КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_kiseleva_v.n._9_kl.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 КЛАСС
Тема урока: Правовое государство
Цели урока: создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках.
Основные задачи:
Развивающая: продолжить развивать мыслительные навыки, формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами.
Воспитательная: показать преимущества правового государства.
Основные понятия: правовое государство, верховенство права, незыблемость права.
Конспект составила: учитель истории и обществознания ГБОУ школы№413 Киселева Валентина Николаевна.
План урока:
1.Понятие правового государства.
2.Развитие теории правового государства
3.Принципы (признаки) правового государства.
Ход урока.
- Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Проверка д/з. тесты в формате ГИА.
На прошлом уроке мы изучали тему Государство и Политические режимы. Проверим как вы усвоили этот материал. Вы получите листы с тестами из 5 вопросов в формате ГИА. Ваша задача – в течение 5 минут выполнить этот тест. По истечению времени каждый проверит работу своего соседа.
Тест по теме «Государство и политический режим»
А1 | А2 | А3 | В1 | В2 |
2 | 3 | 1 | 3, 6 | Суверенитет |
(Слайд 1)(взаимопроверка) ответы на мультимедиа.
1)Изучение новой темы. Мы продолжаем изучать раздел «Политика».
откройте тетради и запишите тему урока: Правовое государство.(Слайд 2)
(постановка цели учащимися)(слайд3) Познакомиться с понятием и структурой правового государства, понять, как же это государство защищает права и свободы человека.
Правовое государство – это государство, в котором господствует право! Государство, которое защищает права и свободы каждого человека, т.е. наши с вами права! Вот почему необходимо знать и понимать, что же такое правовое государство и как оно устроено
- На вопрос о сущности правового государства можно ответить так – это государство, в котором господствует право. Такой ответ будет правильным, но не полным. Поэтому правоведы подчеркивают, что высшая цель правового государства – обеспечить права человека и гражданина/ (а также о том, что государственная власть в правовом государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.)
- Несмотря на особые признаки, о которых мы еще сегодня поговорим, правовому государству присущи все те черты (признаки) государства, о которых вы уже знаете. Давайте вместе вспомним эти черты! (Единство территории, публичная власть, суверенитет, законодательная деятельность, налоговые сборы)(Слайд 5)
- Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека? Получить ответ мы сможем познакомившись с текстом учебника стр. 29. И фрагментом Конституции РФ. (Слайд 6) основная обязанность государства по конституции?) (Слайд 7)
Давайте рассмотрим еще одну точку зрения на понятие правового государства. Принадлежит она русскому философу и правоведу Б. А. Кистяковскому. Сейчас вы открываете учебник на странице 30 и в течение 3-4 минут работаете с документом и ответим на вопросы к ним. Таким образом мы потренируемся в выполнении части С. (Слайд 8)
Документ
Характеризуя правовое государство надо признать, что основной его признак заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограниченная и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определенных формах и носит строго правовой характер…
- Как вы понимаете утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор? (а также о том, что государственная власть в правовом государстве действует только в рамках права, то есть ограничена правом.)
Таким образом, мы с вами выяснили, что понятие «Правовое государство» очень многогранно. Существует множество различных определений. Однако вся сущность сводится к одной главной черте – господство права и ограниченность власти правом! Отсюда и название – правовое государство! Открываем в конце учебника словарь с. 220 зачитаем и запишем в тетради понятие правового государства.
Запись в тетради определения правового государства. Правовое государство – государство, в котором: а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина;
б) государственная власть ограничена правом.
- Развитие теории правового государства
Сейчас мы с вами поработаем с рабочими тетрадями с. 16 используя текст учебника, заполните таблицу.
Личность | Характеристика правового государства |
Платон | Государство возможно только там, где господствует справедливый закон |
Аристотель | Поддерживал точку зрения Платона |
Цицерон | Право должно быть выше власти |
Дж. Локк | Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей) |
Ш. Монтескье | Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье ) – законодательная, исполнительная, судебная |
И. Кант | Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей |
С. А. Котляревский | Будущее страны – господство права |
Физкультурная минутка. Упражнения для глаз.
- Пришло время поговорить об основных признаках правового государства. Наука называет как минимум 3 таких признака: Учебник с. 32-33 Назовите их. Запишите в тетрадях.
- Верховенство права (Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону). Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе
- Незыблемость прав и свобод человека (права человека – главный естественный ограничитель государственной власти)
- Разделение властей Посмотрите на схему на стр. 33 (законодательная, исполнительная и судебная, что способствует ограничению государственной власти) Запись в тетради схемы
Разделение властей
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ
Сейчас. Работаем в парах, ваша задача – найти в учебнике на страницах 32 – 35 ответы на вопросы что входит в каждую ветвь власти и какая у нее главная функция?! Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 34! По истечению времени мы обсудим эти вопросы вместе с вами! Приступайте к работе!
Парламент: Федеральное собрание Правительство РФ Конституционный суд;
Суды общей юрисдикции;
Совет федерации Государственная Дума Арбитражный суд
Ветвь власти | Состав | Основные функции |
Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы) | Парламент Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) | Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека |
Исполнительная (назначается) | Правительство | Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения |
Судебная (самостоятельная и независимая) | Конституционные, суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ), арбитражные (Высший Арбитражный Суд РФ) | Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) – защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов) |
* Президент – глава государства (избирается всенародно)
Таким образом, главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека или организации, партии, парламента или правительства.
К какому государству относится наше государство. Посмотрите Конституцию 1ст. ч.1.
Россия , согласно К РФ……
Становление правового государства – это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода. Россия не может слепо копировать западные образцы, все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.
Подведение итогов
А1. Какой из указанных признаков характеризует правовое государство
1) отсутствие цензуры
2) административно-командная плановая экономика
3) введение всеобщей трудовой повинности
4) ограничение въезда и выезда из страны
А2. Что отличает правовое государство?
1) наличие института гражданства
2) независимость внешней политики
3) разделение и независимость властей
4) принятие законов и сборов
А3.. Выберите признак, характеризующий любое государство
1) многообразие политических партий
2) равенство всех граждан перед законом
3) разделение и независимость властей
4) принятие законов и сбор налогов
А4. К признакам только правового государство относится:
1)Наличие публичной власти 3) Единство территории
2)Разделение властей 4) Суверенитет
Домашнее задание
Открываем дневники, записываем домашнее задание!
§4, читать, ответить на вопросы с.36-37
Урок окончен! До свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.
Цели урока: введение новой страноведческой информации...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Английский язык в мире» по УМК В.П.Кузовлева "Английский язык 6 класс"
Урок построен в увлекательной форме с использованием групповой работы...
План – конспект урока в 6 классе Тема урока: «Достопримечательности Великобритании»»
Урок разработан на основе УМК Н.Н. Деревянко «Английский язык 6 класс».Продолжительность урока 45 минут. Урок построен с применением методов групповой работы...
Конспект урока ФК 4 класс. Тема урока: : Совершенствование техники ведения и передачи мяча. Русские народные игры с элементами баскетбола.
Конспект урока составлен в соответствии с принятой формо (по требованиям ФГОС). етко выделены части урока, укааны конкретные задания и упражнения для уащихся. Урок соответствует рабочему плану, имеет ...