разработка урока по теме "Конституция"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Сат Сылдыс Олегович

разработка урока по теме "Конституция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_konstitutsiya.docx28.18 КБ
Office presentation icon konstitutsiya_moya.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:

                                 

Тема « Конституция РФ».

Цель урока:

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы; воспитывать уважение к истории РФ и Основному Закону страны - Конституции РФ;

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, конституционные права и обязанности человека;

- создать условия по обеспечению у школьников умений анализировать, выделять главное в познавательном объекте;

- содействовать развитию у детей умений общаться, вести спор, уважать  чужое мнение.

Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов

деятельности

Форма проведения: традиционный урок.

Методы: словесные, наглядные, работа с документами.

Логика урока:

1. Организационный этап.

2 Стадия вызова. – этап актуализации субъектного опыта учащихся

3. Стадия осмысления – этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного, закрепление и применение изученного.

4. Стадия рефлексии – этап обобщения и систематизации изученного.

Эпиграф:

1.Организационный момент

- Доброе утро ребята! Меня зовут Саая Ая Олегович, сегодня я буду вести у вас урок.

2. Вызов. Актуализация субъектного опыта.

- Ребята, скажите, пожалуйста что вы видите сейчас на слайде ? А можете сказать, что он означает. Я дам вам подсказку. Это название одного очень важного документа, который содержал следующие положения: «Важные дела нельзя решать одному; их обязательно обсуждать со всеми… Если рассматривать важные дела единолично, то допустимы сомнения в наличии ошибки, а при согласии со всеми ваши суждения могут получить надежное обоснование».

- Как вы думаете, что за документ, в котором говорится о важности совместных решений? (Если учащиеся не отвечают, то добавить: в тексте есть ст. 7, в которой говорится, что каждый человек должен иметь свои обязанности и дела управления не должны быть смешиваемы?).

  - Совершенно верно. Это Конституция Сётоко. Япония. 604 г.н.э.

- Как видите, конституция появилась еще в древности. А сегодня в нашем государстве есть подобный документ?

Учащиеся: Да. Конституция Российской Федерации.

Учитель: Запишите, пожалуйста, число и тему урока в тетрадь.

Учитель обращает внимание на цели урока.

         А с чем у вас ассоциируется это слово?

Составьте ассоциативный ряд к слову Конституция.

(работа по составлению кластера).

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. Constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Определяющий:

Как устроено государство

Как образованы органы власти

Каковы права и обязанности граждан.

( запись определения в тетрадь)

Как вы понимаете Основной Закон государства?

- главный закон, на его основе разрабатываются все

остальные законы страны.

    В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993г.

 Давайте теперь обратимся непосредственно к Конституции. Что же представляет Основной Закон государства? Какова структура Конституции?

Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей.

Преамбула - введение, вступление. Под гимн РФ зачитывается часть преамбулы.

Теперь давайте попытаемся разобраться как устроено государство. Что же составляет основу российской государственности?

  1. Давайте обратимся к Конституции. Перед вами лежат 2 листа. На первом листе выдержки из конституции. На втором – приложение для практической работы. Используя текст Конституции главы 1 ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3;  заполните схему «Основы конституционного строя»:

                                     Основы конституционного строя

Форма правления          Форма государственного             Политический                

                                                   устройства                                 режим

Республика                                 Федерация                              Демократический

Разбор признаков: демократическое, правовое, республиканская форма правления, федеративное.

Что значит федеративное государство?

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите

субъекты федерации.

Республики – 21 Края -9 Области - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

г. Челябинск является субъектом федерации? (Нет)

Челябинская область – субъект Федерации.

Итак, мы выяснили, что Конституция - Основной Закон государства. С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти.

2) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

3) На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ.

                                         Государственная власть

 Законодательная                  Исполнительная                                Судебная

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:  

«Парламент в РФ называется __________________ , он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: ____________________

______________________________. Совет Федерации формируется ______

_______________________________________________________________

______________________________________________________________.

В Государственную думу входит_____________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а _________

______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)

Итак, основной деятельностью парламента является разработка,

обсуждение и принятие законов.

Конституция подтверждает правовой статус человека – составляет совокупность его прав и обязанностей.

Используя текст учебника пар. 11 на стр. 93-95 заполните схему ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:

Гражданские                 Политические                         Гражданские            социально-экон.   культурные    

Приведите пример из учебника на каждый из видов прав.

 Хорошо, о правах мы с вами узнали. А каковы конституционные обязанности человека?

Используя текст на стр. 95-96 учебника найдите и выпишите конституционные обязанности гражданина.

  1. Соблюдать законы государства.
  2. Платить налоги и сборы
  3. Защищать Отечество
  4. Сохранять природу
  5. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
  6. Беречь памятники культуры.

Сегодня на уроке мы узнали что:

Конституция это…………….

Основами конституционного строя России

являются…………….

Парламент РФ называется………

Верхней палатой парламента является…………………..

  1. Тест
  1. Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

  1. Укажите черту, не относящуюся к Конституции.
  1. Закрепляет базовые принципы государственного устройства.
  2. Характеризуется постоянными изменениями.
  3. Содержит нормы, имеющие прямое действие.
  4. Обладает высшей юридической силой

  1. К субъектам РФ не относится
  1. Нижний Новгород.
  2. Татарстан.
  3. Москва.
  4. Краснодарский край.
  1. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА                                            

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь                                                                              

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний

Ассоциаций

Д) право на жизнь

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

  1. В Российской Федерации правосудие осуществляется:

  1. Судом
  2. Президентом
  3. Правительством
  4. Судом, президентом и правительством.

  1. Установите соответствие между органами государственной власти РФ и ветвями власти, к которым они относятся. К каждой к каждой позиции подберите позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ                                            ВЕТВИ ГОС. ВЛАСТИ

  1. Администрация Красноярского края.                                         1) законодательная власть
  2. Федеральное Собрание                                                                  2) исполнительная власть.
  3. Министерство юстиции РФ
  4. Городская дума.

  1. Правительство РФ
  2. Департамент образования г. Москвы.

Все ребята молодцы, все работали в меру сил и возможностей. Спасибо за работу!




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

日本國憲法 «Важные дела нельзя решать одному; их обязательно обсуждать со всеми… Если рассматривать важные дела единолично, то допустимы сомнения в наличии ошибки, а при согласии со всеми ваши суждения могут получить надежное обоснование.»

Слайд 3

Конституция Российской Федерации

Слайд 4

Цели урока: Раскрыть сущность Конституции как основного закона страны. Познакомиться с основами конституционного строя РФ. Учиться извлекать информацию из источников.

Слайд 5

Задание : подберите ассоциации к слову Что такое Конституция ? Конституция

Слайд 6

Задание : подберите ассоциации к слову Конституция I . Что такое Конституция Конституция Власть Закон Права Президент Устройство

Слайд 7

Конституция – (лат. constitutio ) – установление, устройство Конституция – Основной Закон государства. Определяет : устройство государства как образованы органы государственной власти каковы права и обязанности граждан гимн, герб, флаг и столицу Что такое Конституция

Слайд 8

1918г. Конституция РСФСР 1924г. Конституция СССР. 1936г. Конституция СССР. 1977г. Конституция СССР.

Слайд 9

Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993г.

Слайд 10

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Слайд 11

Конституция РФ состоит из преамбулы (вводной части), 2 разделов, 9 глав, 137 статей

Слайд 12

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Преамбула Конституция РФ

Слайд 13

Задание : заполните схему «Форма государства» подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. Форма государства Форма правления Форма государственного Политический устройства режим

Слайд 14

Форма государства Форма правления Форма государственного Политический устройства режим Республика Федеративная Демократический

Слайд 15

Федеративное устройство. Республик -21 Краев - 9 Областей – 4 6 Города федерального подчинения – 2 Автономная область – 1 Автономные округа - 4

Слайд 16

Законодательная власть Федеральное собрание (парламент) Совет Государственная Федерации Дума Исполнительная власть Правительство Судебная власть Суды РФ -конституционный -гражданский -административный -уголовный Глава государства Президент РФ Государственная власть в Российской Федерации

Слайд 17

Законодательная власть в РФ Парламент в РФ называется _______________, он является____________________ органом РФ. ________________ (какой орган?) состоит из 2 –х палат: _________________ и ____________________. Совет федерации формируется из _______________ ________________________________________________В Государственную Думу входит ______ депутатов. ______________ является верхней палатой, а__________ нижней. ____________ (какая палата?) может быть распущена ____________ (кем?).

Слайд 18

Права человека Личные Гражданские Политические Социально-экономические Культурные.

Слайд 19

Конституционные обязанности граждан РФ Соблюдать законы Платить налоги и сборы Защищать Отечество Сохранять природу Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях Беречь памятники культуры.

Слайд 20

Закончи предложение: Конституция - это…. Основами конституционного строя России являются….. Парламент РФ называется….. Верхней палатой парламента является… Нижней палатой парламента является…

Слайд 21

Выберите правильный ответ: 1. Конституцию от всех других федеральных законов отличает 1) высшая юридическая сила 2) обязательность для всех граждан 3) государственная обеспеченность 4) нормативно-правовой характер

Слайд 22

2. Укажите черту, не относящуюся к Конституции. Закрепляет базовые принципы государственного устройства. Характеризуется постоянными изменениями. Содержит нормы, имеющие прямое действие. Обладает высшей юридической силой

Слайд 23

3. К субъектам РФ не относится Нижний Новгород. Татарстан. Москва. Краснодарский край.

Слайд 24

4. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний Ассоциаций Д) право на жизнь ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД) 1) гражданские (личные) 2) политические 3) социальные

Слайд 25

5. В Российской Федерации правосудие осуществляется: Судом Президентом Правительством Судом, президентом и правительством.

Слайд 26

Какие ждут нас в будущем дела? Об этом думать мы должны все чаще. И если гражданин ты настоящий, Большой отдачи ждет от нас страна!

Слайд 27

Домашнее задание.

Слайд 28

Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...