Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» Обществознание. 11 класс
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Шкурко Галина Александровна

Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ»  Обществознание.  11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka_11_klass_obshchestvoznanie.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию (11 класс)

Тема: «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ»

ФГКОУ «Севастопольский кадетский корпус

Следственного комитета РФ им. В.И. Истомина»

Технологическая карта открытого урока по обществознанию

11-б класс (16.11.2021г., урок №19, время: 10.10 – 10.50 ч.)

Тема урока: «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» (§15)

Тип урока: комбинированный.

Учитель: Шкурко Галина Александровна

Планируемые результаты

Предметные

Владение базовым понятийным аппаратом политической науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Личностные результаты

Сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества

Метапредметные результаты

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Ключевые компетенции:

Ценностно-смысловая (формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности), учебно-познавательная (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, социокультурная (определение своего места и роли в государстве); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации; преобразование, сохранение и передача ее); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); приемами действий в ситуациях общения; умение искать и находить компромиссы); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, избирателя).

Основное содержание темы, понятия и термины

Основные понятия: Избирательная система РФ. Классификация выборов. Процесс голосования. Выборы, избирательная процедура, избирательное право, ценз.

Образовательные ресурсы

Видеоурок «Избирательная система РФ» [Электронный ресурс]. Учебник: О.Б. Соболева. Обществознание. Базовый уровень. Рабочая программа. 10-11 классы. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 г.

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют преподавателя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Обучающиеся отвечают на вопросы (актуализация знаний по изучаемой проблеме):

- избирательный процесс можно считать частью политического процесса?

- можно сказать, что избирательная система – это система выборов?

- что говорится о выборах в п.3 ст.3 Конституции РФ?

-что такое избирательное право?

- какие два вида субъективного избирательного права вы знаете? (активное/пассивное)

- принципы избирательного права в РФ? (всеобщее, равное, прямое, свободное , тайное).

- избирательные цензы в РФ?

- участие в выборах – это право или обязанность граждан России?

- что такое абсентеизм и каковы его причины?

- что такое агитация и пропаганда?

Учитель предлагает сформулировать и записать тему урока и учебные задачи:

Тема урока: «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ»

Учебные задачи:

  1. Научиться характеризовать и применять понятие «избирательная система»;
  2. Познакомиться с типами избирательных систем;
  3. Проанализировать преимущества и недостатки избирательных систем;
  4. Обсудить причины абсентеизма;
  5. Отработать на практике процедуру голосования (ролевая игра);
  6. Сделать выводы об эффективности избирательных систем.
  7. Расширить и закрепить знания по нововведениям в избирательный процесс РФ.

Познавательные: формулируют и высказывают свое мнение.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную совместно с преподавателем.

III. Проверка выполнения домашнего задания.

Индивидуальная.

Задание №5 на стр.129. (анализ конкретного компонента политического процесса: выделение пять основных стадий и его классификации по разным основаниям).

Сравнительный анализ основных стадий политического процесса и основных этапов избирательной кампании (стр.136 учебника)

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Беседа

Объяснительно-иллюстративный (делают записи в тетради)

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, которые регулируют ход избирательной кампании, а также способ определения победителей и распределение между ними депутатских мандатов.

  • Мажоритарная система -  отличительным признаком этой системы является то, что результаты голосования определяются по признаку большинства. При мажоритарной системе избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное большинство голосов.
  • Пропорциональное представительство основывается на пропорциональном соответствии количества завоеванных голосов с количеством полученных мандатов. Выборы здесь сугубо партийные – за места в представительском органе соревнуются политические партии, а не отдельные кандидаты.

Избирательная система

Преимущества

Недостатки

Мажоритарная система

  • Способствует созданию стабильных правительств, которые опираются на парламентское большинство
  • Персонифицирует выборы
  • Распределение депутатских мест и представительства разнообразных групп интересов
  • Не являются гарантией попадания партии в парламент

Пропорциональная система

  • Добиться справедливости представительства
  • Быть услышанным молодым и небольшим партиям

  • Потеря связи между избирателем и депутатом
  • Распыленность власти

Подвести обучающихся к самостоятельному выводу: смешанная система позволяет обеспечить компромисс между справедливым представительством граждан и стабильностью и эффективностью работы парламента, допускает самовыдвижение отдельных кандидатов.

V. Практическое применение знаний и способов действий

Ролевая игра: «Выборы в парламент» (две группы обучающиеся получали задание для предварительной подготовки)

1 этап: выступление лидеров политических партий с предвыборной речью (по 3 мин.), ответы на вопросы (по 1 мин.)

2 этап: голосование и подсчет результатов по пропорциональной системе;

3 этап: голосование и подсчет результатов по мажоритарной системе.

4 этап: обсуждение + и – разных избирательных систем; значения избирательных процедур для результатов выборов.

Познавательные: ориентируются в современных общественных проблемах (определяют эти проблемы, анализируют ситуации и события), выполняют необходимые действия по поиску материала; структурируют его.

Коммуникативные: формулируют свое мнение,
прислушиваются к мнению других

Регулятивные: оценивают свои действия (индивидуальные и в группе), распределяют ответственность

VI. Первичное закрепление знаний и способов действий

Учитель предлагает самостоятельно проработать учебный материал «Избирательная система России» (§15 с.132-133) 

Самостоятельно работают с учебным текстом, используя метод активного чтения, поисковый метод (находят ответы на вопросы, предложенные учителем)

Беседа, работа с текстом (инсерт-метод)

Учитель задает вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно :

Вопросы:

- в каком году в РФ введен единый день голосования?

- в каком месяце проводятся выборы Президента и на какой срок?

- в каком году убрали «порог явки» и возможность голосовать «против всех»?

- с какого по какой год выборы в ГД проводились по пропорциональной системе?

- сейчас «заградительный барьер» 5%, а каким он был, зачем его изменили?

(Работа с текстом, беседа по вопросам)

Выполняют задание:

отвечают на вопросы, обсуждают их; структурируют учебный материал, делают записи в тетради. 

VII. Контроль и самопроверка знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение

Предлагает продемонстрировать выполненную работу, обсудить ее результаты

Несколько обучающихся знакомят со своими вариантами ответов.

Коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Сообщения (результаты учебных действий)

VIII. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Ответьте на вопросы:

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?

- Какой материал был трудным, непонятным?

– А что воспринималось легко?

– Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий
и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

IX. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

«Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами и властью»

Обсудите это дома с родителями и сформулируйте своё мнение. В тетрадиписьменно составьте развернутый план (по типу задания ЕГЭ) на тему: «Избирательная система как политический институт».

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения


Приложение 1

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения, дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.

Маркировка текста: «v», «+», « – », «?».

Данный прием расширяет кругозор обучающихся, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои индивидуальные действия и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Выделительная система"

Урок в 7классе  по теме "Выделительная система". Авторская программа В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева.Цель урока:изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...

Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс

Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс...

Технологическая карта урока: Десятичная система счисления.

Тема урока: Десятичная система счисления.   Тип урока: урок «открытия» нового знания.Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация....