Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Зубарева Инна Николаевна

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках информатики  и  ИКТ позволяет создать  благоприятные условия  для активизации и развития мыслительных  способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx183.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики для 8 класса по теме

«Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую».

И.Н.Зубарева, учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ № 292 с углубленным изучением математики

 Фрунзенского района района Санкт-Петербурга

Класс_8_

Тема  Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую систему счисления. 

Цели урока:

Личностные

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме.

2.  Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя  ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  1. определять цель учебной деятельности
  2. работать по плану, сверяясь с целью; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.

Познавательные УУД:

  1. определять понятия, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи;
  2. анализировать, обобщать, сравнивать;
  3. работать с информационными текстами;
  4.  находить отличия;
  5. представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные УУД:

  1. научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной речью;
  2. обсуждать в        рабочей группе информацию;  слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;
  3. организовывать работу в паре, группе.

Предметные

  1. Расширить знания учащихся о позиционных системах счисления.
  2.  Познакомиться с правилами перевода из одной системы счисления в другую.
  3. Выявить наиболее удобные способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Этапы урока

Цели (личностные, метапредметные и предметные результаты)

Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология)

Деятельность учителя

Продукт деятельности обучающихся

Деятельность учащихся

Форма контроля результатов

1.Организационный этап

Метапредметные

волевая саморегуляция

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, у всех ли есть учебные принадлежности к уроку.

Учитель создает эмоциональный настрой на уроке

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний. Стадия Вызов 

2.1. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

Личностные

создание условий для развития интереса к изучаемой теме.

Метапредметные

определять понятия, классифицировать,  устанавливать причинно следственные связи;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной речью.

(используется прием «Корзина идей»)

Учитель предлагает решить небольшую задачу, связанную с темой «Двоичная система счисления» (см приложение_4)

- Давайте решим данную задачу, числовая информация в которой представлена в двоичной системе счисления.

- А как перевести результат в десятичную  систему счисления?

Учитель подводит учащихся к теме и цели урока.

- Предположите тему данного урока.

Что должны мы сегодня изучить?

- Запишите тему урока: «Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую»

Учитель предлагает учащимся вспомнить другие, известные им системы счисления, перечислить основные характеристики.

- Назовите еще какие СС вам знакомы? Определите их основные характеристики

Учащиеся слушают стихотворение,  решают небольшую задачу.

Индивидуаль-ный опрос

Учащиеся высказывают свои предположения, формулируют цели урока

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся приводят примеры позиционных и непозиционных систем счисления, перечисляют основные характеристики

Фронталь-ный опрос

2.2. Постановка цели занятия перед учащимися

Метапредметные

определять цель учебной деятельности

выдвигать версии;

воспринимать информацию на слух; анализировать, обобщать, сравнивать

Личностные

Формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя  ответственность за результаты своих действий.

Предметные

расширить знания учащихся о позиционных системах счисления.

Учитель предлагает предложить способ перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную СС и наоборот, из шестнадцатеричной СС в двоичную СС и наоборот, из шестнадцатеричной в двоичную СС (Прием «Корзинка идей»)

- Предложите  способы перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную СС и наоборот, из шестнадцатеричной СС в двоичную СС и наоборот, из шестнадцатеричной в двоичную СС.  (1-2 мин.)

-Обменяйтесь информацией со своим товарищем.

-Обменяйтесь информацией с ребятами за соседней партой.(таким образом образуется группа из 4-х человек)

- А теперь каждая группа высказывает какой-то один порядок действий..

- Все ваши идеи я положу в корзинку, они помогут вам лучше усвоить материал (изображение корзинки на доске). Если возникнет необходимость, мы можем вернуться к нашей корзинке.

Учитель побуждает к высказыванию своего мнения.

 Учитель записывает способы в нарисованную на доске корзину.

Учащиеся обмениваются информацией сначала с соседом по парте, а дальше с ребятами за соседней партой.

Каждая группа высказывает  свое мнение.

Групповая самостоя-

тельная работа

3.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. 

Стадия осмысления содержания

Метапредметные

 работать по плану, сверяясь с целью; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

обсуждать в

 рабочей группе информацию; слушать товарища

 и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;

организовывать

 работу в паре, группе;

 работать с информационными текстами; находить отличия; представлять информацию в разных формах; анализировать, обобщать, сравнивать и выделять признаки.

Личностные

создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

формирование умения слушать и слышать собеседника;

формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя  ответственность за результаты своих действий.

(используется прием «Зигзаг»).

Учитель формулирует задание. Учитель организует работу в группах: каждому ученику выдается текст. На каждом тексте проставлены номера. Дети, получившие карточку с номером 1, образуют одну группу, с номером 2 - другую, с номером 3 – третью. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст.

 Итогом работы в группе 1 должно быть изучение перевода чисел из десятичной СС в двоичную методом подбора, в группе 2- изучение перевода чисел из восьмеричной СС в двоичную и наоборот, группы 3 – изучение перевода чисел из шестнадцатеричной СС в двоичную и наоборот. Кроме изучения теории в каждой группе учащимся необходимо совместно выполнить практическое задание. После этого школьники садятся на места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).Каждый учащийся должен рассказать двум другим свой способ перевода чисел, рассмотреть решение своего практического задания.

(см.приложение_1, приложение_2, приложение_3)

Учитель контролирует выполнение заданий.

Учащиеся объединяются в группы по номерам, проставленным на тексте. (учащиеся, получившие карточку с номером 1, образуют одну группу, с номером 2 – другую и т.д.)

Учащиеся работают каждый со своим текстом.

Учащиеся совместно изучают текст, объясняющий способ перевода из одной системы счисления в другую

 (10 – 2, 8 – 2/ 2-8, 16 – 2/ 2 – 16).  Заполняют карточку, используя изученный материал. Учащиеся образуют малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3). Каждый учащийся рассказывает двум другим  правила своего перевода чисел. Работают  в больших и малых группах.

Групповая и индивидуаль-ная самостоя-тельная работа

4.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

Стадия рефлексии

Метапредметные выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

 структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные

 формирование умения слушать и слышать собеседника; формирование   умение принимать на себя  ответственность за результаты своих действий.

Предметные

выявить наиболее удобные способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

(используется прием «Концептуальная таблица»)

Учитель предлагает учащимся решить задания, объединяющие все способы перевода, заполнить таблицу (см. приложение_5).

- Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. А теперь вам предстоит обобщить полученные знания. Я предлагаю заполнить таблицу «Перевод чисел».

-Какие способы лучше использовать? Какую строчку лучше заполнять первой?

-Как предлагаете осуществить перевод числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную (попробуйте применить полученные знания)?

-Возможно рассмотреть с ребятами перевод чисел из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную через двоичную (и легко, и удобно).

Учащиеся выбирают необходимый способ и, оформляя решение в тетради, решают задания, заполняют таблицу, выражая числа в различных системах счисления.

Индивидуаль-ная самостоя-тельная работа

Тестовые задания

5. Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний.

Метапредметные осуществлять контроль за своей деятельностью;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные

 формирование умения слушать и слышать собеседника;

Учитель возвращает учащихся к «Корзинке идей».

-Вернемся к корзинке идей. Давайте проверим, все ли ваши высказывания оказались верными?

-Итак, подведём итог урока. Все ли мы цели и задачи выполнили?  

Учащиеся сравнивают свои высказывания вначале урока с полученными знаниями.

6. Рефлексия

Метапредметные осуществлять ковыделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу (прием «Оцени себя сам») (см. приложение_6).

Учащиеся заполняют таблицу, оценивая свою работу на уроке. По желанию озвучивают свою оценку работы на уроке

Индивидуаль-ный письменный опрос

7. Домашнее задание

Задает домашнее задание.

- В координатной плоскости создать рисунок. Выписать координаты опорных точек, представив их в различных системах счисления (отличных от десятичной СС).

Записывают задание в тетрадь и дневник.


Приложения

Приложение_1

Двоичная система счисления

Двоичная (или система счисления с основанием 2) это положительная целочисленная позиционная (поместная) система счисления, позволяющая представить различные численные значения с помощью двух символов. Чаще всего это 0 и 1.

Двоичная система счисления была придумана математиками и философами ещё до появления компьютеров (XVII — XIX вв.).

Пропагандистом двоичной системы был знаменитый Г.В. Лейбниц. Он отмечал особую простоту алгоритмов арифметических действий в двоичной арифметике в сравнении с другими системами и придавал ей определенный философский смысл.

В 1936 — 1938 годах американский инженер и математик Клод Шеннон нашёл замечательные применения двоичной системы при конструировании электронных схем.

Неудобством этой системы счисления является необходимость перевода исходных данных из десятичной системы в двоичную при вводе их в машину и обратного перевода из двоичной в десятичную при выводе результатов вычислений.

Главное достоинство двоичной системы — простота алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления.

Для перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную  методом подбора удобно пользоваться  следующей таблицей:

1024

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

210

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

Нужно получить сумму степеней новой системы счисления, равной исходному числу. Это можно сделать по следующему алгоритму:

  1. Найти по таблице степень двойки, ближайшую по величине к исходному числу, но не больше исходного числа – это будет первый член суммы.
  2. Найти разность между исходным числом и степенью.
  3. Найти по таблице степень, ближайшую к разности – это второй член суммы.
  4. Найти разность между числом, из которого выделяли степень, и степенью.
  5. Так поступать, пока разность не станет равной числу, входящему в алфавит искомой системы.

Остается заменить полученные степени соответствующими эквивалентами новой системы счисления (по таблице) и подсчитать сумму, которая и есть искомое число.

Пример: перевести число 7510 в двоичную систему счисления.

Карточка №1. Метод подбора

1024

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

210

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

  1.   =  

  1. =

600 =

133=  

(*)342 =

Приложение_2

Восьмеричная система счисления

Восьмеричная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 8. Для записи чисел в восьмеричной системе используется 8 цифр от нуля до семи (0,1,2,3,4,5,6,7).

История: возникновение восьмеричной системы связывают с такой техникой счета на пальцах, когда считались не пальцы, а промежутки между ними (их всего восемь).

Применение: восьмеричная система наряду с двоичной и шестнадцатеричной используется в цифровой электронике и компьютерной технике, однако в настоящее время применяется редко (ранее использовалась в низкоуровневом программировании, вытеснена шестнадцатеричной).

Широкое применение восьмеричной системы в электронной вычислительной технике объясняется тем, что для нее характерен легкий перевод в двоичную и обратно с помощью простой таблицы, в которой все цифры восьмеричной системы от 0 до 7 представлены в виде двоичных триад (троек):

08

0002

18

0012

28

0102

38

0112

48

1002

58

1012

68

1102

78

1112

Для перевода  числа из восьмеричной системы счисления в двоичную мы просто разбиваем число на триады и заменяем восьмеричными цифрами (помним, что разбивать начинаем справа налево; там, где не хватает,  дополняем незначащими нулями):

15238 = 001 101 010 0112

Так как двоичное число всегда начинается с 1, первые два нулевых разряда нужно отбросить:

15238 = 11010100112

Обратный перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную также прост. Для этого в двоичной записи числа нужно выделить триады (тройки) и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой. Отсчитывать тройки нужно справа налево. В случае необходимости неполные триады дополняются нулями. Например:

11101111012 = 001 110 111 1012 = 16758

Восьмеричная система счисления широко использовалась в программировании и компьютерной документации вообще в 50-70 годы XX века, сейчас практически полностью вытеснена шестнадцатеричной, однако функции перевода числа из десятичной системы в восьмеричную и обратно сохранились во всех программных и электронных калькуляторах и ряде языков программирования.

Карточка №2.  

105678  =  

13378  =  

210468  =  

10011101001102  =  

10111101010111002  =  

1111101010110100012  =  


Приложение_3

Шестнадцатеричная система счисления

Шестнадцатеричная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 16. Для записи чисел в шестнадцатеричной системе используется 10 цифр от нуля до девяти (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и латинские буквы A, B, C, D, E, F, обозначающие числа от 10 до 15.

Таким образом, все символы шестнадцатеричной системы:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F

Применение: шестнадцатеричная система используется в цифровой электронике и компьютерной технике, в частности в низкоуровневом программировании на языке ассемблера для различных ЭВМ.

Для шестнадцатеричной системы, как и для восьмеричной,  характерен легкий перевод в двоичную систему счисления и обратно с помощью простой таблицы, в которой все цифры шестнадцатеричной системы от 0 до F(15) представлены в виде двоичных тетрад (четверок):

016

00002

116

00012

216

00102

316

00112

416

01002

516

01012

616

01102

716

01112

816

10002

916

10012

A16

10102

B16

10112

C16

11002

D16

11012

E16

11102

F16

11112

Для перевода просто заменяем цифру шестнадцатеричного числа на соотвествующую тетраду двоичных чисел (помним, что разбивать начинаем справа налево; там, где не хватает дополняем незначащими нулями):

8 A B16 = 1000  1010  10112

9F501E716 = 1001  1111 0101 0000 0001 1110 01112

2CD416 =  0010 1100 1101 01002

Так как двоичное число всегда начинается с 1, первые два нулевых разряда нужно отбросить:

2CD416 =  10 1100 1101 01002

Обратный перевод из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную также прост. Для этого в двоичной записи числа нужно выделить тетрады (четверки) и заменить каждую тетраду соответствующей шестнадцатеричной цифрой. Отсчитывать тетрады нужно справа налево. В случае необходимости неполные тетрады дополняются нулями. Например:

11101111012 = 0011 1011 11012 = 3BD16       1011101001101012 = 0101 1101 0011 01012 = 3BD16

Сейчас шестнадцатеричная система используется для обозначения цвета в языке гипертекстовой разметки HTML, графических программах.

Карточка №3.  

57Е816  =  

4А01916  =  

101111010001002  =  

10111011001001100012  =  


Приложение_4


Приложение_5

СС-10

СС-8

СС-2

СС-16

500

34712

110001010110101

6A1B7

Приложение_6

Необходимо оценить по 10-бальной шкале работу на занятии и заполнить данную таблицу:

Я

работал

допускал ошибки

МЫ

мне помогли одноклассники

мне помогал учитель

я помог одноклассникам

ДЕЛО

понял материал

узнал больше, чем знал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

Разработка урока по информатике по теме «Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую», 10 класс

цель урока: Создание условий для развития  у учащихся логического мышления и навыков вычислений на основе понимания принципа построения числа в позиционной системе счисления, умений переводить це...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...