ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Актуальность исследования: Анализ результатов ОГЭ по обществознанию за 2013 по 2014 годы по России показал, что выпускники плохо решают задания, связанные с поиском и анализом информации, представленной в различных знаковых системах (схемах, диаграммах, таблицах, графиках). Экзаменуемые испытывают затруднения при выполнении заданий по разделу «Экономическая сфера жизни общества»». Так, например, только 43% учащихся могут правильно интерпретировать данные, полученные из диаграмм. Только лишь 48% выпускников правильно определяют сущность понятий при выполнении заданий по темам: «Экономические системы и собственность», «Экономические цели и функции государства». В подготовке выпускников основной школы по обществознанию существуют определенные пробелы, которые должны стать предметом пристального внимания учителей обществознания. Данная тема исследования недостаточно разработана в методической литературе, что объясняет актуальность темы и выбор ее для исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования экономического мышления у школьников на основе реализации педагогических условий.
Задачи:
- Изучить состояние проблемы формирования экономического мышления у школьников на основе анализа ведущих тенденций развития экономического образования, педагогической теории и практики.
- Выявить, обосновать и реализовать педагогические условия формирования экономического мышления в процессе обучения школьников обществознанию.
- Разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение формирования экономического мышления у школьников на уроках обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sistemnogo_ekonomicheskogo_myshleniya_uchashchihsya_9_klassov.docx | 122.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему
«ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ»(на примере элективного курса «Введение в экономику»)
Выполнил:
Саввин Дмитрий Иннокентьевич,
Учитель математики Орто-Эбэнской ООШ
Арылах,2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
I.ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ ...............................................................6
1.1 Педагогические подходы к решению проблемы формирования экономического мышления у старших школьников ………………………..…6
1.2 Педагогические условия формирования экономического мышления у старших школьников в процессе их обучения обществознанию…………..11
Выводы по 1 главе..............................................................................21
II.ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ………………………………………..22
2.1 Анализ уровня знаний по обществознанию ……………………..22
2.2 Разработка программы элективного курса по обществознанию «Введение в экономику»………………………………………………………..27
Выводы по 2 главе....................................................................................52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………….……………………………………....53
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………55
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Анализ результатов ОГЭ по обществознанию за 2013 по 2014 годы по России показал, что выпускники плохо решают задания, связанные с поиском и анализом информации, представленной в различных знаковых системах (схемах, диаграммах, таблицах, графиках). Экзаменуемые испытывают затруднения при выполнении заданий по разделу «Экономическая сфера жизни общества»». Так, например, только 43% учащихся могут правильно интерпретировать данные, полученные из диаграмм. Только лишь 48% выпускников правильно определяют сущность понятий при выполнении заданий по темам: «Экономические системы и собственность», «Экономические цели и функции государства». В подготовке выпускников основной школы по обществознанию существуют определенные пробелы, которые должны стать предметом пристального внимания учителей обществознания. Данная тема исследования недостаточно разработана в методической литературе, что объясняет актуальность темы и выбор ее для исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования экономического мышления у школьников на основе реализации педагогических условий.
Задачи:
- Изучить состояние проблемы формирования экономического мышления у школьников на основе анализа ведущих тенденций развития экономического образования, педагогической теории и практики.
- Выявить, обосновать и реализовать педагогические условия формирования экономического мышления в процессе обучения школьников обществознанию.
- Разработать и апробировать в учебном процессе методическое обеспечение формирования экономического мышления у школьников на уроках обществознания.
Объект исследования: процесс обучения обществознания в общеобразовательной школе
Предмет исследования: педагогические условия формирования экономического мышления у школьников
Теоретико-методологическую основу определили работы по непрерывному образованию и педагогической интеграции М.А.Бравиной, А.А.Вагина, М.В.Петуховой, Т.В. Федорец и др.; научные разработки по проблеме выявления и реализации межпредметных связей В.Ф. Боярчука, П.В. Гора, К.А. Карповой, Н.Ф. Крицкой, А.И. Пайгусова и другие.
Методической основой стали работы Е.Е. Вяземского, Г.К. Селевко, С.Л. Соловейчика, А.Т. Степанищева, М.Т. Студеникина , Г.И. Щукиной, А.А. Ятайкиной и других.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- изучение и анализ результатов работы учащихся.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что успешность формирования экономического мышления учащихся обеспечивается, если:
- каждый школьник будет: обладать знаниями об экономических
явлениях и их взаимосвязи; оценивать события общественной и
политической жизни с экономической точки зрения;
- опираться на основы экономического анализа при выборе
самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли
потребителя, работника и собственника; понимать закономерности рынка
труда;
- учебная деятельность школьников по формированию
экономического мышления будет носить практико-ориентированный
характер и созданы условия для творческого самовыражения;
- использовать инновации в оценивании учебных и личностных
достижений старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные приемы изучения математических данных на уроках обществознания могут быть внедрены в учебный процесс обучения в общеобразовательных школах.
База исследования: Орто-Эбэнская основная общеобразовательная школа Усть-Алданского улуса. В исследовании принимали участие учащиеся 9 класса.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
I.ТЕОРИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ
1.1. Педагогические подходы к решению проблемы формирования экономического мышления у старших школьников
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Понятие "межпредметные связи" в литературе характеризуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам .Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области).Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных системы в единое целое [ 15, c. 123 ].
Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Системный подход является основой интеграции знаний. Понятия "система" и "интеграция" близки.
Интеграция – объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире .
Окружающий мир предстает перед нами как единое целое. При его изучении необходимо знать его компоненты, определяющие структуру и связи между ними. Использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания образования, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения [ 2, c.39 ].
Это позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между разрозненным усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции. Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.
В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит обучаемым самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.
Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования [ 7, c.98 ].
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса [ 27, c.45 ].
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности .
Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
В последние десятилетия начались большие изменения в системе историко-обществоведческого образования: произошел отказ от формационного подхода, широко внедряются цивилизационные, культурологические, аксиологические подходы; возросло значение гражданского и нравственно-патриотического образования; усилилось внимание к изучению духовной жизни вместо приоритетного изучения социально-экономической истории. Стала складываться определенная система преподавания обществознания [ 43, c.75 ].
Обществознание как учебная дисциплина обладает большим потенциалом интеграции знаний из различных наук и выстраивания межпредметных связей.
Современный подход к преподаванию обществознания ставит общей целью создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности. Для достижения этого перед учителем ставятся следующие целевые установки:
1. Социализация, то есть подготовка к жизни в обществе XXI веке.
2. Воспитание патриотизма через осознание сопричастности к судьбе Родины.
3. Самостоятельность – как формирование мотивации к познанию, творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
4. Коммуникация с целью сотрудничества с другими людьми для достижения общего социально значимого результата.
5. Толерантность – как уважение социального, мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.
6. Умение делать свободный, осознанный и ответственный выбор при принятии решений и выработке собственной позиции по важным ми-ровоззренческим вопросам.
7. Конструктивность, выражающаяся в умении предлагать собственные пути решения общественных проблем, отказе от нигилизма.
