"Обществознание" 9 класс, для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
учебно-методическое пособие по обществознанию (9 класс)
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для обучающихся 9 класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Базовым учебным планом 2002 года.
Общая цель: создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obshch_9_klass_8_vid_3.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол №___ от _____ | СОГЛАСОВАНО зам. дир. по УР _______/Н.Н. Анишина/ «_____» _________ г. | ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № __ от______ | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/В.Н.Гнездилова/ Приказ № ____ от ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для обучающихся 9 класса
(АООП образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями))
Составил: учитель Аверьянова Любовь Андреевна
Первая квалификационная категория
Санкт - Петербург
2021-2022 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для обучающихся 9класса является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Базовым учебным планом 2002 года.
Общая цель:создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
В соответствии с АООПобразования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) определяютсяобщие задачи курса:
- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Содержание программы предмета «Обществознание» разработано на основепрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках, под редакцией Воронковой В. В. (Сб.1 гуманитарный изд. Центр «Владос», 2017 г.)
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).
Используемые технологии обучения
- здоровьесберегающие технологии;
- развивающее обучение;
- разноуровневое обучение;
Формы организации учебного процесса
Формы обучения
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок-игра.
Методы и приемы обучения
- игровые методы;
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
Виды деятельности учащихся на уроке
- конспектирование;
- работа с текстом учебника;
- работа с текстом документа;
- составление опорных схем и таблиц;
- участие в диалогах и обсуждениях;
- самостоятельная работа в тетрадях;
Формы текущего контроля знаний
Для контроля уровня достижений обучающихся используются такие формы как опрос, тесты, тематические кроссворды.
Виды контроля:
- устный опрос;
- тестовые задания.
Планируемые результаты освоения предмета/курса
Обучающиеся должны знать:
- права и обязанности граждан РФ;
- основы трудового законодательства;
- особенности труда несовершеннолетних;
- основы вещного права;
- правовые основы семейных отношений;
-основные нравственные и правовые понятия, их значение в жизни человека и развитии общества.
- знать основные нравственные и правовые понятия, их значение в жизни человека и развитии общества.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте и его понятийном аппарате;
- составлять и оформлять бланки простейших документов.
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте и его понятийном аппарате;
- уметь находить нужную социальную информацию;
- обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Темы уроков | Содержание раздела |
Права и обязанности гражданина России – 24 часа | ||
1) Ответственность государства перед гражданами 2) Конституционные обязанности граждан 3) Конституционные права человека в Российской Федерации 4) Труд и трудовые отношения. Право на труд. Дисциплина труда. 5) Практическая работа № 1 «Трудовой договор» 6)Трудовые права несовершеннолетних 7) Собственность и имущественные отношения 8) Имущественные права и ответственность несовершеннолетних 9) Практическая работа № 2 «Я - собственник» 10) Правовые основы семейных отношений. 11) Домашнее хозяйство. 12) Права ребенка. Декларация прав ребенка 13) Социальные права человека. Жилищные права 14) Право на медицинское обслуживание. 15) Право на социальное обеспечение. 16)Практикум № 3 «Я заболел» 17) Право на образование. Самообразование. 18) Система образования РФ. 19) Куда пойти учиться? 20-22) Оформление стандартных бланков, заявлений 23-24) Повторение | Обязанности государства Обязанности гражданина, налоги, налогоплательщик, военная служба. Права человека и гражданина. Работник, работодатель, трудовые отношения Трудовой договор, приказ, испытательный срок Дисциплина труда, дисциплинарное взыскание Продолжительность рабочей недели, сменная работа, отпуск, календарные дни. Имущество, движимое и недвижимое имущество, имущественные отношения, собственность. Ограниченное право собственности. Имущественная ответственность, малолетний, законный представитель, родитель, опекун, попечитель. Семья, члены семьи, семейные правоотношения. Брак, заключение брака, расторжение брака, брачный контракт, недействительный брак. Имущество супругов. Алименты. Взаимопомощь, взаимопонимание Декларация прав ребенка. Недвижимое имущество. Право на жилище, неприкосновенность, договор найма жилого помещения. Страховой медицинский полис. Пенсионер, инвалид, пособие, минимальный размер оплаты труда. Образовательные организации России и Санкт-Петербурга. Как пользоваться сайтом образовательного учреждения. Как найти необходимую информацию. Электронная подача заявлений. | |
Основы уголовного права –8 часов | ||
1) Понятие уголовного права. 2) Ответственность за соучастие в преступлении. 3) Уголовная ответственность. Виды и цели наказания. Принудительные меры. 4) Ответственность несовершеннолетних. 5) Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. 6) Конституционный суд 7) Прокуратура. Роль прокурора. 8) Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка | Правонарушение, преступление, Уголовный кодекс РФ. Соучастие, виды соучастников, ответственность соучастников. Наказание, виды и цели, назначение наказания судом. Презумпция невиновности. Уголовная ответственность, административная ответственность. Наказания и меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних. Правосудие, судебная система, суды обшей юрисдикции, Конституционный Суд, Верховный Суд Конституционный Суд. Прокуратура, функции прокуратуры. Органы внутренних дел, следственные органы. | |
Повторение – 2 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы (основной):
1. Боголюбов Н.Л., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019. - 223.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 классы. М., Владос, 2017. – 223.
3. Элиасберг Н. И., Михеева М. М. Мы – граждане России. Основы законодательства Российской Федерации. Учебное пособие для учащихся 8 -9 классов учреждений VIII вида. СПб: Союз, 2010. - 350.
Список литературы (дополнительный):
- Конституция Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
- Федеральный закон «О полиции»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации. Задачи:...
Рабочая адаптированная программа по чтению для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цели и задачи Обучение чтению направлено на достижение следующей цели: формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.Основными задачами обучения чте...
Рабочая адаптированная программа по математике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) во 2 классе.Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуаль...
Рабочая адаптированная программа по речевой практике для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.Основной формой организации дея...
Рабочая адаптированная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель предмета: пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, постепенное углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и со...
Рабочая адаптированная программа по физкультуре для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Задачи и цели преподавания физической культуры:- Коррекция и компенсация нарушений физического развития;- Развитие двигательных возможностей в процессе обучения;-...
Рабочая адаптированная программа по труду для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную ...