Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.
методическая разработка по обществознанию (7, 8 класс)

Гриненко Елена Николаевна

На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методической разработке представлены уроки по антикоррупционному воспитанию для обучающихся 7-8-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ak_vospitanie.docx74.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 59 Приморского района Санкт – Петербурга

 Антикоррупционное воспитание обучающихся

на уроках обществознания

учителя обществознания Гриненко Елены Николаевны.

7 класс «Обществознание»

Тема урока

АК

1. Каждый человек хочет быть свободным!

«Что такое коррупция?»

2. Гражданин и государство.

«Проблема коррупции и взяточничества в России».

3. Где права, там и ответственность.

«Коррупция как особый вид правонарушения».

4. Суд-защитник прав человека.

«Что такое взятка и как с ней бороться»

8 класс «Обществознание»

Тема урока

АК

1. О совести.

«Коррупция и ее последствия».

2. Свобода – это ответственность.

«Коррупция: выигрыш или убыток?..»

3. Органы государственной власти.

«Как решить проблему коррупции?»

4. Защита прав человека.

«Экзамены и коррупция».

Тема: «Что такое коррупция?»

Цель – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. 

Задачи антикоррупционного воспитания: 

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. 
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. 
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией. 

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении: 

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении; 
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения; 
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и обучающихся; 
  • педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения. 

 

Вступление урока 

Корру́пция (от лат. corrumpere  «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором –  риск разоблачения и наказания. 

Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. 

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции: 

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий; 
  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей); 
  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц; 
  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей. 

Выделяются следующие признаки коррупции: 

1.        Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы. 

2. Стороны действуют по обоюдному согласию. 

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества. 

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

Коррупция является международной проблемой, проблемой для любого государственного аппарата всех времен и всех народов. Коррупция появилась, как только возникло государство, сопровождает его на протяжении всей истории его существования, насчитывающей не одно тысячелетие.

Тема: «Проблема коррупции и взяточничества в России».

Цели:

1.Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция»,

«коррумпированность», познакомить с формами проявления

коррупции, ее последствиями;

2.Развивающая: расширять кругозор обучающихся, формировать собственное

мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать

становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных

проявлений в стране;

3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные

действия и поступки, сознательность и социальную активность

подрастающей молодежи.

Ход урока.

I. Организация класса

II. Объявление темы и цели урока.

Согласно ООН 9 декабря Международный день борьбы с коррупцией.

Вот и сегодня на уроке предметом нашего изучения будет понятие под

названием «коррупция». Мы раскроем содержание данного понятия, его

проявления, последствия в современном обществе и меру наказаний за

проявление коррупционной деятельности.

III. Беседа с обучающимися.

Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»? (взятка,

подкуп, обман, мошенничество).

-Вот что говорит об этом понятии этимологический словарь:

Коррупция(от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность

общественных и политических деятелей, государственных чиновников и

должностных лиц.

Коррумпировать(лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами

или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция –это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

О чем гласит народная мудрость...

Пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе:

 Не подмажешь, не поедешь

–вымогательство, взятничество

 Рука руку моет

–групповая запланированная деятельность в подкупе

 Загребать жар чужими руками

–несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

 Видит око, да зуб неймѐт

–безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Немного из истории ...

сложное социальное явление, которое зародилось еще в

глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии,

и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития,

различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать

подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял

человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его

просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата

жрецу или вождю была нормой.

В России же первые упоминания о коррупции, которая определялась

понятием «мздоимство», исходят к русским летописям XIII в. Первое

законодательное ограничение коррупционной деятельности

было осуществлено в царствование Ивана III.

Судебник 1497г предусматривал в качестве мер наказания смертную казнь,

торговую казнь (битье кнутом).

Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве

наказании за чрезмерность во взятках.

IV. Коррупция в наше время.

Проблема необходимости борьбы с коррупцией стала очевидной уже в

нач. 90-х гг. Во 2-ой половине 20в. коррупция все больше начала

становиться международной проблемой, приобретая массовый характер.

