Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Россия -правовое государство де-юре или де-факто?» Дебаты
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Правовое государство».
Адресат: может применяться на уроках обществознания или права в 10 – 11 классах.
С понятием правового государства обучающиеся впервые встретились еще на уроках истории что позволяет актуализировать ранее полученные знания на уроке обществознания. Данный урок целесообразнее проводить в профильных классах, в которых предусмотрено большее количество часов на изучение темы «Правовое государство и гражданское общество». Проведение урока в форме дебатов позволяет не только закрепить ранее изученный материал, но и позволяет сформировать умения формулировать свою точку зрения, отстаивать ее, приводя доводы в защиту соей позиции. Кроме того в процессе подготовки к уроку обучающиеся получают опыт работы как нормативными документами, так и с и информацией представленной в СМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4» города Смоленска
Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Россия -правовое государство де-юре или де-факто?»
Дебаты
Выполнила:
учитель истории и обществознания
Захарова Ирина Сергеевна
Смоленск, 2020
Пояснительная записка к уроку
Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Правовое государство».
Адресат: может применяться на уроках обществознания или права в 10 – 11 классах.
С понятием правового государства обучающиеся впервые встретились еще на уроках истории что позволяет актуализировать ранее полученные знания на уроке обществознания. Данный урок целесообразнее проводить в профильных классах, в которых предусмотрено большее количество часов на изучение темы «Правовое государство и гражданское общество». Проведение урока в форме дебатов позволяет не только закрепить ранее изученный материал, но и позволяет сформировать умения формулировать свою точку зрения, отстаивать ее, приводя доводы в защиту соей позиции. Кроме того в процессе подготовки к уроку обучающиеся получают опыт работы как нормативными документами, так и с и информацией представленной в СМИ.
Тема: «Россия – правовое государство де-юре, или де-факто?»
Технология: модифицированные дебаты
Тип урока: обобщающий урок
ЗАДАЧИ:
Предметные:
- закрепить и расширить знания по теме понятие и признаки правового государства;
- обеспечить знания о.
Метапредметные:
- формирование умения отбирать, анализировать и представлять информацию;
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- развитие умения делать выводы;
- развитие базовых навыков, в том числе критического мышления, умения рассуждать.
Личностные:
- воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои права;
- формирование активной жизненной позиции;
- усвоить гуманный характер права, необходимость уважения прав друг друга;
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
- Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;
составление плана, последовательности действий ;
оценивание достигнутого результата.
- Коммуникативные:
учёт позиции других (умение слушать, вступать в диалог);
умение интегрироваться в группе (умение участвовать в коллективном обсуждении);
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Познавательные:
информационный поиск;
умение структурировать знания.
- Личностные:
доброжелательное отношение к окружающим,
постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.
ОБОРУДОВАНИЕ: нормативно-правовые документы, статьи периодических изданий.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
🕮 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1939 г.
🕮Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право народов, а также принципы публичного права. - М., 1957 г.
🕮Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М., 1996 г.
🕮 Русская философия права. - Спб., 1997 г.
🕮Судебники XV - XVIII веков. - М., 1952 г.
🕮Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М., 1996 г.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
🕮 Конституция Российской Федерации. М., 1993.
🕮Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1997.
🕮Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1996.
🕮Конституционное право. Под ред. А.Е.Козлова. - М., 1997.
🕮Локк Дж. Сочинения. Т.З. - М., 1988 г.
🕮Маликова Л.И. Право и подросток. - М., 1996.
🕮Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М., 1996 г.
🕮Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.1997 г.
Межпредметные связи: история, право
План урока:
I Предварительная подготовка
II Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Актуализация
- Переход
- Сбор материала и обобщение собранных данных
- Рефлексия
I Предварительная подготовка:
- Заранее сообщить обучающимся о проведении мероприятия, совместно с ними обсудить тему. На протяжении всего подготовительного этапа школьники консультируются с учителем.
II Ход мероприятия:
- Организационный момент
- Здравствуйте
- Актуализация
- Обучающимся показывается ассоциативный ряд изображений Платона, Аристотеля, Монтескье, Канта.
- Ребята с каким обществоведческим понятием ассоциируются у вас данные личности? (Правовое государство)
- Долгое время среди правоведов ведутся споры о том, является ли наше государство правовым или нет. На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием и признаками правового государства.
- Давайте вспомним, какое определение мы можем дать правовому государству? (дети отвечают на вопрос)
- Признаки правового государства? (дети отвечают на вопрос, указывая следующие основные положения: разделение властей; верховенство закона; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; социальная защищенность личности; политический плюрализм; контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; признание человека высшей ценностью, верховенство и прямое действие Конституции; единство прав и обязанностей граждан; наличие развитого гражданского общества)
- Сегодня мы с вами попробуем закрепить и применить на практике уже имеющиеся у нас знания. Тема нашего занятия «Россия – правовое государство де-юре, или де-факто?»
3.Переход
- Тема нашего занятия с вопросительной ноткой, но можем ли мы однозначно ответить на данный вопрос? (нет)
- Кто считает, что наша страна де-факто правовое государство? (отвечают)
- Мнения разделились
- А сегодня у нас не простое занятие, оно пройдет в форме дискуссии.
4. Дебаты
- Дома вы писали эссе по теме: «Россия – правовое государство?», мнения ваши разделились.
В соответствии с позицией, выраженной в эссе учитель делит обучающихся на две желательно равные команды: «Юристы» и «Журналисты» (команды должны быть не только равными по количеству, но и по уровню подготовки). Первая команда формулирует свои доводы согласно букве закона. Данная команда отстаивает позицию о том, что Россия – не только де-юре, но и де-факто правовое государство. Команда же «журналистов» опровергает положения первой команды и утверждают, что Россия правовое государство только де-юре, в качестве аргументов приводят примеры из общественной жизни. Ведущим в дебатах выступает учитель. Назначается таймкипер (ученик, который следит за соблюдением регламента и правил дебатов)
- Напоминаю правила ведения дебатов:
- позиция команды должна быть четко и однозначно сформулирована,
- должны быть приведены убедительные аргументы в пользу своей позиции,
- уважительное отношение к оппонентам,
- умение выслужать оппонента,
- говорить своими словами,
- в конце выступления команды должен быть подведен итог,
- участи в обсуждении всех членов команды,
- соблюдение временного регламента
- Каждой команде дается 10 минут времени для обсуждения в команде аргументов своей позиции (на данном этапе возможно пользование дополнительной литературой и нормативно-правовыми актами), после чего начинаются выступления команд.
Выступление участников – заявление позиций.
- Для выступления Вам отводится 5 минут. За это время вы должны высказать свою позицию по данному вопросу.
Перекрёстные вопросы (10 минут)
- Нам Ваши позиции ясны, переходим к перекрестным вопросам участников друг другу. Каждая команда задает вопросы соперникам, времени на обдумывание ответов у вас нет, но, Ваш ответ не должен превышать одной минуты. (по 3 вопросов)
- Переходим к следующему этапу - оппонирование, т.е. оспаривание аргументов оппонента по 2 минуты
Заключительное слово участников (1 мин.)
- Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.
5. Подведение итогов
Ребята! Вы сегодня были на высоте! Вы сегодня научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. У каждой из команд есть весомые аргументы, однако истина, как правило, где-то посередине. Нет только черного или только белого, правильного и неправильного, всегда есть полутона, так и в случае с темой нашего занятия.
- Вспомните, когда была принята ныне действующая конституция Р.Ф. (12 декабря 1993 года).
- Подумайте, могло ли в 1993 году в нашей стране после достаточного длительного существования в нашей стране тоталитарного государства? (Отвечают на вопрос)
- Был ли у России в 1993 году опыт демократического строительства государства?
- Находимся ли мы сегодня на той же ступеньки развития демократии, что и в 1993 году?
Учитель подводит обучающихся к мысли о том, что правовое государство в нашей стране находится на стадии формирования.
- Ребята, подумайте к какому выводу мы можем прийти после сегодняшних дебатов ? (Выводы обучающиеся должны вывод сформулировать самостоятельно)
6. Рефлексия
Десятиклассники делятся впечатлениями от мероприятия. Отмечают его плюсы и минусы.
- Ваши предложения по усовершенствованию данной формы проведения уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фрагмент презентации к уроку по обществознанию 9 класс по теме"Государство"
электронные материалы к уроку по теме: "Государство" в обществознании 9 класса...
Конспект урока ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" ФГОС
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Задачи:Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать позна...
Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности
Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова
Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по обществознанию - 5 класс "Символы России"
Урок может быть проведен и в 6 классе...
Конспект урока по обществознанию «О моральных и правовых нормах»
Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских...