Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших класса - как важный фактор подготовки к ГИА.
учебно-методический материал по истории (9, 10, 11 класс)

Варфоломеева Валентина Анатольевна

В статье  рассмотрены вропросы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Показаны виды функциональной грамотноти, технологии, методы , приемы и особенности формирования функциональной грамотности на уроках. Приведены примеры учебных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование и развитие  функциональной грамотности на уроках истории и  обществознания в старших классах – как важный фактор подготовки к ГИА.

                                                      Содержание

Введение

Глава 1.

  1. Виды функциональной грамотности, формируемые на уроках  истории и обществознания.
  2. Технологии, методы, приемы и особенности  формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

 Глава 2. Пример  учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся

Заключение.

                                 

                                                              ВВЕДЕНИЕ:

Тема « Формирование функциональной грамотности» не теряет своей актуальности .  Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»[1], в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

И поэтому в настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности. 

Существуют разные определения понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий  возможность  на основе практико – ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Под функциональной грамотностью  понимают также  результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Предметы гуманитарного цикла «история», «обществознание» обладают рядом общих приемов формирования функциональной грамотности: позволяют прорабатывать с обучающимися задания, направленные на развитие интегративных и предметных компонентов.

Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

  • Коммуникативная
  • Информационная
  • Деятельная

Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию.

В условиях модернизации образования роль истории и обществознания , имеющих множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

 

Глава 1.

  1. Виды функциональной грамотности формируемые на уроках  истории и обществознания.

    Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана  работы:

  • Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
  • Использование приемов развития критического мышления в системе.
  • Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
  • Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
  • Использование самооценивания и взаимооценивания.
  • Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.

Организация поддержки  учащимся с низкими учебными способностями

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи
  • Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

1.2. Технологии , методы , приемы и особенности  формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;

II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;

III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;

IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

-  пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя»  те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

-  познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

-  исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

-  изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

-  чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

    Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия . Поэтому и необходимо включение в учебный процесс не только разнообразных форм  деятельности , но и заданий практической направленности , что и будет формировать у обучающихся функциональную грамотность.

Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.

  Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному». На протяжении всего процесса обучения используются современные технологии:

  1.  Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии

                         Здоровьесберегающие технологии

Рассмотрим  некоторые технологии.

1) предметно-ориентированные технологии

К ним относятся

Технология концентрированного обучения

Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по истории и обществознанию предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам, документам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по истории и обществознанию. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе исторических документов, статей законов и т.п.

При использовании концентрированного обучения:

1. Материал изучается крупными блоками.

2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.

3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.

4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.

7. Особую роль в овладении терминами и понятиями играет словарная работа.

2) Технология личностно-ориентированного обучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование

 Метод проектов - самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с разными текстами  и документами на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1. Предварительный выбор старшеклассником темы. 2. Составление плана. 3. Изучение литературы по данной теме и сбор материала. 4. Создание собственного текста. 5. Защита. 6. Ответы на вопросы по теме проекта. 7. Выступление на школьной конференции, например «Серебряная альфа».

3) Игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

4) Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ в преподавании любого предмета – это  неограниченные возможности. С помощью ИКТ можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.

Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство XIX века» можно использовать, кроме уроков истории, на уроках литературы и МХК).

Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения истории и обществознания. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.

На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.

Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения истории и обществознания, и как источник накопления знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить историческое и обществоведческое развитие учащегося (проекты, сайты).

В практике своей работы я использую мультимедиа-пособии из серии «Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия» и «Уроки обществознания Кирилла и Мефодия», российский общеобразовательный портал, сообщество учителей истории на сайтах «Педсовет», «Инфоурок», «Мультиурок», правовые базы «Консультант» и «Гарант» и другие.

