Рабочая программа элективного курса
элективный курс по обществознанию (11 класс)

Михайлова Гузель Робертовна

Рабочая программа элективного курса

Практикум по обществознанию

 (базовый уровень)

Уровень образования (класс): среднее общее образование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа

Обществознания в школе – интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношения с ним в различных сферах. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека         и                    общества.            Изучение     обществознания     способствует     формированию критического мышления и важных компетенций. Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» (далее - Программа) предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов и создает школьникам условия для расширения знаний, умений и навыков, в том числе - необходимых при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных часов по темам курса, определен минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция  позволяет  учителю получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция  предусматривает выделение этапов

обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, методические рекомендации и список литературы.

Общая характеристика элективного учебного предмета

Элективный учебный предмет «Практическое обществознание является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание». В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки. Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся смогут

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;

- анализировать и классифицировать социальную информацию;

- оценивать  различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук

- характеризовать с научных позиций социальные объекты;

- применять знания в процессе решения познавательных задач;

- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;

- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза;

- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.

Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на основе      комплекса знаний,                 отражающих основные объекты             изучения      курса «Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.

Личностными     результатами     школьников,    формируемыми     при     изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,  проектной  и   других  видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;– владение навыками конспектирования, реферирования;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

 Предметными     результатами     школьников,    формируемыми     при     изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем               освоения     систематических     научных    знаний    и     способов    действий     на метапредметной основе;

– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.

В    содержание     курса    входят    формирование     ключевых    компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение, четыре раздела («Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система» (7ч.); «Познание» (5 ч.); «Социальные отношения» (10ч.) и итоговое обобщение (2ч.).

Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три раздела («Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое обобщение (2ч.).

В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным пособием, которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке - учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а также новые учебники под редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина «Обществознание» и др. (см. список литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа элективного учебного предмета   «Практическое обществознание» рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В случае необходимости программа может быть сокращена и использоваться только для учащихся 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ek_praktikum_po_obshchestvoznaniyu._10-11_kl.docx248.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»

Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

«

РАССМОТРЕНО                                                                    

на заседании ШМО                                                                                                                                

Протокол от ___.___.20__г. № __                                

Руководитель ШМО _______/_____________/                

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по УВР

________/Михайлова Г.Р.

« ____ » ________ 20___ г

УТВЕРЖДЕНО                                           приказом директора

МБОУ «Малошильнинская СОШ»

___________Р.И.Сафин

« ___» _________20___ г. № ____

     

Рабочая программа

элективного курса

Практикум по обществознанию

 (базовый уровень)

Уровень образования (класс): среднее общее образование

Разработано учителем истории и обществознания 

1 квалификационной категории  

Михайловой Г.Р.

 Принято  Педагогическим советом

 протокол от «___»__________20___г. №___

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа

Обществознания в школе – интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношения с ним в различных сферах. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека        и        общества.        Изучение        обществознания        способствует        формированию критического мышления и важных компетенций. Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» (далее - Программа) предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов и создает школьникам условия для расширения знаний, умений и навыков, в том числе - необходимых при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных часов по темам курса, определен минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая        функция        позволяет        учителю        получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного учебного предмета.

Организационно-планирующая        функция        предусматривает        выделение        этапов

обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, методические рекомендации и список литературы.

Общая характеристика элективного учебного предмета

Элективный учебный предмет «Практическое обществознание является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание». В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки. Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.

Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся смогут

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами; - анализировать и классифицировать социальную информацию;

- оценивать        различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- характеризовать с научных позиций социальные объекты;

- применять знания в процессе решения познавательных задач;

- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;

- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза;

- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.

Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на основе        комплекса        знаний,        отражающих        основные        объекты        изучения        курса «Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.

Личностными        результатами        школьников,        формируемыми        при        изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно        полезной,        учебно-исследовательской,        проектной        и        других        видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

– владение навыками конспектирования, реферирования;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

Предметными        результатами        школьников,        формируемыми        при        изучении содержания элективного учебного предмета, являются:

– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем        освоения        систематических        научных        знаний        и        способов        действий        на метапредметной основе;

– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.

В        содержание        курса        входят        формирование        ключевых        компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение, четыре раздела («Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система» (7ч.); «Познание» (5 ч.); «Социальные отношения» (10ч.) и итоговое обобщение (2ч.).

Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три раздела («Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое обобщение (2ч.).

В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным пособием, которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке - учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а также новые учебники под редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина «Обществознание» и др. (см. список литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа элективного учебного предмета        «Практическое обществознание» рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В случае необходимости программа может быть сокращена и использоваться только для учащихся 11 класса.

Основные формы и методы работы.

Методика преподавания предмета ориентирована на практикоориентированные виды        учебной        деятельности,        высокий        уровень        самостоятельной        работы старшеклассников.

Основные типы уроков – практические занятия, тренинги, самостоятельная работа. Практические занятия предполагают четкую ориентацию на использование КИМов ФИПИ (электронных и печатных изданий), различных типов заданий КИМов ЕГЭ с целью отработки предметных навыков и умений. Уроки-практикумы, тренинги, самостоятельная работа планируются на основе работы с текстами, документами, выполнения заданий по решению проблемных задач, составлению сложного плана, завершение таблиц, схем, написание и анализ эссе и др.

Наиболее сложные, важные темы (например, первые установочные занятия) могут быть изучены в ходе проведения школьных лекций: лекций-диалогов, лекций с элементами        практических        упражнений,        дискуссий,        с        использованием        активных, интерактивных методов (работа в малых группах, анализ документов, текстов, кейсов, написание эссе и др.)

Важным условием эффективности учебного процесса является использование мультимедийных средств обучения, использованию в учебной практике интернет-ресурсов.

Особое внимание должно быть уделено организации самостоятельной работы старшеклассников.

Самостоятельные, тренировочные и практические работы, выполняемые учащимися.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с различными неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике;

- конспектирование, подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем.

Диагностика и контроль.

Формы        диагностики        и        контроля        должны        обеспечивать        оценку        динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебной программы и предусматривают использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга - письменные и устные работы, тесты, практические и творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.

Одной из обязательных форм контроля освоения курса является выполнение учащимся письменных работ на основе демонстрационных материалов КИМ текущего учебного года.

Учитывая необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования        информационно-коммуникационных        технологий,        учащимся        можно предложить формирование электронного Портфолио ученика1.

Портфолио позволит поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Не менее важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом.

Старшеклассникам можно предложить выбрать тему (проблему) и выполнить индивидуальный проект.

Результаты обучения

Программа        элективного        предмета        «Практическое        обществознание»        создает школьникам условия для расширения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при сдаче ЕГЭ по обществознанию и определены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс. Введение. Специфика курса обществознания - 3 ч.

Нормативное обеспечение ЕГЭ по обществознанию: демоверсия, кодификатор, спецификация. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. Печатные и электронные образовательные ресурсы для самоподготовки.

Типология заданий с кратким        ответом (часть А). Типология заданий части В. Задания на завершение схем, таблиц. Задания на установление соответствия позиций двух рядов. Задания на выбор позиций из приведенного перечня. Работа с понятиями. Словарь по обществознанию. – 1ч.

1 См. виды Портфолио, требования и критерии оценки в разделе «Методические рекомендации»

Анализ текста по обществознанию. Характеристика текста по обществознанию. Характеристика заданий С1-С4. Анализ критериев оценивания. Алгоритм работы с текстом. Развитие навыков конспектирования и реферирования.

Составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. Анализ критериев оценивания. Алгоритм составления сложного плана. – 1ч.

Эссе по обществознанию. Эссе по обществознанию как творческая работа ученика. Структура эссе и роль критериев оценивания из демоверсии КИМов. Выбор темы. Роль адекватного понимания проблемы (темы) и смысла высказывания. Соответствие содержания эссе заявленной        теме. Алгоритм написания эссе. Формулирование аргументов. Формулирование выводов. – 1ч.

Раздел 1. Человек (7 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы. Духовный мир человека. Структура духовного мира. – 1 ч.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. – 1 ч. Мышление. Типы мышления. Деятельность. Основные компоненты деятельности.

Виды        деятельности.        Игра.        Общение.        Учение.        Труд.        Основные        классификации деятельности. – 2 ч.

Социальные взаимодействия. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. – 1 ч.

Практические занятия - 2 ч.

Раздел 2. Общество как сложная динамическая система (7 ч.)

Общество как сложная система: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. - 1 ч.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». - 1 ч.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. - 1 ч.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Мораль. Искусство. Религия.- 2 ч.

Практические занятия - 2 ч.

Раздел 3. Познание (5 ч.)

Процесс познания. Формы познания: чувственное и рациональное. Виды. Проблема познаваемости мира.- 1 ч.

Истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. - 1 ч.

Научное познание. Уровни научного познания. Формы, методы научного познания. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Особенности социального познания. Самопознание, его формы. Самооценка личности.- 1 ч.

Практические занятия - 2 ч.

Раздел 4. Социальные отношения (10 ч.)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальные лифты. Социальный статус. Социальная роль. – 1 ч.

Социальные группы, их типы. - 1 ч.

Молодежь как социальная группа. Социально-психологические качества молодежи. Признаки неформальных молодежных групп. - 1 ч.

Этнические общности. Теории        происхождения этносов. Виды этнических общностей.        Межнациональные отношения. Основные тенденции развития наций. Причины межнациональных конфликтов. Типы межнациональных конфликтов. - 1 ч.

Социальный конфликт. Концепции сущности конфликтов.        Виды        социальных конфликтов. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. - 1 ч.

Социальные нормы. Основные характеристики. Социальный контроль. Методы социального контроля. - 1 ч.

Семья и брак как социальные институты. Функции семьи. Классификация семьи. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Демографическая система общества. Основные направления демографической политики государства- 1 ч.

Практические занятия – 3 ч.

Раздел 5. Заключение. (2 ч.)

Выполнение заданий всех типов. Работа с бланками.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс. Раздел 1. Экономика (9 ч.)

Введение. Особенности программного материала и его отражение в КИМах ЕГЭ. Современная        экономика.        Рыночные        отношения        в        современной        экономике.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рынок и рыночные структуры. Рыночный механизм. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика – 1 ч.

Спрос и предложение. Конкуренция. Закон спроса. Факторы спроса. Закон предложения. Факторы предложения. Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности современной экономики России. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России  1 ч.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса  1 ч.

Финансовые институты. Банковская система. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги–1ч.

Инфляция и безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.  1 ч.

Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Основы денежной и бюджетной политики государства.        Кредитно-финансовая        политика.        Государственный        бюджет. Государственный долг.  1 ч.

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.  1 ч.

Практические занятия  2 ч.

Раздел 2. Политика (10ч.) Политика и власть (2 ч.)

Власть и политика. Понятие власти. Типология властных отношений. Легитимация власти. Политика. Особенности политического регулирования общественных отношений.

Политическая система, еѐ структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Типология политических систем.

Понятие политической культуры. Типы политической культуры.  1ч. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути.

Особенности политического процесса в современной России.

Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования.  1ч.

Государство в политической системе (2 ч.)

Государство        в        политической        системе.        Его        признаки,        функции.        Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России.  1ч.

Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия; их характерные черты и признаки.  1ч.

Гражданское общество и его институты (3 час)

Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Правовое государство: понятие, признаки.  1ч.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции.        Становление        многопартийности        в        России,        особенности        российских политических партий. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.

Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.  1ч.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры.  1ч.

Личность в политической жизни (2 ч.)

Политическое участие граждан, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм        –        форма        отклоняющегося        электорального        поведения.        Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение.  1ч.

Политическая элита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании.  1ч.

Практическое занятие  1 ч.

Раздел 3. Право (13 ч.)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. – 1ч.

Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система. - 1ч.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Местное самоуправление в системевластиРФ. Законодательство РФ о выборах. – 1ч.

Гражданское        право.        Субъекты        гражданского        права.        Имущественные        и неимуществен-ные     права.     Гражданские     правоотношения.        Сделки,        обязательство, договоры. – 1ч.

Организационно-правовые        формы        и        правовой        режим        предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательства.        Формы предпринимательства. Индиви-дуальное предпринимательство. Юридические лица: понятие и виды.        Хозяйственное товарищество. Хозяйственное общество. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. – 1ч.

Гражданство РФ. Принципы, способы приобретения и прекращения гражданства. Правовой статус гражданина РФ. Права и обязанности налогоплательщика. – 1ч.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. – 1ч.

Трудовое право. Понятие трудовых правоотношений. Правовой статус субъектов трудового права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. - 1ч.

Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. - 1ч.

Административное право. Особенности административной юрисдикции. – 1ч. Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса.

Состав участников. Стадии уголовного процесса.– 1ч. Практические занятия  2 ч.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного учебного предмета «Практикум по обществознанию». 10 кл.

СОДЕРЖАНИЕ

всег о урок ов

лекция

практикум

самостоятельн ая работа

проект

тренинг

форма контроля

1

Введение. Специфика курса обществознания. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию.

1

1

участие в обсуждении

2

Специфика курса обществознания. Анализ текста по обществознанию. Составление плана развернутого ответа.

1

1

участие в обсуждении, тестирование

3

Специфика курса обществознания. Эссе по обществознанию.

1

1

участие в обсуждении, оценивание эссе

4

Человек как результат биологической и социальной эволюции.

1

1

тестирование, оценивание эссе

5

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

1

1

тестирование

6-7

Мышление и деятельность

2

1

1

тестирование, оценивание сложных планов

8

Социальные взаимодействия. Конспектирование текста.

1

1

оценивание конспекта

9

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом.

1

1

тестирование

10

Практическое занятие. Технология написания эссе.

1

1

оценивание эссе

11

Общество как сложная система.

1

1

тестирование, оценивание конспекта, планов

12

Общество и природа.

1

1

тестирование, оценивание конспекта, планов

13

Многовариантность общественного развития.

1

1

тестировани е

14-15

Понятие культуры.

2

1

1

тестирование, оценивание конспекта

16

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

оценивание конспекта, плана

17

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

тестирование

18

Процесс познания.

1

1

тестирование

19

Истина и ее критерии.

1

1

тестирование

20

Научное познание.

1

1

тестирование

21

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

тестирование

22

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

тестирование

23

Социальная стратификация и социальная мобильность.

1

1

тестирование

24

Социальные группы, их типы.

1

1

тестирование

25

Молодежь как социальная группа.

1

1

оценивание конспекта

26

Этнические общности.

1

1

тестирование

27

Социальный конфликт.

1

1

тестирование

28

Социальные нормы и социальный контроль.

1

1

тестирование

29

Семья и брак как социальные институты.

1

1

оценивание эссе

30

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

тестирование

31

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

оценивание эссе

32

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

1

тестирование

33-34

Итоговые занятия

2

1

1

тестирование

Всего:

34

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного учебного предмета «Практикум по обществознанию». 11 кл.

СОДЕРЖАНИЕ

всег о урок ов

лекция

практикум

самостоятельн ая работа

проект

тренинг

форма контроля

1

Введение. Современная экономика. Рыночные отношения в современной экономике.

1

1

тестирование

2

Спрос и предложение. Конкуренция.

1

1

тестирование, оценивание конспекта

3

Экономика предприятия.

1

1

4

Финансовые институты. Банковская система.

1

1

тестирование

5

Инфляция и безработица.

1

1

тестирование

6

Роль государства в экономике.

1

1

тестирование, оценивание сложных планов

7

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

1

1

тестирование

8

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

тестирование

9

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

тестирование

10

Власть и политика.

оценивание эссе

11

Политический процесс, его формы.

1

тестирование

12

Государство в политической системе.

1

тестирование

13

Политический режим.

1

тестирование

14

Гражданское общество и правовое государство.

1

тестирование, оценивание планов

15

Политические партии и движения. Политическая идеология.

1

тестирование

16

Место и роль СМИ в политической жизни.

1

оценивание конспекта, плана

17

Политическое участие граждан. Политическая социализация

1

тестирование

18

Политическая элита Политическое лидерство

1

тестирование

19

Практическое        занятие.        Решение заданий разных типов.

1

тестирование

20

Право в системе социальных норм права. Система российского права. Законотворческий процесс

1

тестирование

21

Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система

1

тестирование

22

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.

1

тестирование

23

Гражданское право. Субъекты гражданского права Имущественные и неимущественные права.

1

тестирование

24

Организационно-правовые формы и правовой режим предприниматель-

1

тестирование

ской деятельности.

25

Гражданство РФ. Права и обязанности налогоплательщика.

1

оценивание конспекта

26

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса

1

тестирование

27

Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

1

тестирование

28

Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

1

тестирование

29

Административное право. Особенности административной юрисдикции.

1

тестирование

30

Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса.

1

тестирование

31

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

оценивание эссе

32

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

1

тестирование

33-34

Итоговые занятия

2

1

1

тестирование

Всего:

34

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ. В результате изучения элективного предмета учащиеся смогут

Знать и понимать

1.1 биосоциальную сущность человека

1.2 основные этапы и факторы социализации личности

1.3 место и роль человека в системе общественных отношений

1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

1.6 основные социальные институты и процессы

1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

1.8 особенности социально-гуманитарного познания Уметь

2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.3 объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов

2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах     (текст,     схема,     таблица,     диаграмма);     извлекать     из     неадаптированных

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать,        анализировать        и        обобщать        неупорядоченную        социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.7 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

2.8 подготавливать рецензию, реферат, творческую работу

2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

3.1 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных        решений;        критического        восприятия        информации,        получаемой        в межличностном общении и массовой коммуникации

3.2 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

3.3 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Содержание.

1. Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.

1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля; 1.2. Оценивание портфолио.

1.3. Критерии оценивания эссе. 2. Алгоритмы и памятки.

2.1. Памятка «Как работать с диаграммами».

2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7. Памятка для решения познавательных задач.

2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)». 2.4. Памятка «Как написать эссе (С9)».

1. Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.

Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы, участие в обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты, наблюдения, домашняя работа.

В какой форме выражается оценивание? Виды оценивания:

- отметка;

- накопительная система (портфолио); - самооценка.

1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля

Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от количества тестов и типов заданий.

Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить 4-6 заданий по типу части «А» и 2-3 – по типу части «В». В таком случае шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:

«2» - 1-2 задания

«3» - не менее 3-4 заданий «4» - не менее 5 заданий «5» - 6 заданий

Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала перевода баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня сложности) не может быть более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть следующим образом:

«2» - 1-12 заданий «3» - 13-16 заданий «4» - 17-20 заданий «5» - 21-24 задания

1.2. Оценивание портфолио: портфолио работ ученика и проблемно-исследовательский портфолио.

Портфолио ученика  сфера ответственности самого старшеклассника – все необходимые материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать одну из двух форм портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и проблемно-исследовательский портфолио. Можно вести обе формы. Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету в целом).

Первый вид - Портфолио работ ученика.

Вариант оформления портфолио работ ученика. 1. Фамилия, имя, отчество

2. № школы, класс

3. Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)

4. Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ, выполненные тесты, рефераты и др.)

Сведения о прохождении элективного учебного курса

Дата

вид учебного мероприятия

итоговая оценка

Пример заполнения

Дата

вид учебного мероприятия

итоговая оценка

1

5.09

тестирование

5

2

12.09

анализ текста и конспектирование

4

3

19.09

анализ текста и составление плана

4

4

26.09

тестирование

5

5

3.10

эссе

4

6

10.10

домашнее задание, реферирование

5

7

17.10

участие в дискуссии

4

8

24.10

контрольная работа

5

Второй вид портфолио, который могут исследовательский, связанный с написанием


выбрать учащиеся, докладов, реферата,


проблемно-эссе, проектов,

накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:

- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет для построения аргументации по обществоведческим темам;

- таблицы, схемы;

- дневники (политический, экономический и т.п.);

- список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем; - факты, цифры, статистика;

- список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы; - варианты названий реферата (доклада, сообщения);

- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения; - планы исследования, наблюдения;

- цитаты, афоризмы;

- результаты исследования;

- выводы по результатам исследования; - словарь.

Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания, которые сохраняются в компьютере учителя. В случае отсутствия возможности ведения электронного варианта портфолио может оформляться в виде файловой папки ученика с приложением его работ (накапливаются в течение года), представленных в виде статистики оценок письменных работ, текстов, электронных версий, хранится в кабинете в свободном доступе для старшеклассников.

Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся (степень        помощи        учителя-тьютора),        по        степени        использования        дополнительной литературы и другие.

1.3. Критерии оценивания эссе.

В 2012-2013 учебном году критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики выделили отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументации и К3 -качество фактической аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по критерию К2 на 1 балл в случае наличия ошибочных с точки зрения научного обществознания положений.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развѐрнутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даѐт представление о его понимании

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даѐт представления о его понимании

0

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведѐт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

2

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

1

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснѐн; теоретические положения, выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

К3

Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения

2

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведѐнные факты не соответствуют обосновываемому тезису

0

Максимальный балл

5

АЛГОРИТМЫ.

2.1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»

1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения,называемоголегендойдиаграммы.

Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент(столбец) диаграммы.

2.Внимательноизучидиаграмму:

-проанализируй самвопрос,накоторыйреспондентампредлагалось ответить;

-прочитайлегендудиаграммы,соотнесиеессоответствующими сегментами (столбцами); - установи,сколькоопрошенныхвыбраликаждыйвариант ответа;

-лучше–начерновикезапиши соответствующеечисло рядом с каждой позицией легенды.

3. Выполнизадание-выбериединственнуювернуюизпредложенных четырех альтернатив.

2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7

Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова предлагает такую памятку при выполнении заданий С7.

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами;

нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые

намечены вами.

Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.

Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи: 1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идѐт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту: – общность культуры;

– общность территории.

3) дополнительный признак, например: – общность языка;

– сознание своего единства.

Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»

1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.

2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. 3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль. 4. Озаглавь каждую часть.

5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.

7. В случае необходимости внеси корректировки.

8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.

9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

2.4. ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)»

1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ? Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:

1) имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; 2) ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что

именно утверждает автор);

3)        владеешь        обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати внимание – термины, которые тебе предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории, литературы, географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.

1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой относится выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии, экономике, праву). Все понятия, теоретические положения, факты, примеры должны относиться именно к этой науке!!!

2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его смысл. Не выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к смыслу высказывания. Можно использовать клише:

- «Смысл данного высказывания состоит в том, что …»; - «Автор обращает внимание на то, что …»;

- «Автор убежден в том, что …»

3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию. Основой теоретической аргументации являются

- понятия,

- теоретические положения - и выводы.

Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они должны помогать в раскрытии темы!

4. В третьей части обязательно приведи фактическую аргументацию.

Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй сообщения СМИ,

материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта

и собственные наблюдения

Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ, Интернета, личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать известные тебе научные данные или результаты исследований. Все это – тот фактический материал, за который ты можешь получить баллы.

5. В последней части обязательно сделай выводы.

Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно сделать вывод о …» или «В итоге можно сделать вывод о …»

Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету «Практикум по обществознанию» 10 клаасс

Уровень учебной программы: базовый

Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений :профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова Рос. Акад. Нак, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-, 2011., Сборники тестов ЕГЭ по обществознанию 2007-2014гг.

Количество часов: в неделю 1 ч., всего 34 ч.

Тема урока

Сроки по плану

Сроки по факту

Причины коррекции

1

Введение. Специфика курса обществознания. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию.

2

Специфика курса обществознания. Анализ текста по обществознанию. Составление плана развернутого ответа.

3

Специфика курса обществознания. Эссе по обществознанию.

4

Человек как результат биологической и социальной эволюции.

5

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

6-7

Мышление и деятельность

8

Социальные взаимодействия. Конспектирование текста.

9

Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом.

10

Практическое занятие. Технология написания эссе.

11

Общество как сложная система.

12

Общество и природа.

13

Многовариантность общественного развития.

14-15

Понятие культуры.

16

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

17

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

18

Процесс познания.

19

Истина и ее критерии.

20

Научное познание.

21

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

22

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

23

Социальная стратификация и социальная мобильность.

24

Социальные группы, их типы.

25

Молодежь как социальная группа.

26

Этнические общности.

27

Социальный конфликт.

28

Социальные нормы и социальный контроль.

29

Семья и брак как социальные институты.

30

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

31

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

32

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

33

Итоговые занятия

Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету «Практическум по обществознанию» 11 класс

Уровень учебной программы: базовый

Учебник: Обществознание: 11 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова Рос. Акад. Нак, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-, 2011., Сборники тестов ЕГЭ по обществознанию 2007-2014гг. учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.

Количество часов: в неделю 1 ч., всего 33 ч

Тема урока

Сроки по плану

Сроки по факту

Причины коррекции

1

Введение. Современная экономика. Рыночные отношения в современной экономике.

2

Спрос и предложение. Конкуренция.

3

Экономика предприятия.

4

Финансовые институты. Банковская система.

5

Инфляция и безработица.

6

Роль государства в экономике.

7

Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.

8

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

9

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

10

Власть и политика.

11

Политический процесс, его формы.

12

Государство в политической системе.

13

Политический режим.

14

Гражданское общество и правовое государство

15

Политические партии и движения. Политическая идеология.

16

Место и роль СМИ в политической жизни.

17

Политическое участие граждан. Политическая социализация

18

Политическая элита Политическое лидерство

19

Практическое        занятие.        Решение заданий разных типов.

20

Право в системе социальных норм права. Система российского права. Законотворческий процесс

21

Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система

22

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах.

23

Гражданское право. Субъекты гражданского права Имущественные и неимущественные права.

24

Организационно-правовые формы и правовой режим предприниматель-ской деятельности.

25

Гражданство РФ. Права и обязанности налогоплательщика.

26

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса

27

Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

28

Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

29

Административное право. Особенности административной юрисдикции.

30

Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса.

31

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

32

Практическое занятие. Решение заданий разных типов.

33

Итоговые занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...