Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Россия -правовое государство де-юре или де-факто?» Дебаты
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Ирина Сергеевна Захарова

Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Правовое государство». 

Адресат: может применяться на уроках обществознания или права в 10 – 11 классах.

С понятием правового государства обучающиеся впервые встретились еще на уроках истории что позволяет актуализировать ранее полученные знания на уроке обществознания. Данный урок целесообразнее проводить в профильных классах, в которых предусмотрено большее количество часов на изучение темы «Правовое государство и гражданское общество». Проведение урока в форме дебатов позволяет не только закрепить ранее изученный материал, но и позволяет сформировать умения формулировать свою точку зрения, отстаивать ее, приводя доводы в защиту соей позиции. Кроме того в процессе подготовки к уроку обучающиеся получают опыт работы как нормативными документами, так и с и информацией представленной в СМИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 4» города Смоленска

Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Россия -правовое государство де-юре или де-факто?»

Дебаты

Выполнила:

учитель истории и обществознания

Захарова Ирина Сергеевна

Смоленск, 2020

Пояснительная записка к уроку

         Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Правовое государство».

Адресат: может применяться на уроках обществознания или права в 10 – 11 классах.

С понятием правового государства обучающиеся впервые встретились еще на уроках истории что позволяет актуализировать ранее полученные знания на уроке обществознания. Данный урок целесообразнее проводить в профильных классах, в которых предусмотрено большее количество часов на изучение темы «Правовое государство и гражданское общество». Проведение урока в форме дебатов позволяет не только закрепить ранее изученный материал, но и позволяет сформировать умения формулировать свою точку зрения, отстаивать ее, приводя доводы в защиту соей позиции. Кроме того в процессе подготовки к уроку обучающиеся получают опыт работы как нормативными документами, так и с и информацией представленной в СМИ.

Тема: «Россия – правовое государство де-юре, или де-факто?»

Технология: модифицированные дебаты

Тип урока: обобщающий урок

ЗАДАЧИ:

Предметные:

  • закрепить и расширить  знания  по теме понятие и признаки правового государства;
  • обеспечить знания о.

Метапредметные:

  • формирование умения отбирать, анализировать и представлять информацию;
  • развитие умения работать с разными источниками информации;
  • развитие умения делать выводы;
  • развитие базовых навыков, в том числе критического мышления, умения рассуждать.

Личностные:

  • воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои права;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • усвоить гуманный характер права, необходимость уважения прав друг друга;

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

  • Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему;

составление плана, последовательности действий ;

оценивание достигнутого результата.

  • Коммуникативные:

 учёт позиции других (умение слушать, вступать в диалог);

 умение интегрироваться в группе (умение участвовать в коллективном обсуждении);

 продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

  • Познавательные:

 информационный поиск;

 умение структурировать знания.

  • Личностные:

 доброжелательное отношение к окружающим,

постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения.

ОБОРУДОВАНИЕ:  нормативно-правовые документы, статьи периодических изданий.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

🕮 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М., 1939 г.

🕮Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право народов, а также принципы публичного права. - М., 1957 г.

🕮Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М., 1996 г.

🕮 Русская философия права. - Спб., 1997 г.

🕮Судебники XV - XVIII веков. - М., 1952 г.

🕮Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М., 1996 г.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

🕮 Конституция Российской Федерации. М., 1993.

🕮Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1997.

🕮Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1996.

🕮Конституционное право. Под ред. А.Е.Козлова. - М., 1997.

🕮Локк Дж. Сочинения. Т.З. - М., 1988 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

🕮Маликова Л.И. Право и подросток. - М., 1996.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

🕮Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. - М., 1996 г.

🕮Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. М.1997 г.

Межпредметные связи: история, право

План урока:

 I Предварительная подготовка

II Ход мероприятия

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация
  3. Переход
  4. Сбор материала и обобщение собранных данных
  5. Рефлексия

I Предварительная подготовка:

  1. Заранее сообщить обучающимся о проведении мероприятия, совместно с ними обсудить тему. На протяжении всего подготовительного этапа школьники консультируются с учителем.

II Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте

  1. Актуализация

- Обучающимся показывается ассоциативный ряд изображений Платона, Аристотеля, Монтескье, Канта.

- Ребята с каким обществоведческим понятием ассоциируются у вас данные личности? (Правовое государство)

- Долгое время среди правоведов ведутся споры о том, является ли наше государство правовым или нет. На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием и признаками правового государства.

- Давайте вспомним, какое определение мы можем дать правовому  государству? (дети отвечают на вопрос)

- Признаки правового государства? (дети отвечают на вопрос, указывая следующие основные положения: разделение властей; верховенство закона; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека; социальная защищенность личности; политический плюрализм; контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней; признание человека высшей ценностью, верховенство и прямое действие Конституции; единство прав и обязанностей граждан; наличие развитого гражданского общества)

-  Сегодня мы с вами попробуем закрепить и применить на практике уже имеющиеся у нас знания. Тема нашего занятия «Россия – правовое государство де-юре, или де-факто?»  

3.Переход

- Тема нашего занятия с вопросительной ноткой, но можем ли мы однозначно ответить на данный вопрос? (нет)

- Кто считает, что наша страна де-факто правовое государство? (отвечают)

- Мнения разделились

- А сегодня у нас не простое занятие, оно пройдет в форме дискуссии.

4. Дебаты

- Дома вы писали эссе по теме: «Россия – правовое государство?», мнения ваши разделились. 

В соответствии с позицией, выраженной в эссе учитель делит обучающихся на две желательно равные команды: «Юристы» и «Журналисты» (команды должны быть не только равными по количеству, но и по уровню подготовки).  Первая команда формулирует свои доводы согласно букве закона. Данная команда отстаивает позицию о том, что Россия – не только де-юре, но и де-факто правовое государство. Команда же «журналистов» опровергает положения первой команды и утверждают, что Россия правовое государство только де-юре, в качестве аргументов приводят примеры из общественной жизни. Ведущим в дебатах выступает учитель. Назначается таймкипер (ученик, который следит за соблюдением регламента и правил дебатов)

- Напоминаю правила ведения дебатов:

  • позиция команды должна быть четко и однозначно сформулирована,
  • должны быть приведены убедительные аргументы в пользу своей позиции,
  • уважительное отношение к оппонентам,
  • умение выслужать оппонента,
  • говорить своими словами,
  • в конце выступления команды должен быть подведен итог,
  • участи в обсуждении всех членов команды,
  • соблюдение временного регламента

- Каждой команде дается 10 минут времени для обсуждения в команде аргументов своей позиции (на данном этапе возможно пользование дополнительной литературой и нормативно-правовыми актами), после чего начинаются выступления команд.

      Выступление участников – заявление позиций.
    - Для выступления Вам отводится 5 минут. За это время вы должны высказать свою  позицию по данному вопросу.

Перекрёстные вопросы (10 минут)

- Нам Ваши позиции ясны, переходим к перекрестным вопросам участников друг другу. Каждая команда задает вопросы соперникам, времени на обдумывание ответов у вас нет, но, Ваш ответ не должен превышать одной минуты. (по 3 вопросов)

- Переходим к следующему этапу - оппонирование, т.е. оспаривание аргументов оппонента по 2 минуты

Заключительное слово участников (1 мин.)

- Сейчас мы выслушаем наши команды, которые в течении одной минуты постараются подвести итог сегодняшних выступлений.

5. Подведение итогов

Ребята! Вы сегодня были на высоте! Вы сегодня научились отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни. В дебатах вы научились не только говорить, но и слушать своих оппонентов. У каждой из команд есть весомые аргументы, однако истина, как правило, где-то посередине. Нет только черного или только белого, правильного и неправильного, всегда есть полутона, так и в случае с темой нашего занятия.

- Вспомните, когда была принята ныне действующая конституция Р.Ф. (12 декабря 1993 года).

- Подумайте, могло ли в 1993 году в нашей стране после достаточного длительного существования в нашей стране тоталитарного государства? (Отвечают на вопрос)

- Был ли у России в 1993 году опыт демократического строительства государства?

- Находимся ли мы сегодня на той же ступеньки развития демократии, что и в 1993 году?

Учитель подводит обучающихся к мысли о том, что правовое государство в нашей стране находится на стадии формирования.

- Ребята, подумайте к какому выводу мы можем прийти после сегодняшних дебатов ? (Выводы обучающиеся должны вывод сформулировать самостоятельно)

6. Рефлексия

Десятиклассники делятся впечатлениями от мероприятия. Отмечают его плюсы и минусы.

- Ваши предложения по усовершенствованию данной формы проведения уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент презентации к уроку по обществознанию 9 класс по теме"Государство"

электронные материалы к уроку по теме: "Государство" в обществознании 9 класса...

Конспект урока ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" ФГОС

Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Задачи:Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать позна...

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Правовые основы предпринимательской деятельности

Способствует закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач , понимания важности этих знаний в жиз...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова

Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по обществознанию «О моральных и правовых нормах»

Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских...