Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме
«Рынок»
Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
РЫНОК - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.
- Какие признаки рынка знаете?
Учащиеся работают с таблицей
Рынок, условия возникновения, виды и функции
Условия возникновения рынка | ||||||
Общественное разделение труда | Экономическая обособленность производителей | Самостоятельность производителя | ||||
Рынок- совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг | ||||||
Признаки рынка | ||||||
Нерегулируемое предложение | Нерегулируемый спрос | Нерегулируемая цена | ||||
Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить | Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать | Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения | ||||
Виды |
- Легальный (законный) - Нелегальный (теневой) | Функции | ||||
С точки зрения действующего законодательства | Информационная | |||||
-Потребительских товаров и услуг - Средств производства - Рабочей силы - Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений - Иностранных валют - Ценных бумаг - Научно-технических разработок и инноваций - Информации | Посредническая | |||||
По товарам и услугам | Регулирующая | |||||
-Мировой - Региональный -Национальный - Местный | Санирующая | |||||
По пространственному признаку | Ценообразующая |
“Мозговой штурм”- определите положительные и негативные стороны
Положительные стороны | Негативные стороны |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА | |
Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Способно повышать качество товаров и услуг. | Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами. Несёт в себе опасность безработицы. Может усилить имущественную дифференциацию |
КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА | |
Устойчивое развитие без экономических кризисов. Низкие цены. Отсутствие безработицы. Гарантированная зарплата | Отсутствие экономических стимулов к трудовой деятельности. Постоянный дефицит товаров. Низкое качество продукции Расточительное отношение к ресурсам. Формирование социального иждивенчества. |
Законы рынка (лекция)
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
СПРОС - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика
Кривая спроса даёт ответ на два вопроса:
- какова будет величина спроса при различных уровнях цен;
- как изменится величина спроса при изменении цены.
Из этого же графика можно сформулировать зависимость или закономерность: чем выше цена товара (услуги), тем ниже величина спроса и наоборот.
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
Количество товаров, предлагаемых к продаже в рыночной экономике, также зависит от цены, которая, как истинный диспетчер, своей “невидимой рукой” регулирует соотношение спроса и предложения.
В экономической науке также различают предложение и величину предложения.
Предложение - выброс на рынок всё большего числа товаров или услуг, определяется, прежде всего, производственными факторами (количеством сырья, производительностью и т. д.).
Величина предложения - это объём (количество) товаров (услуг), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить на рынок в течение определённого периода времени при определённом уровне рыночной цены на этот товар (услугу).
Обычно, чем выше цена товара (услуги), тем большее количество его производители и продавцы готовы предложить на рынок.
Эту зависимость можно представить в виде кривой предложения:
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
3. Теперь можно свести важные понятия спроса и предложения, чтобы выяснить, как взаимодействие решений потребителей о покупке товара (услуги) и решений продавцов о продаже определяет цену товара (услуги) и количество, которое реально покупается и продаётся на рынке. Для этого соединим кривые спроса и предложения:
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена товара на рынке выше равновесной, то это побуждает продавца к увеличению предложения. В то же время эта завышенная цена снижает спрос на данный товар. В результате на рынке возникает избыточное предложение (избыток) товара, что в свою очередь приводит к снижению цены до уровня равновесия.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара.
Третий закон - закон стоимости выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами. Величина стоимости определяется вложенными затратами, денежным выражением стоимости является цена. На цену оказывает влияние спрос: если он высок, то производитель поднимает цену и расширяет производство; если он падает, то падает и цена, и выпуск изделия сокращается. В реальности на рынке формируется две цены: цена спроса (та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена предложения (та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена колеблется в промежутке между этими двумя величинами. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Упражнение № 1. часть 1. Причины изменения спроса.
Прочитайте семь газетных заголовков, приведенных ниже. В каждом из случаев решите , приведет ли указанное событие к изменению рыночного спроса на говядину. Если это так ,то определите увеличение это или уменьшение, запишите рядом правильный ответ. Например, если вы полагаете, что заголовок означает , что произойдет снижение спроса, запишите около номера газетного заголовка и наоборот.
- Цена говядины увеличилась ____________________________________________
- Миллионы иностранцев увеличивают население России ____________________
- Падают цены на свинину _______________________________________________
- Главный врач предупреждает, что употребление в пищу говядины может быть вредно для здоровья
- Заработная плата Россиян падает последние полгода_______________________
- С наступлением холодов жители областного центра закупают говядину впрок
- Увеличение цен на древесный уголь ставит под угрозу приготовление шашлыков из говядины
Часть 2.