Перечисленные целевые установки базируются на таких ценностных ориентирах, как гуманизм, здоровье, гражданская ответственность, толерантность, информированность, независимость, легитимность и легальность власти, открытость и др.[ 18, c.26 ].
Исходя из заявленной цели, целевых установок и ценностных ориентаций можно определить следующие задачи преподавания курса обществознания:
- раскрытие закономерностей общественной жизни;
- выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;
- ознакомление учащихся с отечественными и зарубежными системами правовых отношений в обществе;
- определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;
- утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида;
- формирование демократической системы ценностей;
- создание условий для раскрытия творческих способностей личности;
- развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;
- выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;
- развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;
- понимание ценности образования в современном мире и активизация стремления к самообразованию;
- передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся социальных устоев и общественной стабильности [ 6, c.64 ].
Таким образом, обществознание представляется очень специфической дисциплиной, уникальность которой состоит в том, что здесь происходит интеграция других общеобразовательных предметов и привлекается социальный опыт учащихся. Содержательная структура данной дисциплины основана на различных сторонах взаимодействия человека, что предполагает определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений.
В современном учебно-воспитательном процессе решающую роль играет личность учителя обществознания. Его профессиональная и общая культура, интеллектуальные и нравственные качества, его убежденность и широкий кругозор - важнейшее условие становления нового содержания обществоведческой подготовки, перестройки всей методической системы обучения, идейной направленности и высокой результативности процесса обучения. Справиться с задачей комплексного раскрытия проблем человека и общества может лишь преподаватель, обладающий философской культурой, познаниями в широком спектре общественных наук, постоянно интересующийся развитием научной мысли, активно воспринимающий новое в литературе и искусстве.
1.2 Педагогические условия формирования экономического мышления у старших школьников в процессе их обучения обществознанию.
Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный, социально ориентированный рынок предъявляет повышенные требования к социально-экономическому образованию и воспитанию всех его участников. Необходимы глубокие экономические знания, новое экономическое мышление, высокая экономическая культура: предприимчивость и деловитость, расчетливость и хозяйственность, честность и совестливость, инициативность и высокая дисциплина труда, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, готовность к защите своих социально-экономических прав и свобод.
Поэтому сегодня большую значимость приобретает школьное экономическое образование, позволяющее раскрыть национальные ценности, традиции, нормы экономической культуры, предотвратить уход молодежи из производственной сферы; из активного участия в возрождении национальной экономики.
На наш взгляд, целью экономического образования школьников является формирование экономических качеств личности, экономического мышления и рационального выбора.
Актуальность экономического образования в современном обществе не случайна. Это объясняется рядом причин:
•подвижность и изменяемость экономической ситуации в стране;
•недостаточная подготовленность выпускников к вхождению в рыночные отношения, и как следствие – пополнение рядов безработных на рынке труда;
•изменение социального заказа общества, выраженного заинтересованностью руководителей предприятий в экономически грамотных работниках, и родителей, стремящихся подготовить своих детей к жизни;
•увеличение интереса самих школьников к экономике, т.к. они непосредственно сталкиваются с окружающей действительностью, чаще всего экономической;
•переход школы к профильному обучению, так как при этом школьное экономическое образование должно быть направлено на социализацию учащихся с учетом потребности рынка труда, создавать условия для их самоопределения, саморазвития личности, а также на осмысление учащимися, в конечном итоге, своего места в жизни [ 12 , c. 95 ].
В связи с этим, от нас требуется сформировать у учащихся соответствующую структуру экономической культуры личности, т.е. знания, умения, убеждения, навыки экономической деятельности; качество личности, направленное на самореализацию в экономической сфере. А также навыков практического применения полученных знаний, как значимой составляющей социальной компетентности, создающей базу для подготовки молодого поколения к жизни, непрерывности общего и профильного образования.
Один из серьёзных недостатков преподавания экономики в школе - недостаточная связь предмета с жизнью. Зачастую уроки сводятся к лекциям по теории, тогда как школьный курс по этому предмету должен, прежде всего, научить ребят ориентироваться в условиях рыночной экономики - знать свои права и уметь ими пользоваться. Поэтому в основу экономического образования в школе должен быть положен деятельностно - ориентированный подход, суть которого - в формировании у ученика не только знаний, но и умений применять их на практике.
В обучении, основанном на этом подходе, выделяем несколько этапов:
· информационный - просвещение учащихся в области теории экономики (усвоение понятийного аппарата, основных экономических законов, терминологии, исторических аспектов развития экономики);
· проектный - поиск, анализ, синтез и использование информации (формирование способности к конструктивному мышлению, и принятию решений и готовности брать на себя ответственность и инициативу);
· практический - применение знаний и умений (ребята разрабатывают бизнес-планы, организуют собственное дело в рамках программы «Школьная компания», играют в компьютерную игру «Моделирование экономики и менеджмента» [ 1, c.76 ].
В процессе обучения надо стремиться использовать активные методы обучения - практикумы, экономические лаборатории, деловые игры, конкурсы.
Актуальность экономического образования школьников можно резюмировать целям преподавания экономики в средних общеобразовательных учреждениях, определёнными Министерством науки и образования Российской Федерации следующим образом:
· формирование у учащихся основ экономического мышления, что позволит перейти от эмоциональных, неаргументированных суждений по экономическим вопросам к объективному и обоснованному подходу к их анализу и решению;
· адаптация учащихся к рыночным экономическим условиям, понимание ими происходящих и предстоящих изменений в жизни общества;
· выработка умения выносить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства;
· приобретение навыков принятия эффективных экономических решений в повседневной жизни.
В любом случае, изучение экономики в школе будет развивать у школьников рационализм, логическое и аналитическое мышление, научит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания. В конечном итоге обучение следует направлять на интеллектуальное развитие школьников и это можно считать одной из наиважнейших задач экономического образования [ 35, c. 56 ].
Изучение понятий «спрос» и «предложение» научит молодых людей понимать процесс формирование цен. Также необходимо изучать рыночный опыт других стран как развитых, так и развивающихся. Дети, а тем более старшие школьники, должны понимать, что такое налоги, уметь их укрупнено рассчитывать, понимать, что такое бюджет, уметь составлять простой бизнес-план.
Изучение экономических понятий, категорий, законов подготовит выпускников школы к реалиям взрослой жизни, обеспечит психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с безработицей, конкуренцией, сменой работы и профессии, местожительства. Молодые люди, покидая школу, должны быть активными гражданами, обладать внутренней свободой и быть уверенными в своих силах.
Именно поэтому школьники должны как можно ранее начинать выбор профессии и понимать, что знания, которые они получают в школе, им необходимы в дальнейшей жизни. Нужно еще у младших школьников формировать желание и умение учиться, развивать такие качества личности, которые позволили бы каждому найти свое место в мире, реализовать свои возможности.
Следует учитывать и то обстоятельство, что современная экономическая теория формировалась годами, её развитие бесконечно, так как каждая ступень общественного производства заставляет заново постигать новую экономическую реальность. Недаром экономические новости, которые преподносят средства массовой информации, интересуют всех. А вот школьников это интересует? По опыту работы со студентами, скажу, что нет. Даже студенты-старшекурсники мало интересуются новостями экономики и даже на хорошо подготовленных семинарах избегают примеров из новостей, не могут их всерьёз прокомментировать. При этом из опыта знаю, что точный своевременный комментарий преподавателя навсегда «застревает» в памяти и часто является толчком, после чего очевиден интерес студента к изучаемой дисциплине, к стране, мировой экономике.
Чтобы такой интерес воспитать, необходимо именно в школе закладывать основы элементарной экономической культуры. Так, например, есть стереотипы, как хорошо было жить при социализме, в плановой экономике. В чем-то, действительно, было хорошо, но ведь в чем-то плохо или даже очень плохо. Например, был дефицит товаров, очереди в магазине, нельзя было свободно купить путевку на отдых и т.д. Но была стабильность во всем, постоянные цены, уверенность в завтрашнем дне. За каждым этим утверждением должны стоять разъяснения учителя, обсуждения, споры, критические высказывания. А рыночная экономика, конечно, экономика больших возможностей. Но как решаются социальные проблемы? Надо обсуждать эти вопросы, опираясь на цифры, факты, на примерах из жизни.
Сама по себе методика преподавания экономики в школе должна быть разработана специалистами, а затем её следует постоянно улучшать, совершенствовать. В помощь преподавателям экономики необходимо разрабатывать современные учебники и пособия, активные методы преподавания, экономические и деловые игры, компьютерные программы. Преподаватель должен применять диалоговый подход, эмоциональное изложение, увязывать теоретический материал с реальностью российской экономики [ 14, c. 35 ].
Экономическое образование учащихся - сложное системное образование, при исследовании которого необходимо выделить его элементы, их взаимосвязи, теоретически осмыслить и на практике изучить, как они реализуются.
Экономика сегодня становится одним из предметов, который также влияет социализацию человека в современном мире, поскольку каждый из нас, вне зависимости от возраста, воспитания или образования напрямую сталкивался с разрешением массы экономических ситуаций. Экономическую социализацию, таким образом, рассматривают как включение индивида в само экономическое общество. Более того, формирование экономического мышления молодежи способствует развитию общественной активности, инициативности, предприимчивости, усилению чувства собственности. Можно также рассматривать экономическое мышления выпускника как часть его собственного мировоззрения, что еще больше усиливает ценность реальных экономических знаний и представлений, которые должны получать молодые люди .
Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. Решение этих задач требует модернизации системы образования в общем, и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество экономического образования. Поэтому образовательная практика и ее составляющие должны быть ориентированы на формирование предприимчивости, экономического мышления, восприимчивости к новизне, исследовательских умений личности. Соответственно современные образовательные технологии должны включать учащихся в поиск и анализ информации, обеспечивающей их ориентацию в многообразных экономических и социальных процессах и увеличивающей возможности удовлетворения своих и общественных потребностей. Следует особо учитывать, что сформированные в школе экономические знания и умения учащихся, осознанный выбор будущей сферы профессиональной деятельности, их готовность к интеллектуальному и производительному труду являются важными факторами роста экономики страны. Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом .
Особая роль в формировании экономического мышления у подростков принадлежит общеобразовательной школе. Изучение экономики помогает сформировать начальное представление об экономике как целостной системе хозяйственной деятельности человека, осуществляемой в основных экономических сферах: потреблении, производстве, обмене, а также о роли государства в экономике. В условиях модернизации российского образования школа стремится решить проблему социализации подростков в динамичных социально - экономических условиях российской действительности, внедряя такие предметы, как обществознание, право, экономика. В рамках общего экономического образования в школе акцент делается на элементарных понятиях, связанных с нашим жизненным опытом на уроках обществознания, экономики и труда, на классных часах [44, c.56].
Большинство задач, включенных в учебники экономики, являются задачами с экономическим содержанием, при решении которых подростки обучаются элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач. Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации, остаётся вне обсуждения. Для его усиления возможно провести дополнительную работу над задачей после ее решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением производительности труда, увеличением за счет этого выпуска деталей, с зависимостью качества продукции от скорости изготовления, с поощрением рациональных способов работы, с дополнительным заработком рабочего. Без экономики сегодня невозможно прожить на свете. Преподавание обществознания и экономики тесно связаны между собой. Понятно, что экономику нельзя отнести к предметам только математических дисциплин, так как здесь очень много вопросов из обществознания. А в ОГЭ по обществознанию также присутствуют вопросы с экономическим содержанием.
В олимпиадных задачах по экономике примерно 60% отводится решению задач. В тренировочных тестах ОГЭ по математике встречаются задачи с физическим, химическим и экономическим содержанием.
Современная экономика не может обойтись без построения моделей, применения формул, построения графиков, расчетов. Экономика- это точная наука. Ученики понимают, что решение экономической задачи полностью зависит от глубины математических знаний.
Использование экономических задач на уроках математики и математического аппарата на занятиях по экономике превращает обучение этим наукам в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению материала.
Экономических задач много. Оно разнообразны по тематике и уровню сложности. При решении задач по экономике приводятся наглядные геометрические иллюстрации, что позволяет ученикам по иному взглянуть на мир функций и графиков, научиться их читать и получать максимум информации.
В предложенной ниже таблице приведено соответствие разделов курса математики некоторым темам курса экономика. Ведь знания полученные на уроках обществознания, позволяют решать прикладные задачи по математике, а знания математического аппарата помогают успешно осваивать курс экономики.
Темы курса экономики | Разделы курса математики |
Кривая производственных возможностей. | Анализ функций и графиков. |
Спрос, предложение, рыночное равновесие. | Построение и анализ графиков в одной системе координат. Составление и решение уравнений. Определение наибольшего значения функции на отрезке. Анализ функций. |
Эластичность спроса и предложения. | Составление и решение уравнений и систем уравнений. |
Производство, выручка, издержки, прибыль, рентабельность, производительность. | Составление и решение уравнений и систем уравнений. Определение наибольшего значения функции на отрезке. |
Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит. | Составление и решение уравнений. Прогрессии. Проценты. |
Темп инфляции; расчеты в текущих и приведенных ценах. | Составление и решение уравнений. Проценты. |
Сравнительное преимущество: обмен, внешняя торговля. | Составление и решение уравнений. |
Во многих темах присутствуют задачи на проценты и доли. При решении которых приходится приводить дроби к общему знаменателю, а также производить их сокращение. Поэтому необходимо помнить правила работы с дробями. При последовательных изменениях какой-либо величины каждый раз проценты берутся от ее последнего значения (если в условии не оговорено другое), и на соответствующий коэффициент умножается последнее значение величины.
При изучении КПВ (кривой производственных возможностей) активно используются знания убывающей выпуклой вверх линейной, или кусочно-линейной функции, умения строить и анализировать их свойства, строить графики. Раздел спроса, предложения, рыночного равновесия пестрит функциями, графиками, системами координат, уравнениями и их системами.
Очень часто максимальная выручка достигается не при максимальном выпуске, поэтому знание точек вершины параболы и позволяет рассчитать при каком выпуске мы получим наибольшую выручку, а значит и прибыль.
При нахождении уравнивающей ставки составляется дробно-рациональное уравнение, которое ребята решают приведением к общему знаменателю. Дополнительные множители, формулы сокращённого умножения, решение квадратных уравнений, формулы его корней и дискриминанта – всё это необходимо знать, чтобы успешно решить задачи на инвестирование. А чтобы рассчитать и вывести формулу цены земли, мы вспоминаем формулу бесконечной убывающей геометрической прогрессии. На уроках математики ребята настолько привыкли к решению абстрактных математических заданий, что появление прикладных задач по физике, химии и экономике постоянно загоняет их в тупик. Увидев в тренировочных текстах ЕГЭ по математике задачу «про монополиста», они спешат отодвинуть её подальше, убеждая себя, что никогда её не решат, нечего и браться. (Для одного из предприятий-монополистов зависимость объёма спроса на продукцию Q = 40 - 5P. Определите максимальное значение цены Р, при которой выручка предприятия составит не менее 75 000.) [35, c.84].
Экономику же принято считать гуманитарной дисциплиной. Это абсолютное недоразумение. На самом деле она оперирует количественно измеряемыми величинами – экономическими показателями – и функциональными или статистическими связями между ними – расчетными формулами и экономическими законами.
Поэтому задача учителя убедить ребят в том, что математические объекты не столь абстрактны, как они привыкли считать. Ведь за точкой, прямой, уравнением или функцией может скрываться конкретный экономический объект или процесс, а свойства тех и других тесно связаны между собой. При решении задач по экономике приходим к определённым математическим понятиям, где это возможно, приводим наглядные геометрические иллюстрации, что позволяет ребятам по-иному взглянуть на мир функций и графиков, научиться их «читать» и получать максимум информации.
И так можно сколько угодно приводить примеров взаимного проникновения математики в экономику и экономики в математику.
Таким образом, применение интегрированного подхода даёт учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других дисциплин, а учащимся- возможность понять, что полученные знания тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Выводы по 1 главе:
- целью экономического образования школьников является формирование экономических качеств личности, экономического мышления и рационального выбора.
- в основу экономического образования в школе должен быть положен деятельностно - ориентированный подход, суть которого - в формировании у ученика не только знаний, но и умений применять их на практике.
- изучение экономики в школе будет развивать у школьников рационализм, логическое и аналитическое мышление, научит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания.
- обществознание представляется очень специфической дисциплиной, уникальность которой состоит в том, что здесь происходит интеграция других общеобразовательных предметов и привлекается социальный опыт учащихся.
- содержательная структура обществознания основана на различных сторонах взаимодействия человека, что предполагает определенный социальный опыт, систематизацию знаний и осмысление общественных явлений.
II.ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 9 КЛАССЕ
2.1 Анализ уровня знаний по обществознанию
Одним из показателей уровня знаний школьников по обществознанию являются результаты ОГЭ. В своей экспериментальной работе я сделал анализ результатов ОГЭ по обществознанию за 2013 и 2014 годы. Именно той части заданий, где используются знания по экономике.
Целями экзамена являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Результаты экзамена в новой форме могут помочь выпускнику в выборе профиля дальнейшего обучения.
Предлагаемый на экзамене комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и сформированность умений в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
Модель экзаменационной работы отражает интегральный характер предмета: задания в совокупности охватывают основные содержательные линии курса, базовые положения различных областей научного обществознания. В результате объектом проверки выступает широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знаний об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного и социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение оценочных высказываний и суждений, отражающих факты, конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
Каждый вариант экзаменационной работы состоял из 31 задания. Все задания различны по назначению, содержанию и сложности.
Часть 1 состоит из 20 заданий с выбором ответа, представляющих шесть содержа-тельных линий курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономическая сфера жизни общества, социальные отношения, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены общество, человек и сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте КИМ.
Задания 21–25 в каждом варианте КИМ направлены на проверку
определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий 21–25 и заданий 26–31, что в совокупности они представляют все блоки-модули.
В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть
заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.
Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – 40. С учетом числа заданий базового уровня, а также результатов педагогической и предметной экспертизы была разработана шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале .
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0–14 | 15–24 | 25–34 | 35–40 |
Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – 40. Из них примерно 8 баллов можно получить за задания из раздела «Экономика». В процентном соотношении это составляет 20% (смотри диаграмму)
Анализ результатов ОГЭ по обществознанию за 2013 по 2014 годы по России показал, что выпускники плохо решают задания, связанные с поиском и анализом информации, представленной в различных знаковых системах ( схемах, диаграммах, таблицах, графиках). Выпускники не владеют приемами работы использования межпредметных связей обществознания и математики. Экзаменуемые испытывают затруднения при выполнении заданий по разделу «Экономическая сфера жизни общества»». Так, например, только 43% учащихся могут правильно интерпретировать данные, полученные из диаграмм, графиков, таблиц. Только лишь 48% выпускников правильно определяют сущность экономических понятий .
Только 43% учащихся могут правильно интерпретировать данные, полученные из диаграмм, графиков, таблиц.
Только лишь 48% выпускников правильно определяют сущность экономических понятий
2.2 Разработка программы элективного курса по обществознанию «Введение в экономику»
Анализ результатов ОГЭ по обществознанию показал, что выпускники испытывают затруднения с заданиями раздела «Экономика». Поэтому чтобы решить эту проблему мы решили разработать программу элективного курса «Введение в экономику».
Программа элективного курса по обществознанию «Введение в экономику» для учащихся 9-х классов.
Одним из путей успешной и эффективной подготовки к ОГЭ по обществознанию и математике на мой взгляд является проведение элективных курсов. Поэтому я разработал и применил в своей практике элективный курс «Введение в экономику» в 9 классе. Этот курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся в девятом классе в рамках экономического и естественно-математического профиля. Курс направлен на то, чтобы развить интерес школьников к экономике и обществознанию, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, ознакомить с наиболее известными приемами математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Пояснительная записка.
Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Профильное обучение на старшей ступени ориентировано на развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда.
XXI век – это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны, все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование и др. Эффективности освоения учащимися образовательных учреждений первоначальных профессиональных знаний, умений навыков в области экономики, экономического планирования способствует проведение элективного курса «Введение в экономику».
Программа курса согласуется с БУП, в котором к обязательным базовым общеобразовательным учебным предметам – учебным предметам федерального компонента, направленным на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, наряду с русским языком, литературой, математикой относится интегрированный учебный предмет обществознание (включая экономику и право). На профильном уровне обществознание, экономика, право изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля. Для большей практической направленности предмета «Экономика», в систему вариативной части учебных планов социально-экономического профиля может быть включен данный элективный курс. Он не просто расширяет образовательную область « Обществознание» через увеличение количества часов, отводимых на изучение экономики, но и помогает старшеклассникам в подготовке к ЕГЭ, одной из тенденций которого, в последние годы, стала увеличение практических заданий по экономике следующего типа: определить по графику ситуацию на рынке товаров и услуг, выявить функцию налогов в условиях экономического кризиса, определить последствия конкуренции среди товаропроизводителей на рынке и т.п. Президентская инициатива «Наша новая школа» предлагает ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетентностей и способностей. В современных источниках компетентность трактуется как «общая способность решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей».
Новизна темы спецкурса состоит в том, что она направлена на отработку специфических умений и навыков, компетентностей, которые позволят в дальнейшем молодым людям решать такие жизненные проблемы, например, как составление семейного бюджета, повышение собственной производительности труда, определение уровня инфляции и т.п. В основу программы положена идея социализации учащихся, подготовки их к освоению социальных ролей ( семьянина, труженика, менеджера, финансиста) и базовых экономических, социальных, коммуникативных компетенций. В программе элективного курса конкретизируются следующие идеи из программы школы: «создание основы для осознанного выбора и последующего освоения программ высшего профессионального образования выпускниками гимназии; адаптация обучающихся к жизни в обществе».
Программа предусматривает возможность координации и интеграции с уже существующими образовательными программами по данному направлению такими как: «Основы экономических знаний» (Л.Л. Любимов, Н.А. Ранева), «Основы бизнеса и предпринимательства» (И.В. Липсиц), «Прикладная экономика» (коллектив педагогов, психологов, ученых-экономистов под руководством Г.Т. Шапиро). При разработке программы я исходил из следующих принципов отбора содержания:
· последовательности (содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными познавательными возможностями учащегося)
· принципа связи теории с практикой.
Цели курса:
- Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
- Закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах).
- Развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний.
- Воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи курса:
- Формирование умения экономического анализа общественных явлений и событий;
-Развитие умения критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и суждений.
· Способствовать освоению типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- Объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; последствия инфляции;
- Сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых;
- Вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену, смету/бюджет доходов и расходов, темп инфляции, уровень безработицы;
- Применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.
Планируемые результаты обучения:
По окончании изучения курса: «Введение в экономику» учащиеся:
· Получат навыки рационального экономического поведения;
· Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях;
· Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике;
· Получат навыки решения практических задач по экономике.
Основные методы работы:
- Решение задач;
- Лекция;
- Дискуссия;
- Деловая игра;
- Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и решениями задач, ответами на тесты, творческие работы (электронные презентации, эссе, портреты экономистов), защита проектов.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечения доступа учащихся к экономической литературе, возможность создания и демонстрации электронных презентаций, наличие раздаточного материала.
Технические средства и оборудование, необходимое учителю для проведения занятий: компьютер, мультимедиапроектор, телевизор, экран.
Итогом работы по данному курсу может стать защита проектов.
Элективный курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
Лекция | Практика | Игра | Семинар | ||||
Введение | 1 | 1 | конспект | ||||
1 | Основы хозяйственной жизни человека | 2 | 1 | 1 | Мини – тест | ||
2 | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | 2 | 1 | 1 | Контрольная работа на построение графика по заданным величинам | ||
3 | Типы экономических систем | 2 | 1 | 1 | Эссе | ||
4 | Спрос, предложение, рыночное равновесие | 4 | 1 | 3 | Тренинг «Связанные рынки». | ||
5 | Деньги и денежное обращение | 5 | 1 | 3 | 1 | Тренинг «Люди и деньги» | |
6 | Инфляция. Причины и виды | 3 | 3 | Мини-тест | |||
7 | Рынок труда. Безработица | 2 | 2 | Мини-тест | |||
8 | Личные доходы и проблемы их распределения | 4 | 3 | 1 | Презентация «Бюджет моей семьи» | ||
9 | Регулирование неравенства доходов с помощью налогов | 4 | 1 | 2 | 1 | Эссе | |
10 | Бюджет государства | 3 | 1 | 1 | 1 | Эссе | |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Контрольная работа | |||
Итого | 34 | 7 | 21 | 2 | 4 |
Программа курса.
Введение. Цели и задачи курса (1 час)
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Важность практической деятельности в жизни человека.
Тема 1. Основы хозяйственной жизни человека (2 часа).
Специализация, производительность труда, торговля. Деловая игра «Бумажная фабрика».
Тема 2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы (2 часа).
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Решение задач на построение кривой производственных возможностей. Деловая игра «Обмен».
Тема 3. Типы экономических систем (2 часа).
Традиционная экономическая система. Командно – административная экономическая система. Рыночная экономическая система. Смешанная экономическая система. Решение задач на определение типов экономических систем.
Тема 4. Спрос, предложение, рыночное равновесие ( 4 часа).
Спрос и закон спроса. Предложение и закон предложения. Задачи на построение кривых спроса и предложения. Рыночное равновесие. Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Решение задач на определение равновесной цены и равновесного количества товара. Эластичность спроса и предложения. Определение эластичности спроса и предложения. Мультимедийное практическое занятие «Эластичный или неэластичный спрос».
Тема 5. Деньги и денежное обращение (5 часов).Роль денег в рыночной экономике. Виды денег, их свойства и функции. Финансовые ресурсы региона. Решение задач с использованием уравнения количественной теории денег (УКТД).
Тема 6. Инфляция. Причины и виды (3 часа).
Определение инфляции и её измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Решение задач на определение индекса потребительских цен (ИПЦ). Решение задач на определение темпов инфляции
Тема 7. Рынок труда. Безработица (2 часа).
Занятые и безработные. Измерение безработицы. Причины и формы безработицы. Последствия безработицы. Государственное регулирование занятости. Трудовой потенциал региона. Решение задач на определение уровня безработицы и занятости. Мультимедийные практикумы «Рынок труда», «Безработица».
Тема 8. Личные доходы и проблемы их распределения.(4 часа)
Доходы и расходы семьи. Инфляция и семейная экономика. Планирование месячного семейного бюджета (составление презентации). Эрнст Энгель. Решение задач на определение реального и номинального доходов.
Тема 9. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов.(4 часа)
Принципы и методы налогообложения. Лабораторное занятие «Налоги и налоговые системы». А. Лаффер. Решение задач на определение шкалы налогообложения. Эссе по теме: «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
Тема 10. Бюджет государства.(3 часа)
Доходы/расходы бюджета. Бюджетный дефицит. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Региональная бюджетно-налоговая система. История социально-экономических преобразований в финансовой сфере в России. Министры финансов России XIX – XX вв. Эссе по теме: «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвес).
Итоговая работа. Защита проектов.(1 час)
Литература для учителя:
1. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику»: пособие для учителя. – М: «Вита-Пресс», 1998.
2. Буфетова А.Н., Веселая Л.С. и др. Задачи олимпиады школьников по экономике// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009. - №2.
3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах: 50 непростых задач о предложении денег…. – М.: Начала-Пресс, 1995.
4. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей / Под. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб, 2005.
5.Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11 кл. Профильный уровень образования./ С.И. Иванов и др. – М.: Вита-пресс, 2006.
6.Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 кл./ Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2001.
7.CD- диск: 1С:Школа. Экономика, 9-11 кл. Практикум.(электронный ресурс)
8.СD – диск: Основы экономической теории, 9-11 класс. (электронный ресурс)
9.Синявская Э.Г. Вариант задания вступительных испытаний по обществознанию, предлагавшийся на открытой олимпиаде (для абитуриентов отделений экономики и менеджмента, 2007)// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009, - №1.
