методическая разработка урока по теме "Конституция" для 9 класса
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Методичекая разработка урока обществознания в 9 классе Тема "Конституция РФ. Государственное устройство. Ветви власти, их функции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_teme_konstitutsiya.docx | 60.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бархатовская средняя общеобразовательная школа
Исетского района Тюменской области
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе.
Тема «Конституция Российской Федерации. Государственное устройство. Ветви власти, их функции»
Автор: Карпова Светлана Вячеславовна учитель истории и обществознания МАОУ Бархатовская СОШ
2017 год
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада.
Цели урока:
- образовательная:
Продолжить работу по формированию основ правовой культуры, закреплению знаний учащихся о государственном устройстве страны, о трех ветвях власти.
Расширить знания о символике России.
- развивающая:
продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
- воспитательная:
привитие интереса к предмету;
формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся.
ХОД УРОКА
- Сообщение темы и целей урока.
- Вступительное слово учителя.
- Работа с Конституцией РФ (учащимся заранее предлагается познакомиться с отдельными главами Конституции)
- Представление проектов и заданий.
- Сообщения учащихся об истории герба.
- Подведение итогов, закрепление материала.
Оборудование: Конституция (для каждой группы, или обучающегося), листы ватмана, маркеры.
Групповая работа по изучению Конституции РФ.
Данный урок второй, третий из четырех уроков по теме «Конституция». Работа рассчитана на 2 урока. На первом учащиеся работают с текстом Конституции, на втором уроке представляют свои наработки, проекты, происходит закрепление изученного материала.
- Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.
- Вступительное слово учителя
Необходимо отметить, что Конституция – это основной закон страны, все принимаемые законы в государстве должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией России стоят три задачи:
- Закрепить и гарантировать права человека.
- Упорядочить государственную власть.
3. Утвердить правосудие.
- Первая задача означает, что в Конституции должна быть закреплена и гарантирована вся совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина, признанных мировым сообществом.
Правам человека должна быть обеспечена полная и безусловная защита, а также беспрепятственное действие на всей территории России. В стране не должны издаваться законы, которые могли бы отменить, изменить или ограничить эти права. Все это и будет служить гарантией ненарушаемости личного достоинства и свободы человека.
Эта задача решена в главе 2.
Выполнение второй задачи требует такой организации власти, когда полностью исключается ее сосредоточение в одних руках. Для этого должно быть использовано ни в чем не превзойденное «изобретение» человечества – принцип разделения властей.
Третья задача требует такой организации «третьей власти», которая сможет утвердить торжество правосудия в России. А чтобы правосудие смогло выполнить свою задачу, оно должно стать независимой и сильной властью, способной защитить права человека.
3 этап. Самостоятельная работа по группам. (15 минут)
1 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ».
Затем определяет основные направления деятельности субъектов РФ.
2 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента»
3 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составляет схему, объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.
4 группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия правительства.
5 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ».
После выполнения задания проводится физминутка в виде игры «Найди пару».
На столе расположены карточки с понятиями и их буквальный перевод. Каждый участник группы должен подойти к столу и положить пару (слово и перевод) вместе. Подходят по очереди. В игре учитывается скорость и правильность ответа. После окончания работа проверяется (для этого на доске или на слайде вывешивается правильный ответ). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов и при равном количестве баллов, быстрее справившаяся с работой).
Найди пару.
Многие политические термины заимствованы из других языков. А знаете ли вы их буквальный перевод?
Депутат | Говорить |
Абсентеизм | То, что должно быть сообщено |
Президент | Отсутствующий |
Демократия | Сидящий впереди |
Парламент | Народовластие |
Кандидат | Выборщики |
Оппозиция | Уполномоченный |
легитимность | Противопоставление |
Референдум | Законность |
электорат | одетый в белое |
Правильные ответы:
Депутат | уполномоченный |
Абсентеизм | Отсутствующий |
Президент | Сидящий впереди |
Демократия | Народовластие |
Парламент | говорить |
Кандидат | одетый в белое |
Оппозиция | Противопоставление |
легитимность | законность |
Референдум | То, что должно быть сообщено |
электорат | Выборщики |
4 этап. После разминки предоставляется слово группам, которые представляют свои задания, выполненные на ватмане.
- Группа
Типы субъектов Российской Федерации | ||||
2 группа.
Кластер полномочия Президента
Также отчитываются и представляют свою работу остальные группы.
5 этап. 1 учащийся представляет сообщение о гербе (кратко историю герба)
На предыдущем уроке учащимся было дано задание, чтобы учащиеся подумали о конституции для школы (уставе) и гербе для школы (или поселения).
Учащиеся по группам составляют либо проект Конституции школы (Устава школы), либо рисуют и представляет эскиз герба поселения.
Сами учащиеся обсуждают и выбирают лучший проект или дополняют из всех проектов. Дома эти проекты оформляют.
6 этап – закрепление материала.
Ответьте «да» или «нет».
1.РФ – демократическое федеративное государство
2. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 21 года, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
3. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на законодательную и исполнительную.
4. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.
5.Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ
6.Государственная Дума избирается сроком на 6 лет.
7. Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет.
8. Правосудие в РФ осуществляется Президентом и судом.
9. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.
10. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
Литература.
- Конституция РФ
- Пчелов Е.В. Государственные символы Россиии – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)
Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...
Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС
Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....