Законы 1992-1997 гг «О борьбе с коррупцией» формировали систему

борьбы с коррупцией в России.

Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные

преступления. К ним относятся растрата (хищение) и взятки. Растрата

состоит в расходе ресурсов, доверенных должностному лицу, в личных

целях.

Виды коррупции:

1.Бытовая–в сфере малого бизнеса

2.Деловая –в сфере управления крупными предприятиями

3.Коррупция верховной власти – в сфере государственного управления

Что влечет за собой коррупция?

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в

среднем 10-20 млрд. долларов в год.

Преступление и наказание Согласно УК РФ, Мошенничество, совершенное

лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном

размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч

рублей либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в

размере до десяти тысяч рублей )

V. Итог урока.

-

Что подразумевает собой коррупция? Как она проявляется?

-

Какие последствия влечет за собой постоянная коррупционная

деятельность?

Вывод: прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения

коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы

зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за

процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо

давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и

уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с

коррупцией.

Тема: «Коррупция как особый вид правонарушения».

Цели:

- Образовательная:

 формирование системы знаний   об антикоррупционной направленности

- Развивающая: развитие умения практического применения норм уголовного права в отношении проявления коррупции, поисковой деятельности, критического и творческого мышления; умения делать выводы

- Воспитательная: воспитание у обучающихся антикоррупционно-правовых установок, ответственности за собственные действия и поступки.

 Задачи:

1. Познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

 2. Формировать навыки адекватного анализа и личностной оценки коррупции, разработать способы борьбы с коррупцией;

3.  Стимулировать сознательность и социальную активность    

подрастающей молодежи.

 Оборудование: проектор, презентация.

Эта проблема встала так угрожающе остро. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Государственной Думе. Если в период правления Б.Н. Ельцина, в целом по России в 1995 году зарегистрировано свыше 14,2 тысячи должностных преступлений, то уже в 1997 году было выявлено свыше 16 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым.

Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей. Сформировавшиеся преступные сообщества сделали ставку на подкуп должностных лиц разных уровней государственной власти, местного самоуправления, финансовых, контрольно-ревизионных органов, что значительно затрудняет выявление совершенных ими преступлений. Весьма точным является утверждение, что если обычная преступность наступает на общество, действуя против его институтов, в том числе государства, организованная преступность в этом наступлении старается опираться на институты государства и общества, использовать их в своих целях. Массовый характер приобрели факты незаконного выделения, получения и использования льготных кредитов, перелива капиталов в теневую экономику и зарубежные банки, отмывания денег, полученных преступным путем. Эти действия неизбежно сопровождаются разного рода корыстными злоупотреблениями должностными полномочиями, значительными суммами взяток.

Прочитав и исследовав труды ученых на эту тему, законов, нормативно-правовых актов, материалы конференций, можно прийти к выводу: как много людей интересуется этой проблемой, предлагают свои меры по искоренению этой болезни, используя при этом не общие фразы, а конкретные факты. Однако, к сожалению, от всеобщего обсуждения проблемы коррупции и ее взаимосвязи с преступными структурами с неизменной констатацией причиняемого вреда, общество по существу ни на шаг не продвинулось по пути реальной борьбы с ее проявлениями.

Уголовные дела в отношении почти половины должностных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество, не доходят до стадии судебного рассмотрения. В отдельных случаях страдает и качество судебных решений по этой категории дел.

Характер коррупции.

Нельзя не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а, с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс. Давно подтверждено, что криминальная коррупция подрывает устои государственной власти, деформирует, общественное сознание, ложиться тяжелым материальным бременем на россиян.

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральных устоям общества.

 Ярким примером эффективной борьбы с коррупцией, которому, я считаю, нам надо последовать, является операция «Чистые руки», проведенная в Италии в начале 90-х, операция имела ошеломляющие результаты, которые большей частью неизвестны российской общественности. Заключаются же эти результаты в том, что под руководством прокурора, был, по образному выражению, возведен город Закона. Однако для этого ему пришлось разрушить старый город Взяткоград. В результате «чистки», покончившей с невиданной для цивилизованного государства коррумпированностью власти, оказались «выведенными из оборота» 80 % итальянских политиков, фактически прекратилось действие крупных партий. Одних только самоубийств подследственных было около трех десятков.

Подобную роль наши правоохранительные органы, в частности прокуратура, к сожалению, не играют. В одном из своих интервью Генпрокурор В. Устинов выразил сомнение в необходимости проведения   «у нас операции такого масштаба как знаменитая операция «Чистые руки» в Италии.

«Никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника быть разоблаченным и наказанным. Честность чиновничества должна постоянно подкрепляться страхом перед хорошо работающим прокурором. Особенно в России, где нищие служащие испытывают огромные искушения и не стеснены ни общественной, ни религиозной моралью. Если за всеми, пусть даже достаточно жесткими, требованиями антикоррупционного законодательства не будут «проглядываться» грозная фигура независимая от «кормления», хорошо обеспеченного, боящегося потерять свою работу прокурора, требования эти не будут подкреплены реальной угрозой наказания за их неисполнение».

Тема урока: «Что такое взятка и как с ней бороться».

Цель:

  1. Раскрыть взятку как один из видов коррупции, показать опасность этого явления для общества и методы борьбы с ней.
  2. Воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении к коррупции.
  3. Развивать умение рассуждать и критически мыслить.
  4. Формирование нетерпимого отношения к взяточничеству и готовности ему противостоять.

На доске – цитата «Взятка – колесная мазь в механизме общественных отношений». Б.Лесняк

План:

1. Вступительное слово преподавателя.

Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Не случайно по инициативе ООН 9 декабря был учрежден как Международный день борьбы с коррупцией. Конвенция определяет меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества для борьбы с ней Конвенция вступила в силу в декабре 2005 года после ее ратификации 30 странами. Россия ратифицировала Конвенцию в марте 2006 года. Ежегодно Международной организацией по борьбе с коррупцией проводится глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю распространенности коррупции в государственном секторе. В 2014 году в рейтинге «Индекс восприятия коррупции» Россия заняла 127 место из 177, оказавшись на одном уровне с Пакистаном, Никарагуа, Мали. Это говорит о том, что уровень коррупции в России, к сожалению, очень высок. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать?

Что же такое коррупция?

2. Вводная беседа.

1. Что такое коррупция?

2. Чем опасна коррупция для общества?

- разрушает общественную мораль,

- усиливает организованную преступность,

- разрушает веру человека в государственную власть.

По итогам беседы делается вывод (запись в тетрадь):

- коррупция - негативное явление,

- она подрывает устои общества,

- она снижает уровень нравственности общества,

- с ней необходимо бороться всем обществом.

3. Изучение нового материала. Взятка – как вид коррупции.

Взяткой согласно ч. 1 статьи 290 Уголовного кодекса РФ является - Получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Под действиями (бездействием) должностного лица, которые оно должно совершить в пользу взяткодателя, понимаются такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Взятка или подарок?

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" запрещает государственным служащим получать вознаграждение от граждан и компаний в связи с исполнением служебных обязанностей, в том числе подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Подарки, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.

Исключение указанного случая предусмотрено ст. 575 Гражданского кодекса РФ, которая гласит: госслужащим и служащим органов муниципальных образований можно преподносить подарки не дороже 3000 руб.

Не в зависимости от стоимости подарок будет считаться взяткой если лицу, которому он сделан необходимо совершить действие (бездействие) с использованием служебного положения.

За последние годы законодательства о взятках не претерпевало значительных изменений.

Что делать если у Вас вымогают взятку?

