Элективный курс по английскому языку "Чтобы уметь говорить, нужно учиться слушать..."
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме

Сидельникова Надежда Валентиновна

Данный элективный курс предполагает тренировку речевых навыков обучающихся, способствует росту познавательной активности обучающихся и индивидуализации процесса обучения, поскольку ориентирован на удовлетворении потребности обучающихся в изучении английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИНЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                  Директор школы

                                                                                _________________

                                                                                “_____” __________ 2012 г.

Номинация:

Углубление отдельных тем  предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

«Чтобы уметь говорить, нужно учиться слушать….»

Автор

Учитель высшей

квалификационной категории

ГБОУ СОШ №5

«ОЦ «Лидер»

Сидельникова Н.В.

КИНЕЛЬ 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа элективного курса составлена для общеобразовательных школ   в классах гуманитарного профиля.

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по иностранному языку одной из целей изучение иностранного языка на профильном уровне является развитие речевой компетенции, а именно функционального использования изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умения понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), передавать информацию в связных аргументированных  высказываниях (говорение и письмо). Неменее важным является развитие социокультурной компетенции учащихся: расширение объёма знаний о специфике страны, совершенствование умения строить своё речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Данный элективный курс целесообразно включать в учебный план класса гуманитарного профиля в соответствии с  потребностями конкретных учащихся, обусловленные спецификой учебной ситуации в 10 классе (первичное формирование группы, разноуровневые способности учащихся,  различный  опыт  их изучения иностранного языка  в прошлом). Опыт работы в старших классах показывает, что,  несмотря на большие возможности восприятия англоязычной речи на слух, предоставляемые ресурсами мультимедиа и сети интернет, не используют их должным образом для формирования коммуникативной компетенции.  

Курс рассчитан на 17 часов  (1 полугодие – 1час в неделю) в 10 классе.

Актуальность курса заключается в том, что его изучение поможет ученику оценить свой потенциал, расширит и углубит  его знания по английскому языку, сохранит интерес, осознание необходимости изучения   английского языка,  повысит мотивацию.

Программа соответствует содержанию  государственных стандартов по английскому языку, однако предлагает дополнительные способы совершенствования навыков аудирования и опосредованно навыков говорения Речь идёт об использовании видеоматериалов, как содержащих новые знания, так и представляющих познавательный интерес для учащихся. Презентация учебного материала при помощи видео характеризуется эмоциональным изложением учебного материала и его особым  восприятием. Использование видео на уроке способствует возникновению «эффекта соучастия и сопереживания с героями», что в свою очередь создает на занятии условия реальной мотивированной коммуникации.

Данный элективный курс предполагает  тренировку речевых навыков обучающихся, способствует росту познавательной активности обучающихся и индивидуализации процесса обучения, поскольку  ориентирован на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении английского языка.

Цель курса:

Совершенствовать умения и навыки аудирования и говорения, обеспечить качественную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ на уровень В2 (Upper-Intermediate) по общеевропейской системе уровней владения английским  языком.

Задачи  курса:

  1. Совершенствовать ключевые умения в аудировании и говорении, научить применять их на практике;
  2. Ознакомить учащихся с форматом экзамена,сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного выполнения экзаменационных заданий;
  3. Обобщить и закрепить лексико-грамматический материал;
  4. Научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
  5. Совершенствовать навыки межличностного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка;

Планируемые образовательные результаты курса

Личностные:

В результате прохождения элективного курса учащиеся  должны :

  1. осознавать возможность собственной самореализации средствами иностранного языка;
  2. стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

Метапредметные:

  1. научиться планировать своё речевое поведение;
  2. научиться взаимодействовать с окружающими;
  3. развить навыки работы с информацией;  

Предметные:

  1. демонстрировать  умение  извлекать основную информацию из просмотренного видеоряда/ услышанного текста; (отделять  существенное от несущественного; уметь закреплять  в памяти наиболее важные сведения; определять  тему и коммуникативное намерение говорящего);
  2. понимать запрашиваемую информацию из просмотренного видеоряда/услышанного текста; (отделять  главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты и определять свое отношение к ним; извлекать  из видеоряда/аудиотекста необходимую/интересующую информацию);
  3. рассуждать в связи с тематикой/проблематикой просмотренных видеорядов и прослушанных текстов, комментировать события/факты. (воспроизводить  основные факты; пересказывать cюжет видеофрагмента и аудиотекста с подробным изложением содержания ( монологическое высказывание 15-20 фраз), высказав своё личное отношение, используя оценочные суждения) ;
  4. общаться в бытовой, социокультурной сферах (в диалогах - 8-10 реплик,  а также в полилогах, представленных в виде ролевых игр по итогам каждого раздела), использовать  аргументацию, эмоционально-оценочные средства; (демонстрировать готовность отвечать   на вопросы по основному содержанию просмотренного/прослушанного; начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости что-то переспрашивая, уточняя; осуществлять запрос информации; обращаться за разъяснениями; выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме);

