Конспект урока по обществознанию «О моральных и правовых нормах»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Никитченко Анастасия Юрьевна

Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

«О моральных и правовых нормах»

Форма занятия: педагогическаямастерская                                                                                      Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских 

Задачи:

  • систематизировать и углубить знания учащихся о морали и праве;
  • развивать навыки анализа и сравнения;
  • воспитывать уважение к социальным нормам общества, формировать
    активную жизненную гражданскую позицию.

Оборудование:

  • Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией
    Л.Н.Боголюбова,- М.: Просвещение, 2009
  • Соколов Я.В. Наши права и ответственность: Книга для учащихся.- М.:
    НМЦ «Гражданин», 2010
  • «Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9
    классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина - М.:
    Просвещение, 2004

•        Раздаточный материал

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Эпиграфы:

«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая -активная, которая повелевает делать добро»

П.Буаст

«Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни»

Древняя мудрость

«Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем - то таким, что морально осуждается»

Гегель

«Право и долг подобны тем пальмам, которые не приносят плодов, если растут одна рядом с другой»

Ф.Ламенне

«Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»

Цицерон

План проведения:

1 .Введение в мастерскую Организационный момент.

Вводное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Он называется творческая мастерская. Мы будем работать в командах

2. Индуктор

Наверное, есть такие люди, которым хотелось бы делать только то, что им хочется и не делать то, что они должны делать.

Представьте фантастическую ситуацию. Появилось государство, в котором разрешено делать то, что хочется, и не делать то, что требуется. Обрисуйте коротко жизнь людей в этом государстве. Хотели бы Вы жить в таком государстве?

В обществе принято жить по нормам, давайте вспомним — по каким.

Есть две нормы жизни моральные и правовые.

Учитель обращает внимание  на высказывания на доске (см эпиграф) и просит учащихся выбрать те, с  которыми они согласны


Учитель называет тему и задачи мастерской

3. Самоконструкция

Повторение понятий: учащиеся в группах выполняют задания на карточках

Мораль

Неодобрение, порицание обществом

Законы

Общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства

4. Афиширование

Представление результатов работы

Мораль

Нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан

Моральная ответственность

Неодобрение, порицание обществом

Законы

Правовой (юридический) документ, принятый высшей законодательной властью государства

Норма права

Общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства

5. Социоконструкция

Назовите 5 положительных и 5 отрицательных норм морали.

Норма морали: нельзя грубо разговаривать. Обращаться нужно вежливо.

Работа с текстом пособия Соколова стр.4.

- Что по-вашему означает слово «норма»? Почему в тексте использованы

слова «нормальные люди»?

(норма - правило, образец поведения)

Не всегда можно определить разницу между моралью и правом, но мы все же попытаемся это сделать.

Прием «Перекресток»: найти различия между моралью и правом

Вопросы

Мораль

Право

Определение

Кем устанавливается

Где закреплено, в каких источниках

Какую ответственность несет человек за нарушение норм

Выводы: право разрабатывается государством, мораль - обществом;

право закреплено в государственных актах, мораль - нет;

за нарушение норм права предполагаются санкции государства, за нарушение норм морали - общественное осуждение, критика. - А что между ними общего?

Общее то, что и право и мораль служат для регулирования и оценки поступков людей.

Мораль и право тесно переплетены. Ведь некоторые нормы морали становятся нормами права: не лги, не убивай, не навреди. Давайте посмотрим, как обычная ложь может стать нарушением правовой нормы.

Ситуация «Телефонный терроризм» см. Пособие Соколова стр. 6, 9 Вопрос 3 на стр.7

6. Социализация

Теперь перейдем к анализу поступков, которые совершает каждый из вас. Задание 1. См. пособие Соколова стр. 9 задание рубрики «Познай людей и самого себя»

«Один день из жизни Толика»

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее. Мама просила быть дома в 13 часов - к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. «А нам не задали», - сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озадаченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Задание: Дайте оценку действиям Толика. Какие качества он проявил в разных ситуациях.

Обсуждение ситуации: (мама попросила сходить Толю в магазин, но он не пошел — эгоизм, неуважение, невнимательность, лень; пнул собаку — жестокость, не угостил друга - бестактность, жадность; соврал маме —

лживость, сломал ветку — варварство по отношению к природе, осквернение природы ; увидел на земле кошелек и не сказал женщине — алчность; не перевел бабушку через дорогу — не проявил милосердия).

Задание 2.  Определить, в каких из перечисленных случаев наступает

моральная ответственность, а в каких - юридическая.

Сергей солгал матери (моральная)

Николай разорил муравейник, (юридическая)

Террорист попытался угнать самолёт (юридическая)

Владимир положил в карман финский нож (моральная)

Александр принял дозу наркотика (моральная)

Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку

(моральная)

Аркадий сломал дерево (моральная)

Рабочий прогулял рабочий день (юридическая)

Девушка украла чужого ребёнка (юридическая)

Пётр и Леонид бросали камни в проходящие поезда (юридическая)

Виктор ударил товарища (моральная)

Анатолий пожадничал (моральная)

Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юридическая)

Школьник мучил котёнка (моральная)

Необходимо разделиться на две группы.

Задание 3.

-        Часто ли молодежь нарушает моральные и правовые нормы?

Прием «Корзина вопросов»

К правовой или моральной норме общества можно отнести следующие молодежные проявления:

  • пользование мобильным телефоном в общественном транспорте и в
    общественных местах;
  • свободное ношение одежды в специализированных учреждениях (магазин,
    больница, учебное заведение и т. д.);
  • пользование не принятой обществом лексикой (молодежным сленгом) в
    общественных местах;
  • курение на улице, в людном месте;
  • порой нетактичное обращение (поведение) по отношению к старшим.
    Оцените ситуацию с точки зрения морали или права, обоснуйте свой выбор.

7. Разрыв

Прием «Трибунарий» работа с плакатами стр.4: Повлияют ли эти плакаты и школьные занятия на поведение подростков, которые ведут себя аморально? Что, по-вашему мнению, должны предпринять общество и государство для борьбы с нарушениями моральных норм? Учащиеся работают в группах.

- Как моральные и правовые нормы влияют на пользование правами и исполнение обязанностей?

Права и обязанности регулируют всю жизнь человеческого общества. Люди пользуются своими правами и одновременно исполняют свои обязанности. Это поддерживает порядок в обществе.

8.        Афиширование

Группы представляют плакаты — символы с изображением образа морали и права и синквейн со словами «мораль», «право»

9.        Итог мастерской. Рефлексия

Давайте вернемся к высказываниям на доске (см эпиграф), какие вы

выбрали и почему.

В 18 веке великий немецкий ученый Кант кратко сформулировал требование

морали, оно звучит примерно так: поступайте так, чтобы твои действия

могли стать образцом для всех, всеобщим моральным законом.

В настоящее время вы переживаете трудное, но прекрасное время —

становление личности. В вашем характере закладываются нормы поведения

и только от вас зависит какая будет жизнь в будущем. Все в вашей воле и в

ваших руках.

Рефлексия «Учитель предлагает учащимся выбрать карточку с пожеланиями

любого цвета.

На карточке мудрые мысли:

  • «Чаще заглядывай в самого себя» (Цицерон)
  • «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с
    тобой» (золотое правило этики)
  • «Посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь
    привычку— пожнешь характер; посеешь характер— пожнешь
    судьбу» (народная мудрость)

Цветопись настроения:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

10. Домашнее задание

  1. прием «Телетайп»: найти в СМИ примеры моральных и правовых норм
  2. параграф 49, задания 3 и 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О моральных и правовых нормах

Занятие в форме педагогической мастерской познакомит с моральными и правовыми нормами. Используется УМК Соколова "Я - гражданин"...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи"

Перед вами подробный конспект урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы брака и семьи". На уроке дети знакомятся с понятиями "семья", "брак", с основными правами и обязанностями супругов, ра...

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Рабочая программа внеурочной деятельности политического клуба «Мнение» «Моральные аспекты правовых норм» 10 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности политического клуба «Мнение»«Моральные аспекты правовых норм» 10 классРабочая программа внеурочной деятельностиполитического клуба «Мнение»«Моральные аспекты ...

Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"

Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой  работы с составлением опорного конспекта по теме...