Ответ однозначен, обращаться в правоохранительные органы. В настоящее время во всех правоохранительных органах созданы подразделения по борьбе с преступлениями коррупционной направленности. В основном, указанная задача возложена на управления и службы собственной безопасности соответствующих ведомств. Соответственно, в случае вымогательства взятки, необходимо обращаться в соответствующее подразделение собственной безопасности по телефону, либо по телефону доверия соответствующего ведомства. Постарайтесь не распространять информацию о вымогательстве у Вас взятки до обращения к профессионалам. Это связано в первую очередь с возможным проведением в дальнейшем комплексом оперативно-розыскных мероприятий соответствующими подразделениями. Постарайтесь задокументировать факт вымогательства, проще говоря зафиксировать разговор на аудио, видео носитель. В таком случае доказать факт вымогательства будет значительно проще.

В последние пару лет, факты вымогательства взяток сотрудниками различных ведомств незначительно, но сократились. Это связано с различными факторами. Меняется законодательство, принимаются антикоррупционные меры. Однако, ситуация с коррупцией в России представляется мне критической. Коррупция давно стала системой, а не исключением.

Тема: «Коррупция и ее последствия».

Задачи:

  • донести до подростков понятие о коррупции, о необходимости борьбы с коррупцией;
  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности;

Оформление: презентация

Ход мероприятия:

Учитель: - Сегодня предмет нашего обсуждения - коррупция, ее последствия, противодействие коррупционным проявлениям - выбран не случайно. Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических реформ и кризисов, время преобразований. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.- Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Что такое Коррупция?»

Ученик: - В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция": "Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Ученица: - Употребление термина «коррупция» применительно к политике приписывается еще Аристотелю, который определял тиранию как неправильную, испорченную, т.е. коррумпированную форму монархии. В римском праве этим термином обозначалась деятельность нескольких лиц, направленная на нарушение нормального хода судебного процесса или управления обществом.

Ученик: - Одно из наиболее коротких современных определений принадлежит Дж. Сентурия: злоупотребление публичной властью ради частной выгоды. Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением».

Ученица: - Коррупция (лат. corruptio - порча, подкуп, упадок) – подкуп и взятничество, широко практикуемые в буржуазном мире среди различных должностных лиц, политических деятелей, военных чинов. Коррупция в Советском Союзе и др. социалистических странах расценивается как уголовное преступление. В нашей стране с коррупцией ведётся решительная, бескомпромиссная борьба. Социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества. (Краткий политический словарь).

Учитель: - Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
- Предлагаю вам совершить исторический экскурс «Коррупция в России и за ее пределами».

Ученица: - Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века д. н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке д. н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Ученик: - Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых»; «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) и т.д.

Ученица: - Российские источники упоминают мздоимство еще в XIII в. Начиная с Ивана III известны попытки законодательного ограничения коррупции. Первой попыткой можно считать Белозерскую уставную грамоту, которая установила твердые «кормы» для наместников и их аппарата. В Судебнике великого князя Ивана Васильевича впервые были официально запрещены взятки — «посулы» и зафиксирован размер судебных пошлин. Хотя взяточничество вызывало недовольство населения, массовых выступлений и протестов именно по этому поводу практически не было. Известен всего один такой эпизод, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича (бунт 1648 г. в Москве), когда народу были выданы на растерзание наиболее запятнавшие себя «коррупционеры». В дальнейшем наличие коррупции многократно констатировалось, постоянно делались попытки если и не уничтожения, то хотя бы ее уменьшения. Об этом свидетельствуют многочисленные указы Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, а также создание различных комитетов для изучения причин лихоимства и выработки мер по его искоренению. В качестве терминов для обозначения проявлений коррупции использовались слова «мздоимство» и «лихоимство». Под «мздоимством» подразумевалось принятие должностным лицом взятки за совершение действия, входящего в круг его обязанностей, под «лихоимством» — получение взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности.

Учитель: - Власти в разное время применяли различные наказания для виновных: от легкого штрафа или снятия с должностей до вечной ссылки с вырыванием ноздрей и отнятием «всего имения» или смертной казни путем повешения или даже четвертования. Тем не менее, к началу ХХ в. взятки и прочие проявления коррупции по-прежнему процветали.
- В чем же причина живучести взяточничества?

Ученица: - Исследователь начала века П. Берлин объясняет это тем, что в России «взяточничество неразрывно сплелось и срослось со всем строем и укладом политической жизни». Продолжавшаяся на протяжении веков практика параллельно осуществлявшихся, с одной стороны, борьбы со взяточничеством, а с другой, развращения высших слоев чиновничества путем щедрой раздачи даров «прислужившимся» способствовала закладыванию психологических основ взяточничества и казнокрадства. Соответственно, низшие слои чиновничества, не имея возможности быть одариваемыми сверху, прибегали к вымогательству по отношению к подчиненным. Кроме того, отмечалась связь взяточничества и казнокрадства с политической благонадежностью. Создавалась ситуация, когда на эти преступления власть смотрела сквозь пальцы в обмен на политическое угодничество.

Ученик: - Представления о размахе коррупции в царском правительстве оказались мифом. Но именно из этого мифа исходили большевики в борьбе со взяточничеством, которое считалось злом, присущим «прогнившему царскому режиму» и пролетарскому государству доставшимся в наследство. Поэтому Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает борьбу с коррупционными проявлениями, подвергая виновных суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Постперестроечные власти существенно смягчили наказание за взятки. В 1991 г. на территории СССР смертная казнь за получение взятки была отменена. Однако проведение экономических и политических реформ, имевших следствием рост корыстных преступлений, включая взятки, потребовало принятия дополнительных мер. Уже в 90-е годы был принят ряд документов, касавшихся борьбы с коррупцией, но применение (или, скорее, неприменение) обозначенных в них мер никак не изменило ситуацию. В списке стран с самыми высокими показателями подкупа при госзаказах (процент от сделки, причитающийся посреднику) Россия занимает шестое место (после Таиланда, Индонезии, Филиппин, Индии, Парагвая).

Учитель: - В сентябре 2008 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил новые данные исследований, посвященных распространенности коррупции в российском обществе:

  • три четверти россиян (74%) отмечает «высокую» степень,
  • только 19% респондентов посчитали ее «средней»,
  • лишь 1% - «низкой»,
  • и никто не сказал, что коррупции нет совсем.

- Высокую степень  коррумпированности чаще отмечают жители Северо-Западного (46%), Сибирского (43%) и Южного федеральных округов (41% соответственно). Причем чем крупнее населенный пункт, тем более коррумпированы различные сферы и институты общества, по мнению наших сограждан. Так, высокий уровень коррупции отмечают 42% жителей обеих столиц и только 21% сельских жителей. 

Учитель: - Я попросила вас опросить своих родителей, знакомых: «Как они думают - какие сферы наиболее поражены коррупцией?» Ребята называют результаты опроса.
- Давайте ваши ответы запишем на доске.

ГАИ
чиновники
милиция
медицина
образование
судебная система
военкоматы
шоу - бизнес
сфера торговли
армия
СМИ

Учитель: - А как вы считаете: каковы причины коррупции? Ребята рассуждают, ответы записываются на доске.

  • жадность
  • аморальность российских чиновников и бизнесменов
  • несовершенство законов
  • низкий уровень правовой культуры и законопослушания
  • низкая зарплата

Учитель: - Как же можно бороться с коррупцией и ее причинами? Есть ли пути её искоренения? Ребята дискутируют, а ответы записываются. Они приходят к тому, что способы борьбы с коррупцией вытекают из ее причин. Это:

  • Усовершенствовать законы
  • Уменьшить количество чиновников
  • Повысить зарплату (для действительно необходимых лиц)
  • Повысить эффективность работы правоохранительных органов в деле борьбы с коррупцией.
  • Открытость в СМИ
  • Не давать и не брать взяток
  • Ужесточить наказания за коррупцию
  • Воспитание нетерпимости в обществе к коррупции и уважения к закону

Борьба с коррупцией

Учитель: - По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 1 ноября 2003г.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, поставили подписи под Конвенцией. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства». Россия в числе первых подписала Конвенцию.

- В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 г. Президентом РФ был утверждён Национальный план противодействия коррупции.

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.

Вывод: Коррупция-это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

- Хочется вам напомнить, что по ИВК «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с нашей Россией имели дело приличные партнеры, - будьте честными. Быть честным выгодно».

