методическая разработка урока по теме "Конституция" для 9 класса
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Методичекая разработка урока обществознания в 9 классе Тема "Конституция РФ. Государственное устройство. Ветви власти, их функции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme_konstitutsiya.docx60.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бархатовская средняя общеобразовательная школа

Исетского района Тюменской области

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе.

Тема «Конституция Российской Федерации. Государственное устройство. Ветви власти, их функции»

Автор: Карпова Светлана   Вячеславовна учитель истории и обществознания МАОУ Бархатовская СОШ

                                                       2017 год

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада.

Цели урока:

- образовательная:

Продолжить работу по формированию основ правовой культуры, закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны, о трех ветвях власти.

Расширить знания о символике России.

- развивающая:

продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;

 уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;

- воспитательная:

привитие интереса к предмету;

формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся.

ХОД УРОКА

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции)
  4. Представление проектов и заданий.
  5. Сообщения учащихся об истории герба.
  6. Подведение итогов, закрепление материала.

Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры.

Групповая работа по изучению Конституции РФ.

Данный урок второй, третий  из четырех уроков по теме «Конституция». Работа рассчитана на 2 урока. На первом учащиеся работают с текстом Конституции, на втором уроке представляют свои наработки, проекты, происходит закрепление изученного материала.

  1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.
  2. Вступительное слово учителя

Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоят три задачи:

  1. Закрепить и гарантировать права человека.
  2. Упорядочить государственную власть.

3. Утвердить правосудие.

 - Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.

 Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.

Эта задача решена в главе 2.

 Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.

 Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.

3 этап. Самостоятельная работа по группам. (15 минут)

1 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».

Затем определяет основные направления деятельности субъектов РФ.

2 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента»

3 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составляет схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

4 группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия правительства.

5 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ».

После выполнения задания проводится физминутка в виде игры «Найди пару».

На столе расположены карточки с понятиями  и их буквальный перевод. Каждый участник группы должен подойти к столу и положить пару (слово и перевод) вместе. Подходят по очереди. В игре учитывается скорость и правильность ответа. После окончания работа проверяется (для этого на доске или на слайде вывешивается правильный ответ). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов и при равном количестве баллов, быстрее справившаяся с работой).

Найди пару.

Многие политические термины заимствованы из других языков. А знаете ли вы их буквальный перевод?

Депутат

Говорить

Абсентеизм

То, что должно быть сообщено

Президент

Отсутствующий

Демократия

Сидящий впереди

Парламент

Народовластие

Кандидат

Выборщики

Оппозиция

Уполномоченный

легитимность

Противопоставление

Референдум

Законность

электорат

одетый в белое

Правильные ответы:

Депутат

уполномоченный

Абсентеизм

Отсутствующий

Президент

Сидящий впереди

Демократия

Народовластие

Парламент

говорить

Кандидат

одетый в белое

Оппозиция

Противопоставление

легитимность

законность

Референдум

То, что должно быть сообщено

электорат

Выборщики

4 этап. После разминки предоставляется слово группам, которые представляют свои задания, выполненные на ватмане.

  1. Группа

Типы субъектов Российской Федерации

2 группа.

Кластер полномочия Президента

Также отчитываются и представляют свою работу остальные группы.

5 этап. 1 учащийся представляет сообщение о гербе (кратко историю герба)

На предыдущем уроке учащимся было дано задание, чтобы учащиеся подумали о конституции для школы (уставе) и гербе для школы (или поселения).

Учащиеся по группам составляют либо  проект Конституции школы (Устава школы), либо рисуют и представляет эскиз герба поселения.

Сами учащиеся обсуждают и выбирают лучший проект или дополняют из всех проектов. Дома эти проекты оформляют.

 6 этап – закрепление материала.

Ответьте «да» или «нет».

1.РФ – демократическое федеративное государство

2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

3. Государственная власть  в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную и исполнительную.

4. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

5.Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ

6.Государственная Дума избирается сроком на 6 лет.

7. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет.

8. Правосудие в РФ осуществляется Президентом и судом.

9. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.

10. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Литература.

  1. Конституция РФ
  2. Пчелов Е.В. Государственные символы Россиии – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....