Отнесите каждое изменение спроса из части №1 к одной из ниже приведенных категорий в зависимости от причины этого изменения. Напишите номер заголовка (заголовков) рядом соответствующей причиной изменения спроса.
- Изменение вкусов потребителей ___________________________________________
- Изменение полезности ___________________________________________________
- Изменение доходов потребителя __________________________________________
- Изменение числа потребителей на рынке ___________________________________
- Изменение цены дополняющего товара ____________________________________
- Изменение в окружающей среде __________________________________________
Тест "ПРОВЕРЬ СЕБЯ"
1.В экономике спрос - ЭТО . . . .
- Количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам.
- Количество товара , которое люди хотят иметь независимо от того могут ли они его купить.
- Количество товара, которое желают и могут купить люди по той или иной цене.
- Количество товара, на приобретение которого у покупателя есть деньги.
2.Если цена на фотоаппараты повысилась в 2 раза, то спрос на фотопленку скорее всего
- Возрастет
- Уменьшится
- Не изменится
- Цена на фотопленку возрастет
3.Термином "Величина спроса" в экономике описывается:
- Зависимость количество товара, которое покупатели готовы купить от цены этого товара.
- Количество товара , которое покупатели готовы купить по данной цене.
- Зависимость количества товара, которое продавцы готовы продать от цены товара
- Все выше перечисленное.
Главные вопросы экономики.
Для превращения факторов производства, то есть ресурсов, в экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие потребности человека, нужна экономическая деятельность.
Участники этой деятельности, сталкиваясь с проблемой рационального использования ограниченных ресурсов, вынуждены решать вопросы экономики: что, как и для кого производить?
Что надо производить – какие товары и услуги должны быть предложены потребителю.
Как производить – какими способами получить необходимый результат.
Для кого производить – то есть кто сможет приобрести товары и услуги.
Запись. Экономическая деятельность нужна для превращения факторов производства в товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей. Участники экономической деятельности решают главные вопросы экономики.
Главные вопросы экономики – что, как и для кого производить.
Деятельность производителей в процессе производства, обмена и распределения продуктов труда должна быть согласована.
Вспомним, что такое товар и товарное производство.
Товар – это продукт, предназначенный для обмена, продажи.
Товарное производство – это производство, ориентированное на рыночный сбыт.
Какими свойствами должен обладать товар? – 1. Он должен удовлетворять потребности людей. 2. Он должен обладать способностью обмениваться на другой товар.
Запись. Производство и обмен товаров происходит на основе их стоимости. Величина стоимости определяется вложенными в производство товара затратами.
Денежное выражение стоимости – цена.
Мы подошли к понятию деньги.
Запись определения. Деньги – это особый товар, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. То есть, деньги выполняют роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, шкурки ценных пушных зверей, скот, сушеная рыба, драгоценные и полудрагоценные камни. Роль денег как товара-посредника выпадала в различные исторические эпохи тем предметам, на которые был наибольший спрос. Постепенно роль денег стали выполнять драгоценные металлы – золото и серебро.
7 век до нашей эры – изобретение монеты (кусочек металла определенного веса). Это произошло одновременно в двух местах: в Малой Азии (Лидия); в Греции (о. Эгина).
Чуть раньше первые монеты появились в Китае (в 8 веке до нашей эры).
Функции денег:
1. Мера стоимости для всех товаров;
2. Средство обращения. Обмен товаров, совершаемый при помощи денег, называется товарным обращением и выражается формулой Т – Д – Т (товар – деньги – товар). Деньги – посредник при обмене товара на товар. Деньги позволяют избежать бартерного обмена – Т – Т.
3. Средство сбережения или накопления.
Доклады Становление рыночной экономики в России.
- Какие изменения в экономике России произошли в итоге реформ?
- Какие негативные процессы сопровождали эти реформы?
- В чем состояла сущность споров о способах выхода из кризисного состояния экономики?
- Какие позитивные тенденции в развитии экономики проявились за последние годы?
объясните мотивацию экономического образования и зачем современному человеку так необходимы экономические знания?
Основная проблема экономики.
Возникает вопрос: а какие проблемы изучает наука экономика?
Прочитать стр. 108 - 109, пункт «Потребности и ресурсы». Определить основные проблемы, которыми занимается экономика.
Запись. Проблемы экономики:
- Ограниченность ресурсов.
- Проблема экономического выбора, то есть варианты использования ресурсов.
Различные виды ресурсов в экономике, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей человека.
Под ресурсами понимаются силы (природные, социальные, интеллектуальные, денежные), которые могут быть использованы для производства товаров и оказания услуг.
Ресурсы всегда ограничены. Абсолютная ограниченность ресурсов – это их недостаточность для одновременного удовлетворения всех потребностей общества. Выбор ограниченного круга приоритетных потребностей, для производства которых этих ресурсов достаточно, превращает ее в относительную. Условие успешного функционирования экономики – эффективное использование ресурсов с целью удовлетворения реальных потребностей общества.
Запись. Основная проблема экономики – распределение ограниченных ресурсов.
Факторы производства.
Запись определения. Факторы производства – это ресурсы, реально вовлеченные, применяемые в производстве.
На основе текста на стр. 109 - 110 назвать и раскрыть содержание факторов производства.
Запись. Земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация.
Земля – это общее название всех ресурсов, данных природой. Труд – это совокупность способностей людей, участвующих в производстве. Земля и труд – это первичные экономические ресурсы. Капитал – все средства производства, произведенные и используемые человеком. Капитал может принимать денежную форму, но сами по себе деньги не являются капиталом. Капитал должен инвестироваться, то есть вкладываться в производство.
Информационные ресурсы – знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности.
Управление и предпринимательство способствуют организации дела. Надо знать рыночную ситуацию, уметь договориться с партнерами и клиентами, подобрать кадры, достать кредиты. Это все именуется принятием управленческих решений. Предприниматель (собственник предприятия) ищет новые сферы приложения капитала, рискует, принимает решения о том, что выпускать, в каком количестве, как использовать имеющийся капитал, труд, управление, землю.
Тема: Безработица
- Что представляет собой рынок труда?
- В чем особенности рынка труда?
- От чего зависит спрос и предложение на рынке труда? А что еще зависит от величины спроса на те или иные товары и услуги? ( заработная плата на рынке труда)
Слово учителя: Мы уяснили, сто спрос на рынке труда зависит от спроса на товары и услуги. Решим ситуацию.
Сейчас зима. На какие товары и услуги наибольший спрос? Какие профессии пользуются наибольшим спросом? Посмотрим это на графике. Как измениться график спроса, весной и летом? Что станет с рабочими предприятий по изготовлению валенок весной и летом? (они останутся без работы и будут вынуждены искать другую работу)
Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.
1. Беседа и объяснение учителя
Безработица – ситуация в экономике, при которой люди, которые могут и желают работать, находятся в поиске подходящих рабочих мест.
БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.
Определим, кого следует относить к категории безработных. Все население страны можно разделить на две группы: включаемые в состав рабочей силы (экономически активное население) и в состав рабочей силы не включаемые.
ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:
- Трудоспособный возраст
лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно ТК не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет
лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).
- Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.
- Стремление человека найти работу ( обращение в центр занятости )
Вопрос: Можно ли считать безработными домохозяйку, бродягу.
Причины безработицы.
1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.
2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.
3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.
4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.
5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.
- Безработица имеет множество последствий экономического и неэкономического характера для отдельных людей и общества в целом.
- Каковы отрицательные последствия безработицы: для отдельного человека, для общества? (человек лишается источника дохода, если поиски работы затягиваются, то работник теряет квалификацию, что уменьшает его шансы найти высокооплачиваемую, престижную работу и в будущем. Это обусловливает возможное снижение уровня дохода в будущем. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на асоциальное поведение – кражу, грабеж. Невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство неуверенности, собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию. В стране растет уровень заболеваемости, уровень преступности. Безработные или люди, которым реально угрожает безработица, обычно проявляют большую политическую активность, устраивают демонстрации и митинги, социальная напряженность в обществе растет и может привести к политическим переворотам.)
- Каковы положительные последствия? ( побуждает учиться, качественно и производительно трудиться и т .д).
5. Обсуждение проблемы.
- Как было сказано в начале, безработица это макроэкономическая проблема и она должна решаться на уровне государства. Она присуща всем странам, и каждая решает её своими методами.
- Как же решается проблема безработицы у нас в России и в том числе и РТ? (ответы учащихся, сообщения по материалам СМИ).
В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:
выплачивают пособия по безработице
помогают безработным найти работу
ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры в 6 классе, проведенная в рамках предметной недели по истории и обществознанию.
Методическая разработка (презентация и сценарий игры) для учащихся 6-х классов "1150-летие Российской государственности."...
"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс
Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...
Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"
Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Методическая разработка урока обществознания 8 класс, Человек, общество, природа
Методическая разработка комбинированного урока урока по обществу 8 класс по теме: "Человек, общество, природа". Используются образовательные технологии активного редуктивного чтения, критиче...
Методическая разработка урока. Обществознание. 8 класс. Наука в современном обществе
Урок открытия нового знания с использованием информативно-коммуникативной технологии. Цель урока: способствовать формированию у обучающихся убеждения, что наука является определяющей силой развит...