От теории к практике: приемы развития универсальных учебных действий в старших классах на элективных курсах «Страноведение» и «Английская литература».
статья по английскому языку (10, 11 класс)
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умения учиться. В этой статье мне бы хотелось поделиться некоторыми приемами развития регулятивых ууд, которые мы используем на элективных курсах Английская литература и Страноведение в 10 - 11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud_lavrenova.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
От теории к практике: приемы развития универсальных учебных действий в старших классах на элективных курсах «Страноведение» и «Английская литература».
Лавренова Наталья Михайловна, учитель английского языка, ГАОУ школа 577
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умения учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
- личностные
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные
Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает программу развития УУД в старшей школе. В первую очередь Программа должна обеспечивать развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению. Психологические особенности школьника в ранней юности это жизненное, профессиональное и личностное самоопределение.
Самоопределение определяет необходимость формирования качественно нового уровня регулятивных действий в старшей школе, таких как построения жизненных планов во временной перспективе и систему осознанной саморегуляции на основе регулятивных действий целеполагания, планирования, контроля, коррекции и оценки.
Мне бы хотелось с вами поделиться некоторыми приемами развития регулятивых ууд, которые мы используем на элективных курсах Английская литература и Страноведение в 10 - 11 классах.
Так как «Английская литература» и «Страноведение» - это элективные курсы в нашей школе, то при выборе их у обучающихся развиваются регулятивные действия планирования и самоопределения. Эти курсы безооценочные и предоставляют свободу экспериментировать и совместно с учащими ставить цели, планировать деятельность и ее результаты.
В начале каждого раздела, обучающиеся получают «Лист индивидуальных достижений в изучении темы». Его можно заполнять как на русском, так и на английском языках, в зависимости от уровня класса и каждого учащегося.
«Лист индивидуальных достижений в изучении темы»
ФИО_____________________
Класс ____________________
Время изучения темы ______________ - _______________
Планируемые результаты | Самооценка | Примечания | ||
достиг | достиг частично | не достиг | ||
1.Я знаю даты важнейших событий в истории Великобритании: | ||||
2. Я могу работать с хронологией вышеперечисленных событий. | ||||
3. Я могу рассказать…. | ||||
4. Я могу объяснить… | ||||
5. Я могу составить описание… | ||||
6. Я могу… | ||||
Я выполнил творческие работы | Самооценка | Отзыв учителя | ||
Изучая тему, я задумался над уроками истории | ||||
Мне было интересно | ||||
Мне было трудно | ||||
Могу себя похвалить | ||||
Над чем продолжу работать |
(По мере работы над определенной темой, обучающиеся записывают свои личные достижения,) а в конце определяют, что их более всего заинтересовало, и какой исследовательский проект они хотели бы выполнять.
К концу каждого полугодия учащиеся должны подготовить и представить проект-исследование на интересующую их тему. Исследовательская деятельность позволяет развивать у будущих выпускников все виды регулятивных действий, от целеполагания до корректировки целей.
Перейдем к приемам развития регулятивных умений в рамках урока.
Современный урок состоит из 3-х этапов: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап – это активное целеполагание. Где учащиеся с помощью учителя должны определить цель урока и критерии оценивания своей деятельности.
Приемы целеполагания:
1 Игра «Верите ли вы?»
Тема: Биография Шекспира
Учитель выводит на электронную доску ряд вопросов:
Do you believe that…
When Shakespeare was 18, he married an older woman?
Shakespeare was also an actor who performed many of his own plays?
Shakespeare lived a double life?
Shakespeare introduced almost 3,000 words to the English language?
И т.д.
Учащиеся в группах должны ответить на вопросы и обосновать свое мнение, а затем поделиться со всем классом. Как правило, мнения разделяются и учащиеся ставят цель – узнать, кто прав, затем определяют способ достижения этой цели – чтение текста или просмотр фильма или прослушивание аудиозаписи.
2 Проблемная ситуация
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
Самостоятельное решение
Коллективная проверка результатов
Выявление причин затруднений выполнения
Постановка цели урока
Тема: Шотландские стихи Роберта Бернса
Предлагает учащимся прослушать неадаптированный стих Роберта Бернса «Auld Lang Syne”. И интересуется
«Поняли ли вы что-нибудь? Что?»
Подводит учащихся к осмыслению того, что им многое не понятно.
«Что не получается? Почему? Что для этого необходимо сделать?»
3 От актуализации к целеполаганию
Провести актуализацию знаний, определить тему урока (можно тему зашифровать), организовать фронтальную беседу по определению и формулированию цели занятия.
Обобщение раздела: «Популярные места в Великобритании»
Зашифровываем тему при помощи приема «Это бывает». (см.презентацию)
Называет определения к словам, относящимся к теме. Учащиеся отгадывают слова по определениям,
Предлагает найти слово, из угаданных, которое обобщает все остальные.
«Да, вы правы. Сегодня мы будем говорить о каникулах. Но о каких каникулах? Попробуйте догадаться»
Звучит музыкальное произведение Gershwin “Summertime”
Открывает тему на слайде.
Подводит рассуждения к тому, что сегодня мы будем говорить о том, как строить правильное аргументированное высказывание, и что способ научиться это делать – это дискуссия.
Просит учащихся в начале урока оценить себя: насколько хорошо они могут аргументированно высказываться по-английски.
Этот лист оценки будет появляться на каждом этапе урока.
Заключительный этап урока: Оценивание/Самооценивание. Рефлексия. Домашнее задание.
Для оценивания можно использовать
Листы самооценки
Листы взаимооценки (Когда учащиеся работали в группах)
Разработанные заранее или в начале урока таблицы с критериями оценивания письменного или устного задания.
Для подведения итогов, существуют разнообразные формы рефлексии
Рефлексия достижения цели
Синквейн
Кластеры
Эссе
Сводная таблица
Общее-уникальное
Шесть шляп мышления
Мишень
Домашнее задание:
Учащиеся могут выбирать задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей и интересов.
Итак, я поделилась с вами некоторыми приемами развития регулятивных ууд в старших классах. Надеюсь, что-то из этого будет и вам полезно при внедрении ФГОС в старшей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме "Пути развития универсальных учебных действий на уроках физики"
Преподавание физики в условия обновления содержания образования...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ...
«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)
Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология развития критического мышления....
Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...