Рабочая программа элективного курса
элективный курс по обществознанию (11 класс)
Рабочая программа элективного курса
Практикум по обществознанию
(базовый уровень)
Уровень образования (класс): среднее общее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Обществознания в школе – интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношения с ним в различных сферах. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества. Изучение обществознания способствует формированию критического мышления и важных компетенций. Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» (далее - Программа) предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов и создает школьникам условия для расширения знаний, умений и навыков, в том числе - необходимых при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.
Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных часов по темам курса, определен минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет учителю получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, методические рекомендации и список литературы.
Общая характеристика элективного учебного предмета
Элективный учебный предмет «Практическое обществознание является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание». В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки. Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся смогут
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами;
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
- характеризовать с научных позиций социальные объекты;
- применять знания в процессе решения познавательных задач;
- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;
- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза;
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.
Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на основе комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения курса «Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;– владение навыками конспектирования, реферирования;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение, четыре раздела («Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система» (7ч.); «Познание» (5 ч.); «Социальные отношения» (10ч.) и итоговое обобщение (2ч.).
Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три раздела («Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое обобщение (2ч.).
В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным пособием, которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке - учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а также новые учебники под редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина «Обществознание» и др. (см. список литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В случае необходимости программа может быть сокращена и использоваться только для учащихся 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ek_praktikum_po_obshchestvoznaniyu._10-11_kl.docx | 248.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малошильнинская средняя общеобразовательная школа»
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
«
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от ___.___.20__г. № __ Руководитель ШМО _______/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР ________/Михайлова Г.Р. « ____ » ________ 20___ г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Малошильнинская СОШ» ___________Р.И.Сафин « ___» _________20___ г. № ____ |
Рабочая программа
элективного курса
Практикум по обществознанию
(базовый уровень)
Уровень образования (класс): среднее общее образование
Разработано учителем истории и обществознания
1 квалификационной категории
Михайловой Г.Р.
Принято Педагогическим советом
протокол от «___»__________20___г. №___
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Статус документа
Обществознания в школе – интегрированный курс о человеке, его месте в обществе и взаимоотношения с ним в различных сферах. Это единственный учебный предмет, целостно рассматривающий духовную и материальную культуру, ее роль в развитии человека и общества. Изучение обществознания способствует формированию критического мышления и важных компетенций. Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» (далее - Программа) предназначена для учащихся 10-х и 11-х классов и создает школьникам условия для расширения знаний, умений и навыков, в том числе - необходимых при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.
Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. В содержании конкретизировано содержание предметных тем образовательного стандарта, в учебно-тематическом плане дано примерное распределение учебных часов по темам курса, определен минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет учителю получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов
обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Программа включает шесть разделов: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, методические рекомендации и список литературы.
Общая характеристика элективного учебного предмета
Элективный учебный предмет «Практическое обществознание является предметно – ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание». В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки. Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся смогут
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса обществознания;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами; - анализировать и классифицировать социальную информацию;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- характеризовать с научных позиций социальные объекты;
- применять знания в процессе решения познавательных задач;
- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ЕГЭ;
- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и синтеза;
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм.
Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на основе комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения курса «Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
– владение навыками конспектирования, реферирования;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются:
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Содержание элективного предмета в 10 классе включает в себя введение, четыре раздела («Человек» (7ч.), «Общество как сложная динамическая система» (7ч.); «Познание» (5 ч.); «Социальные отношения» (10ч.) и итоговое обобщение (2ч.).
Содержание элективного предмета в 11 классе включает в себя введение, три раздела («Экономика» (9ч.), «Политика» (10 ч.), «Право» (13ч.)) и итоговое обобщение (2ч.).
В процессе обучения педагогу необходимо определиться с учебником или учебным пособием, которое поможет учащимся в освоении программы. В рекомендованном списке - учебник под редакцией Л. Н. Боголюбова для 10 и 11 классов (профильный уровень), а также новые учебники под редакцией А.И. Кравченко, Е.Н. Салыгиной, Ю.Г. Салыгина «Обществознание» и др. (см. список литературы ниже). Для 11 класса рекомендуется использовать учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа элективного учебного предмета «Практическое обществознание» рассчитана на 34 учебных часа в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе. В случае необходимости программа может быть сокращена и использоваться только для учащихся 11 класса.
Основные формы и методы работы.
Методика преподавания предмета ориентирована на практикоориентированные виды учебной деятельности, высокий уровень самостоятельной работы старшеклассников.
Основные типы уроков – практические занятия, тренинги, самостоятельная работа. Практические занятия предполагают четкую ориентацию на использование КИМов ФИПИ (электронных и печатных изданий), различных типов заданий КИМов ЕГЭ с целью отработки предметных навыков и умений. Уроки-практикумы, тренинги, самостоятельная работа планируются на основе работы с текстами, документами, выполнения заданий по решению проблемных задач, составлению сложного плана, завершение таблиц, схем, написание и анализ эссе и др.
Наиболее сложные, важные темы (например, первые установочные занятия) могут быть изучены в ходе проведения школьных лекций: лекций-диалогов, лекций с элементами практических упражнений, дискуссий, с использованием активных, интерактивных методов (работа в малых группах, анализ документов, текстов, кейсов, написание эссе и др.)
Важным условием эффективности учебного процесса является использование мультимедийных средств обучения, использованию в учебной практике интернет-ресурсов.
Особое внимание должно быть уделено организации самостоятельной работы старшеклассников.
Самостоятельные, тренировочные и практические работы, выполняемые учащимися.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике;
- конспектирование, подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем.
Диагностика и контроль.
Формы диагностики и контроля должны обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебной программы и предусматривают использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга - письменные и устные работы, тесты, практические и творческие работы, проекты, самоанализ и самооценка, наблюдения.
Одной из обязательных форм контроля освоения курса является выполнение учащимся письменных работ на основе демонстрационных материалов КИМ текущего учебного года.
Учитывая необходимость развития у обучающихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, учащимся можно предложить формирование электронного Портфолио ученика1.
Портфолио позволит поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Не менее важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть "картину" значимых образовательных результатов в целом.
Старшеклассникам можно предложить выбрать тему (проблему) и выполнить индивидуальный проект.
Результаты обучения
Программа элективного предмета «Практическое обществознание» создает школьникам условия для расширения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при сдаче ЕГЭ по обществознанию и определены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс. Введение. Специфика курса обществознания - 3 ч.
Нормативное обеспечение ЕГЭ по обществознанию: демоверсия, кодификатор, спецификация. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. Печатные и электронные образовательные ресурсы для самоподготовки.
Типология заданий с кратким ответом (часть А). Типология заданий части В. Задания на завершение схем, таблиц. Задания на установление соответствия позиций двух рядов. Задания на выбор позиций из приведенного перечня. Работа с понятиями. Словарь по обществознанию. – 1ч.
1 См. виды Портфолио, требования и критерии оценки в разделе «Методические рекомендации»
Анализ текста по обществознанию. Характеристика текста по обществознанию. Характеристика заданий С1-С4. Анализ критериев оценивания. Алгоритм работы с текстом. Развитие навыков конспектирования и реферирования.
Составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. Анализ критериев оценивания. Алгоритм составления сложного плана. – 1ч.
Эссе по обществознанию. Эссе по обществознанию как творческая работа ученика. Структура эссе и роль критериев оценивания из демоверсии КИМов. Выбор темы. Роль адекватного понимания проблемы (темы) и смысла высказывания. Соответствие содержания эссе заявленной теме. Алгоритм написания эссе. Формулирование аргументов. Формулирование выводов. – 1ч.
Раздел 1. Человек (7 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы. Духовный мир человека. Структура духовного мира. – 1 ч.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. – 1 ч. Мышление. Типы мышления. Деятельность. Основные компоненты деятельности.
Виды деятельности. Игра. Общение. Учение. Труд. Основные классификации деятельности. – 2 ч.
Социальные взаимодействия. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. – 1 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система (7 ч.)
Общество как сложная система: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. - 1 ч.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». - 1 ч.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. - 1 ч.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Мораль. Искусство. Религия.- 2 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 3. Познание (5 ч.)
Процесс познания. Формы познания: чувственное и рациональное. Виды. Проблема познаваемости мира.- 1 ч.
Истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. - 1 ч.
Научное познание. Уровни научного познания. Формы, методы научного познания. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Особенности социального познания. Самопознание, его формы. Самооценка личности.- 1 ч.
Практические занятия - 2 ч.
Раздел 4. Социальные отношения (10 ч.)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальные лифты. Социальный статус. Социальная роль. – 1 ч.
Социальные группы, их типы. - 1 ч.
Молодежь как социальная группа. Социально-психологические качества молодежи. Признаки неформальных молодежных групп. - 1 ч.
Этнические общности. Теории происхождения этносов. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Основные тенденции развития наций. Причины межнациональных конфликтов. Типы межнациональных конфликтов. - 1 ч.
Социальный конфликт. Концепции сущности конфликтов. Виды социальных конфликтов. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества. - 1 ч.
Социальные нормы. Основные характеристики. Социальный контроль. Методы социального контроля. - 1 ч.
Семья и брак как социальные институты. Функции семьи. Классификация семьи. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Демографическая система общества. Основные направления демографической политики государства- 1 ч.
Практические занятия – 3 ч.
Раздел 5. Заключение. (2 ч.)
Выполнение заданий всех типов. Работа с бланками.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс. Раздел 1. Экономика (9 ч.)
Введение. Особенности программного материала и его отражение в КИМах ЕГЭ. Современная экономика. Рыночные отношения в современной экономике.
Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Рынок и рыночные структуры. Рыночный механизм. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика – 1 ч.
Спрос и предложение. Конкуренция. Закон спроса. Факторы спроса. Закон предложения. Факторы предложения. Совершенная и несовершенная конкуренция. Особенности современной экономики России. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России – 1 ч.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса – 1 ч.
Финансовые институты. Банковская система. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги–1ч.
Инфляция и безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. – 1 ч.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. – 1 ч.
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. – 1 ч.
Практические занятия – 2 ч.
Раздел 2. Политика (10ч.) Политика и власть (2 ч.)
Власть и политика. Понятие власти. Типология властных отношений. Легитимация власти. Политика. Особенности политического регулирования общественных отношений.
Политическая система, еѐ структура и функции. Понятие о политических институтах, нормах, коммуникации, процессах. Типология политических систем.
Понятие политической культуры. Типы политической культуры. – 1ч. Политический процесс, его формы. Развитие политических систем, его пути.
Особенности политического процесса в современной России.
Политический конфликт, понятие, структура. Причины политических конфликтов. Виды, пути и механизмы урегулирования. – 1ч.
Государство в политической системе (2 ч.)
Государство в политической системе. Его признаки, функции. Понятие суверенитета. Формы правления (монархия, республика), формы государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм). Органы государственной власти РФ. Федеративное устройство России. – 1ч.
Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм, авторитаризм, демократия; их характерные черты и признаки. – 1ч.
Гражданское общество и его институты (3 час)
Гражданское общество, его отличительные признаки. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Правовое государство: понятие, признаки. – 1ч.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Их признаки и функции. Становление многопартийности в России, особенности российских политических партий. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические системы, их ценности.
Выборы в демократическом обществе. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. – 1ч.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. СМИ и их роль в формировании политической культуры. – 1ч.
Личность в политической жизни (2 ч.)
Политическое участие граждан, его формы, характер. Политические роли человека. Абсентеизм – форма отклоняющегося электорального поведения. Политическая социализация личности. Политическая психология и политическое поведение. – 1ч.
Политическая элита. Типология элит. Особенности формирования политической элиты в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании. – 1ч.
Практическое занятие – 1 ч.
Раздел 3. Право (13 ч.)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс. – 1ч.
Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система. - 1ч.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Местное самоуправление в системевластиРФ. Законодательство РФ о выборах. – 1ч.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные и неимуществен-ные права. Гражданские правоотношения. Сделки, обязательство, договоры. – 1ч.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Индиви-дуальное предпринимательство. Юридические лица: понятие и виды. Хозяйственное товарищество. Хозяйственное общество. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. – 1ч.
Гражданство РФ. Принципы, способы приобретения и прекращения гражданства. Правовой статус гражданина РФ. Права и обязанности налогоплательщика. – 1ч.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. – 1ч.
Трудовое право. Понятие трудовых правоотношений. Правовой статус субъектов трудового права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. - 1ч.
Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. - 1ч.
Административное право. Особенности административной юрисдикции. – 1ч. Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса.
Состав участников. Стадии уголовного процесса.– 1ч. Практические занятия – 2 ч.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного учебного предмета «Практикум по обществознанию». 10 кл.
СОДЕРЖАНИЕ | всег о урок ов | лекция | практикум | самостоятельн ая работа | проект | тренинг | форма контроля | |
1 | Введение. Специфика курса обществознания. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. | 1 | 1 | участие в обсуждении | ||||
2 | Специфика курса обществознания. Анализ текста по обществознанию. Составление плана развернутого ответа. | 1 | 1 | участие в обсуждении, тестирование | ||||
3 | Специфика курса обществознания. Эссе по обществознанию. | 1 | 1 | участие в обсуждении, оценивание эссе | ||||
4 | Человек как результат биологической и социальной эволюции. | 1 | 1 | тестирование, оценивание эссе | ||||
5 | Мировоззрение. Типы мировоззрения. | 1 | 1 | тестирование | ||||
6-7 | Мышление и деятельность | 2 | 1 | 1 | тестирование, оценивание сложных планов | |||
8 | Социальные взаимодействия. Конспектирование текста. | 1 | 1 | оценивание конспекта | ||||
9 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом. | 1 | 1 | тестирование | ||||
10 | Практическое занятие. Технология написания эссе. | 1 | 1 | оценивание эссе | ||||
11 | Общество как сложная система. | 1 | 1 | тестирование, оценивание конспекта, планов | ||||
12 | Общество и природа. | 1 | 1 | тестирование, оценивание конспекта, планов |
13 | Многовариантность общественного развития. | 1 | 1 | тестировани е | ||||
14-15 | Понятие культуры. | 2 | 1 | 1 | тестирование, оценивание конспекта | |||
16 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | оценивание конспекта, плана | ||||
17 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | тестирование | ||||
18 | Процесс познания. | 1 | 1 | тестирование | ||||
19 | Истина и ее критерии. | 1 | 1 | тестирование | ||||
20 | Научное познание. | 1 | 1 | тестирование | ||||
21 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | тестирование | ||||
22 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | тестирование | ||||
23 | Социальная стратификация и социальная мобильность. | 1 | 1 | тестирование | ||||
24 | Социальные группы, их типы. | 1 | 1 | тестирование | ||||
25 | Молодежь как социальная группа. | 1 | 1 | оценивание конспекта | ||||
26 | Этнические общности. | 1 | 1 | тестирование | ||||
27 | Социальный конфликт. | 1 | 1 | тестирование | ||||
28 | Социальные нормы и социальный контроль. | 1 | 1 | тестирование | ||||
29 | Семья и брак как социальные институты. | 1 | 1 | оценивание эссе | ||||
30 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | тестирование | ||||
31 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | оценивание эссе | ||||
32 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | 1 | тестирование | ||||
33-34 | Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 | тестирование | |||
Всего: | 34 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного учебного предмета «Практикум по обществознанию». 11 кл.
СОДЕРЖАНИЕ | всег о урок ов | лекция | практикум | самостоятельн ая работа | проект | тренинг | форма контроля | |
1 | Введение. Современная экономика. Рыночные отношения в современной экономике. | 1 | 1 | тестирование | ||||
2 | Спрос и предложение. Конкуренция. | 1 | 1 | тестирование, оценивание конспекта |
3 | Экономика предприятия. | 1 | 1 | |||||
4 | Финансовые институты. Банковская система. | 1 | 1 | тестирование | ||||
5 | Инфляция и безработица. | 1 | 1 | тестирование | ||||
6 | Роль государства в экономике. | 1 | 1 | тестирование, оценивание сложных планов | ||||
7 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. | 1 | 1 | тестирование | ||||
8 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | тестирование | |||||
9 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | тестирование | |||||
10 | Власть и политика. | оценивание эссе | ||||||
11 | Политический процесс, его формы. | 1 | тестирование | |||||
12 | Государство в политической системе. | 1 | тестирование | |||||
13 | Политический режим. | 1 | тестирование | |||||
14 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | тестирование, оценивание планов | |||||
15 | Политические партии и движения. Политическая идеология. | 1 | тестирование | |||||
16 | Место и роль СМИ в политической жизни. | 1 | оценивание конспекта, плана | |||||
17 | Политическое участие граждан. Политическая социализация | 1 | тестирование | |||||
18 | Политическая элита Политическое лидерство | 1 | тестирование | |||||
19 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | тестирование | |||||
20 | Право в системе социальных норм права. Система российского права. Законотворческий процесс | 1 | тестирование | |||||
21 | Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система | 1 | тестирование | |||||
22 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. | 1 | тестирование | |||||
23 | Гражданское право. Субъекты гражданского права Имущественные и неимущественные права. | 1 | тестирование | |||||
24 | Организационно-правовые формы и правовой режим предприниматель- | 1 | тестирование |
ской деятельности. | ||||||||
25 | Гражданство РФ. Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | оценивание конспекта | |||||
26 | Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса | 1 | тестирование | |||||
27 | Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. | 1 | тестирование | |||||
28 | Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака | 1 | тестирование | |||||
29 | Административное право. Особенности административной юрисдикции. | 1 | тестирование | |||||
30 | Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса. | 1 | тестирование | |||||
31 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | оценивание эссе | |||||
32 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | 1 | тестирование | |||||
33-34 | Итоговые занятия | 2 | 1 | 1 | тестирование | |||
Всего: | 34 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ. В результате изучения элективного предмета учащиеся смогут
Знать и понимать
1.1 биосоциальную сущность человека
1.2 основные этапы и факторы социализации личности
1.3 место и роль человека в системе общественных отношений
1.4 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
1.6 основные социальные институты и процессы
1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
1.8 особенности социально-гуманитарного познания Уметь
2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
2.3 объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов
2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
2.7 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
2.8 подготавливать рецензию, реферат, творческую работу
2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
3.1 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
3.2 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
3.3 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Содержание.
1. Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.
1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля; 1.2. Оценивание портфолио.
1.3. Критерии оценивания эссе. 2. Алгоритмы и памятки.
2.1. Памятка «Как работать с диаграммами».
2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7. Памятка для решения познавательных задач.
2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)». 2.4. Памятка «Как написать эссе (С9)».
1. Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.
Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы, участие в обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты, наблюдения, домашняя работа.
В какой форме выражается оценивание? Виды оценивания:
- отметка;
- накопительная система (портфолио); - самооценка.
1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля
Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от количества тестов и типов заданий.
Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить 4-6 заданий по типу части «А» и 2-3 – по типу части «В». В таком случае шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:
«2» - 1-2 задания
«3» - не менее 3-4 заданий «4» - не менее 5 заданий «5» - 6 заданий
Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала перевода баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня сложности) не может быть более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть следующим образом:
«2» - 1-12 заданий «3» - 13-16 заданий «4» - 17-20 заданий «5» - 21-24 задания
1.2. Оценивание портфолио: портфолио работ ученика и проблемно-исследовательский портфолио.
Портфолио ученика – сфера ответственности самого старшеклассника – все необходимые материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать одну из двух форм портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и проблемно-исследовательский портфолио. Можно вести обе формы. Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету в целом).
Первый вид - Портфолио работ ученика.
Вариант оформления портфолио работ ученика. 1. Фамилия, имя, отчество
2. № школы, класс
3. Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)
4. Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ, выполненные тесты, рефераты и др.)
Сведения о прохождении элективного учебного курса
№ | Дата | вид учебного мероприятия | итоговая оценка |
Пример заполнения
№ | Дата | вид учебного мероприятия | итоговая оценка |
1 | 5.09 | тестирование | 5 |
2 | 12.09 | анализ текста и конспектирование | 4 |
3 | 19.09 | анализ текста и составление плана | 4 |
4 | 26.09 | тестирование | 5 |
5 | 3.10 | эссе | 4 |
6 | 10.10 | домашнее задание, реферирование | 5 |
7 | 17.10 | участие в дискуссии | 4 |
8 | 24.10 | контрольная работа | 5 |
… |
Второй вид портфолио, который могут исследовательский, связанный с написанием
выбрать учащиеся, докладов, реферата,
— проблемно-эссе, проектов,
накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:
- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет для построения аргументации по обществоведческим темам;
- таблицы, схемы;
- дневники (политический, экономический и т.п.);
- список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем; - факты, цифры, статистика;
- список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы; - варианты названий реферата (доклада, сообщения);
- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения; - планы исследования, наблюдения;
- цитаты, афоризмы;
- результаты исследования;
- выводы по результатам исследования; - словарь.
Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания, которые сохраняются в компьютере учителя. В случае отсутствия возможности ведения электронного варианта портфолио может оформляться в виде файловой папки ученика с приложением его работ (накапливаются в течение года), представленных в виде статистики оценок письменных работ, текстов, электронных версий, хранится в кабинете в свободном доступе для старшеклассников.
Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся (степень помощи учителя-тьютора), по степени использования дополнительной литературы и другие.
1.3. Критерии оценивания эссе.
В 2012-2013 учебном году критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики выделили отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументации и К3 -качество фактической аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по критерию К2 на 1 балл в случае наличия ошибочных с точки зрения научного обществознания положений.
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развѐрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№ | Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
К1 | Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даѐт представление о его понимании | 1 | |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даѐт представления о его понимании | 0 | |
К2 | Характер и уровень теоретической аргументации | |
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведѐт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл |
Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы | 2 | |
Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения | 1 | |
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснѐн; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой | 0 | |
К3 | Качество фактической аргументации | |
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения | 2 | |
Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления | 1 | |
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведѐнные факты не соответствуют обосновываемому тезису | 0 | |
Максимальный балл | 5 |
АЛГОРИТМЫ.
2.1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»
1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения,называемоголегендойдиаграммы.
Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент(столбец) диаграммы.
2.Внимательноизучидиаграмму:
-проанализируй самвопрос,накоторыйреспондентампредлагалось ответить;
-прочитайлегендудиаграммы,соотнесиеессоответствующими сегментами (столбцами); - установи,сколькоопрошенныхвыбраликаждыйвариант ответа;
-лучше–начерновикезапиши соответствующеечисло рядом с каждой позицией легенды.
3. Выполнизадание-выбериединственнуювернуюизпредложенных четырех альтернатив.
2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7
Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова предлагает такую памятку при выполнении заданий С7.
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
⎯ соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
⎯ если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; ⎯ нет ли противоречий между вашими аргументами;
⎯ нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; ⎯ можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; ⎯ не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые
намечены вами.
Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.
Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи: 1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;
2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;
3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;
4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).
Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идѐт об этнической группе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) названа общность: этническая группа;
2) два признака по тексту: – общность культуры;
– общность территории.
3) дополнительный признак, например: – общность языка;
– сознание своего единства.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.
2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»
1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.
2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему. 3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль. 4. Озаглавь каждую часть.
5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.
7. В случае необходимости внеси корректировки.
8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.
9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
2.4. ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)»
1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ? Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:
1) имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; 2) ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что
именно утверждает автор);
3) владеешь обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати внимание – термины, которые тебе предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);
5) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории, литературы, географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.
1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой относится выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии, экономике, праву). Все понятия, теоретические положения, факты, примеры должны относиться именно к этой науке!!!
2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его смысл. Не выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к смыслу высказывания. Можно использовать клише:
- «Смысл данного высказывания состоит в том, что …»; - «Автор обращает внимание на то, что …»;
- «Автор убежден в том, что …»
3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию. Основой теоретической аргументации являются
- понятия,
- теоретические положения - и выводы.
Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они должны помогать в раскрытии темы!
4. В третьей части обязательно приведи фактическую аргументацию.
Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй ⎯ сообщения СМИ,
⎯ материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), ⎯ факты личного социального опыта
⎯ и собственные наблюдения
Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ, Интернета, личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать известные тебе научные данные или результаты исследований. Все это – тот фактический материал, за который ты можешь получить баллы.
5. В последней части обязательно сделай выводы.
Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно сделать вывод о …» или «В итоге можно сделать вывод о …»
Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету «Практикум по обществознанию» 10 клаасс
Уровень учебной программы: базовый
Учебник: Обществознание: 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений :профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова Рос. Акад. Нак, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-, 2011., Сборники тестов ЕГЭ по обществознанию 2007-2014гг.
Количество часов: в неделю 1 ч., всего 34 ч.
№ | Тема урока | Сроки по плану | Сроки по факту | Причины коррекции |
1 | Введение. Специфика курса обществознания. Общая характеристика заданий ЕГЭ по обществознанию. | |||
2 | Специфика курса обществознания. Анализ текста по обществознанию. Составление плана развернутого ответа. | |||
3 | Специфика курса обществознания. Эссе по обществознанию. |
4 | Человек как результат биологической и социальной эволюции. | |||
5 | Мировоззрение. Типы мировоззрения. | |||
6-7 | Мышление и деятельность | |||
8 | Социальные взаимодействия. Конспектирование текста. | |||
9 | Практическое занятие. Решение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом. | |||
10 | Практическое занятие. Технология написания эссе. | |||
11 | Общество как сложная система. | |||
12 | Общество и природа. | |||
13 | Многовариантность общественного развития. | |||
14-15 | Понятие культуры. | |||
16 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
17 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
18 | Процесс познания. | |||
19 | Истина и ее критерии. | |||
20 | Научное познание. | |||
21 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
22 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
23 | Социальная стратификация и социальная мобильность. | |||
24 | Социальные группы, их типы. | |||
25 | Молодежь как социальная группа. | |||
26 | Этнические общности. | |||
27 | Социальный конфликт. | |||
28 | Социальные нормы и социальный контроль. | |||
29 | Семья и брак как социальные институты. | |||
30 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
31 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
32 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
33 | Итоговые занятия |
Календарно-тематическое планирование по элективному учебному предмету «Практическум по обществознанию» 11 класс
Уровень учебной программы: базовый
Учебник: Обществознание: 11 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: профильный уровень/Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова Рос. Акад. Нак, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение»-, 2011., Сборники тестов ЕГЭ по обществознанию 2007-2014гг. учебник Л.В. Полякова, В.В. Федорова и др. «Глобальный мир в XXI веке» (11 кл.), ресурсы Интернета, аудиовизуальные средства.
Количество часов: в неделю 1 ч., всего 33 ч
№ | Тема урока | Сроки по плану | Сроки по факту | Причины коррекции |
1 | Введение. Современная экономика. Рыночные отношения в современной экономике. | |||
2 | Спрос и предложение. Конкуренция. | |||
3 | Экономика предприятия. | |||
4 | Финансовые институты. Банковская система. | |||
5 | Инфляция и безработица. | |||
6 | Роль государства в экономике. | |||
7 | Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. | |||
8 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
9 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
10 | Власть и политика. | |||
11 | Политический процесс, его формы. | |||
12 | Государство в политической системе. | |||
13 | Политический режим. | |||
14 | Гражданское общество и правовое государство | |||
15 | Политические партии и движения. Политическая идеология. |
16 | Место и роль СМИ в политической жизни. | |||
17 | Политическое участие граждан. Политическая социализация | |||
18 | Политическая элита Политическое лидерство | |||
19 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
20 | Право в системе социальных норм права. Система российского права. Законотворческий процесс | |||
21 | Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная система | |||
22 | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах. | |||
23 | Гражданское право. Субъекты гражданского права Имущественные и неимущественные права. | |||
24 | Организационно-правовые формы и правовой режим предприниматель-ской деятельности. | |||
25 | Гражданство РФ. Права и обязанности налогоплательщика. | |||
26 | Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса | |||
27 | Трудовое право. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. | |||
28 | Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака | |||
29 | Административное право. Особенности административной юрисдикции. | |||
30 | Уголовное и уголовно-процессуальное право. Особенности уголовного процесса. | |||
31 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
32 | Практическое занятие. Решение заданий разных типов. | |||
33 | Итоговые занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»
Предлагаемая программа по элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...