Способы оценки планируемых результатов:

Требования к уровню подготовки, предлагаемые данной программой, соответствуют требованиям Единого государственного экзамена, которые соотносятся с содержанием компетенций, изложенных в документах Совета Европы, на двух уровнях: Повышенный (В1) и Высокий (В2). Достижение указанных уровней обеспечивает выполнение государственных требований и успешную сдачу ЕГЭ.

Основными объектами контроля являются виды речевой деятельности (речевая компетенция), языковые знания и навыки в аудировании и говорении (языковая компетенция), социокультурные знания и умения (социокультурная компетенция), которые позволяют выявить целостную картину подготовки учащихся, их способность и готовность к общению в рамках данной темы.

Для контроля уровня промежуточных результатов используются  такие способы, как наблюдение активности на занятиях, беседа с учащимися. Каждый раздел  заканчивается тематическим тестом (см. образец в приложении 1.) Промежуточное оценивание рассматривается как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности учащихся.

Так как элективный курс для  учащихся, ориентированных на сдачу в 11 классе экзамена в формате ЕГЭ  тематический тест и итоговый после прохождения всего курса составляется  согласно требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ  раздела  «Аудирование» и требований примерной программы обучения иностранному  языку к речевым умениям в говорении. (Общее количество баллов 40 за каждый из тестов, в том числе и за итоговый)  – из них: контроль аудирования  - 20 баллов; контроль говорения -20; (6  баллов монолог и 14 баллов диалог соответственно)

Итоговая оценка учащихся по прохождении элективного курса является суммирующей  баллы за тесты по итогам каждой из тем, а также  баллы за. итоговый тест.

Элективный курс считается пройденным и учащийся получает за него оценку «зачтено» при получении не менее половины максимально возможных баллов- 240 баллов ( 5 тестов*40 =200+ 40 итоговый тест)

Характеристика элективного курса в контексте самоопределения старшеклассника

Данный элективный курс предусматривает развитие у учащихся  понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации.

В условиях профильного обучения старшеклассник принимает  решение о самоопределении в гуманитарном/филологическом  профиле, который, как правило, связан с дальнейшим продолжением образования и будущей профессиональной карьерой переводчика, учителя иностранного языка, а также с выбором образа жизни. Выбор данного элективного курса и индивидуального маршрута образовательной деятельности помогает учащимся найти личностно значимые смыслы в жизни и в будущей профессиональной деятельности и в самом себе как потенциальном или реальном субъекте профессиональной деятельности. В результате выполнения требований программы данного элективного курса учащиеся смогут сдать успешно единый государственный экзамен, поступить в ВУЗ по выбранной специальности и быть успешным в жизни.

Основаниями для отбора содержания  материалов элективного курса  

стали требования, предъявляемые государственными требованиями к уровню выпускников средней школы , а также  требованиями единого государственного экзамена по английскому языку.

Характеристика ресурсов

Для учебных материалов элективного курса выбраны:

  1. видео «Твой путь» и  «Ньюленд стрит» (издательство Кембриджского университета) как содержащее личностно-актуальную и социально значимую тематику;
  2. «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование.» Малколм Манн, Е. Клековкина
  3. «Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку » Малколм Манн, Е. Клековкина

Данные пособия опираются на методы, включающие учащихся в практическую деятельность и отвечающие их образовательным потребностям, содержат  актуальные аутентичные тексты для аудирования и задания по говорению. Аудио- и видеоматериалы данных пособий  обеспечивают усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, что дает возможность создания первичной «виртуальной действительности».

Для проведения занятий по программе элективного курса необходим кабинет, оборудованный  экраном/интерактивной доской и проектором или телевизором и DVD плейером  для просмотра видео фрагментов, а также  магнитофоном или компьютером для прослушивания аудио материалов. Занятия желательно проводить в кабинете, позволяющем переставлять мебель для организации групповых форм работы. Количество учащихся в группе от 4 до 12 человек.

