Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»
элективный курс по химии (9 класс) на тему

Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Курская областная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Учебное занятие элективного курса для учащихся 9 класса.

Проект исследования темы: «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»

Выполнил учитель химии

Архипова Т.Н.

Учащиеся элективного курса

Цели учебного занятия:

I. Обучающие.

1. Раскрыть взаимосвязь строения атома с биологической функцией элемента в организме.

II. Развивающие.

1. Развитие творческого мышления учащихся, их умственных способностей, умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, проводить аналогию, классифицировать.

2. Формирование системы взаимосвязи теоретических и практических знаний.

3. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

III. Воспитательные.

1. Воспитывать чувства ответственности, добросовестности, чувство коллективизма, взаимопомощи, чувства такта.

2. Прививать интерес к профессиям связанных с химией.

Наглядность:

материалы учащихся для защиты проекта;

таблица: «Соотношение химических элементов в организме человека и в окружающей среде»;

плакат: «Воздействие некоторых тяжелых металлов и химических соединений на здоровье человека»;

таблица: «Распространение химических элементов в земной коре»; «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», портрет: Д.И. Менделеева, знаки микро и макро элементов.

Реактивы и оборудование:

гидрокарбонат натрия NaHC03, соляная кислота НС1, хлорид натрия NaCl, бромид натрия NaBr, иодид натрия Nal, нитрат серебра AgN03, анальгин, хлорид железа FeCl3, пробирки, черный экран.

Ход учебного занятия:

Вступительное слово учителя.

Защита проекта учащимися:

Выступления учащихся.

I. Химических состав живого организма ближе к составу морской воды, нежели к составу Земли. На таблице дано соотношение конкретного элемента в организме и в окружающей среде (см. таб.). Возникает вопрос, почему некоторые элементы преобладают именно в живых организмах. С химической точки зрения, отбор элементов при формировании живых организмов сводится к отбору тех из них, которые способны к образованию прочных, но в то же время лабильных связей. Мы с вами содержим 70 элементов - это почти 64% от всех элементов Периодической таблицы. Мы смотримся в зеркале и по сути дела видим не себя, а огромное колоссальное количество клеток, состоящих из различных химических соединений, которые в свою очередь состоят из этих 70 элементов.

II. Элементы, входящие в структуру живого организма и выполняющие определенную биологическую функцию называются биогенными элементами. Если рассмотреть положение биогенных элементов в периодической системе, то видно, что биогенные неметаллы занимают верхний правый угол таблицы.

Среди биогенных металлов, как и неметаллов, преобладают s- и р-элементы, причем, как и в неживой природе, преимущественно четные элементы. Так, Мg и Са вместе с С и S составляют 85% по массе в живом организме. Биогенные d-элементы сконцентрированы в основном в IV периоде, и только Мо находится в V периоде. Среди токсичных металлов преобладают тяжелые металлы: Pb, Hg, Bi, Tl.

Элементы II и IV групп образуют твердые структуры организма. Электролитная среда организма содержит элементы I (меньше II) и IV (меньше V) групп. Элементы VII и VIII групп проявляют себя обычно как катализаторы в ферментативных реакциях. В переносе энергии участвуют в основном элементы V группы - фосфор и азот. Окислительно-востановительные реакции в организме осуществляются при участии переходных металлов I, VIII групп.  По содержанию в живом веществе хим. элементы можно разделить на макро- и микро элементы.

Макроэлементы: С, О, Н, N (96% массы живого вещества)

Макроэлементы сконцентрированы, как правило, в одном типе тканей организма (соединительная ткань: мышцы, кровь, кости). Они составляют пластических материал основных несущих тканей, обеспечивают свойства среды организма в целом, поддерживают определенное рН среды, осмотическое давление, сохраняет в нужных пределах кислотно-основное равновесие, обеспечивают устойчивость коллоидных систем в организме. Макроэлементы, как правило, входят в организм в составе органических соединений. Содержание макроэлементов в организме достаточно постоянно, но даже сравнительно большое отклонение от нормы совместимы с жизнедеятельностью человека.

III. Микроэлементы: Са, P, К, S, Fe, Cu, Co, Mo, Zn, Cr, Mn, F, Mg, Br и др. Большинство микроэлементов накапливаются в печени, костной и мышечной тканях. Это основные депо организма. Однако распределение элементов между тканями неравномерное, часть элементов обладают сродством к определенному типу тканей органов. Известно, что цинк концентрируется в поджелудочной железе, йод в щитовидной, фтор - в эмали зубов, алюминий, мышьяк, ванадий накапливаются волосах и ногтях, кадмий, ртуть, молибден - в почках, олово в тканях кишечника, стронций - в предстательной железе, костной ткани, барий в пигментной сетчатке глаза и т.д.

IV. Микроэлементы могут находиться в организме, как в связанном состоянии, так и виде свободных ионов, они либо образуют сравнительно простые неорганические вещества, либо входят в состав комплексных соединений, в качестве их активных центров - это d элементы. Микроэлементы входят в состав ферментов гормонов, витаминов, биологически активных веществ в качестве комплексообразователей или активаторов, участвуют в обмене веществ, в процессах размножениях, тканевом дыхании, обезвреживании токсичных веществ.

Незначительное отклонение микроэлементов от нормы - вызывают тяжелые заболевания. Так снижение цинка в плазме крови - обязательное следствие инфаркт-миакарда, уменьшение лития в крови - показатель гипертонического заболевания. Десять металлов, необходимых живому организму получили название «металлы жизни» - Са, К, Na, Mg, Fe, Zn, Cu, Mn, Mo, Co. Сообщения о биологической роли и медицинском применении некоторых микро и макроэлементов (О, С, Н, N, Na, К, Са, Р, Mg, Zn, Cu, Fe, Mn, Mo.

        Выступление учащихся о биологической роли макро- и микроэлементов.

Ученический эксперимент:

1. При повышенной кислотности желудка, язвенные болезни 12-и перстной кишки и желудка используется гидрокарбонат натрия. Объяснить данный факт.

2. Доказать три раствора: изотонический, применяемый при обезвоживании организма при интоксикации, для промывания ран, глаз, слизистой оболочки носа - NaCl, успокаивающие средства - NaBr, профилактическое средство при нехватке йода.

3. Определить таблетку анальгина.

Отчёт о экскурсиях:

Музей анатомии в КГМУ, аптека, гор. поликлиника №1. (представлен стенд с фотографиями экскурсий)

Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их

Экскурсия в аптеку познакомила с профессией фармацевта. Узнали о самых простых лекарствах необходимых при первой помощи. Узнали о достижениях в синтезе лекарств XXI века.

Экскурсия в городскую поликлинику №1 расширила представление о врачебной деятельности. В рамках президентской программы поликлиника получает современное оборудование для исследования и диагностики состояния здоровья людей, установлен рентген кабинет с компьютерным оборудованием.

Показали кабинеты, где проводят электрокардиограмму сердца, кабинет ультразвуковое исследование сердца, щитовидной железы, молочной железы.

В кабинете стоматолога, интересный рассказ врача убедил в важности знаний по химии и своевременного посещения кабинета стоматолога. Узнали о применении химических веществ в работе стоматолога.

Экскурсия в «Музей анатомии» КГМУ наглядно познакомила со строением человеческого организма, его универсальностью и функциями различных органов

Отчёт о проделанной работе:

  • Материал о микро и макро элементах;
  • Стенд о биологической роли химических элементов;
  • Работа обучающихся (в форме таблицы) «Взаимосвязь строения атомов элементов (элементов жизни) с их биологической функцией в организме, подсчёт массы элементов в организме обучающихся»
  • Материал: «Три слагаемых здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия элективного курса

Конспект занятия №3 элективного курса "Литературное наследие малой родины" в 5 классе...

Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....

конспект занятия элективного курса

Материал по теме "Окислительно-восстановительные реакции" с разбором заданий, тестом....

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Химические элементы - путешественники"

Рабочая программа элективного курса для занятий на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"

Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...