Методическая разработка технологической карты урока с использованием ИКТ: "Мировые религии"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Методическая разработка технологической карты урока с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laschenkova_m_yu_-_urok_po_fgos.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ C ИНТЕРНАТОМ «ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
Методическая разработка технологической карты урока
«Мировые религии»
Автор-составитель:
Лащенкова М.Ю.,
учитель истории и обществознания
2020
Смоленск
Конкурс: региональный дистанционный конкурс программ дополнительного образования, практик и методических разработок.
Номинация:
1. Методические разработки по выявлению, развитию, постсопровождению, наставничеству и профориентации мотивированных школьников и студентов.
2. Практики с использованием дистанционных форм взаимодействия со школьниками и студентами.
Название работы:
технологическая карта урока: «Роль религии в жизни общества».
Автор-составитель:
Лащенкова М.Ю.,
учитель истории и обществознания
Место работы: СОГБОУИ «Лицей им.Кирилла и Мефодия»
Тел.: 89101178752
Адрес электронной почты:
M.Y.Lashenkova@yandex.ru
Аннотация
Методическая разработка технологической карты урока посвящена теме «Мировые религии», а в условиях глобализации, на фоне межнациональных конфликтов очень важно выработать уважение к культурным традициям разных народов и это сложно сделать без знания особенностей мировых религий. Данную методическую разработку можно будет активно использовать при подготовке и проведении обычного урока «Мировые религии» и дистанционного в системе zoom.
Урок основан на применении ЦОР, интерактивных упражнений на платформе LearningApps, что усиливает позитивную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, возможно ее применять во внеурочной деятельности, деятельности кружков обществоведческой направленности.
Пояснительная записка
В современных условиях, на фоне постоянной угрозы возникновения межнациональных конфликтов очень важно выработать уважение к культурным традициям других народов, что довольно сложно без знаний религий и их особенностей. Перед нами стоит проблема формирования эрудированного, духовно – нравственного, толерантного гражданина Российской Федерации, способного понимать многообразие мировоззренческий позиций, их исторических основ и культурных традиций. Эти качества особенно важны для подрастающего поколения, проживающего в многоконфессиональном государстве.
Тема методической разработки урока – «Мировые религии».
Цели урока: формирование у учащихся устойчивых представлений об основных религиях и религиозных верованиях и содействие развития мышления, не допускающего возникновения конфликтного поведения на почве религиозной неприязни; сформировать объективные и корректные представления о религии и ее роли в истории человека и общества.
Задачи:
- Показать роль религии в историческом развитии, в наши дни; воздействие религии на духовную жизнь человека, на нравственность.
- Умение соотносить конкретные факты и события прошлого и современной действительности с общей картиной и тенденциями мирового развития;
- Выработка элементов политической культуры, ориентации в многообразии взглядов и особоснование собственной позиции; - Воспитание уважения, терпимости к религии и к духовным ценностям различных народов.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы организации работы учащихся на уроке - фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, критический, практический метод, интерактивные методы обучения.
Основные понятия: религия, политеизм, монотеизм, мировые религии.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Мировые религии», раздаточный материал, работа с текстом и дидактическим упражнением на ЭР LearningApps.
Основная идея педагогическая деятельности: разработать урок (технологическую карту урока), которую можно будет активно использовать при подготовке и проведении урока по теме «Мировые религии». Этот урок основан на применении ЦОР, что усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Применение ЦОР, интерактивных упражнений на платформе LearningApps, позволяет провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, визуализацию, а так же дает возможность диффенцировать и индивидуализировать обучение. Кроме того в условиях смешанного обучения и дистанционного, такой урок можно провести и в zoom, при это групповую работу провести в образованных в zoom виртуальных комнатах, а потом опять объединить весь класс для решения задач урока. Новизна методической разработки заключается в том, что она дополняет, развивает уже имеющийся теоретический материал по теме «Мировые религии», «Роль религии в жизни общества», вносит новые методы и формы работы с теоретическими положениями данной темы. Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, возможно ее применять во внеурочной деятельности, деятельности кружков обществоведческой направленности.
Технологическая карта урока
Тема урока | Роль религии в жизни общества |
Тип урока | Изучение нового материала |
Класс | 11 класс |
Образовательные | Обществознание. 11 класс. Профильный уровень / Под. ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение. 2010г. Конституция РФ. История религии, И.Н. Яблоков, - М. 2004. ЭОР LearningApps. |
План урока | 1.Арктуализация знаний. Постановка проблемы (учащиеся формулируют тему и возможные цели урока). 2.Религия как одна из форм культуры, ее роль и основные функции. 3. Ранние формы верований, работа с текстом и дидактическим упражнением на ЭР LearningApps. 4. Особенности мировых религий, работа в группах с маршрутными листками. 5. Рефлексия. 6.ДЗ на выбор, с учетом индивидуальных способностей учащихся. |
Цель урока | Продолжить знакомство с культурой и духовной жизнью общества, дать учащимся представление о религии как мировоззрении, раскрыть сущность и функции, а так же способствовать формированию представлений об отличительных чертах мировых религий. |
Формы и методы | Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная; Методы: частично-поисковый, критический, практический метод, интерактивные методы обучения; |
Основные понятия | Религия, теизм, атеизм, мировая религия, национальная религия, свобода совести, толерантность. |
ФОРМИРОВАНИЕ УУД: Личностные действия: самоопределение, смысл понятия религия, нравственно - этическая ориентация. Регулятивные действия: планирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция. Познавательные действия: обще учебные, логические, постановка и решение проблемы. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь представить работу группы; владеть способами деятельности в паре; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. Социокультурные компетенции: знать основы мировых религий; развитие гражданского самосознания, толерантности. Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию. Информационные: умение самостоятельно преобразовывать согласно поставленной цели урока необходимую информацию с использованием информационных технологий (интернет, телефон, компьютер). | |||||||
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | |||||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||||
Научатся: составлять развернутый план по теме «Религия и ее роль в жизни общество» (задания ЕГЭ второй части), который поможет учащимся закрепить представления о религии, ее разновидностях, формах и функциях. Получат возможность научиться: определять положительные и отрицательные стороны религии, для лучшего усвоения теоретического материала. | Выполняют универсальные логические действия: проводить анализ и синтез теоретического материала, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. | Учащиеся понимают положительное влияние религии и духовных ценностей на совершенствование внутреннего мира человека. Учащиеся будут стремиться к взаимопониманию с представителями различных культур, на основе взаимного интереса и уважения, толерантности. | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Организаци - онный момент | 3 | Организационный момент. Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Проблемный вопрос из программы «Вечер с Позднером» - (слайд № 1-2) «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать и воровать?» Вопрос учащимся: - как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке пойдет речь? Тема нашего сегодняшнего урока? Учитель знакомит с темой, целями (слайде №2-3) | Отвечают на вопрос: формулируют тему и возможные цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Фронтальная | Регулятивные: принимают учебную задачу. | |
Актуализация знаний | 5 | Проблемный диалог. | Вопросы: 1.как вы оцениваете роль религии в современном обществе? 2. Какие функции как социальный институт может выполнять? 3. какие религиозные верования древности вам известны? (слайд №5-6) | Отвечают | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществлять поиск нужной информации из практического опыта | Устный опрос. Записи в тетради. |
Изучение нового материала | 8 | Работа в парах с раздаточным материалом: выдержками из книги «История религии», И.Н. Яблокова. | Пояснение заданий Приложение 1. | Работают с раздаточным материалом, выполняют дидактическое интерактивное задание на LearningApps Ссылка: https://learningapps.org/display?v=pfv9c6bg220 | Работа в мини-группах. Выполнение задания на платформе LearningApps через ссылку или QR – код. | Познавательные: Учатся структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания о древних формах верований людей, о функциях религии. Развитие информационной культуры и компетенции ученика, работа с ЭОР. Познавательные: Пользуются алгоритмом Регулятивные: учитывают обозначенные учителем ориентиры действия, принимают учебную задачу; Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради. |
18 | Работа в группах, работа по карточкам: а) обмен найденной информацией в группе; б) заполнение маршрутного листа. в) выступление групп. | Делит учащихся на три группы, в соответствии с тремя мировыми религиями (буддизм, христианство, ислам). Поясняет задания (каждая группа заполнить карточки) приложение 2. | Работают в группах, делятся найденной информацией, заполняют карточки. | Групповая | Проверка выполнения заданий. Записи в тетради. | ||
Осмыс- ление | 3 | Обобщение полученных знаний на уроке. | Задание 1: составить план по теме «Религия в жизни общества», содержащий не менее 3-х пунктов, два из которых должны быть детализированы. Задание 2: | Составляют сложный план в тетради. Один из учащихся представит свой план у доски. | Индивидуальная Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека, развивают способность к самооценке. Регулятивные: определяют уровень Развитие информационной культуры и компетенции ученика, работа с ЭОР. | Работа в тетради, работа у доски. |
Рефлек- сия | 2 | Метод «Три М»: Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. | |||||
Д/з. | 1 | Для всего класса: параграф 33. На выбор: 1. Написание эссе на тему: а) «Роль религии в современном обществе». б) «Не удивительно ли, что люди так часто воюют за религию и так редко живут по ее предписаниям». Г. Лихтенберг 2. Составить кроссворд по теме «Мировые религии». 3. Выполнение упражнений на закрепление, на платформе LearningApps через ссылку или QR – код. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...
Методическая разработка технологической карты урока географии по теме "Мировой океан" в 5-м классе
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока, которая позволяет учителю спрогнозировать все универсальные учебные действия и готовый результат обучения на данном уроке....
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).
Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...