разработка урока по обществознанию "Россия. Конституция РФ"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Сидорова Людмила Анатольевна

методическая разработка занятия,реализуемая в рамках освоения основной образовательной программы, была использована в 8-9 классах ОВЗ в рамках предметной декады правовых знаний. Использованы здоровьесберегательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_-zanyatiya.docx31.28 КБ
Файл rossiya.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока-занятия

по обществознанию

 «Россия. Конституция РФ»

Разработали:

Сидорова Л.А.,

                                                  учитель  истории и обществознания,

 высшей квалификационной категории,

и Фомина Татьяна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

                                                             

с.Троицк, 2019

Урок-занятие по обществознанию предназначен для обучающихся 8-9 классов (с интеллектуальными нарушениями, вариант 1).

Необходимая предварительная работа:

  1. дидактический материал  государственных символов России (флаг, герб, Гимн);  
  2.  картинная галерея – иллюстрации городов («Золотое кольцо России»), картины природных зон России;

  3) тексты стихотворений о Родине;

  4) аромосвеча, предметы для валеологических минуток.

  5) тесты (на контроль  новых знаний), карточки.

  6) заготовки для рефлексии (звезды для салюта).

Цели занятия: 

образовательная: показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства государства;

систематизировать знания об основном законе государства, правах и обязанностях граждан; расширить знания и представления о Конституции РФ.

развивающая:  развитие критического мышления, формирование основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,  умение делать самостоятельные выводы;

воспитательная: воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны; формирование собственной гражданской позиции, способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на занятии.

 расширить представление о величии и могуществе нашей Родины, дать понятие обществоведческому слову «федерация», создать условия для усвоения знаний об основном законе Российской Федерации – Конституции, познакомить в доступной форме со статьями конституции для детей – правами и обязанностями, продолжить изучение государственных символов.

 Планируемые результаты

Предметные:

- охарактеризовать структуру Конституции, определить ее цели и задачи;

- добиться понимания того, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой, защищает основные права человека;

-научатся приводить примеры прав и обязанностей граждан Российской Федерации;

- смогут раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей граждан России;

Личностные результаты:

- формирование гражданской идентичности - гражданина России, занимающего активную гражданскую позицию, отстаивающего общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, заинтересованного в благополучии и процветании своей страны.

- воспитание уважительного отношения к Основному закону государства.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

- смогут самостоятельно выполнять практические и познавательные задания;

- сформированы  навыки познавательной рефлексии (от постановки цели до получения и оценки результата) как основы самостоятельного планирования своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- применять различные методы познания для изучения Конституции;

- развивать умения структурировать знания; строить речевое высказывание;

- формировать навыки работы с информацией, включая умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные УУД:

- проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

 Используемые технологии: групповые,  игровые технологии, здоровьесберегающие (двигательные упражнения без предметов, суджок-терапия,  аромотерапия, цветотерапия), ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Методы работы: метод подводящего диалога, беседы,  художественный,  метод групповой работы, дифференцированный, наглядный, игровой,

Оборудование: Презентация, компьютер; административная карта России, таблицы, фотографии по предложенным темам, иллюстрации городов и природных зон России.

Основные понятия: Конституция, закон, правовой статус человека, гражданство.

Ход урока-занятия

Этапы мероприятия

Содержание мероприятия

Оборудование

Мотивационный этап

Вступительная беседа и диагностика учителя истории

 Здравствуйте,  ребята! Мне очень приятно видеть сейчас ваши улыбающиеся лица. Мы собрались сегодня,   чтобы  обязательно обогатиться, ну а для того, чтобы начать наше занятие, я хочу посмотреть, все ли вы  готовы сегодня со мной работать.

Поднимите, пожалуйста, свои руки и сейчас, покажите мне свои ладошки, если вы готовы со мной работать, а если вы со мной работать не готовы - покажите мне тогда, свои кулачки.

(Диагностика работоспособности обучающихся «Ладошки»

По просьбе педагога, дети  поднимают руки и, по мере своего состояния показывают  ладошки – те, кто готов к участию в мероприятии, кулачки – те, кто к участию в  мероприятии не готов. Педагог оценивает работоспособность группы).

Учитель: Спасибо вам, ребята за вашу откровенность, ну а мы приступаем к делу. 

 

Учитель: Прошу всех встать! (сообщается о правилах прослушивании музыки и песни). Звучит «Гимн России» (аудиофайл, как музыкальное воздействие). Ребята встают вместе с учителями.

 Ребята, посмотрите на слайд  и предположите  о чем мы сегодня будем говорить?

Посмотрите на слайд (Пояснительная записка.docx)

Компьютер, колонки, проектор, презентация.

Слайд 1

Знакомство с произведениями изобразительного искусства

«Многообразие природы  нашей Родины»  

Рассказ учителя о величии и могуществе нашей Родины.