10.Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания. – Ярославль, 2003.
11.Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: «Проспект», 2005.
12.Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт.-сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Литература для учащихся:
- Бирман А.М. Задания для самостоятельной работы по основам экономических знаний.- М.: «Просвещение»,1998.
- Введение в экономику. Основы экономики и предпринимательства. Основы бизнеса. – М.: МП «Новая школа», 1993.
- Основные экономические понятия. – М.: Аспект – пресс, 1995.
- Прутченков А.С. Основы рыночной экономики. – М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 1997.
- Прутченков А.С., Райзберг Б.А. Практическая экономика. – М.: «Новая школа», 1995.
- Прутченков А.С. Рынок? Рынок… Ура! Рынок!: сборник тестов, задач, кроссвордов. – М.: «Новая школа», 1994.
- Экономическая теория в школе. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Интернет ресурсы.
Адрес сайта | Информация, содержащаяся на сайте | При изучении какой темы может быть использован |
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики РФ | Данные об инфляции (индекс потребительских цен) – раздел «Цены и тарифы» | Тема №6 |
www.rian.ru – РИА «Новости», www.rbc.ru- Росбизнесконсалтинг | Текущая информация о рассматриваемых и реально используемых мерах по ограничению роста цен | Тема №6 |
http://gallery.economicus.ru – сайт проекта «Экономическая школа» | Подробные сведения об основных школах и течениях экономической мысли | Темы №№ 5,8, 9, 10. |
www.rostrud.ru – Федеральная служба занятости населения | Информация об уровнях занятости и безработицы в РФ | Тема №7 |
www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли | Текущая ситуация в экономике РФ | Темы №№ 10,6,7 |
www1.minfin.ru – Министерство финансов РФ | Проект государственного бюджета, прогнозируемый темп инфляции | Тема №6 |
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба | Налоги, налогообложение, государственная политика в области перераспределения доходов | Тема №9 |
Примеры используемых задач.
Тема 2.
Задача № 1.
Производственные возможности общества определяются следующими данными:
Продукт А (шт.) 0 100 200 300 400
Продукт В (шт.) 300 275 210 120 0
Постройте КПВ. Определите альтернативную стоимость производства одного продукта А в каждом варианте производства.
Тема 3.
Задача № 1.
Какой тип экономической системы существовал в России в эпоху правления Петра I? Свою точку зрения обоснуйте.
Задача № 2.
Какой тип экономической системы существовал в СССР в 80-е годы XX века? Свою точку зрения обоснуйте.
Тема 4.
Задача № 1.
Кривая спроса на портфели описывается уравнением Qd = 600 + 2P, а кривая предложения Qs = 400 + 4P, где P – цена в рублях. Какова равновесная цена и равновесное количество? Что произойдет, если цена будет на уровне 50 р.? Что будет, если правительство введет налог в размере 50 р., который будут платить производители?
Решение:
Qd=Qs; 600 + 2P = 400 + 4P при P = 50 налог 50 р.
-2P = - 200 Qd = 700 шт. 600 + 2P = 400+ 4(P – 50)
Po = 100 р. Qs = 600 шт. Po = 200 р.
Qo = 800 шт дефицит 100 шт. Qo = 1000 шт.
Задача № 2.
Точечная эластичность спроса по цене равна 0,5. Исходная цена равна 5р., величина спроса 10. Цена в абсолютном выражении выросла на 1. На сколько при этом изменится величина спроса? Эластичным или неэластичным является спрос?
Тема 5.
Задача № 1.
Предложение денег в Галиции возросло с 16 млн до 18 млн дукатов. Объём продаж уменьшился на 10%. Скорость обращения не изменилась. На сколько процентов в среднем изменились цены?
Тема 6.
Задача № 1.
В некоторой стране потребительская корзина состоит только из 6 продуктов. Определите ИПЦ.
Товар Потребление Цена Потребление Цена
Хлеб 10 5 13 6
Молоко 5 8 4 8
Сыр 3 20 4 15
Мясо 3 30 2 35
Колбаса 2 50 3 70
Джинсы 1 200 1 220
Решение:
ИПЦ = Стоимость базовой товарной корзины в текущем периоде
Тема 7.
Задача № 1.
Известно, что население страны составляет 100 млн человек. Численность занятых примерно 50% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8% от занятых. Численность неработающих и не желающих по каким-либо причинам работать составила 4 млн человек. Численность нетрудоспособных и обучающихся с отрывом от производства - 36 млн человек. Определите уровень безработицы.
Задача № 2.
Предположим, что потенциальный ВВП равен 1100 млрд р., а фактический 1000 млрд р., естественная норма безработицы 6%. Чему равна фактическая норма безработицы?
Основные понятия курса.
Банкротство- неспособность фирмы или человека в срок заплатить свои долги.
Безработица-состояние незанятости части трудоспособного населения, неполное использование обществом трудовых ресурсов (фрикционная, сезонная, структурная, циклическая).
Безработные-люди в трудоспособном возрасте, которые не имеют работы, но активно ищут её.
Бизнес - инициативная экономическая деятельность на свой страх и риск с целью получения прибыли. Партнерство - совместный бизнес, добровольное объединение капиталов.
Бюджет - имеющая официальную силу роспись, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за период времени, чаще за год (государственный, региональный, муниципальный, семьи).
Валовой внутренний продукт (ВВП)- рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за год.
Валюта (итал.- стоимость) – а) денежная единица страны; б) денежные знаки иностранных государств; в) кредитные средства обращения и платежа, используемые в международных расчётах.
Валютный курс- цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны (фиксированный, плавающий).
Валютный коридор - официально установленные пределы колебания валютного курса.
Валовой национальный продукт – исчисленная в рыночных ценах стоимость произведенного страной конечного (готового) продукта; включается стоимость продукта, созданного как внутри страны, так и за рубежом (ВНП=НД плюс амортизационные отчисления).
Величина предложения - количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный период времени.
Величина спроса - количество товара, которое покупатели готовы купить при данной цене в течение данного периода времени.
Государственная экономическая политика - генеральная линия государства в лице правительства в области производства, распределения, обмена и потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, политики в области труда и занятости.
Государственное регулирование экономики - воздействие государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц в целях придания процессам законности и организованного характера, соблюдения государственных и общественных интересов; имеет место как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике. Включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учёт и контроль.
Государственные доходы - денежные доходы государства за счёт взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов и помощи.
Девальвация- снижение курса валюты страны по отношению к твердым валютам, международным счётным единицам, уменьшение реального золотого содержания денежной единицы (открытая, признанная правительством и скрытая).
Деньги - всеобщий эквивалент, универсальный товар, который может обмениваться на любые товары и услуги.
Дотация (лат.- Пожертвование) – а) финансовая поддержка из государственного или местного бюджета нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между доходами и расходами; это не позволяет расти ценам, но ложится, но ложиться тяжёлым грузом на бюджет (не свойственно экономике рыночного типа); б) государственные доплаты гражданам для покрытия убытков или на специальные цели.
