КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Киселева Валентина Николаевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_kiseleva_v.n._9_kl.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 КЛАСС

Тема урока: Правовое государство

Цели урока: создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках.

Основные задачи:

Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с  текстами.

Воспитательная: показать преимущества правового государства.

Основные понятия:  правовое государство, верховенство права, незыблемость права.

Конспект составила: учитель истории и обществознания ГБОУ школы№413 Киселева Валентина Николаевна.

План урока:

 1.Понятие правового государства.

2.Развитие теории правового государства

3.Принципы (признаки) правового государства.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
  2. Проверка д/з. тесты в формате ГИА.

На прошлом уроке мы изучали тему Государство и Политические режимы. Проверим как вы усвоили этот материал. Вы получите листы с тестами из 5 вопросов в формате ГИА. Ваша задача – в течение 5 минут выполнить этот тест. По истечению времени каждый проверит работу своего соседа.

Тест по теме «Государство и политический режим»

А1

А2

А3

В1

В2

2

3

1

3, 6

Суверенитет

(Слайд 1)(взаимопроверка) ответы на мультимедиа.

1)Изучение новой темы. Мы продолжаем изучать раздел «Политика».

 откройте тетради и запишите тему урока: Правовое государство.(Слайд 2)

 (постановка цели учащимися)(слайд3) Познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же это государство защищает права и свободы человека.

Правовое государство – это государство, в котором господствует право! Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, т.е. наши с вами права! Вот почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено

  1. На вопрос о сущности правового государства можно ответить так – это государство, в котором господствует право. Такой ответ будет правильным, но не полным. Поэтому правоведы подчеркивают, что высшая цель правового государства – обеспечить права человека и гражданина/ (а также о том, что государственная власть в правовом государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.)
  2. Несмотря на особые признаки, о которых мы еще сегодня поговорим, правовому государству присущи все те черты (признаки) государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе вспомним эти черты! (Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы)(Слайд 5)
  3. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Получить ответ мы сможем познакомившись с текстом учебника стр. 29. И фрагментом Конституции РФ. (Слайд 6)  основная обязанность государства по конституции?) (Слайд 7)

Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому. Сейчас вы открываете учебник на странице 30 и в течение 3-4 минут работаете с документом и ответим на вопросы к ним.  Таким образом мы потренируемся  в выполнении части С. (Слайд 8)

Документ

Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…

  1. Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор? (а также о том, что государственная власть в правовом государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.)

Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень многогранно. Существует множество различных определений. Однако вся сущность сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом! Отсюда и название – правовое государство! Открываем в конце учебника словарь с. 220 зачитаем и запишем в тетради понятие правового государства.

Запись в тетради определения правового государства. Правовое государство – государство, в котором: а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина;

б) государственная власть ограничена правом.

  1. Развитие теории правового государства

Сейчас мы с вами поработаем с рабочими тетрадями с. 16 используя текст учебника, заполните таблицу.

Личность

Характеристика правового государства

Платон

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Аристотель

Поддерживал точку зрения Платона

Цицерон

Право должно быть выше власти

Дж. Локк

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Ш. Монтескье

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье ) – законодательная, исполнительная, судебная

И. Кант

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

С. А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Физкультурная минутка. Упражнения для глаз.

  1. Пришло время поговорить об основных признаках правового государства. Наука называет как минимум 3 таких признака: Учебник с. 32-33 Назовите их. Запишите в тетрадях.
  • Верховенство права (Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону). Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе
  • Незыблемость прав и свобод человека (права человека – главный естественный ограничитель государственной власти)
  • Разделение властей Посмотрите на схему на стр. 33 (законодательная, исполнительная и судебная, что способствует ограничению государственной власти) Запись в тетради схемы

Разделение властей

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ                   ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ                      СУДЕБНАЯ

Сейчас. Работаем в парах, ваша задача – найти в учебнике на страницах 32 – 35 ответы на вопросы что входит в каждую ветвь власти и какая у нее главная функция?! Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 34! По истечению времени мы обсудим эти вопросы вместе с вами! Приступайте к работе!

Парламент: Федеральное собрание           Правительство РФ                Конституционный суд;

                                                                                                                           Суды общей юрисдикции;

Совет федерации            Государственная Дума                                        Арбитражный суд                                   

Ветвь власти

Состав

Основные функции

Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы)

Парламент

Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума)

Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека

Исполнительная (назначается)

Правительство

Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения

Судебная (самостоятельная и независимая)

Конституционные, суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ), арбитражные (Высший Арбитражный Суд РФ) 

Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) – защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов)

* Президент – глава государства (избирается всенародно)

Таким образом, главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека или организации, партии, парламента или правительства.

К какому государству  относится наше государство. Посмотрите Конституцию 1ст. ч.1.

Россия , согласно К РФ……

Становление правового государства – это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода. Россия не может слепо копировать западные образцы, все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

Подведение итогов

А1.   Какой из указанных признаков характеризует правовое государство

1) отсутствие цензуры

2) административно-командная плановая экономика

3) введение всеобщей трудовой повинности

4) ограничение въезда и выезда из страны

А2.  Что отличает правовое государство?

1) наличие института гражданства

2) независимость внешней политики

3) разделение и независимость властей

4) принятие законов и сборов

А3.Выберите признак, характеризующий любое государство

1) многообразие политических партий

2) равенство всех граждан перед законом

3) разделение и независимость властей

4) принятие законов и сбор налогов

А4. К признакам только правового государство относится:

 1)Наличие публичной власти        3) Единство территории

 2)Разделение властей                     4) Суверенитет

Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание!

§4, читать,  ответить на вопросы с.36-37

Урок окончен! До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Достопримечательности Великобритании»»

Урок разработан на основе УМК Н.Н. Деревянко «Английский язык 6 класс».Продолжительность урока 45 минут. Урок построен с применением методов групповой работы...

Конспект урока ФК 4 класс. Тема урока: : Совершенствование техники ведения и передачи мяча. Русские народные игры с элементами баскетбола.

Конспект урока составлен в соответствии с принятой формо (по требованиям ФГОС). етко выделены части урока, укааны конкретные задания и упражнения для уащихся. Урок соответствует рабочему плану, имеет ...