Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Лазарева Людмила Владимировна

Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodina_ros_5_klass.docx59.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала Лазарева Людмила Владимировна

 учитель истории и обществознания МКОУ Тутурская СОШ

с. Тутура, Жигаловский район, Иркутская область

Тема урока: «Наша Родина - Россия». 5 класс

Тип урока:  Открытие новых знаний

Вид урока: урок-беседа с элементами самостоятельной работы обучающихся.

Цель: объяснять понятия Родина, Отечество, Федерация, субъект РФ, патриотизм; объяснять, что значит быть патриотом.

Планируемые результаты:

- Предметные:

1.учащиеся освоят основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила; научатся понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни.

- Метапредметные:

1. познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту; проявляют интерес к самостоятельному поиску информации к уроку.

2.коммуникативные: умение устно излагать свои мысли; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

3. регулятивные: определяют тему урока, формулируют цель и проблемный вопрос, ставят учебные задач; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

- Личностные:

1. будут выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, патриота; чувства сопричастности и гордости за свою Родину.  

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ:  Родина, Отечество, Федерация, субъект РФ, патриотизм.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, формальная.

План урока. 

1.Российская Федерация

2. Русский язык – государственный..

3. Что значит быть патриотом.

Ход урока

Орг. Момент: Приветствие:  Здравствуйте, ребята!

Вступительное слово учителя.  Сегодня у нас с вами будет необычный урок…. Он будет музыкальный! Сегодня мы послушаем много прекрасных песен и стихов, а почему? Это вы поймете немного позже.

Учитель предлагает обучающимся зачитать «Письма другу». (Учитель заранее даёт задание учащимся, написать письмо вымышленному другу/подруге, который предположительно живет в жаркой Африке. Учитель предлагает описать красоты родного края так, чтобы юному африканцу непременно бы захотелось бы приехать в гости к пятиклассникам. Учитель просит написать письма, но не объясняет, для чего).  

Желающие зачитывают свои письма. Учитель в качестве фона предлагает прослушать песню «Всё, что сердцу дорого».

Учитель: Как вы думаете, почему я попросила вас написать эти письма? (учащиеся отвечают, высказывают свои предположения). Вы описали то, что вам дорого. Многие поэты выражают в стихах и песнях то, что дорого для их сердец. Именно поэтому я предлагаю вам прослушать стихи русских поэтов.

Организует прочтение стихотворений и последующую беседу по вопросам:

  1. Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

  1. Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок….. и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.    (Т.Бокова)

  1. Россия – Ты мне как вторая мама,

Я рос и вырос на Твоих глазах.

Иду вперёд уверенно и прямо

И верю в Бога, что живёт на небесах!

  1. Люблю я звон колоколов Твоих церковных,

И наши сельские цветущие поля,

Людей люблю я, добрых и духовных,

Которых вырастила Русская Земля!

  1. Люблю я стройные, высокие берёзки –

Наш знак и символ Русской красоты.

Смотрю на них и делаю наброски,

Словно художник я пишу свои стихи.

  1. Не смог бы никогда с Тобой расстаться,

Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.

Придёт война, и я пойду сражаться,

В любой момент хочу быть лишь с Тобой!

  1. А если вдруг когда-нибудь случится,

Что нас судьба с Тобою разведёт,

Как птица в тесной клетке, буду биться,

И каждый Русский здесь меня поймет!   (Е.Кисляков)

Спрашивает у обучающихся:  - Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочитали? (Учащиеся высказывают предположения). А что для вас значит Родина? А пока вы думаете, я предлагаю вам прослушать песню «С чего начинается Родина». (Обучающиеся слушают песню, отвечают на вопрос).

Учитель: Прошу прослушать еще одну песню. (Учитель предлагает прослушать песню «Гляжу в озера синие…») Продолжает беседу с обучающимися.

- Как называется наша Родина? (Учащиеся отвечают: Россия, Российская Федерация).

- Чем является наша Малая Родина по отношению ко всей России? (предлагает прослушать песню «Капелька России). (Учащиеся отвечают: Наша Малая Родина – это маленькая капелька России).

Просит определить тему урока: учащиеся предполагают «Наша Родина – Россия!». Запись темы на доску и в тетради.

Просит сформулировать цель и задачи:

  1. Проблемный вопрос «Может ли человек прожить без Родины? За что человек любит свою Родину?»
  2. Узнать, что такое «Родина»?
  3. Узнать, почему Родина так называется?
  4. Узнать, что такое «федерация»?  (Обучающиеся могут сформулировать и предложить свои варианты).

В качестве эпиграфа предлагает слова К. Ушинского «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.»

Показывает слайды презентации «Что значит быть патриотом», комментирует новую информацию, организовывает беседу по вопросам.

Работают с текстом учебника на стр. 92-93.

- Что означает слова «федерация»? (Ответы учащихся)

- Что такое «субъект федерации»? (Ответы учащихся)

Рассказывает о государственном устройстве нашей страны, признаках государства, знакомит с политической картой РФ.

Организовывает работу обучающихся с картой в учебнике на стр. 94-95: - Покажите территорию нашего государства? (ответы обучающихся) Покажите столицу нашей страны (показывают Москву). В каком субъекте мы проживаем? (ответы обучающихся) Покажите его на карте. Покажите столицу нашего субъекта (показывают).  

Физкультминутка: расслабляющая гимнастика для глаз.

Организовывает работу обучающихся с текстом учебника на стр. 93. Спрашивает: - Почему русский язык является государственным? (ответы обучающихся).

Организовывает работу обучающихся с учебным заданием «Корреспондент - иностранец» 

Учебное задание «КОРРЕСПОНДЕНТ-ИНОСТРАНЕЦ» Представьте себе, что гуляя по улице, вы встретили иностранного корреспондента, который обратился к вам с просьбой. Иностранец сообщил, что ему проучили написать статью про местных патриотов. Он не понимает значение этого слова, просит вас объяснить, какого человека можно назвать «патриотом».

Подумайте и запишите в схему, какие качества должны быть у патриота?

Подумайте, какие качества патриота есть у вас. Можете ли вы назвать себя патриотом?

.

Предлагает, проверить по эталону (на слайде презентации)

Учитель предлагает учащимся определение понятий:

 «Патриот – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины».  

«Патриотизм – любовь к своей Родине».

- Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на стр. 96 учебника. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.

- Что вы узнали о В.И. Дале? Что стало главным делом его жизни?  Можно ли назвать В.И. Даля патриотом?  (Ответы обучающихся).

Организует просмотр и обсуждение плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!»:

- К чему призывает этот плакат?

- Почему такой призыв звучит от имени Родины? Почему Родину называют матерью? (ответы обучающихся).

Вновь обращается к эпиграфу, прозвучавшему в начале урока: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.»

Рефлексия

- Итак, подведем итоги нашего занятия.  

Проводит беседу по  вопросам:

- Что означает понятие «малая родина»?

Просит ответить на проблемный вопрос «Может ли человек прожить без Родины? За что человек любит свою Родину?»  (Ответы обучающихся)

Учитель обращается к цели и задачам, поставленным в начале урока. (Ответы обучающихся, что всё узнали, все выяснили).

•        Какие испытывали трудности?

•        Интересно ли было вам работать на этом уроке?

Предлагает выполнить домашнее задание на выбор:

  1. Объяснить значение пословиц:

А) Где родился – там и пригодился.

Б) На чужой стороне. и весна не мила.

В) Всяк кулик своё болото хвалит.

     2) Подготовить мини-проект-презентацию «Моя малая Родина» или «Моя Родина – Россия»

Благодарит обучающихся за урок.

Использованная литература и источники:

  1. Учебник «Обществознание. 5 класс» по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
  2. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. К УМК Л.Н. Боголюбова. Автор Е.Н. Сорокина. М.: «ВАКО»
  3. «Обществознание. 5 класс» Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград: «Учитель».
  4. Песня «Всё, что сердцу дорого».
  5. Песня «С чего начинается Родина».
  6. Песня «Гляжу в озера синие…»
  7. Песня «Капелька России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 7 классе "Что такое Родина для каждого из нас?"

конспект урока немецкого языка в 7 классе "Что такое Родина для каждого из нас?"...

конспект урока по обществознанию в 7 классе для учебника Боголюбова

Конспект урока по обществознанию (7 класс)Тема: Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейное право". По учебнику Боголюбова.

Конспект урока был представлен на конкурс Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области "Через урок - к правовому просвещению" .Предназначен для учителей обществознания....

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Виды и формы бизнеса" по УМК Л.Н. Боголюбова

Представлена разработка урока со всем необходимым методическим материалом и презентацией. Рассматриваются основные понятия: бизнес, предпринимательство, виды и формы бизнеса. Прилагаются разработки уч...

Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС

Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания....

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...