Доход-приток денег (их общая сумма) или натуральных благ, зарабатываемых или получаемых за какое-то время. Реальный доход- количество товаров и услуг, которое можно получить за сумму номинального (количества получаемых денег) дохода.
Закон стоимости-товары производятся и продаются по их стоимости, т.е. в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда.
Закон спроса - чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.
Закон предложения - чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.
Занятость- количество работающих в стране, включая учёбу, службу в армии, ведение домашнего хозяйство, уход за детьми и престарелыми.
Заработная плата - денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода на его продажи, выдаваемая работнику работодателем (должностной оклад, по тарифной сетке, в соответствии с контрактом).
Инфляция (лат,- вздутие)- обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества; вызывается избытком денежной массы при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.
Исполнение бюджета - процесс получения доходов и осуществления расходов, предусмотренных в утвержденном бюджете.
Минимальная зарплата - установленный государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты; не всегда привязана к величине прожиточного минимума; используется для исчисления размеров государственных налогов, платеже, штрафов.
Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством, а также органами местного самоуправления с физических и юридических лиц (прямые и косвенные).
Номинальный доход-сумма денег, получаемая гражданином или семьей за определённый промежуток времени.
Оплата труда - метод экономического принуждения к труду; является источником восстановления израсходованных работником жизненных сил, средством стимулирования труда (сдельная, повременная).
Потребление-фаза общественного воспроизводства, использования продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей: а) производительное потребление средств производства и рабочей силы человека; б) личное потребление продукта (индивидуальное или совместное).
Потребности человека-чувства нехватки чего-либо, нужда, проявляющаяся по-разному в зависимости от уровня развития общества и личностных особенностей человека.
Прогрессивный налог – налог, ставка которого тем больше, чем выше уровень доходов.
Прожиточный минимум- потребление человеком минимально необходимого набора средств к жизни, благ и услуг («потребительская корзина»).
Пропорциональный налог-налог, ставка которого для всех одинакова.
Прямые налоги- налоги, которые берутся с граждан или фирм в зависимости от величин их доходов.
Равновесная цена - рыночная цена, при которой величина спроса на товар равна величине его предложения.
Разделение труда - такая организация производства, при которой каждый работниц специализируется на выполнение определенной операции или на производстве какого-то одного продукта.
Реальный доход- количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму денег, составляющую номинальный доход. Рост реального дохода равен росту номинального, деленному на индекс потребительских цен.
Сбережения - часть доходов, которая откладывается для удовлетворения будущих потребностей.
Смешанная экономика - соединяет преимущества рыночной и командной экономики (сочетает рыночный механизм с государственным регулированием, разнообразные формы собственности и хозяйствования).
Ставка налога - измеряемая государственная доля доходов или прибыли.
Уровень жизни - потребление населением материальных и духовных благ, степень удовлетворения потребностей в них на данной ступени развития общества; отражает благосостояние общества, как в целом, так и отдельных групп.
Фрикционная безработица - связанная с поиском работы по специальности, обычно возникает по личным причинам (в связи с получением образования, желанием сменить профессию или место жительства).
Цена - денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется затратами на производство товара, субъективной оценкой полезности товаров, соотношением спроса и предложения.
Циклическая безработица - связана с экономическими спадами.
Примеры методических рекомендаций к темам спецкурса.
Введение (1 час).
Цели:
- Познакомить учащихся со спецификой курса;
- Вызвать интерес к решению экономических задач;
- Способствовать размышлению учащихся о важности экономических знаний для ориентации в выборе профессии.
Элементы содержания:
- Назначение курса.
- Формы организации и проведения занятий.
- Важность практической деятельности в жизни человека.
Формы работы: групповая.
Методы работы: лекция, дискуссия.
Формы контроля: конспект.
Тема 1. Основы хозяйственной жизни человека (2 часа).
Цели:
- Обобщить и расширить знания уч-ся о разделении труда, специализации, производительности труда;
- Развивать умения оценивать положительные и негативные последствия технических изобретений, повышающих производительность труда;
- Показать на практике от чего зависит производительность труда и как её можно повысить (деловая игра)
Элементы содержания:
- Специализация, производительность труда, торговля.
- Деловая игра «Бумажная фабрика»
Формы работы: групповая.
Методы работы: решение задач, деловая игра.
Формы контроля: мини – тест.
Тема 2. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. (2 часа).
Цели:
- Систематизировать знания уч-ся об основных потребностях человека, развивать умения доказывать безграничный характер потребностей;
- Систематизировать знания уч-ся о видах доходов, получаемых собственниками факторов производства, о понятии «альтернативная стоимость»;
- Развивать умения уч-ся:
* осуществлять выбор в ситуациях, предложенных учителем, используя решетку принятия решения;
* использовать график кривой производственных возможностей для нахождения альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров;
* используя график кривой производственных возможностей, находить точки эффективного и неэффективного использования ресурсов, уметь объяснять, что означает каждая точка, лежащая на кривой производственных возможностей.
Элементы содержания:
- Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.
- Проблема выбора. Альтернативная стоимость.
- Решение задач на построение КПВ.
- Деловая игра «Обмен».
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы работы: решение задач, деловая игра.
Форы контроля: контрольная работа на построение графика по заданным величинам.
Тема 3. Типы экономических систем (2 часа).
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания уч-ся об экономических системах;
- Обучить видеть различия в способах решения фундаментальных проблем, стоящих перед каждой системой;
- Развивать умения уч-ся выделять конструирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы.
Элементы содержания:
- Традиционная экономическая система.
- Командно-административная экономическая система.
- Рыночная экономическая система.
- Смешанная экономическая система.
- Решение задач на определение типов экономических систем.
Формы работы: индивидуальная.
Методы работы: решение задач.
Формы контроля: эссе.
Тема 4. Спрос, предложение, рыночное равновесие (4 часа).
Цели:
- Систематизировать знания уч-ся о понятиях: «спрос», «предложение», «рыночное равновесие»;
- Развивать умения уч-ся правильно определять направления смещения кривых спроса/предложения в случае их увеличения или снижения;
- Развивать умение находить на графике новую точку равновесия, исходя из предлагаемых ему обстоятельств, оказывающих влияние на изменение местоположения кривых спроса и предложения.
- Сформировать умения у учащихся объяснять, какие причины приводят к нарушению рыночного равновесия и возникновению дефицита и избытка.
- Дать представление учащимся о том, что дефицит возникает, когда установленная внешними силами цена ниже равновесной, а избыток, наоборот, когда эта цена выше равновесной.
- Сформировать рассчитывать величину избытка и дефицита аналитически и графически.
Элементы содержания:
- Закон спроса и закон предложения.
- Решение задач на построение кривых спроса и предложения.
- Рыночное равновесие. Дефицит и избыток. Решение задач.
- Эластичность спроса и предложения.
- Мультимедийное практическое занятие «Эластичный или неэластичный спрос».
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы работы: решение задач, лабораторное занятие «Построение кривой спроса», «Эластичный или неэластичный спрос».
Формы контроля: тренинг «Связанные рынки».
