Разработка урока на тему «Конституция 1993 года – основа демократии России».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Обухова Татьяна Ивановна

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституция 1993 года – основа демократии России».

Тип урока: урок открытия новых знаний, 1-й урок в изучении данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse_po_teme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Зеленовская средняя общеобразовательная школа

Тарасовского района, Ростовской  области

Всероссийский конкурс

школьных проектов, посвященный  20-летию Конституции РФ.

Номинация: разработка урока на тему

«Конституция 1993 года – основа демократии России».

Работу выполнила

Учитель  истории и обществознания

Обухова Татьяна Ивановна

2013-2014 учебный год.

Урок обществознания в 9 классе по теме:

«Конституция 1993 года – основа демократии России».

Тип урока: урок открытия новых знаний, 1-й урок в изучении данной темы.

Автор работы: Обухова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ Зеленовская сош, Тарасовского района Ростовской области

Цели:

 -раскрыть значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;

 -развивать умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

 -воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.

 Учащиеся должны знать:

-Конституция обладает высшей юридической силой.

 -Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

 -Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.

 Учащиеся должны понимать:

 -Конституция – закон высшей юридической силы.

 -Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.

 Учащиеся должны уметь:

 -объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

 -характеризовать смысл основных понятий;

 -анализировать статьи Конституции.

Ход урока

1. Орг. момент.

2.Начиная урок по данной теме, учитель предлагает самим учащимся

сформулировать тему урока, опираясь на ключевое слово кроссворда.

 Какое ключевое слово темы урока спряталось в кроссворде? Чтобы найти

это слово, необходимо «прошагать» пять ступенек, ступенька — слово.

 По горизонтали:

 1. Круг действий, возложенных на человека и безусловных для выполнения.

 (Обязанности.)

 2. Так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от

рождения. Человечество в ходе своей истории пришло к необходимости

утвердить их за каждым человеком. (Права.)

 Международно-правовой документ, принятый ООН 10 декабря 1948 года.

В документе записаны и объявлены всему миру основные права и свободы

человека. (Декларация.)

 Равенство прав людей от рождения. (Равноправие.)

 5. Человек, который принадлежит постоянному населению данного

государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого

государства. (Гражданин.)

 По вертикали:

 6. Ключевое слово — закон.

Законы — это правила, установленные государственной властью и

обязательные для выполнения всеми гражданами страны. И так основной закон государства называется …

-  Конституция.

- Правильно Конституция РФ.

Причины принятия Конституции:

Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России (при каком президенте была принята Конституция?).

Из выше сказанного можно сформулировать задание на  урок:

Действительно ли  Конституция 1993 года формирует основы демократии в России?

Сегодня основным источником знаний будет текст Конституции РФ.

Итак начинаем нашу работу:

Задание №1( фронтальная работа с классом).
 - Сейчас мы поработаем со структурой Конституции и ответим на вопрос:

Какова структура Основного Закона государства?

Ответы:

 Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из 2-х разделов, в 1-м разделе, который называется о правах и обязанностях гражданина - 9 глав, 137 статей, 2-й о государстве, об органах государственной власти.

 – 9 положений. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции в нее вносят поправки, дополнения, изменения – это глава 9, которая так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Продолжаем нашу работу с Конституцией. 

Задание №2 ( фронтальная работа с классом).
Прочтите преамбулу к Конституции РФ и определите основные ценности, провозглашаемые в ней.

 Задание №3 (работа в парах)

  • Изучив главу 1, продолжи предложения:
  • РФ есть демократическое __ __ государство с __ формой правления.
  • Человек, его __ и __ являются __ __.
  • Носителем __ и единственным источником __ в РФ является __ __ __.
  • __ РФ распространяется на всю ее территорию
  • Государственную власть в РФ осуществляют ______________
  • В РФ признается политическое __ , __ .
  • Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых _________________

Задание №4 (индивидуальная работа)

Используя ст.44,57,58,59 допишите конституционные обязанности граждан РФ:

- уважение прав и свобод других лиц;

- соблюдение Конституции и закона;

- забота о детях и нетрудоспособных родителях;…

Задание №5 (один ученик работает у доски, остальные на местах)
Конституция – это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека. Конституция в переводе с латинского – устройство.
Используя ст.80 Конституции РФ составьте схему:

Задание №6 ( фронтальная работа с классом).

Прочитайте ст. 81,82 Конституции РФ и ответьте на вопросы:

1. Кто может быть избран Президентом РФ?

2. Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?

Задание №7 ( фронтальная работа с классом).
Используя ст. 83 – 89, определите полномочия Президента РФ:

а. при формировании правительства;

б. по отношению к Государственной Думе;

в. при проведении внешней политики.
 

Задание №8 ( работа по вариантам )

Используя

1-й вариант - ст. 20-25, приведите примеры из жизни, когда вы можете реализовать личные права

      2-й вариант - ст. 28-32, приведите примеры из жизни, когда вы можете реализовать   политические права

      3-й вариант - ст. 38-41, приведите примеры из жизни, когда вы можете реализовать  социальные права

Задание №9  (один ученик работает у доски, остальные на местах)
Используя ст. 95, 96, 102, 103, заполните схему

На протяжении всего урока мы с вами выполняли разные задания, чтобы в итоге ответить на вопрос нашего урока:

Действительно ли  Конституция 1993 года формирует основы демократии в России?

А теперь я хочу чтобы вы подвели итог нашего урока, пользуясь началом предложений, которые есть у вас на карточках:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Д.з. записи в тетради, п. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История Конституции- основа демократии России.

Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция- это Основной  Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важно...

Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме: Конституция России – основной закон нашей страны.

Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: - вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело...

Открытый урок по теме "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ."

Открытый урок с применением ИКТ технологии и технологии критического мышления...

методическая разработка урока по теме "Конституция" для 9 класса

Методичекая разработка урока обществознания в 9 классе Тема "Конституция РФ. Государственное устройство. Ветви власти, их функции"...

разработка урока по теме "Конституция"

разработка урока по теме "Конституция"...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...

Методическая разработка урока по теме: «Конституция РФ. Основы конституционного строя» Урок обществознания в 9 классе

Методическая разработка урока по теме:«Конституция РФ. Основы конституционного строя»                            ...