Элективный курс по обществознанию "Знай. Умей. Действуй".
элективный курс по обществознанию (10, 11 класс)
Программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов "Знай. Умей. Действуй".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов "Знай. Умей. Действуй". | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Байтогская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Хантаева В. Х.
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла _______/Бальбурова М.Л./ ФИО Протокол № 1 от «29» августа 2020 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
________/Мухарханова И.Н./ ФИО
«29» августа 2020 г | Утверждаю Директор школы
_________/Ханхасаева Л.Г./ ФИО
Приказ № 62/7 от «31» августа 2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ЗНАЙ. УМЕЙ. ДЕЙСТВУЙ»
ДЛЯ 11 КЛАССА
Разработчик программы:
Бальбурова М. Л., учитель истории и обществознания.
2020 г.
Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
- воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:
- биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;
- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
- распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы:
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- практические занятия;
- анализ альтернативных ситуаций;
- работа в парах, группах, индивидуально;
- выполнение работ по заданному алгоритму;
- решение заданий части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
- учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
- научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
- успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Курс рассчитан для учащихся 11 классов на 33 часа.
11 класс – 33 часа
Модульный блок «Экономика» 11 часов
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
Контрольная работа по модульному блоку «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.
Контрольная работа по модульному блоку «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Модульный блок «Право» 8 часов
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.
Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность . Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры.
Итоговый контроль
Пробный ЕГЭ 2 часа. Проверка уровня подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.
Календарно – тематическое планирование (11 класс)
Номер урока | Содержание (разделы, тема) | Количество часов | Дата проведения | Корректировка | |
План | Факт | ||||
1 | Экономика: наука и хозяйство. | 5.09 | |||
2 | Экономические системы. | 12.09 | |||
3 | Экономическое содержание собственности. | 19.09 | |||
4 | Измерители экономической деятельности. | 26.09 | |||
5 | Экономический цикл и экономический рост. | 3.10 | |||
6 | Экономика и государство | 10.10 | |||
7 | Экономика и государство | 17.10 | |||
8 | Мировая экономика | 24.10 | |||
9 | Экономика потребителя. | 7.11 | |||
10 | Рынок труда. Безработица. | 14.11 | |||
11 | Контрольная работа «Экономика». | 21.11 | |||
12 | Обобщение пройденного материала. | 28.11 | |||
13 | Социальные взаимодействия. | 5.12 | |||
14 | Социальные группы и их классификация. | 12.12 | |||
15 | Социальный статус. | 19.12 | |||
16 | Неравенство и социальная стратификация. | 26.12 | |||
17 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. | 16.01 | |||
18 | Семья и брак как социальные институты. | 23.01 | |||
19 | Молодежь как социальная группа. | 30.01 | |||
20 | Этнические общности. Межнациональные отношения. | 6.02 | |||
21 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | 13.02 | |||
22 | Социальные процессы в современной России. | 20.02 | |||
23 | Контрольная работа по модульному блоку. | 27.02 | |||
24 | Право в системе социальных норм. | 6.03 | |||
25 | Система права. Правовые акты. | 13.03 | |||
26 | Источники права. Правовые акты. | 20.03 | |||
27 | Правонарушения. | 3.04 | |||
28 | Конституция РФ. | 10.04 | |||
29 | Юридическая ответственность и ее виды. | 17.04 | |||
30 | Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового права. | 24.04 | |||
31 | Международные документы о правах человека. | 24.04 | |||
32 | Правовая культура. | 8.05 | |||
33 | Контрольная работа по разделу «Право». | 15.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"
Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....
Элективный курс по английскому языку "Чтобы уметь говорить, нужно учиться слушать..."
Данный элективный курс предполагает тренировку речевых навыков обучающихся, способствует росту познавательной активности обучающихся и индивидуализации процесса обучения, поскольку ориентирован на удо...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗНАЙ! УМЕЙ! ДЕЙСТВУЙ!» (34 ЧАСА) ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Данная программа является авторской. Данный элективный курс предназначена для учащихся 9 класса, сделавших свой выбор обществознания как предмета по выбору для сдачи в форме ГИА. Программа предп...
Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»
Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса...
Конспект воспитательного мероприятия "Знай, умей, действуй!"
Конспект воспитательного мероприятия "Знай, умей, действуй!"...
От теории к практике: приемы развития универсальных учебных действий в старших классах на элективных курсах «Страноведение» и «Английская литература».
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальны...
Игра-путешествие по ОБЖ в 6 классе «Знай! Умей! Действуй!»
Игра 6 класс...