Воспитание обучающихся на уроках обществознания средствами различных форм групповой работы.
статья по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Боьшая роль в процессе воспитания будущих граждан России отводится вовлечению обучающихся в деятельность связанную в работе в группе, участем в турнире, в командных играх, тематических классных часах. Данная статья поможет вам организовать групповую работу на уроках истории и обществознания, а так же во внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie1.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание обучающихся на уроках обществознания средствами различных форм групповой работы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в Российских школах является модернизация в развитии гражданско-правового образования.
В этой связи перед современной школой стоит задача создать благоприятные условия для формирования личности гражданина, личности, способной действовать в ситуации выбора, умеющей отстаивать свою позицию, разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, успешно строить свои взаимоотношения с окружающим миром и находить способы самореализации в различных сферах деятельности и на различных этапах жизненного пути.
Уроки обществознания способствуют формированию правовой культуры и становлению гражданственности личности, способной к решению социальных задач и адекватно участвующих в политической и общественной жизни страны.
Но формированию данных качеств способствуют не пустые разглагольствования на уроках о том, как это важно, что нужно делать, как себя вести, а возможность привить навыки социализации.
Большая роль в процессе воспитания будущих граждан России отводится вовлечению обучающихся в деятельность связанную с работой в группе, участием в турнире, командных играх, тематических классных часах.
Т.о я считаю своей задачей привить обучающимся такие умения:
- Критически мыслить;
- Получать информацию, анализировать и критически оценивать её;
- Понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
- Принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность;
- Устанавливать конструктивные отношения с людьми;
- Работать в групп; слушать другого;
- А так же навыки толерантного поведения и.т.д.
Формированию выше изложенных навыков и умений способствуют активные и прежде всего групповые формы работы на уроках.
Работа в группе (парой, малая группа) дает всем учащимся возможность участвовать в работе. Практиковать навыки сотрудничества, межличностного общении (в частности умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласии).
При работе в группах даются более сложные задания. Подбираю в материале те разделы, которые наиболее удобны для группового изучения, и представляю его в форме проблем, предназначенных для самостоятельного решения обучающимися.
Предлагаю следующие типы задач для группового обучения: задания на поиск путей достижения цели, задания проблемного характера, задания, формирующие умения сравнивать, сопоставлять.
Наиболее удачно групповая работа применяется при изучении объемного материала по обществознанию в старших классах, где требуется охарактеризовать какую-то сферу жизни общества, «Избирательное право» (выдвижение кандидатов-ролевая игра, предвыборная кампания, составление программ кандидатов), на уроках обществознания при работе с документами и т.д. В среднем звене - при повторительно-обобщающих уроках (состязания команд).
В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, для углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими детьми в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
- Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
- Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
- Одновременное взаимодействие учащихся (при подготовке группового задания и выступления группы на уроке).
- Равноправное участие каждого в работе группы.
- Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими учащимися).
- Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Содержание работы учителя, использующего групповую работу в классе:
- Решить:
- Организация рабочего пространства;
- Размер группы;
- Распределение ролей участников групп;
- Обеспечение положительных взаимозависимостей в группах;
- Дидактические материалы(какие, раздать).
- Дать задание:
- Определить с обучающимися содержание, цель работы;
- Определить способ индивидуальной оценки работы членов группы;
- Задать условия для сотрудничества;
- Определить условия успешности.
- Контроль, управление:
- Оперативная помощь;
- Учет работы;
- Контроль и взаимодействие по результату
- Рефлексия:
- Перечислить выполнявшиеся действия;
- Обсудить план последующих действий.
- Оценка деятельности учеников:
- Тест;
- Экспресс-опрос;
- Контрольное упражнение или творческое задание;
- Наблюдение;
- Самооценка;
- Взаимооценка.
Организация работы в группах:
Таким образом, групповая работа способствует развитию различных моделей общения (социализация), приобретение компетентностей не только предметного характера, но и так же позволяет производить элементарные первичные профессиональные пробы ( юриста, адвоката, корреспондента и.т.д) и совершенствовать регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
- В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практико-значимый проект на тему: «Патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и в системе внеклассной работы по предмету»
В данной работе рассмотрен теоретический и практический материалы по теме проекта...
Организация различных видов групповой работы и влияние их на готовность специалистов служб сопровождения к профессиональной деятельности
В презентации рассматириваются интересные виды групповой работы для повышения квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей....
Формы групповой работы на уроках математики.
Групповой вид деятельности в системе образования является ведущей формой организации учебного процесса, так как он способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. Он позволяет органи...
Технологии социальной работы по развитию патриотического воспитания обучающихся девиантного поведения как средство становления личности в условиях ФГОС
Тема военно-патриотического воспитания очень важна в системе общегражданского воспитания подрастающего поколения нашей Родины. Будущее страны - дети. Сегодня современная жизнь предъявляет человек...
Организация различных форм самостоятельной работы на уроках химии
ull;Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изуч...
Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.
На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...