При подготовке к урокам можно использовать следующие Интернет-ресурсы:

Наименование ЭОР и ЦОР

Адрес

1

Коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

2

Официальный сайт ФИПИ

www.fipi.ru

3

Портал ЕГЭ

www.ege.edu.ru

4

Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов

www.fcior.edu/ru

5

Российский общеобразовательный портал

www.school.edu.ru

6

Федеральный портал «Российское образование»

www.edu.ru

7

Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

window.edu.ru

8

Сообщество учителей истории на сайте «Педсовет»

pedsovet.su

9

Открытый банк заданий по ЕГЭ и ОГЭ

www.fipi.ru

10

Решу ЕГЭ и ОГЭ – обучающая система Д. Гущина

http://reshuege.ru

11

Правовая база данных «Гарант»

http://www.garant.ru

12

Правовая база данных «Консультант-Плюс»

http://www.consultant.ru

13

Конституция, кодексы и законы Российской Федерации

http://www.gdezakon.ru

14

Инфоурок

infourok.ru

15

Открытый класс

openclass.ru

16

Социальная сеть работников образования

nsportal.ru

17

Учительский портал

https://www.uchportal.ru

18

Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников

http://vserosolymp.rudn.ru

19

Всем, кто учится

http://alleng.org

20

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://открытыйурок.рф

Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.

На уроках можно использовать тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.

  В методической литературе предлагают множество приемов для того, чтобы разнообразить ход урока, сделать его более интересным, запоминающимся, эффективным.

Приведу примеры некоторых из них :

  1. Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
  2. Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).
  3. Приѐм «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть

«До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод. Пример приема «До- после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы». В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце

«После» перечисляет все причины и делает вывод.

  1. Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
  2. Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке).
  3. Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы).
  4. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
  5. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
  6. Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
  7. Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры.  
  8. Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.
  9. Задание на обобщение группы понятий Даны слова, определить, что между ними общего.
  10. Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

Особенно важно , чтобы такие задания применялись на уроках в старших классах , т.к. задания ОГЭ и ЕГЭ также в большей степени  направлены на проверку функциональной грамотности обучающихся.

    Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Глава 2. Пример  учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся в старших классах.

11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».

Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).

Уроки-дебаты. 11 класс. Урок истории. Тема «Холодная война».

Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: «Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»

Уроки-конференции. Уроки обществознания и истории в старших классах. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.

9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».

Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.

11 класс. Урок обществознания. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».

Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму( индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и тд.).

Терминологический диктант. Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях

«ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.

 Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры.     (Тренируемся     на     отдельных     листах     с     термином

«государство»). Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить из готового списка наиболее существенные и необходимые признаки государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это и будут определяющие признаки: 1) единая территория, 2) население, 3)

публичная власть, 4) суверенитет, 5) законодательная деятельность, 6) монополия на применение силы. Затем, существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия "государство". Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

 Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина

«выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ (№5) и государство (№7)

 Задание на обобщение группы понятий

Даны слова, определить, что между ними общего. Пример: федерация, конфедерация, содружество; (общее – это формы национально-государственного устройства).

Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера 2) догматы 3) храм 4) религия 5) прихожане. Конечно, приемов работы по формированию функциональной грамотности обучающихся много, но для каждого класса я подбираю наиболее приемлемые, что позволяет развивать основные умения и навыки, воспитывать внутреннюю самооценку, повышать учебную мотивацию учеников. При работе над формированием функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Ученик, овладевший учебным инструментарием, сможет в

будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.

                                                    Заключение.

Специфика формирования функциональной грамотности обусловлена в первую очередь психофизиологическими особенностями рассматриваемого периода развития учащегося. Исходя из общих возрастных черт, свойственных различным периодам развития личности, педагогу надлежит корректировать направления, методы и средства достижение поставленных целей.

Характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы обусловлены, как уже отмечалось ранее психофизиологическими аспектами развития учащихся и, кроме того, особенностями самих предметов истории и обществознания. Разумеется, одни из ведущих гуманитарных предметов играют большую роль в формировании функциональной грамотности учащихся, чем, например, предметы естественного цикла.

Предметы истории и обществознания используются для формирования функциональной грамотности учащихся. Другими словами, формируются практические способы развития функциональной грамотности учащихся в рамках уроков истории, внеклассной работы и дисциплины краеведения. Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.

Литератуа:

  1. Даутова О.Б., Иваньшина Е. В., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014г.
  2. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе - 2012. - №1. - С. 7-13.
  3. Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель, 2014. - 124 с.
  4. Сечина Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. - М.: Учитель, 2013. - 219 с.
  5. Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель, 2014. - 124 с.


[1] Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания

В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жиз...