Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 183.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока информатики для 8 класса по теме
«Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую».
И.Н.Зубарева, учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ № 292 с углубленным изучением математики
Фрунзенского района района Санкт-Петербурга
Класс_8_
Тема Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую систему счисления.
Цели урока:
Личностные
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме.
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности
- работать по плану, сверяясь с целью; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Познавательные УУД:
- определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать, обобщать, сравнивать;
- работать с информационными текстами;
- находить отличия;
- представлять информацию в разных формах.
Коммуникативные УУД:
- научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной речью;
- обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи;
- организовывать работу в паре, группе.
Предметные
- Расширить знания учащихся о позиционных системах счисления.
- Познакомиться с правилами перевода из одной системы счисления в другую.
- Выявить наиболее удобные способы перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Этапы урока | Цели (личностные, метапредметные и предметные результаты) | Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология) Деятельность учителя | Продукт деятельности обучающихся Деятельность учащихся | Форма контроля результатов |
1.Организационный этап | Метапредметные волевая саморегуляция | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, у всех ли есть учебные принадлежности к уроку. Учитель создает эмоциональный настрой на уроке | Приветствуют учителя. | |
2. Актуализация знаний. Стадия Вызов 2.1. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме | Личностные создание условий для развития интереса к изучаемой теме. Метапредметные определять понятия, классифицировать, устанавливать причинно следственные связи; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной речью. | (используется прием «Корзина идей») Учитель предлагает решить небольшую задачу, связанную с темой «Двоичная система счисления» (см приложение_4) - Давайте решим данную задачу, числовая информация в которой представлена в двоичной системе счисления. - А как перевести результат в десятичную систему счисления? Учитель подводит учащихся к теме и цели урока. - Предположите тему данного урока. Что должны мы сегодня изучить? - Запишите тему урока: «Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую» Учитель предлагает учащимся вспомнить другие, известные им системы счисления, перечислить основные характеристики. - Назовите еще какие СС вам знакомы? Определите их основные характеристики | Учащиеся слушают стихотворение, решают небольшую задачу. | Индивидуаль-ный опрос |
Учащиеся высказывают свои предположения, формулируют цели урока Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся приводят примеры позиционных и непозиционных систем счисления, перечисляют основные характеристики | Фронталь-ный опрос | |||
2.2. Постановка цели занятия перед учащимися | Метапредметные определять цель учебной деятельности выдвигать версии; воспринимать информацию на слух; анализировать, обобщать, сравнивать Личностные Формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Предметные расширить знания учащихся о позиционных системах счисления. | Учитель предлагает предложить способ перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную СС и наоборот, из шестнадцатеричной СС в двоичную СС и наоборот, из шестнадцатеричной в двоичную СС (Прием «Корзинка идей») - Предложите способы перевода чисел из двоичной СС в восьмеричную СС и наоборот, из шестнадцатеричной СС в двоичную СС и наоборот, из шестнадцатеричной в двоичную СС. (1-2 мин.) -Обменяйтесь информацией со своим товарищем. -Обменяйтесь информацией с ребятами за соседней партой.(таким образом образуется группа из 4-х человек) - А теперь каждая группа высказывает какой-то один порядок действий.. - Все ваши идеи я положу в корзинку, они помогут вам лучше усвоить материал (изображение корзинки на доске). Если возникнет необходимость, мы можем вернуться к нашей корзинке. Учитель побуждает к высказыванию своего мнения. Учитель записывает способы в нарисованную на доске корзину. | Учащиеся обмениваются информацией сначала с соседом по парте, а дальше с ребятами за соседней партой. Каждая группа высказывает свое мнение. | Групповая самостоя- тельная работа |
3.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. Стадия осмысления содержания | Метапредметные работать по плану, сверяясь с целью; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе; обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи; организовывать работу в паре, группе; работать с информационными текстами; находить отличия; представлять информацию в разных формах; анализировать, обобщать, сравнивать и выделять признаки. Личностные создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости; формирование умения слушать и слышать собеседника; формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | (используется прием «Зигзаг»). Учитель формулирует задание. Учитель организует работу в группах: каждому ученику выдается текст. На каждом тексте проставлены номера. Дети, получившие карточку с номером 1, образуют одну группу, с номером 2 - другую, с номером 3 – третью. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст. Итогом работы в группе 1 должно быть изучение перевода чисел из десятичной СС в двоичную методом подбора, в группе 2- изучение перевода чисел из восьмеричной СС в двоичную и наоборот, группы 3 – изучение перевода чисел из шестнадцатеричной СС в двоичную и наоборот. Кроме изучения теории в каждой группе учащимся необходимо совместно выполнить практическое задание. После этого школьники садятся на места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).Каждый учащийся должен рассказать двум другим свой способ перевода чисел, рассмотреть решение своего практического задания. (см.приложение_1, приложение_2, приложение_3) Учитель контролирует выполнение заданий. | Учащиеся объединяются в группы по номерам, проставленным на тексте. (учащиеся, получившие карточку с номером 1, образуют одну группу, с номером 2 – другую и т.д.) Учащиеся работают каждый со своим текстом. Учащиеся совместно изучают текст, объясняющий способ перевода из одной системы счисления в другую (10 – 2, 8 – 2/ 2-8, 16 – 2/ 2 – 16). Заполняют карточку, используя изученный материал. Учащиеся образуют малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3). Каждый учащийся рассказывает двум другим правила своего перевода чисел. Работают в больших и малых группах. | Групповая и индивидуаль-ная самостоя-тельная работа |
4.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. Стадия рефлексии | Метапредметные выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные формирование умения слушать и слышать собеседника; формирование умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Предметные выявить наиболее удобные способы перевода чисел из одной системы счисления в другую. | (используется прием «Концептуальная таблица») Учитель предлагает учащимся решить задания, объединяющие все способы перевода, заполнить таблицу (см. приложение_5). - Молодцы ребята, вы хорошо потрудились. А теперь вам предстоит обобщить полученные знания. Я предлагаю заполнить таблицу «Перевод чисел». -Какие способы лучше использовать? Какую строчку лучше заполнять первой? -Как предлагаете осуществить перевод числа из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную (попробуйте применить полученные знания)? -Возможно рассмотреть с ребятами перевод чисел из шестнадцатеричной системы счисления в восьмеричную через двоичную (и легко, и удобно). | Учащиеся выбирают необходимый способ и, оформляя решение в тетради, решают задания, заполняют таблицу, выражая числа в различных системах счисления. | Индивидуаль-ная самостоя-тельная работа Тестовые задания |
5. Контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний. | Метапредметные осуществлять контроль за своей деятельностью; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Личностные формирование умения слушать и слышать собеседника; | Учитель возвращает учащихся к «Корзинке идей». -Вернемся к корзинке идей. Давайте проверим, все ли ваши высказывания оказались верными? -Итак, подведём итог урока. Все ли мы цели и задачи выполнили? | Учащиеся сравнивают свои высказывания вначале урока с полученными знаниями. | |
6. Рефлексия | Метапредметные осуществлять ковыделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения | Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу (прием «Оцени себя сам») (см. приложение_6). | Учащиеся заполняют таблицу, оценивая свою работу на уроке. По желанию озвучивают свою оценку работы на уроке | Индивидуаль-ный письменный опрос |
7. Домашнее задание | Задает домашнее задание. - В координатной плоскости создать рисунок. Выписать координаты опорных точек, представив их в различных системах счисления (отличных от десятичной СС). | Записывают задание в тетрадь и дневник. |
Приложения
Приложение_1
Двоичная система счисления
Двоичная (или система счисления с основанием 2) это положительная целочисленная позиционная (поместная) система счисления, позволяющая представить различные численные значения с помощью двух символов. Чаще всего это 0 и 1.
Двоичная система счисления была придумана математиками и философами ещё до появления компьютеров (XVII — XIX вв.).
Пропагандистом двоичной системы был знаменитый Г.В. Лейбниц. Он отмечал особую простоту алгоритмов арифметических действий в двоичной арифметике в сравнении с другими системами и придавал ей определенный философский смысл.
В 1936 — 1938 годах американский инженер и математик Клод Шеннон нашёл замечательные применения двоичной системы при конструировании электронных схем.
Неудобством этой системы счисления является необходимость перевода исходных данных из десятичной системы в двоичную при вводе их в машину и обратного перевода из двоичной в десятичную при выводе результатов вычислений.
Главное достоинство двоичной системы — простота алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления.
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную методом подбора удобно пользоваться следующей таблицей:
1024 | 512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
210 | 29 | 28 | 27 | 26 | 25 | 24 | 23 | 22 | 21 | 20 |
Нужно получить сумму степеней новой системы счисления, равной исходному числу. Это можно сделать по следующему алгоритму:
- Найти по таблице степень двойки, ближайшую по величине к исходному числу, но не больше исходного числа – это будет первый член суммы.
- Найти разность между исходным числом и степенью.
- Найти по таблице степень, ближайшую к разности – это второй член суммы.
- Найти разность между числом, из которого выделяли степень, и степенью.
- Так поступать, пока разность не станет равной числу, входящему в алфавит искомой системы.
Остается заменить полученные степени соответствующими эквивалентами новой системы счисления (по таблице) и подсчитать сумму, которая и есть искомое число.
Пример: перевести число 7510 в двоичную систему счисления.
Карточка №1. Метод подбора
1024 | 512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
210 | 29 | 28 | 27 | 26 | 25 | 24 | 23 | 22 | 21 | 20 |
- =
- =
600 =
133=
(*)342 =
Приложение_2
Восьмеричная система счисления
Восьмеричная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 8. Для записи чисел в восьмеричной системе используется 8 цифр от нуля до семи (0,1,2,3,4,5,6,7).
История: возникновение восьмеричной системы связывают с такой техникой счета на пальцах, когда считались не пальцы, а промежутки между ними (их всего восемь).
Применение: восьмеричная система наряду с двоичной и шестнадцатеричной используется в цифровой электронике и компьютерной технике, однако в настоящее время применяется редко (ранее использовалась в низкоуровневом программировании, вытеснена шестнадцатеричной).
Широкое применение восьмеричной системы в электронной вычислительной технике объясняется тем, что для нее характерен легкий перевод в двоичную и обратно с помощью простой таблицы, в которой все цифры восьмеричной системы от 0 до 7 представлены в виде двоичных триад (троек):
08 | 0002 |
18 | 0012 |
28 | 0102 |
38 | 0112 |
48 | 1002 |
58 | 1012 |
68 | 1102 |
78 | 1112 |
Для перевода числа из восьмеричной системы счисления в двоичную мы просто разбиваем число на триады и заменяем восьмеричными цифрами (помним, что разбивать начинаем справа налево; там, где не хватает, дополняем незначащими нулями):
15238 = 001 101 010 0112
Так как двоичное число всегда начинается с 1, первые два нулевых разряда нужно отбросить:
15238 = 11010100112
Обратный перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную также прост. Для этого в двоичной записи числа нужно выделить триады (тройки) и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой. Отсчитывать тройки нужно справа налево. В случае необходимости неполные триады дополняются нулями. Например:
11101111012 = 001 110 111 1012 = 16758
Восьмеричная система счисления широко использовалась в программировании и компьютерной документации вообще в 50-70 годы XX века, сейчас практически полностью вытеснена шестнадцатеричной, однако функции перевода числа из десятичной системы в восьмеричную и обратно сохранились во всех программных и электронных калькуляторах и ряде языков программирования.
Карточка №2.
105678 =
13378 =
210468 =
10011101001102 =
10111101010111002 =
1111101010110100012 =
Приложение_3
Шестнадцатеричная система счисления
Шестнадцатеричная система счисления — это позиционная система счисления с основанием 16. Для записи чисел в шестнадцатеричной системе используется 10 цифр от нуля до девяти (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и латинские буквы A, B, C, D, E, F, обозначающие числа от 10 до 15.
Таким образом, все символы шестнадцатеричной системы:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
Применение: шестнадцатеричная система используется в цифровой электронике и компьютерной технике, в частности в низкоуровневом программировании на языке ассемблера для различных ЭВМ.
Для шестнадцатеричной системы, как и для восьмеричной, характерен легкий перевод в двоичную систему счисления и обратно с помощью простой таблицы, в которой все цифры шестнадцатеричной системы от 0 до F(15) представлены в виде двоичных тетрад (четверок):
016 | 00002 |
116 | 00012 |
216 | 00102 |
316 | 00112 |
416 | 01002 |
516 | 01012 |
616 | 01102 |
716 | 01112 |
816 | 10002 |
916 | 10012 |
A16 | 10102 |
B16 | 10112 |
C16 | 11002 |
D16 | 11012 |
E16 | 11102 |
F16 | 11112 |
Для перевода просто заменяем цифру шестнадцатеричного числа на соотвествующую тетраду двоичных чисел (помним, что разбивать начинаем справа налево; там, где не хватает дополняем незначащими нулями):
8 A B16 = 1000 1010 10112
9F501E716 = 1001 1111 0101 0000 0001 1110 01112
2CD416 = 0010 1100 1101 01002
Так как двоичное число всегда начинается с 1, первые два нулевых разряда нужно отбросить:
2CD416 = 10 1100 1101 01002
Обратный перевод из шестнадцатеричной системы счисления в двоичную также прост. Для этого в двоичной записи числа нужно выделить тетрады (четверки) и заменить каждую тетраду соответствующей шестнадцатеричной цифрой. Отсчитывать тетрады нужно справа налево. В случае необходимости неполные тетрады дополняются нулями. Например:
11101111012 = 0011 1011 11012 = 3BD16 1011101001101012 = 0101 1101 0011 01012 = 3BD16
Сейчас шестнадцатеричная система используется для обозначения цвета в языке гипертекстовой разметки HTML, графических программах.
Карточка №3.
57Е816 =
4А01916 =
101111010001002 =
10111011001001100012 =
Приложение_4
Приложение_5
СС-10 | СС-8 | СС-2 | СС-16 |
500 | |||
34712 | |||
110001010110101 | |||
6A1B7 |
Приложение_6
Необходимо оценить по 10-бальной шкале работу на занятии и заполнить данную таблицу:
Я | работал | |
допускал ошибки | ||
МЫ | мне помогли одноклассники | |
мне помогал учитель | ||
я помог одноклассникам | ||
ДЕЛО | понял материал | |
узнал больше, чем знал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....
Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР
План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса
Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....
Разработка урока по информатике по теме «Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую», 10 класс
цель урока: Создание условий для развития у учащихся логического мышления и навыков вычислений на основе понимания принципа построения числа в позиционной системе счисления, умений переводить це...
Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...
Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"
Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...