Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_rodina_ros_5_klass.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала Лазарева Людмила Владимировна
учитель истории и обществознания МКОУ Тутурская СОШ
с. Тутура, Жигаловский район, Иркутская область
Тема урока: «Наша Родина - Россия». 5 класс
Тип урока: Открытие новых знаний
Вид урока: урок-беседа с элементами самостоятельной работы обучающихся.
Цель: объяснять понятия Родина, Отечество, Федерация, субъект РФ, патриотизм; объяснять, что значит быть патриотом.
Планируемые результаты:
- Предметные:
1.учащиеся освоят основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила; научатся понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни.
- Метапредметные:
1. познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; умение работать с текстом учебника: читать внимательно и вдумчиво, искать необходимый смысл и отвечать на поставленный вопрос к тексту; проявляют интерес к самостоятельному поиску информации к уроку.
2.коммуникативные: умение устно излагать свои мысли; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
3. регулятивные: определяют тему урока, формулируют цель и проблемный вопрос, ставят учебные задач; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
- Личностные:
1. будут выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, патриота; чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ: Родина, Отечество, Федерация, субъект РФ, патриотизм.
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, формальная.
План урока.
1.Российская Федерация
2. Русский язык – государственный..
3. Что значит быть патриотом.
Ход урока
Орг. Момент: Приветствие: Здравствуйте, ребята!
Вступительное слово учителя. Сегодня у нас с вами будет необычный урок…. Он будет музыкальный! Сегодня мы послушаем много прекрасных песен и стихов, а почему? Это вы поймете немного позже.
Учитель предлагает обучающимся зачитать «Письма другу». (Учитель заранее даёт задание учащимся, написать письмо вымышленному другу/подруге, который предположительно живет в жаркой Африке. Учитель предлагает описать красоты родного края так, чтобы юному африканцу непременно бы захотелось бы приехать в гости к пятиклассникам. Учитель просит написать письма, но не объясняет, для чего).
Желающие зачитывают свои письма. Учитель в качестве фона предлагает прослушать песню «Всё, что сердцу дорого».
Учитель: Как вы думаете, почему я попросила вас написать эти письма? (учащиеся отвечают, высказывают свои предположения). Вы описали то, что вам дорого. Многие поэты выражают в стихах и песнях то, что дорого для их сердец. Именно поэтому я предлагаю вам прослушать стихи русских поэтов.
Организует прочтение стихотворений и последующую беседу по вопросам:
- Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
- Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок….. и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Т.Бокова)
- Россия – Ты мне как вторая мама,
Я рос и вырос на Твоих глазах.
Иду вперёд уверенно и прямо
И верю в Бога, что живёт на небесах!
- Люблю я звон колоколов Твоих церковных,
И наши сельские цветущие поля,
Людей люблю я, добрых и духовных,
Которых вырастила Русская Земля!
- Люблю я стройные, высокие берёзки –
Наш знак и символ Русской красоты.
Смотрю на них и делаю наброски,
Словно художник я пишу свои стихи.
- Не смог бы никогда с Тобой расстаться,
Ведь я люблю Тебя всем сердцем и душой.
Придёт война, и я пойду сражаться,
В любой момент хочу быть лишь с Тобой!
- А если вдруг когда-нибудь случится,
Что нас судьба с Тобою разведёт,
Как птица в тесной клетке, буду биться,
И каждый Русский здесь меня поймет! (Е.Кисляков)
Спрашивает у обучающихся: - Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочитали? (Учащиеся высказывают предположения). А что для вас значит Родина? А пока вы думаете, я предлагаю вам прослушать песню «С чего начинается Родина». (Обучающиеся слушают песню, отвечают на вопрос).
Учитель: Прошу прослушать еще одну песню. (Учитель предлагает прослушать песню «Гляжу в озера синие…») Продолжает беседу с обучающимися.
- Как называется наша Родина? (Учащиеся отвечают: Россия, Российская Федерация).
- Чем является наша Малая Родина по отношению ко всей России? (предлагает прослушать песню «Капелька России). (Учащиеся отвечают: Наша Малая Родина – это маленькая капелька России).
Просит определить тему урока: учащиеся предполагают «Наша Родина – Россия!». Запись темы на доску и в тетради.
Просит сформулировать цель и задачи:
- Проблемный вопрос «Может ли человек прожить без Родины? За что человек любит свою Родину?»
- Узнать, что такое «Родина»?
- Узнать, почему Родина так называется?
- Узнать, что такое «федерация»? (Обучающиеся могут сформулировать и предложить свои варианты).
В качестве эпиграфа предлагает слова К. Ушинского «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.»
Показывает слайды презентации «Что значит быть патриотом», комментирует новую информацию, организовывает беседу по вопросам.
Работают с текстом учебника на стр. 92-93.
- Что означает слова «федерация»? (Ответы учащихся)
- Что такое «субъект федерации»? (Ответы учащихся)
Рассказывает о государственном устройстве нашей страны, признаках государства, знакомит с политической картой РФ.
Организовывает работу обучающихся с картой в учебнике на стр. 94-95: - Покажите территорию нашего государства? (ответы обучающихся) Покажите столицу нашей страны (показывают Москву). В каком субъекте мы проживаем? (ответы обучающихся) Покажите его на карте. Покажите столицу нашего субъекта (показывают).
Физкультминутка: расслабляющая гимнастика для глаз.
Организовывает работу обучающихся с текстом учебника на стр. 93. Спрашивает: - Почему русский язык является государственным? (ответы обучающихся).
Организовывает работу обучающихся с учебным заданием «Корреспондент - иностранец»
Учебное задание «КОРРЕСПОНДЕНТ-ИНОСТРАНЕЦ» Представьте себе, что гуляя по улице, вы встретили иностранного корреспондента, который обратился к вам с просьбой. Иностранец сообщил, что ему проучили написать статью про местных патриотов. Он не понимает значение этого слова, просит вас объяснить, какого человека можно назвать «патриотом». Подумайте и запишите в схему, какие качества должны быть у патриота? Подумайте, какие качества патриота есть у вас. Можете ли вы назвать себя патриотом? |
.
Предлагает, проверить по эталону (на слайде презентации)
Учитель предлагает учащимся определение понятий:
«Патриот – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и подвиги во имя своей Родины».
«Патриотизм – любовь к своей Родине».
- Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на стр. 96 учебника. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
- Что вы узнали о В.И. Дале? Что стало главным делом его жизни? Можно ли назвать В.И. Даля патриотом? (Ответы обучающихся).
Организует просмотр и обсуждение плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!»:
- К чему призывает этот плакат?
- Почему такой призыв звучит от имени Родины? Почему Родину называют матерью? (ответы обучающихся).
Вновь обращается к эпиграфу, прозвучавшему в начале урока: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.»
Рефлексия
- Итак, подведем итоги нашего занятия.
Проводит беседу по вопросам:
- Что означает понятие «малая родина»?
Просит ответить на проблемный вопрос «Может ли человек прожить без Родины? За что человек любит свою Родину?» (Ответы обучающихся)
Учитель обращается к цели и задачам, поставленным в начале урока. (Ответы обучающихся, что всё узнали, все выяснили).
• Какие испытывали трудности?
• Интересно ли было вам работать на этом уроке?
Предлагает выполнить домашнее задание на выбор:
- Объяснить значение пословиц:
А) Где родился – там и пригодился.
Б) На чужой стороне. и весна не мила.
В) Всяк кулик своё болото хвалит.
2) Подготовить мини-проект-презентацию «Моя малая Родина» или «Моя Родина – Россия»
Благодарит обучающихся за урок.
Использованная литература и источники:
- Учебник «Обществознание. 5 класс» по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение.
- Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. К УМК Л.Н. Боголюбова. Автор Е.Н. Сорокина. М.: «ВАКО»
- «Обществознание. 5 класс» Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград: «Учитель».
- Песня «Всё, что сердцу дорого».
- Песня «С чего начинается Родина».
- Песня «Гляжу в озера синие…»
- Песня «Капелька России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока в 7 классе "Что такое Родина для каждого из нас?"
конспект урока немецкого языка в 7 классе "Что такое Родина для каждого из нас?"...
конспект урока по обществознанию в 7 классе для учебника Боголюбова
Конспект урока по обществознанию (7 класс)Тема: Психологический портрет личности: интеллект, эмоции, чувства...
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейное право". По учебнику Боголюбова.
Конспект урока был представлен на конкурс Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области "Через урок - к правовому просвещению" .Предназначен для учителей обществознания....
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока по обществознанию 7 класс "Виды и формы бизнеса" по УМК Л.Н. Боголюбова
Представлена разработка урока со всем необходимым методическим материалом и презентацией. Рассматриваются основные понятия: бизнес, предпринимательство, виды и формы бизнеса. Прилагаются разработки уч...
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Наследственность" к УМК Л.Н.Боголюбова ФГОС
Разработка к уроку-практикуму по теме "Наследственность". В разработке представлена технологическая карта к уроку, методические материалы, критерии оценивания....
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...