Интерпретация результатов введения элективного курса «Введение в экономику»
Курс реализуется в 9-х классах с 2012 г. Наблюдается положительная динамика повышения качества обучения по учебным годам и повышается уровень качества сдачи ОГЭ по обществознанию .
Результаты качества обучения и уровня качества сдачи ОГЭ по предмету
обществознания.
Были проведены контрольные срезы по предмету обществознания до
Были проведены контрольные срезы в 9 классе по обществознанию до введения элективного курса и в конце учебного года. Как видно из таблицы, уровень знаний учащихся заметно вырос.
Виды контроля | Успеваемость по предмету «Обществознание» | Качество знаний по предмету «Обществознание» |
Начальный контроль (до введения элективного курса ) | 75 % | 50 % |
Итоговый контроль ( в концу учебного года) | 100 % | 75 % |
Выводы по 2 главе:
- использование экономических задач на уроках математики и математического аппарата на занятиях по экономике превращает обучение этим наукам в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению материала;
- разработка программы элективного курса показало, что использование межпредметных связей на уроках обществознания способствовало развитию познавательного интереса учащихся к предмету обществознания, более эффективной подготовке к обязательному государственному экзамену в 9 классе по обществознанию;
- по окончании изучения курса: «Введение в экономику» учащиеся получили навыки рационального экономического поведения, овладели некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладели рядом экономических понятий и научились применять их на практике, получили навыки решения практических задач по экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый учитель сталкивается со следующей проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовые использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. Уроки с использованием межпредметных связей призваны для решения данной проблемы путем глубокого взаимопроникновения, слияния, насколько, это возможно, создать в одном учебном материале обобщенные знания в той или иной области.
Анализ литературы по данной проблеме показал, что применение интегрированного подхода даёт учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других дисциплин, а учащимся- возможность понять, что полученные знания тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизни.
Для достижения цели педагогического исследования - формировать системное экономическое мышление учащихся, мы изучили психолого-педагогическую литературу о подходах интегрирования математических знаний с обществознанием, разработали программу элективного курса по обществознанию «Введение в экономику».
Для этого был проведен анализ результатов ОГЭ по обществознанию за 2013 и 2014 годы. Анализ показал, что выпускники испытывают затруднения с заданиями раздела «Экономика». Поэтому чтобы решить эту проблему я решил разработать программу элективного курса «Введение в экономику».
Целями данного курса являлись:
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
-закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);
-развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний.
-воспитания ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Разработка программы элективного курса показала, что использование межпредметных связей на уроках обществознания способствовало развитию познавательного интереса учащихся к предмету обществознания, более эффективной подготовке к обязательному государственному экзамену в 9 классе по обществознанию.
По окончании изучения курса: «Введение в экономику» учащиеся получили навыки рационального экономического поведения, овладели некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладели рядом экономических понятий и научились применять их на практике, получили навыки решения практических задач по экономике.
По результатам проведенных контрольных срезов, по уровню знаний учащихся и результатам ОГЭ по обществознанию прослеживалась положительная динамика.
Таким образом, использование межпредметных связей на занятиях элективного курса «Введение в экономику» способствовало формированию системного экономического мышления, повышению уровня знаний учащихся и уровня сдачи ОГЭ по предмету обществознания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику»: пособие для учителя. – М: «Вита-Пресс», 1998.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1978. - 368 с
3. Бессараб Г.Д. Интегрированные уроки и формирование естественнонаучной грамотности учащихся: Опыт учителей шк.-лицея N 366 Санкт-Петербург// Физика в школе, 2000. - № 5. - C. 17-19.
4. Болдырев Н. И. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1968. -115 с.
5. Боярчук, В. Ф. Развитие познавательной активности учащихся на основе межпредметных связей: метод. рекомендации / В. Ф. Боярчук. Череповец, 1996.
6. Боярчук, В. Ф. Проведение уроков с межпредметными связями: учебно-метод.пособие. Ч. 2. / В. Ф. Боярчук. Череповец, 1998.
7. Бугаев А.И. и др. Дифференциация обучения учащихся в общеобразовательной школе: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 1992. - 32 с.
8. Буфетова А.Н., Веселая Л.С. и др. Задачи олимпиады школьников по экономике// Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 2009. - №2.
9. Вальдорфская педагогика (антология), под ред. А. А. Пинского. - М.: Просвещение, 2003. - 494 с.
10. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах: 50 непростых задач о предложении денег…. – М.: Начала-Пресс, 1995.
11. Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского, - М.: Просвещение, 1987. - 126 с.
12. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.
13. Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.
14. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика, 1981. - 195 с.
15. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе, М: Педагогика, 1981. – 159 с.
16. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО Л.И. Пискунова. – 2-е изд. испр. и дополн. – М.: ТИ Сфера, 2001. – 512 с.
17.Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 9 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. – М.: 1982. – 576 с.
19. Коложвари И. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. - 1996. - № 1. -С. 87-89.
20. Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей / Под. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб, 2005.
21. Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. // Педагогика. - 1996. - И 5. - С. 114-115.
22. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. - 1988. - 191 с.
23. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение. -1987. - 160 с.
24. Морозова О.П. Педагогический практикум: учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, 320с.
25.Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» за 2013-2015 годы.
26. Новиков А.М. Методология образования. - М: «Эгвес», 2002. - 320 с.
27.Пайгусов, А. И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета / А. И. Пайгусов // Школьные технологии – 2006. – № 2. – С. 81–82.
28.Пайгусов, А. И. Интегрированный урок как форма организации интегрированного обучения / А. И. Пайгусов // Преподавание истории в школе. - № 10. – 2007. – С. 41–46.
29. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
30. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю. К. – М: Просвещение 1988. - 479 с
31. Петренко Л.А. Интегрированный урок и методика его применения/ Л.А. Петренко, О.М. Дубровская // Шк. духовности. -2001. -N 2. -(Интеграл. педагогика). - C. 61-65.
32. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 540 с.
33. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание» 9 класс, Москва. «ВАКО», 2012;
34. Практикум по основам экономической теории: Уч. пособие для 10-11 кл. Профильный уровень образования./ С.И. Иванов и др. – М.: Вита-пресс, 2006.
35. Преподавание курса «Основы экономической теории»: Пособие для учителя 10-11 кл./ Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2001.
36. Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобра-зовательных учреждений. КравченкоА.И. -М.: Русское слово.2006;
37.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
38.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей - М.: Дет.лит., 1988.
39.Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей – 2-е изд. - М.: Первое сентября, 2000
40.Соловейчик С.Л. Непрописные истины воспитания. - М.: Первое сентября,2011
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
42. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика. 1989
43. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990. – 96 c.
44. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественноматематических дисциплин: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980. — 207с.
45. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.
46. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541 с.
47. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Просвещение, 1989, 257 с.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение. - 1979. - 159 с.
49. Щукина Г.И. Нормирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. - М.: Учпедгиз. - 1962. - 229 с.
50. Экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: «Проспект», 2005.
51. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты/ авт.-сост. О.И. Медведева. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательского типа мышления учащихся
В данной публикации я исследую особенности исследоватлеьской деятельности учащихся разного возраста. