Конспект урока по обществознанию - 5 класс "Символы России"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Урок может быть проведен и в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_v_5_klasse_po_teme.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 5 классе по теме: «Символы России».
Цель урока: дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); рассказать о преемственности и символике российских герба, знамени, гимна.
Мета предметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи , представлять результаты своей деятельности в различных формах(презентация, сообщение);
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов и человечества;
-способность применять понятийный аппарат ;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов истории человечества в целом.
Личностные результаты:
- координация различных позиций в сотрудничестве, умение уважать мнение других,
- осмысление социально-нравственного опыта других поколений, способность к определению своей позиции;
- понимание культурного многообразия мира, толерантность
План урока:
1. Символы современной России;
2. Государственный флаг;
3. Российский герб;
4. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг, знамя, гимн.
Оборудование урока: Изображение Российского флага и герба ; слова гимна Российской Федерации;
Ход урока:
Учитель предлагает написать все, что они знают о России и символах. (Что я знаю о символах России?). Затем - Что бы я хотел узнать о символах России? Целесообразно спросить детей, а зачем нам всем необходимо знать о символике нашего государства? Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене.
Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.
Iчасть. Символы современной России (5 минут)
Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это главные символы каждого государства. Когда сложились современные символы России? Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако почти все были признаны официальными символами сравнительно недавно.
- Чем это объяснить? (Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством).
До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы, а современной России потребовались новые символы.
Запись на доске и в тетрадях: Символы государства: герб, флаг, гимн.
II часть. Государственный флаг (10 минут)
Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг России - покажите его изображение.
- Как мы опишем его? (флаг состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей и красной)
Теперь послушайте как звучит его официальное описание, закреплённое в федеральном законе «О Государственном флаге Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 г.:
«Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3»
Запись в тетрадях: Флаг России состоит из трёх горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.
Ещё в 1989 г. в Москве и Ленинграде демонстранты во время митингов стали поднимать трёхполосное бело-сине-красное знамя. Во время августовского путча 1991 г. в Москве над Белым домом и в других местах взвились бело-сине- красные полотнища. Вскоре знамя стало государственным флагом РФ. В августе 1991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трёхполосное знамя официальным национальным флагом России. 22 августа было постановлено считать Днём государственного флага РФ.
Что означают цвета флага? На Руси издревле белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) – веру, верность. Красный – огонь, смелость, честность, красоту. Российский триколор появился ещё в конце XVII в. при Петре I. Тогда он стал флагом торгового флота России. После долгого перерыва в конце XX столетия триколор стал знаменем новой России.
III часть. Российский герб (10 минут)
В начале беседы учитель предлагает вспомнить, как выглядит герб РФ. Затем вместе с классом определяет основные составляющие герба (включает изображение увенчанного тремя коронами двуглавого орла в поле красного щита; всадника, колющего змея в красном щите на груди орла, державу и скипетр в лапах орла).
Запись в тетрадях: Герб – это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного щита. На груди орла- святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змия.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ
При этом учитель демонстрирует изображение герба. Этот герб был утверждён в декабре 2000 г. Учитель поясняет, что наш герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV в. до 1917 г. Изображение герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя её суверенитет.
- Кто знает что–нибудь о происхождении современного российского герба?
Кратко расскажите детям о появлении двуглавого орла и драконоборца на печати Ивана III 1497 г. С тех пор герб продолжал развиваться, дополняться и изменяться – в соответствии с требованиями каждой из исторических эпох.
- Где помещается изображение герба? (На зданиях правительства, суда
Государственной Думы и иных правительственных зданиях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ и проч.).
-Как вы оцениваете возвращение старого российского герба?
(Ответы могут быть разными. Ученики должны обосновать свой ответ).
Вывод: в своё время в двуглавом орле видели символ российской империи. После революции, с приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако для нашего поколения это знак суверенности России. Интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.
IV часть. Гимн России (10 минут)
Ещё один государственный символ России – это её гимн.
- Что же это такое? (Гимн – это торжественное песнопение. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.)
Запись в тетрадях: Гимн – это торжественная песнь или мелодия, один из символов государства.
Прослушайте музыкальную запись гимна.
Принятию современного гимна предшествовало почти десятилетие бурных споров, дебатов.
- Что можно сказать о современном гимне России? (Он торжественен, проникнут чувством гордости за отчизну и т.д.)
- Нравится ли он вам? Чем именно?
Споры и дискуссии вокруг современного гимна были вызваны тем, что в своей основе он восходит к гимну Советского Союза (лишь несколько изменены слова). Часть общества его не приняла. Однако независимо от исхода споров мы обязаны знать слова и музыку гимна, помнить, что это - один из символов нашей страны и достойно вести себя при его исполнении. В первую очередь это означает, что при исполнении гимна мы должны встать. Мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным.
V часть. Итог урока (5 минут)
Сегодня мы познакомились с главными символами России. Все мы должны их знать и почитать, поскольку они зримо воплощают, прежде всего современную Россию, в которой все мы живём.
В конце беседы задается вопрос: Какое значение для государства имеют государственные символы: герб, гимн, флаг?
5. Подведение итогов
1. Когда трехцветный флаг был восстановлен в России? (1991 г.)
2. Что символизируют цвета российского флага? (белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) - веру, верность. Красный — огонь, смелость, честность, красоту)
3. О чем свидетельствует приспущенный гос. флаг или прикрепленная к древку черная лента?
(Это свидетельство скорби всего государства и делается в дни всенародного траура)
4. В каких случаях звучит гимн? (торжественных случаях. Например, при вступлении в должность руководителей органов гос. власти, во время проведения торжественных ритуалов, мероприятий и праздников)
5. Откуда к нам пришел двуглавый орёл? (из Византийской империи).
6. Всадник с копьем на гербе, кто это? (Святой Георгий - Победоносец)
Наш урок подходит к завершению, мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас сейчас?
Домашнее задание:
1.Творческое задание – составить презентация о символах своего города (Выборг), области (Ленинградская), а также других областей РФ и государств.
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке, анализирует оценки.
Учитель: Кононец С.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Какой быть России ?»
Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Какой быть России ?»...
Конспект урока ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ" ФГОС
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России. Задачи:Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значение, развивать позна...
Конспект урока по обществознанию "Россия - наша Родина"
Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО. Направлен на формирование представлений о сущности человеческой деятельности. Развитие целостного представления о многообразии и целостности традиц...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова
Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока по обществознанию по теме: " Развитие парламентаризма в России".
laquo;Власть может быть сильной только тогда, когда сильной является каждая ее ветвь»«Иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно&raq...
Конспект урока по обществознанию для 10 класса «Россия -правовое государство де-юре или де-факто?» Дебаты
Цель урока: обобщить ранее полученные знания по теме «Правовое государство». Адресат: может применяться на уроках обществознания или права в 10 – 11 классах.С понятием правового...