Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовательных технологий:технологии проблемного обучения, информационных технологий (возможности нейросетей), игровые технологии. В рамках данного урока созданы условия для формирования читательской функциональной грамотности и глобальных компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Лицей № 84 имени В. А. Власова»

Методическая разработка урока по обществознанию

для 10 класса

Тема: 

«Религия: понятие, структура, функции и виды».

Автор: Турчанинова И. А.,

учитель истории, обществознания, права

высшая квалификационная категория

Новокузнецк, 2024.

Тема урока: «Религия: понятие, структура, функции и виды».

Цель учителя: формирование умения учащихся самостоятельно искать и преобразовывать информацию, содержащуюся в различных типах источников.

Цель учащихся: через раскрытие сущности, структуры, функции и видов религии, овладение навыками самостоятельного поиска информации из источников разного типа и дальнейшего ее преобразования.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • убежденность в значимости для личности и общества религии как формы духовной жизни

Метапредметные:

 - регулятивные УУД

  • использовать приемы рефлексии для оценки своей деятельности;

 - познавательные УУД

  • осуществлять деятельность по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

 - коммуникативные УУД

  • выбирать методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению:

Предметные:

формирование представления о понятии «религия», основных компонентах, функциях и видах религии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации деятельности:

  • Фронтальный опрос.
  • Работа в группах.

Методы:

  • Игра.
  • Словесный (эвристическая беседа).
  • Наглядный (мультимедийная презентация).

План урока.

1. Организационный момент (создание проблемной ситуации).

2. Изучение нового материала на основе выполнения заданий (поиск решения учебной задачи).

3. Подведение итогов (рефлекия).

4. Домашнее задание.

Материалы:

  • Мультимедийная презентация.
  • Карточки с заданиями.
  • Ключи
  • Сундуки с отметками.

Ход урока.

1. Организационный момент (создание проблемной ситуации).

Слова учителя: Здравствуйте, ребята! Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос.

Любите ли вы проходить квесты?

Сегодня я предлагаю вам пройти квест, в результате которого мы сможем найти сокровища, скрытые в духовной сфере жизни общества. Для этого нам нужно будет выполнить 5 заданий.  За выполнение задания вам будет даваться ключ, который поможет отыскать сокровища. Для прохождения квеста мы сформируем три команды. Перед началом урока вы вытянули жетон красного, зеленого или синего цвета. Ребята рассаживаются по местам в соответствии с вытянутыми жетонами.

2. Изучение нового материала на основе выполнения заданий (поиск решения учебной задачи).

Задание № 1. Начинаем наш квест. Перед вами первое задание (выведено на слайд)

На данном слайде представлены изображения, созданные нейросетью и отражающие одну из форм духовной жизни общества. Вам предстоит ответить на следующий вопрос

Какая форма духовной жизни общества нашла отражение в данных изображениях?

Свой ответ аргументируйте

Ответ: религия

Итак, тема нашего сегодняшнего квеста «Религия».  Сегодня мы попытаемся определить особенности религии, ее структуру и функции, а также рассмотрим основные классификации религий.

Аргументируя свои ответы, вы обозначили основные признаки религии, из которых можно сформулировать определение данного понятия.

На слайде определение понятия «религия»

Религия - мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере в сверхъестественное

Вы успешно прошли первое испытание в рамках нашего квеста (учитель передает командам ключи), и теперь переходим к следующему этапу. Религия как форма духовной жизни общества представляет собой сложную систему. Вспомнив алфавит и выполнив задание, вы узнаете из каких элементов состоит религия.

Задание № 2.  На карточке в конверте (там же лежит ключ)

Замените цифры на буквы, вспомнив их порядковые номера в алфавите и определите из каких элементов состоит религия

1.      19  16  9  15  1  15  10  6

Ответ: религиозное сознание

2.     12  21  13  30  20

Ответ: религиозный культ

3.     16  18  4  1  15  10  9  1  24  10  10

Ответ: религиозные организации

На слайдах информация об элементах религии

Элементы религиозного сознания

  •  идеология  - система догматов – основ вероучения;
  •  вера – эмоциональное отношение верующих к Богу

Особенности религиозного сознания

  •  убежденность в существовании объектов, обладающих сверхъестественными свойствами;
  •  убежденность в реальном контакте с объектами религиозного поклонения (воздействие божества на людей и культовые действия верующих);
  •  убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное;
  •  символичность.

Религиозный культ – совокупность действий, которые необходимо совершать, чтобы быть угодным Богу

Какие религиозные культовые действия вам известны?

Ответ:

  • обряды;
  • молитва;
  • жертвоприношения;
  • паломничество.

Религиозные организации - религиозные объединения, образованные в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения

Примеры

  • Церковь;
  •  монашеские ордена.

Задание № 3. В обществе, как и в любой системе, каждый элемент не случаен. Религия не является исключением. В предложенных текстах вы можете найти ответ на вопрос, какую роль играет религия в обществе.

Прочтите тексты и определите функции религии в обществе

Текст № 1. «Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего начала, Бога или богов). Религия формирует мировоззрение, путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир. Она восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Являясь составной частью культуры, религия способствовала развитию ее определенных сторон – грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т. д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных верований между собой»

Текст № 2. «С переходом католической церкви от обороны к наступлению Европа погрузилась в пучину религиозных войн. В 1546 г. император Карл V объявил войну союзу протестантских княжеств Германии, образованному с целью защиты лютеранской веры. Однако эта война закончилась поражением императора. В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге Карл V был вынужден подписать с протестантскими князьями договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. По этому договору князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных в соответствии с принципом «Чья власть, того и вера».

Франция стала ареной еще более кровопролитных войн. С перерывами они продолжались с 1562 по 1598 г. В их истории одним из самых трагических эпизодов были массовые убийства гугенотов в ночь на 24 августа 1572 г. (Варфоломеевская ночь)».

Учитель подводит итоги.

На слайде представлены функции религии

Функции религии

  • Мировоззренческая  – религия является определенной системой взглядов на мир и человека.
  • Коммуникативная

- общение с Богом, святыми, душами умерших;

-  общение между верующими.

  • Компенсаторная – снимает социальное и душевное напряжение, возмещает дефицит светского общения религиозным.
  •  Культурная

-  религия – часть культуры человечества;

-  религия сохраняет и передает социальный опыт человечества, способствует развитию культуры.

  •  Воспитательная  – религия – агент социализации, так как способствует усвоению нравственных ценностей.
  •  Познавательная – дает объяснение тех явлений, которые наука не может объяснить;
  •  Регулятивная – регулирует поведение людей через обобщение нравственных норм;
  •  Интегрирующая – объединение индивидов и социальных групп.

Примеры реализации интегрирующей функции религии

- 988 г. – Крещение Руси. Христианство стало фактором закрепления единства древнерусского государства и общества.

                 - VII в. – объединяющим фактором для арабских племен в создании государства стал ислам.

  • Дезинтегрирующая – может привести к расколу общества

Реформация в Европе в XVI веке и последовавшие религиозные войны являются примером функции дезинтеграции общества.

Задание № 4.  Пространство религии многообразно. Теперь познакомимся с некоторыми видами религий. Выполнить следующее задание вам поможет искусственный интеллект. Знакомьтесь – это мой помощник, Арнольд, он расскажет вам о ранних формах религии.  

  • Тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени, животному, или растению как своему мифическому предку
  • Фетишизм – вера в особые свойства, покровительство предметов
  • Анимизм – вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов
  • Магия – вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы.

Определите какие ранние формы религии нашли отражение в приведенных отрывках.

1. …Йеннифер не ответила. Она обеими руками держала бессильную, выскальзывающую из рук голову Геральта, ломким голосом повторяя заклинания. По ее ладоням, по щекам, по лбу ведьмака плясали синие огоньки и потрескивали искорки. Трисс знала, какой энергии требуют такие заклинания. Знала также, что эти заклинания здесь не помогут. (А. Сапковский. «Владычица озера») (магия)

2. … Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу. (Сергей Алексеев «Мифология славян») (тотемизм)

3. «Горлум владел сокровищем. Давным-давно, когда он еще жил на свету, к нему попало золотое кольцо, делавшее своего обладателя невидимым. Ничего, никого и никогда Горлум не любил так, как это странное украшение. Он называл кольцо «моя прелесть», разговаривал с ним, даже если не носил при себе». (Дж. Р. Р. Толкиен. «Властелин колец») (фетишизм)

4.  «Я медленно пошел по коридору, разглядывая забавные картинки на дверях лабораторий, и на углу встретил домового Тихона, который рисовал и еженощно менял эти картинки. Тихон был славный серенький домовик из Рязанской области, сосланный Вием в Соловец за какую-то провинность; с кем-то он там не так поздоровался или отказался есть гадюку вареную. Рисовал он превосходно, в стиле Бидструпа, и славился среди местных домовых рассудительностью и трезвым поведением». (А. Стругацкий,  Б. Стругацкий. «Понедельник начинается в субботу») (анимизм)

5.  «Король махнул рукой, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

- Возьми это семечко, Алеша, - сказал король,- пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе не задали».  (А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители») (фетишизм)

Задание № 5. В современном мире чаще всего религии мы разделяем на мировые и национальные. К мировым религиям относятся христианство, буддизм, ислам. Примерами национальных религий являются индуизм, синтоизм, иудаизм. Но в чем же состоит различие между мировыми и национальными религиями? На этот вопрос вам предстоит ответить, выполнив следующее задание.

На основе анализа приведенных фактов о мировых религиях, сформулируйте признаки, отличающие мировые религии от национальных

На слайде

Особенности мировых религий

  • Большое число последователей в мире
  • Надэтнический характер

3. Подведение итогов (рефлексия).

Вы выполнили последнее задание нашего квеста. И перед вами три сундука с сокровищами. В зависимости от количества полученных ключей ребята открывают тот или иной сундук. В этих сундуках ваши отметки за урок. Но это не самое главное сокровище, которое вы сегодня получили. Как говорил английский историк и писатель Томас Фуллер «Знание – это сундук с сокровищами, а ключом к нему является практика». И сегодня, выполняя задания квеста, используя свои навыки коммуникации, работы с различными источниками информации, вы получили знание о религии, ее структуре, функциях и основных видах. Чтобы полученные знания не забывались, предлагаю вам краткий конспект сегодняшнего урока.

В заключении проведем рефлексию. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

1) Что вы узнали сегодня на уроке?

2) Чему научились?

3) Что давалось легко, и было наиболее интересным?

4) В чем возникали затруднения?

4. Домашнее задание

В качестве закрепления изученного материала к следующему уроку вам необходимо будет сделать коллаж по теме «Виды религий», в котором должны найти отражение ранние формы религии, мировые и национальные религии и их особенности.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Деньги их функции"

"Деньги их функции" урок обществознания в 7 классе...

Методическая разработка урока для 9 класса по теме "Основные понятия генетики"

Методическая разработка урока для 9 класса, направленная на развитие УУД школьников...

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

Методическая разработка урока алгебры 10 класс "Применение производной к исследованию функции"

Данное занятие предназначается для учителей математики для подготовки к урокам алгебра и начал математического анализа в 10 классе по теме «Применение производной к исследованию функции». ...

Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа

Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...

Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе

Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...