На всех часах вы сможете прочесть
Слова простые истины глубокой:
Теряя время, мы теряем честь,
А совесть остается после срока.
Она живет в душе не по часам.
Раскаянье всегда приходит поздно.
А честь на час указывает нам
Протянутой рукою – стрелкой грозной;
Чтоб наша совесть не казнила нас,
Не потеряйте краткий этот час,
пускай, как стрелки в полдень, будут вместе
Веленья вашей совести и чести.

Тема: «Коррупция: выигрыш или убыток?...»

Лабораторно-практическое занятие «Коррупция: выигрыш или убыток?..»

Рассмотрим отдельные случаи коррупции. Для этого необходимо

  • заполнить таблицу, кратко описав в 1-3 предложениях возможную ситуацию (1-2 примера), связанную с проявлениями коррупции;
  • определить наличие признаков коррупционного действия в той или иной ситуации;
  • проанализировать мотивы, причины коррупционных действий непосредственных участников коррупционного действия;
  • выразить собственное отношение к действиям участников ситуации
  • выделить последствия для государства, общества, личности (как для участников «сделки», так и для других людей: «ближний круг» – родственники, друзья, коллеги и др., «дальний круг» - другие жители города, граждане страны;
  • обсудить предложенные меры по профилактике, нейтрализации или минимизации проявлений коррупции в описанной ситуации.

Раздаточный материал

1. Основные признаки коррупционного действия

  1. Обоюдное согласие участников действия.
  2. Наличие взаимных обязательств.
  3. Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.
  4. Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.
  5. Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.
  6. Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

2. Из Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

«1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

3. Из Уголовного кодекса РФ (в редакции от 13.02.2009 г.)

Статья 290. Получение взятки

Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) утратил силу.

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

4. Таблица для анализа коррупционных ситуаций

Пример жизненной ситуации

(краткое описание

в 1-3 предложениях)

Вид коррупции,

ее правовые/ этические оценки.

Участники

Предполагаемая «выгода» от коррупционной ситуации

Вредные последствия для человека и общества

Предлагаемые меры по предупреждению

коррупционной ситуации

            «Ближний круг»

Взяткодатель -

Взяткополучатель -

             «Дальний круг»

            «Ближний круг»

Взяткодатель -

Взяткополучатель -

             «Дальний круг»

5. В ходе опроса, проводимом ВЦИОМ в 2006 и 2008 гг., наши сограждане на вопрос ответили следующим образом (%):

Считаете ли вы, что материальное вознаграждение (подарки, деньги) врачам, преподавателям школ и ВУЗов, работникам ЖЭКов и т.д. за работу, которую они должны делать бесплатно, является столь же опасным и вредным явлением для общества как и коррупция органов государственной власти?

 

IV.2006

IV.2008

Да, это столь же опасно, потому что коррупция как раз и начинается с мелких взяток

61

53

Нет, это явление другого порядка, когда люди либо вынуждены прибегать к этому, либо делают это от чистого сердца

30

38

затрудняюсь ответить

9

9

А как бы Вы ответили на данный вопрос?

От чего зависит распространение коррупции?

Кто оказывается в выигрыше, а кто – в убытке от коррупционных действий? Свое мнение обоснуйте.

Комментарии для учителя, преподавателя

Работа может быть организована в парах, малых группах. При итоговом обсуждении представители групп(команд) излагают ситуацию и анализируют ее. Члены других групп (команд) задают вопросы.

Задание № 5 предполагает коллективную дискуссию.

Тема: «Как решить проблему коррупции?»

Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

Цели мероприятия:

  • Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.
  • Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.
  • Воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по борьбе с коррупцией.

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции", презентация Microsoft PowerPoint.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения.

1 этап конкурса

Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

Вопрос болельщикам: Что вы знаете из истории борьбы с коррупцией в нашей стране?

2 этап конкурса "Ребусы"

Учитель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников),  которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. 

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.

Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

3 этап конкурса "Конкурс капитанов"

Учитель сообщает дополнительную информацию о формах коррупции:

- Взятка

- Растрата

- Мошенничество

- Вымогательство

- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы

- Злоупотребление должностными полномочиями

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

4 этап конкурса "О чем гласит народная мудрость:"

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки, объясняет ее содержание. Побеждает та команда, которая привела пример последней.

Примеры:

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

5 этап конкурса

Учитель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статьи ФЗ "O противодействии коррупции": о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

1 команда

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

2 команда

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

3команда

Родственникам  больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".  

6 этап конкурса " Скажем коррупции "Нет!"

Учитель сообщает информацию об уголовной ответственности за взяточничество и иные коррупционные действия. Достаточно ли этих мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы?

Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Тема: «Экзамены и коррупция».

Организационно-деятельностная игра «Город коррупции»

Цели и задачи:

способствовать формированию антикоррупционного мировоззрения граждан, привлечь внимание к проблеме коррупции; познакомить участников семинара с формами коррупции; выявить наиболее коррумпированные учреждения, сферы; выявить наиболее эффективные методы противодействия различным формам коррупции.

Участники: ведущий, 3-5 команд по 5-7 человек.

Возраст: учащиеся старших классов.

Реквизит: самоклеющаяся бумага, листы, ручки, карточки с примерами форм коррупции, карточки с описанием коррупционных ситуаций, плакаты с названиями государственных институтов и учреждений: правоохранительные органы, высшие учебные заведения, система среднего образования, церковь, система здравоохранения, учреждения культуры, спорта и отдыха, система судопроизводства, государственный аппарат и др.

Ход игры:

1 этап. Все участники образуют команды по 5-7 человек. В командах организуется обсуждение по вопросу формирования «ГОРОДА» (участникам игры необходимо предположить, какие организации и учреждения могут быть в «ГОРОДЕ»).

2 этап. Организуется общее обсуждение «строительства» ГОРОДА. Команды по очереди предлагают различные социальные институты, учреждения и организации. Ведущий после того, как учреждения какой-либо городской сферы озвучены, прикрепляет на доску таблицу с названием. Таким образом, в течение 5-7 минут «строится» ГОРОД.

3 этап. Микрогруппы получают по три одинаковых набора карточек с видами коррупции. Если у аудитории есть затруднения с интерпретацией видов, то ведущий комментирует, приводит примеры. Далее в течение 10 минут группы распределяют карточки по сферам жизни Города и прикрепляют их к таблицам. Три набора карточек необходимо для предоставления более широких возможностей при их распределении.

4 этап. Общее обсуждение. Ведущий обращает внимание на те сферы городской жизни, которые, по мнению участников, в большей силе подвержены коррупции. Обсуждаются следующие вопросы:

  • С чем связано такое распределение карточек?
  • Остались ли организации и учреждения, в которых, по мнению участников, нет коррумпированной среды? Почему?
  • Какие формы коррупции преобладают в конкретной сфере (правоохранительные органы, образование, ЖКХ и др.)?

5 этап. На заключительном этапе игры каждый участник получает три кружочка из самоклеющейся бумаги. Их необходимо приклеить на те социальные институты, в которых, по мнению участников, в большей степени ведется борьба с коррупцией.

Данная игровая форма позволяет наглядно продемонстрировать общественное мнение о том, в каких учреждениях, сферах коррупция получила наибольшее распространение, в каких борьба с данным социальным явление наиболее результативна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Антикоррупционное воспитание школьников на уроках обществознания в 9 классе.

Данная методическая разработка включает в себя поурочное планирование уроков обществознания с блоком тем по антикоррупционному воспитанию. Расчитана на 7 уроков в год....

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Выборы в демократическом обществе"

Конспект урока может быть использован в 10 классе при изучении раздела "Политическая сфера"...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Воспитание обучающихся на уроках обществознания средствами различных форм групповой работы.

Боьшая роль в процессе  воспитания будущих граждан России отводится вовлечению обучающихся в деятельность связанную в работе в группе, участем в турнире, в командных играх, тематических классных ...

Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"

Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовате...