 4 Решение практической задачи. Шаг 5 Рефлексия. Шаг 6 Обсуждение домашнего задания. 4 4
ВСТУПЛЕНИЕ В том случае, когда материал занятия не предусматривает постановку практической задачи, количество шагов сокращается до трёх. Шаг 1 Постановка учебной задачи и её решение. Шаг 2 Рефлексия. Шаг 3 Обсуждение домашнего задания. 5 5
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. Общая характеристика занятия Планируемые результаты Базовые понятия и знания: личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции. Умения: отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников; находить информацию о видах лицензий, выданных коммерческим банкам Центральным банком. Личностные характеристики и установки: понимание сути управления личными финансами, целей сбережения, возможностей и ограничений использования заёмных средств; понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки; понимание отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств. Компетенции: компетенция использования особенностей отдельных финансово-кредитных посредников при выборе наиболее выгодных условий проведения финансовых операций; компетенция анализа информации с сайтов коммерческих банков при выборе банка, услугами которого хотелось бы воспользоваться. Форма занятия: лекция-беседа, практикум. Средства обучения: основные - материалы для учащихся (занятие 1), вспомогательные – компьютер. 7 2
Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни. ШАГ 1 В начале занятия учитель формулирует учебную задачу: раскрыть роль кредитно-финансовых учреждений, в частности банков, в вопросах управления личными финансами. В ходе лекции-беседы учителем, совместно с обучающимися , формулируются основные понятия , связанные с действиями граждан при управлении личными финансами, функционированием коммерческих банков, а также понимание спектра личных возможностей по отбору коммерческих банков, их продуктов и услуг , которые помогут учащемуся в реализации его финансовых целей. 8 3
Управление личными финансами и выбор банка 9 1 Финансовые вопросы занимают в нашей жизни очень большое место. Приходится принимать нелёгкие решения о выборе и решать другие вопросы, связанные с финансами: Как заработать деньги? Что купить сейчас, а что позже? Где взять недостающую сумму на покупку, которую нельзя отложить? Как перечислить деньги родственникам?
Управление личными финансами и выбор банка Этап 1. Обсуждение базовых понятий . Банк - это место, где вам дадут взаймы денег, если вы сможете доказать, что они вам не нужны Б. Хоуп 10 1
Управление личными финансами и выбор банка Сбережения - часть имеющихся в распоряжении человека денег, которые он не тратит, а накапливает для удовлетворения своих потребностей в будущем. Заемщик тот, кто на время взял чужие деньги в долг. Кредитор (займодавец) тот, кто предоставил свои средства в долг заёмщику. Кредит договорённость о том, что кредитор предоставит свои средства на определённый срок заёмщику, а заёмщик по истечении данного срока вернёт их с процентами. Проценты по кредиту – вознаграждение за пользование чужими деньгами. 11 1
Управление личными финансами и выбор банка 12 1 Все операции банков , представляющие интерес для частных клиентов, можно разделить на несколько групп 1 . Операции со вкладами 2. Кредитные операции 3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, проведение платежей и расчетных операций 4. Выпуск банковских карт и проведение операций со средствами клиентов с использованием банковских карт 5. Операции с драгоценными металлами 6. Доверительное управление денежными средствами
Проверьте себя 13 1 ШАГ 2. Рефлексия (фронтальная или групповая) В качестве рефлексии предлагается использовать методику «3М», когда учащиеся перечисляют 3 момента, которые у них получились в ходе урока хорошо, и предлагают одно действие, которое позволит им улучшить свою деятельность на уроке в дальнейшем. Задание : ответьте на вопросы теста. 1. Какую из перечисленных операций не может совершить коммерческий банк: а) выдача кредита на приобретение бытовой техники; б) покупка и продажа иностранной валюты; в) покупка и продажа бытовой техники; г) оплата коммунальных услуг. 2. Коммерческие банки не могут оказывать банковские услуги, если: а) у них нет лицензии на осуществление банковских операций; б) они не принимают деньги во вклады; в) они не выдают кредиты; г) они устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам.
Управление личными финансами и выбор банка 14 1 ШАГ 3. Обсуждение домашнего задания В процессе выполнения домашнего задания учащиеся должны закрепить знания, умения и навыки, приобретённые в ходе урока. Для этого им предлагается выполнить самостоятельно задания 1 и 2 в рабочей тетради. Разбор ошибок, допущенных при решении теста, ответы на вопросы. Цель - раскрыть роль кредитно-финансовых учреждений, в частности банков, в вопросах управления личными финансами.
заключение Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках (занятиях) является необходимым и значимым в соответствии с требованиями ФГОС по нескольким причинам. Во-первых, использование ИКТ на уроках позволяет сделать обучение более интерактивным и привлекательным для учащихся. Во-вторых, ИКТ позволяют шире использовать различные источники информации и образовательные ресурсы. В-третьих, использование ИКТ на уроках способствует развитию компьютерной грамотности учителей и учеников. Наконец, использование ИКТ на уроках помогает учителям более эффективно организовывать учебный процесс и контролировать успеваемость учеников. 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок финансовой грамотности "Кредиты"
Лекция - презентация на тему "Кредиты" содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....
урок финансовой грамотности
урок финансовой грамотности учащихся...
урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"
урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...
Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"
Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...
Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
Инновационный проект по финансовой грамотности....
Уроки финансовой грамотности для старшеклассников как приоритетное направление экономического образования
Данная статья содержит информацию об опыте работы автора по формированию финансововй грамотности у старшеклассников...