Учитель:

Как называется наша страна?

Кто правит государством?

Какой самый главный город России?

Если посмотреть на карту России, можно увидеть, что страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Россия – это заводы и фабрики,  города  и сёла со своими историческими памятниками, аллеями и рощами. Россия – это реки и моря, леса со своей богатой растительностью и удивительным животным миром.  

Демонстрация картин с изображением лесов, полей, гор, рек, различных городов России. Беседа по иллюстрациям «Многообразие природы нашей Родины», «Золотое Кольцо России».

Картины, иллюстрации.

Художественное слово о Родине (учитель русского языка и литературы)

Чтение учениками стихотворений о Родине  И. Никитина  (одновременно используется ароматерапия, поддерживающая эмоциональный фон урока).

И. Никитин  «Русь»

Под большим шатром                     

Голубых небес -                                  

Вижу – даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг –

Нивы зрелые.

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу –

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову! 

Знакомство с административной картой России

Учитель: Наша Родина такая большая, что, если мы захотим проехать из края в край на самом быстром поезде, то дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь 12 часов. В состав России входят 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, 2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Поэтому точное название страны – Российская Федерация. (используются сигнальные листы желтого цвета для при влечения внимания, как метод воздействия цветом)

«Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.

В России проживает 180 наций и народов. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и традиции. Все народы объединились в одно большое государство.

Учитель: Как удаётся такому многообразию наций и народностей жить в мире и согласии?

Учитель: Все живут по одним правилам, соблюдают один Закон.

Карта России

Таблицы

 

Техника, направленная на снятие напряжения.

Контроль знаний

1. Понятие об основном Законе РФ – Конституции.

- Конституция – это основной Закон государства, выражающий волю и интересы народа. Она вступает в силу со дня официального опубликования по результатам народного голосования.  Она была принята 12 декабря 1993 года. 12 декабря – День рождения Конституции Российской Федерации.

Учитель: сколько лет исполнилось Конституции? (26)

- Конституция – это закон, обладающий высшей юридической силой. Это значит, что ей не могут противоречить ни Указы Президента, ни постановления министерств, комитетов и других органов управления. Если они будут противоречить Конституции, то считаются недействительными и их можно не использовать.

2. Понятия «ПРАВО» и «ОБЯЗАННОСТЬ».

- В Конституции записаны права и обязанности граждан России.

- Что такое «право» и что такое «обязанность»?

- Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность, наоборот,- это то, что граждане гарантируют дать государству.

3. Понятие «Статья Конституции»

- В Конституции записаны статьи. Статьёй  называется раздел или какая-нибудь глава. Каждая глава посвящается какой-либо теме, например, рождению человека.  Статья 17. « Основные права и свобода человека принадлежат каждому от рождения». Статья 20. «Каждый имеет право на жизнь». Это значит, что убивать, лишать жизни других людей никто не имеет права. Все должны жить.

Знайте, что бить, обижать и неволить

Ребёнка закон никому не позволит.

Учитель русского языка: какое слово является синонимом к слову закон? (правило, норма)

 Каждый день рождаются  

девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней

правами своими -

Ведь с пелёнок человек

получает ИМЯ.

Ребёнок имеет право на имя и гражданство

Мы имеем документ, который удостоверяет нашу личность. Как  он называется? (паспорт) С какого возраста его получают?(14 лет)

   Высказывать правду ты можешь везде -

Дома и в школе, и даже в суде,

Но уважай убежденья других –

Право на мнение есть и у них!

Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли и имеет право на собственное мнение.

Заходите в первый класс,

не шагайте мимо.

Мы всему научим вас,

что необходимо.

Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

Вы запомните, ребята,

Что ни дед и ни сосед,

Только МАМА, только ПАПА –

ОНИ за ВАС несут ответ.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

От невзгод и от войны

Защитить МЫ ВАС должны!

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  А теперь ребята прошу вас  посмотреть назад через левое плечо, а теперь прямо, затем через левое плечо. Зажмурьте глаза, подвигайте бровями вверх, вниз, можете встать и немного руками потянуться к своим ногам. Возьмите предметы (суджок, бусы и потрогайте в руках, покатайте колючие шарики между ладонями (уместно ВРЕМЯ)

Раздаются карточки с заданиями –схемами, необходимо вставить слова вместо пропусков (время на работу 5 минут).

Слайд 2.

Слайд 3-4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Беседа классного руководителя о государственных символах Российской Федерации.

Работа в группах

Учитель:

Государственные символы – это знаки отличия страны от других стран.  У каждого государства свои отличительные символы.

Как вы думаете, для чего?

Сколько символов вы знаете?

Где вы видели государственные символы?  

Ученики: На флагах, документах, печатях.

Учитель раздает игру – пазлы  двум  группам ребят (флаг, герб), две группы получают карточки - вопросы и должны обсудив  за 5 минут,

ответить на них. (Учитель поощряет похвалой, соблюдает доброжелательность, наблюдает за тем, как ведут себя ребята в группах, как развиты УУД, в это время звучит  негромко  музыка).

Мы знакомились с вами с флагом и гербом России. Расскажите, что обозначают цвета на флаге?

Ученики: Белый – благородство, синий – верность, красный – мужество.

Учитель: Что такое герб?

Ученики: Герб – это эмблема или отличительный знак?

Учитель: Что изображено на гербе России?

Ученики: Двуглавый золотой орёл на красном щите, держащий в лапах державу и скипетр.  Над головами орла – три короны, на туловище - Георгий Победоносец, попирающий змия. Скипетр и держава – символы власти. 

Плакаты с государственными символами.

Дидактическая, настольная  игра

Практическая работа в группах.

 

Контроль знаний

Учитель: Ребята, вы являетесь полноправными гражданами нашего государства и находитесь под защитой его законов. Знание законов нужно продемонстрировать, работая в группах. Каждая группа  представляет синквейн по «теме », «конституция», «права», «обязанности».

Напоминаю правила работы в группе:  умение отстаивать свою точку зрения мирным, словесным путём, сотрудничество и взаимопомощь приветствуются.

 Подводим итоги, демонстрируя, что получилось.

А сейчас каждый самостоятельно выполнит тест.

Рефлексия

Учитель: Оцените свои эмоции от занятия. Возьмите лист с изображением звёздочки.

 – если вы хорошо поняли тему, узнали что-то новое, занятие  понравилось и вы довольны своей работой – возьмите звёздочку красного цвета;

– если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы – жёлтого;

- если занятие  не понравилось, вы не довольны своей работой – зелёного цвета.

-А теперь составим наш праздничный салют. (Ученики прикрепляют звёздочки на доску).

Я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал и помогал преодолевать трудности в жизни.

Итог мероприятия.

Выставление отметок за работу.  Помните одну простую вещь: «Отличником ты можешь и не быть, но знать права свои обязан»! так, что дерзайте, еще много необходимо узнать и понять. Аплодисменты друг-другу.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия РОССИЯ Страна – это территория, которая имеет определённые границы. Россия – самая большая страны в мире. Около четверти её расположено в Европе, остальная часть в Азии.

Слайд 2

Москва - столица федеративного государства. Москва – город многонациональный. Москва – город рабочих, здесь находятся сотни фабрик и заводов. Москва – город учёных, здесь находится Российская академия наук. Москва – город школьников и студентов, сегодня в столице открыто 118 государственных ВУЗов. Москва город искусств: в городе живут и работают писатели, поэты, художники, артисты. музыканты. Деньги – металлические и бумажные государственные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле продажи. Денежная единица России: рубль. Паспорт – это официальный документ, удостоверяющий личность владельца, его гражданство. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти , права и обязанности граждан. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Президент РФ – глава Российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Пост президента был введён в России в 1991году. Президент РФ – Главнокомандующий Вооружёнными силами РФ. Президент РФ избирается сроком на 6 лет всеми гражданами страны. Путин Владимир Владимирович. Флаг - это полотнище определённого цвета, являющееся символом государства. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет своё особое значение. Белый: благородство, совершенство. Синий: верность. Красный: отвага, героизм, мужество. Гимн – это торжественная песня, посвящённая своей Родине, принятая как символ государственного единства, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Утверждён Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000года. Слова для гимна написал Сергей Владимирович Михалков, писатель . Музыку Александр Васильевич Александров, генерал. Эти государственные символы величия и могущества России должен знать и уважать каждый. МОСКВА ГИМН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "20 лет Конституции РФ"

Урок внеклассного мероприятия (кружка, классного часа)....

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны".

Методическая разработка урока по обществознанию "Конституция РФ- основной закон страны"  использовалась для проведения уроков, посвященных 20-летию со дня принятия Конституции РФ. Материал расчит...

Разработка урока на тему «Конституция 1993 года – основа демократии России».

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституция 1993 года – основа демократии России».Тип урока: урок открытия новых знаний, 1-й урок в изучении данной темы....

Разработка урока по обществознанию "Конституция.Основной закон РФ"

Тема: Конституция. Основной закон страны.Цель:·  познакомить обучающихся с основным законом страны;·  научить умению классифицировать конституционные права и обязанности гражда...

Методическая разработка урока по обществознанию «Конституция России». (9 класс)

Конституция - основной закон государства.Истории формирования конституционного строя в России.Назначение и духовные ценности ,на которых основывается Конституция России.Главные задачи, которые решает ...

методическая разработка урока по теме "Конституция" для 9 класса

Методичекая разработка урока обществознания в 9 классе Тема "Конституция РФ. Государственное устройство. Ветви власти, их функции"...

разработка урока по теме "Конституция"

разработка урока по теме "Конституция"...