Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших класса - как важный фактор подготовки к ГИА.
учебно-методический материал по истории (9, 10, 11 класс)
В статье рассмотрены вропросы по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Показаны виды функциональной грамотноти, технологии, методы , приемы и особенности формирования функциональной грамотности на уроках. Приведены примеры учебных заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах – как важный фактор подготовки к ГИА.
Содержание
Введение
Глава 1.
- Виды функциональной грамотности, формируемые на уроках истории и обществознания.
- Технологии, методы, приемы и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Глава 2. Пример учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ:
Тема « Формирование функциональной грамотности» не теряет своей актуальности . Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ 17.05.2018г. подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»[1], в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.
И поэтому в настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.
Существуют разные определения понятия «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе практико – ориентированных заданий решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Под функциональной грамотностью понимают также результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Предметы гуманитарного цикла «история», «обществознание» обладают рядом общих приемов формирования функциональной грамотности: позволяют прорабатывать с обучающимися задания, направленные на развитие интегративных и предметных компонентов.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- Коммуникативная
- Информационная
- Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию.
В условиях модернизации образования роль истории и обществознания , имеющих множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.
Глава 1.
- Виды функциональной грамотности формируемые на уроках истории и обществознания.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:
- Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
- Использование приемов развития критического мышления в системе.
- Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
- Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
- Использование самооценивания и взаимооценивания.
- Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
- Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
- Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
- Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
- Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи
- Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий
1.2. Технологии , методы , приемы и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
- В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
- Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
- Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
- Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
- Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия . Поэтому и необходимо включение в учебный процесс не только разнообразных форм деятельности , но и заданий практической направленности , что и будет формировать у обучающихся функциональную грамотность.
Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному». На протяжении всего процесса обучения используются современные технологии:
- Предметно-ориентированные технологии
- Технологии личностно-ориентированного обучения
- Технология эвристического обучения
- Диалоговые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Рассмотрим некоторые технологии.
1) предметно-ориентированные технологии
К ним относятся
Технология концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. «Погружение» по истории и обществознанию предшествует изучению литературы и, выполняя свои задачи, направлено на то, чтобы вызвать интерес к тем текстам, документам и авторам, с которыми учащиеся встретятся на занятиях по истории и обществознанию. Карточки с заданиями (по возможности) составляются на основе исторических документов, статей законов и т.п.
При использовании концентрированного обучения:
1. Материал изучается крупными блоками.
2. Особую роль играет многократность вариативного повтора.
3. Успешному усвоению материала помогают опоры, которые применяются в обучении постоянно. При составлении опор используются символы, рисунки, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт.
4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
5. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.
6. На занятиях используются дидактические игры, которые дают возможность ученикам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть.
7. Особую роль в овладении терминами и понятиями играет словарная работа.
2) Технология личностно-ориентированного обучения
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование
Метод проектов - самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с разными текстами и документами на уровне информационно-смысловой обработки. Этапы работы над учебным проектом:1. Предварительный выбор старшеклассником темы. 2. Составление плана. 3. Изучение литературы по данной теме и сбор материала. 4. Создание собственного текста. 5. Защита. 6. Ответы на вопросы по теме проекта. 7. Выступление на школьной конференции, например «Серебряная альфа».
3) Игровые технологии
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.
4) Информационно-коммуникационные технологии
Использование ИКТ в преподавании любого предмета – это неограниченные возможности. С помощью ИКТ можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.
Ученики, опираясь на помощь учителя, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов (например, презентация учеников 9 класса по теме «Искусство XIX века» можно использовать, кроме уроков истории, на уроках литературы и МХК).
Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения истории и обществознания. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом, я использую их при объяснении, тренировке и контроле. Они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.
На этапах повторения и обобщения в 10 и 11 классах использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.
Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения истории и обществознания, и как источник накопления знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить историческое и обществоведческое развитие учащегося (проекты, сайты).
В практике своей работы я использую мультимедиа-пособии из серии «Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия» и «Уроки обществознания Кирилла и Мефодия», российский общеобразовательный портал, сообщество учителей истории на сайтах «Педсовет», «Инфоурок», «Мультиурок», правовые базы «Консультант» и «Гарант» и другие.
При подготовке к урокам можно использовать следующие Интернет-ресурсы:
№ | Наименование ЭОР и ЦОР | Адрес |
1 | Коллекция цифровых образовательных ресурсов | www.school-collection.edu.ru |
2 | Официальный сайт ФИПИ | www.fipi.ru |
3 | Портал ЕГЭ | www.ege.edu.ru |
4 | Федеральный центр информационно-образовательных | www.fcior.edu/ru |
5 | Российский общеобразовательный портал | www.school.edu.ru |
6 | Федеральный портал «Российское образование» | www.edu.ru |
7 | Портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» | window.edu.ru |
8 | Сообщество учителей истории на сайте «Педсовет» | pedsovet.su |
9 | Открытый банк заданий по ЕГЭ и ОГЭ | www.fipi.ru |
10 | Решу ЕГЭ и ОГЭ – обучающая система Д. Гущина | http://reshuege.ru |
11 | Правовая база данных «Гарант» | |
12 | Правовая база данных «Консультант-Плюс» | |
13 | Конституция, кодексы и законы Российской Федерации | http://www.gdezakon.ru |
14 | Инфоурок | |
15 | Открытый класс | |
16 | Социальная сеть работников образования | |
17 | Учительский портал | https://www.uchportal.ru |
18 | Методический сайт Всероссийской олимпиады школьников | http://vserosolymp.rudn.ru |
19 | Всем, кто учится | http://alleng.org |
20 | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | http://открытыйурок.рф |
Проблемно-поисковое обучение формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.
Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися, выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА.
На уроках можно использовать тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.
Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения. На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
В методической литературе предлагают множество приемов для того, чтобы разнообразить ход урока, сделать его более интересным, запоминающимся, эффективным.
Приведу примеры некоторых из них :
- Прием «Корзина» (обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме).
- Прием «Синквейн» (первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия).
- Приѐм «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть
«До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод. Пример приема «До- после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы». В первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце
«После» перечисляет все причины и делает вывод.
- Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
- Прием «Продолжить рассказ» (составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке).
- Прием «Завершим схему» (заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы).
- Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
- Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
- Составление по тексту учебника кроссворда, ребуса, теста (альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности).
- Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры.
- Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.
- Задание на обобщение группы понятий Даны слова, определить, что между ними общего.
- Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Особенно важно , чтобы такие задания применялись на уроках в старших классах , т.к. задания ОГЭ и ЕГЭ также в большей степени направлены на проверку функциональной грамотности обучающихся.
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.
Глава 2. Пример учебных заданий по истории и обществознанию по формированию функциональной грамотности обучающихся в старших классах.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Семья в современном обществе. Типы семьи».
Задание для учащихся: работая в группах, придумать и разыграть сцены семейного общения в зависимости от типа и вида семьи (демократическая, либеральная, патриархальная, многопоколенная, неполная и т. п.).
Уроки-дебаты. 11 класс. Урок истории. Тема «Холодная война».
Задание для учащихся: работая с документами в группах, подготовиться к дебатам по проблеме: «Кто виновен в развязывании «холодной» войны?»
Уроки-конференции. Уроки обществознания и истории в старших классах. Любая тема, где можно заранее подготовиться к выступлению от имени, например, ученых или законодателей.
9 класс. Урок обществознания. Тема «Трудовое право».
Задание для учащихся: предварительно на дом было задано подготовить свое резюме для потенциального работодателя. На уроке нужно составить трудовой контракт, используя имеющиеся резюме.
11 класс. Урок обществознания. Тема «Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательства».
Задание для учащихся: изучив документы, подготовить бизнес-план по открытию собственной фирмы. Обосновать выбор продукта и избранную организационно правовую форму( индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество и тд.).
Терминологический диктант. Учитель произносит определения, а ребята внимательно слушают и записывают в тетрадях
«ответы» (термины, понятия). Обычно это происходит после изучения целой главы в качестве повторения и подготовки к контрольной работе. Затем учитель сообщает правильные ответы. Ребята проверяют себя. Им разрешено делать исправления. Затем они выделяют то, что не знают или забыли. Работают с учебником, словарем. Иногда такая работа бывает в парах. Через несколько минут идем в обратном направлении. Ребята выбирают термин и дают ему определение. Организуется работа по цепочке.
Модель Фрейер. На листе бумаги, сложенном вчетверо, по центру листа пишется ключевое понятие. В левом верхнем углу обязательные характеристики, в правом верхнем углу необязательные характеристики, в левом нижнем углу примеры, в правом нижнем углу антипримеры. (Тренируемся на отдельных листах с термином
«государство»). Можно предложить ребятам, в случае затруднения, выделить из готового списка наиболее существенные и необходимые признаки государства, т.е. такие, без которых не может существовать понятие. Это и будут определяющие признаки: 1) единая территория, 2) население, 3)
публичная власть, 4) суверенитет, 5) законодательная деятельность, 6) монополия на применение силы. Затем, существенные и необходимые признаки синтезируем в определение понятия "государство". Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Задание на развитие критического мышления. Задание на соотношение видовых понятий с родовыми. Например, найти два термина
«выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ (№5) и государство (№7)
Задание на обобщение группы понятий
Даны слова, определить, что между ними общего. Пример: федерация, конфедерация, содружество; (общее – это формы национально-государственного устройства).
Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера 2) догматы 3) храм 4) религия 5) прихожане. Конечно, приемов работы по формированию функциональной грамотности обучающихся много, но для каждого класса я подбираю наиболее приемлемые, что позволяет развивать основные умения и навыки, воспитывать внутреннюю самооценку, повышать учебную мотивацию учеников. При работе над формированием функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Ученик, овладевший учебным инструментарием, сможет в
будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.
Заключение.
Специфика формирования функциональной грамотности обусловлена в первую очередь психофизиологическими особенностями рассматриваемого периода развития учащегося. Исходя из общих возрастных черт, свойственных различным периодам развития личности, педагогу надлежит корректировать направления, методы и средства достижение поставленных целей.
Характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы обусловлены, как уже отмечалось ранее психофизиологическими аспектами развития учащихся и, кроме того, особенностями самих предметов истории и обществознания. Разумеется, одни из ведущих гуманитарных предметов играют большую роль в формировании функциональной грамотности учащихся, чем, например, предметы естественного цикла.
Предметы истории и обществознания используются для формирования функциональной грамотности учащихся. Другими словами, формируются практические способы развития функциональной грамотности учащихся в рамках уроков истории, внеклассной работы и дисциплины краеведения. Обществознание рассматривается, как «сестра истории», т.е. все положения, касающиеся формирования функциональной грамотности с помощью исторической науки, имеют еще более распространенное применение в курсе обществознания.
Литератуа:
- Даутова О.Б., Иваньшина Е. В., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014г.
- Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе - 2012. - №1. - С. 7-13.
- Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель, 2014. - 124 с.
- Сечина Т.И. и др. Справочник учителя истории и обществознания. - М.: Учитель, 2013. - 219 с.
- Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. - М.: Учитель, 2014. - 124 с.
[1] Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».
Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...
Приемы работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках истории и обществознания
В курсе истории и обществознания есть задания, нацеленные на проверку умений, характеризующих естественнонаучную грамотность, при этом основываются на ситуациях (контекстах), которые можно назвать жиз...