Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» Обществознание. 11 класс
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)
Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» Обществознание. 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka_11_klass_obshchestvoznanie.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по обществознанию (11 класс)
Тема: «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ»
ФГКОУ «Севастопольский кадетский корпус
Следственного комитета РФ им. В.И. Истомина»
Технологическая карта открытого урока по обществознанию
11-б класс (16.11.2021г., урок №19, время: 10.10 – 10.50 ч.)
Тема урока: «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» (§15)
Тип урока: комбинированный.
Учитель: Шкурко Галина Александровна
Планируемые результаты
Предметные
Владение базовым понятийным аппаратом политической науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Личностные результаты
Сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества
Метапредметные результаты
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Ключевые компетенции:
Ценностно-смысловая (формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности), учебно-познавательная (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, социокультурная (определение своего места и роли в государстве); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации; преобразование, сохранение и передача ее); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); приемами действий в ситуациях общения; умение искать и находить компромиссы); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, избирателя).
Основное содержание темы, понятия и термины
Основные понятия: Избирательная система РФ. Классификация выборов. Процесс голосования. Выборы, избирательная процедура, избирательное право, ценз.
Образовательные ресурсы
Видеоурок «Избирательная система РФ» [Электронный ресурс]. Учебник: О.Б. Соболева. Обществознание. Базовый уровень. Рабочая программа. 10-11 классы. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020 г.
I. Организационный момент
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку
Приветствуют преподавателя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
II. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный, проблемный.
Обучающиеся отвечают на вопросы (актуализация знаний по изучаемой проблеме):
- избирательный процесс можно считать частью политического процесса?
- можно сказать, что избирательная система – это система выборов?
- что говорится о выборах в п.3 ст.3 Конституции РФ?
-что такое избирательное право?
- какие два вида субъективного избирательного права вы знаете? (активное/пассивное)
- принципы избирательного права в РФ? (всеобщее, равное, прямое, свободное , тайное).
- избирательные цензы в РФ?
- участие в выборах – это право или обязанность граждан России?
- что такое абсентеизм и каковы его причины?
- что такое агитация и пропаганда?
Учитель предлагает сформулировать и записать тему урока и учебные задачи:
Тема урока: «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ»
Учебные задачи:
- Научиться характеризовать и применять понятие «избирательная система»;
- Познакомиться с типами избирательных систем;
- Проанализировать преимущества и недостатки избирательных систем;
- Обсудить причины абсентеизма;
- Отработать на практике процедуру голосования (ролевая игра);
- Сделать выводы об эффективности избирательных систем.
- Расширить и закрепить знания по нововведениям в избирательный процесс РФ.
Познавательные: формулируют и высказывают свое мнение.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную совместно с преподавателем.
III. Проверка выполнения домашнего задания.
Индивидуальная.
Задание №5 на стр.129. (анализ конкретного компонента политического процесса: выделение пять основных стадий и его классификации по разным основаниям).
Сравнительный анализ основных стадий политического процесса и основных этапов избирательной кампании (стр.136 учебника)
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Беседа
Объяснительно-иллюстративный (делают записи в тетради)
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, которые регулируют ход избирательной кампании, а также способ определения победителей и распределение между ними депутатских мандатов.
- Мажоритарная система - отличительным признаком этой системы является то, что результаты голосования определяются по признаку большинства. При мажоритарной системе избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное большинство голосов.
- Пропорциональное представительство основывается на пропорциональном соответствии количества завоеванных голосов с количеством полученных мандатов. Выборы здесь сугубо партийные – за места в представительском органе соревнуются политические партии, а не отдельные кандидаты.
Избирательная система | Преимущества | Недостатки |
Мажоритарная система |
|
|
Пропорциональная система |
|
|
Подвести обучающихся к самостоятельному выводу: смешанная система позволяет обеспечить компромисс между справедливым представительством граждан и стабильностью и эффективностью работы парламента, допускает самовыдвижение отдельных кандидатов.
V. Практическое применение знаний и способов действий
Ролевая игра: «Выборы в парламент» (две группы обучающиеся получали задание для предварительной подготовки)
1 этап: выступление лидеров политических партий с предвыборной речью (по 3 мин.), ответы на вопросы (по 1 мин.)
2 этап: голосование и подсчет результатов по пропорциональной системе;
3 этап: голосование и подсчет результатов по мажоритарной системе.
4 этап: обсуждение + и – разных избирательных систем; значения избирательных процедур для результатов выборов.
Познавательные: ориентируются в современных общественных проблемах (определяют эти проблемы, анализируют ситуации и события), выполняют необходимые действия по поиску материала; структурируют его.
Коммуникативные: формулируют свое мнение,
прислушиваются к мнению других
Регулятивные: оценивают свои действия (индивидуальные и в группе), распределяют ответственность
VI. Первичное закрепление знаний и способов действий
Учитель предлагает самостоятельно проработать учебный материал «Избирательная система России» (§15 с.132-133)
Самостоятельно работают с учебным текстом, используя метод активного чтения, поисковый метод (находят ответы на вопросы, предложенные учителем)
Беседа, работа с текстом (инсерт-метод)
Учитель задает вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно :
Вопросы:
- в каком году в РФ введен единый день голосования?
- в каком месяце проводятся выборы Президента и на какой срок?
- в каком году убрали «порог явки» и возможность голосовать «против всех»?
- с какого по какой год выборы в ГД проводились по пропорциональной системе?
- сейчас «заградительный барьер» 5%, а каким он был, зачем его изменили?
(Работа с текстом, беседа по вопросам)
Выполняют задание:
отвечают на вопросы, обсуждают их; структурируют учебный материал, делают записи в тетради.
VII. Контроль и самопроверка знаний
Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение
Предлагает продемонстрировать выполненную работу, обсудить ее результаты
Несколько обучающихся знакомят со своими вариантами ответов.
Коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы
Сообщения (результаты учебных действий)
VIII. Рефлексия
Фронтальная. Словесный. Беседа
Ответьте на вопросы:
– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?
– Смогли ли вы их достичь?
– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?
- Какой материал был трудным, непонятным?
– А что воспринималось легко?
– Попробуйте дать оценку уроку
Отвечают на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий
и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Беседа по вопросам
IX. Информация о домашнем задании
Фронтальная. Словесный.
«Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами и властью»
Обсудите это дома с родителями и сформулируйте своё мнение. В тетрадиписьменно составьте развернутый план (по типу задания ЕГЭ) на тему: «Избирательная система как политический институт».
Воспринимают задание, уточняют его
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Приложение 1
ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения, дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.
Маркировка текста: «v», «+», « – », «?».
Данный прием расширяет кругозор обучающихся, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои индивидуальные действия и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Выделительная система"
Урок в 7классе по теме "Выделительная система". Авторская программа В.В. Латюшин, Г.А.Уфимцева.Цель урока:изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...
Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение.
Тема: «Хрущевское десятилетие»: итоги, оценки, значение....
Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"
Вашему вниманию предлагается разработка урока математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...
Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс
Технологическая карта урока "Солнечная система" 5 класс...
Технологическая карта урока: Десятичная система счисления.
Тема урока: Десятичная система счисления. Тип урока: урок «открытия» нового знания.Оборудование: доска, интерактивная доска, проектор, сигнальные карточки, презентация....
Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно – интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Урок геометрии в 8 классе «Теорема Пифагора»
Технологическая карта урока по теме "Теорема Пифагора" - 8 класс....