Методы и формы обучения определяются основным требованием филологического профиля обучения, а именно удовлетворением профессионального интереса школьников к занятиям языком и филологией.  При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основными методиками изучения элективного курса являются:

  1. обучение через опыт коммуникации  и сотрудничество;
  2. учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся старшего школьного возраста;
  3. интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование);

Ведущее место в обучении следует отвести системно-деятельностному субъект-субъектному  подходу  (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Тематическое планирование


Тема


Содержание


Практическая деятельность учащихся


№1

Социально-бытовая сфера.

(3  часа)


Повседневная жизнь семьи.

Социальные роли в семье

Распределение домашних обязанностей в семье.

Моя семья. Её проблемы и способы их решения.

Межличностные отношения.


  1. смотрят видеофрагмент и выполняют задание по  содержанию просмотренного;
  2. выражают основную идею просмотренного, используя речевые клише;
  3. слушают аудиозапись, отделяя  существенное от несущественного;
  4. продуцируют диалог-расспрос  одноклассника о его/её семье, демонстрируя умение начинать и продолжать разговор;
  5. участвуют в полилоге ( ролевой игре), правильно выбирая лингвистические формы, способы их выражения;

№2

Социально-

культурная сфера

Интересы и увлечения.

(3  часа)


Молодежь в современном обществе;

Проблемы молодёжи в современном мире;


Современные технологии и их роль в современном обществе;

Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам;





  1. смотрят видеофрагмент и выполняют задания по содержанию просмотренного;
  2. выражают основную идею просмотренного, используя речевые клише;
  3. слушают аудиозапись, понимают необходимую информацию из интервью ;
  4. продуцируют диалог-расспрос  одноклассника  о роли современных технологий в его жизни, демонстрируя умение запрашивать необходимую информацию;
  5. участвуют в полилоге ( ролевой игре), правильно выбирая лингвистические формы, способы их выражения;

№3

Учебно- трудовая сфера

( 3 часа)


Летняя работа;


Востребованные профессии  в современном обществе;


Умения и опыт в профессии;


Моя будущая профессия  и планы на будущее;



  1. смотрят видеофрагмент и выполняют задания на выборочное понимание  информации по содержанию просмотренного;
  2. слушают аудиозапись и выполняют задание на извлечение необходимой информации;
  3. делают сообщения , содержащее наиболее важную информацию о просмотренном видеофрагменте, прослушенном аудиотексте;
  4. осуществляют запрос на получение конкретной информации о будущей профессии собеседника в диалоге;
  5. участвуют в полилоге, обмениваясь  мнениями о будущей карьере;


№4


Школьное образование

( 3 часа)


Общение в школе;


Изучаемые предметы, отношение к ним;


Обучение в университете;


Международные школьные обмены;


Переписка;




  1. смотрят видеофрагмент и выполняют задания на понимание основной  информации просмотренного;
  2. слушают аудиозапись и понимают детально информацию диалога;
  3. делают сообщения , содержащее наиболее важную информацию о просмотренном видеофрагменте, прослушенномаудиотексте;
  4. рассказывают о своей жизни в школе;
  5. обмениваются мнениями о любимых и нелюбимых школьных предметах и  необходимости постоянного образования;
  6. участвуют в диалоге, обмениваясь  мнениями о  возможностях общения с иностранными друзьями и о школьных обменах;


№5

Общение.

( 3 часа)


Интернет-общение. Социальные сети.

Языки международного  общения.

Роль иностранного языка при выборе профессии в  современном мире.

Роли английского языка в моей жизни и карьере;




  1. смотрят видеофрагмент и выполняют задания на понимание основной  информации просмотренного;
  2. слушают аудиозапись и выборочно извлекают информацию из прослушанного;
  3. выражают свою  точку зрения и соглашаются/не соглашаются с точкой зрения собеседника; высказывают  одобрение/неодобрение; выражают  сомнение;
  4. рассказывают о роли английского языка в профессии, в жизни и карьере;


Итоговые занятия

(2 часа)

Тест в формате ЕГЭ по разделам «Аудирование» и  «Говорение»




Тема



Количество часов:




Формы контроля


Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В т.ч. на практическую деятельность

Социально-бытовая сфера.

3

3

2

Контроль монологической и диалогической речи

и аудирования

Социально-

культурная сфера

Хобби и свободное время.

3

3

2

Контроль монологической и диалогической речи

и аудирования

Учебно- трудовая сфера

3

3

2

Контроль монологической и диалогической речи и аудирования

Школьное образование.

3

2

1

Контроль монологической и диалогической речи

и аудирования

Общение

3

3

2

Контроль монологической и диалогической речи и аудирования

Итоговое занятие курса

2

2

2

Тест по аудированию и говорению  в формате ЕГЭ

ИТОГО

    17

Учебно-тематическое планирование

Список литературы   для учащихся:

  1. Рабочие материалы к DVD «Newland Street» , «Твой путь» , Cambridge University Press, 2009;
  2. УМК Е. Клековкина, М. Манн «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование»; 2009;
  3. «Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку » Малколм Манн, Е. Клековкина; Macmillan Publishers Limited,  2009

Электронные ресурсы:

  1. Демоверсии экзамена по английскому языку http://www.fjpi.ru/;
  2. Материалы сайтов   http://lang.mipt.ru/articles/european levels.html;

Список литературы   для учителя:

  1. DVD  «Newland Street» , «Твой путь» , Cambridge University Press, 2009;
  2. Книга для учителя к УМК,  Е. Клековкина, М. Манн «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование».
  3. Приложение с упражнениями к DVD  «Newland Street», «Твой путь», Cambridge University Press, 2009;
  4. Е. Клековкина, М. Манн «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование»; 2009;
  5. «Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку » Малколм Манн, Е. Клековкина; Macmillan Publishers Limited,  2009
  6. Книга для учителя «Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку » Малколм Манн, Е. Клековкина; Macmillan Publishers Limited,  2009

   

Электронные ресурсы:

  1. Документ Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment"; http://lang.mipt.ru/articles/european.levels.html;
  2. Демоверсии экзамена по английскому языку http://www.fipi.ru/;
  3. Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по английскому языку 2008, 2009-2012 г.  Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого

государственного экзамена по английскому языку 2008, 2009-2012 г. http://www.fjpi.ru/;

  1. Примерные программы среднего (полного) общего образования. Английский язык [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ed.gov.ru , свободный.
  2. Ж. А. Суворова, Р. П. Мильруд. «Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы»    http://prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=25943
  3. http://www.cambridge.org/elt/messages/
  4.  http://www.eslprintables.com

Приложение №1  

Образцы учебных материалов  

1.    Для этапа занятия    речевой зарядки по теме «Интересы и увлечения.

 Put these words in the proper columns. ( Поставьте слова в нужную колонку)

 Film, concert hall, exhibition, master class, theatre, art gallery, lecture, show, guided tour,    cabaret, art centre, gymnasium, competitions, performance

Places to go

Things to see or do

2.    Hobbies and sports. Complete the words.

  1. Self‑defense. j ‑  ‑  ‑
  2. Favourite sport in Britain ‑  ‑  ‑  ‑ b  ‑  ‑
  3. Canada’s national sport. i  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑ ‑  ‑
  4. a sport using rackets and a shuttlecock. ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑ n
  5. a popular card game. b  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑
  6. people of different ages are interested in some kind of it. m ‑  ‑  ‑‑
  7. This kind of sport includes jumping, running. ‑  ‑  ‑  ‑  ‑t ‑  ‑  ‑
  8. a relaxing activity which came from the Far East. y    ‑    ‑    ‑
  9. a popular board game. ‑  ‑  ‑  s  ‑
  10.  an indoor game with balls. b  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  
  11.  You need a camera for this activity. ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  ‑  h  ‑
  12.  a ball game in which the ball is not round. __‑  ‑__g_‑  ‑  

Key: 1) judo, 2) football, 3) ice hockey, 4) badminton, 5) bridge, 6) music, 7) athletics, 8) yoga, 9) chess, 10) billiards, 11) photography 12) rugby.

 2. Speaking Cards  ( Образец карточки для  организации монологической речи)

 

3.  Образцы  методических материалов для работы  с  DVD

Newland Street            The sports day

Episode 10

  1. Get ready (Учащиеся объясняют по-английски значение слов и

словосочетаний, необходимых для понимания видеофрагмента

и прогнозируют его содержание)

Do you understand these words and expressions? They all appear in this episode.

Boom! - sports day - park - petrol bomb - celebrate - funny smell - explosion –

 police station - bottle of water What happens in this episode?

  1. Watch the video (Учащиеся просматривают фрагмент

 и выполняют задание на заполнение пропусков в предложении

в соответствии   с содержанием просмотренного)

... and then complete the sentences.

  1. Ben and Pablo aren'l at the sports day beeause                        
  2. Spike doesn't want 10 sit on the bench with Pablo and Ben beсause _____

3. Inspector Higgins knows what Spike did because        

  1. Haley is disappointed that they got 550 euros beeause        
  2. Everyone is surprised beeause Mrs Crabtree                      

III.Watch again ( Учащиеся просматривают фрагмент второй раз и

 расставляют фразы в том порядке, как услышат их в тексте

Put the expressions in the order in which you hear them.

Spike-. I haven't done anything againsi ihe law.         

Mel: Jamie. get down from there! Spike: ľm going to enjoy myself.

Billy: How did you catch Spike?         

Pablo: Nice sunglasses!         

Mrs Crabtree: In my day girls didn't do sports! Mrs Crabtree: I think iťs disgusting.

Pam: I‘m too old for that.

IV.After watching ( Учащиеся прогнозируют события будущего,

 которые вероятно произойдут с героями видеофрагмента,

 мотивируя свою точку зрения и используя оценочные суждения

In the future, what do you think will happen to ... and why.

  1. ...Ben?        5.    ...Billy?
  1. ... Haley?        6.   ... Lizard?
  2. ...Mel?        7.    ...Spike?
  3. ... Pablo?

4. Образцы  методических материалов для работы  с  DVD

Newland Street            The sports day

        Episode 10

  1. Get ready (Учащиеся объясняют по-английски значение слов и

словосочетаний, необходимых для понимания видеофрагмента

и прогнозируют его содержание)

Do you understand these words and expressions? They all appear in this episode.

Boom! - sports day - park - petrol bomb - celebrate - funny smell - explosion –

 police station - bottle of water What happens in this episode?

  1. Watch the video (Учащиеся просматривают фрагмент и выполняют

задание на заполнение пропусков в предложении в соответствии

 с содержанием просмотренного)

... and then complete the sentences.

  1. Ben and Pablo aren'l at the sports day beeause                        
  2. Spike doesn't want 10 sit on the bench with Pablo and Ben beсause _____

3. Inspector Higgins knows what Spike did because        

  1. Haley is disappointed that they got 550 euros beeause        
  2. Everyone is surprised beeause Mrs Crabtree                      

III.Watch again ( Учащиеся просматривают фрагмент второй раз и

 расставляют фразы в том порядке, как услышат их в тексте

Put the expressions in the order in which you hear them.

Spike-. I haven't done anything againsi ihe law.         

Mel: Jamie. get down from there! Spike: ľm going to enjoy myself.

Billy: How did you catch Spike?         

Pablo: Nice sunglasses!         

Mrs Crabtree: In my day girls didn't do sports! Mrs Crabtree: I think iťs disgusting.

Pam: I‘m too old for that.

IV.After watching ( Учащиеся прогнозируют события будущего,

 которые вероятно произойдут с героями видеофрагмента,

 мотивируя свою точку зрения и используя оценочные суждения

In the future, what do you think will happen to ... and why.

  1. ...Ben?        5.    ...Billy?
  1. ... Haley?        6.   ... Lizard?
  2. ...Mel?        7.    ...Spike?
  3. ... Pablo?

- Do you have a computer at home?

- How many hours a day do you use it?

- Do you usually use your computer to play games or to do homework?

- Do you chat with your friends through the Internet?

- What kind of websites do you usually visit? Why?

- Do you download music, films or games from the Internet?

- Do you think computers are useful? Why?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..

Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"

Тематическое планирование элективного курса по математике 5 класса по теме "Учимся решать задачи"....

Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Учись писать грамотно» Общее количество часов за год - 33

Программа курса «Учись писать грамотно» рассчитана на учащихся  9 классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.Одной из причин недостаточного усвоения девятиклассни...

Элективный курс по обществознанию "Знай. Умей. Действуй".

Программа элективного курса по обществознанию для 10-11 классов "Знай. Умей. Действуй"....


 

Комментарии

Сидельникова Надежда Валентиновна

Данный элективный курс преназначен для 10го класса.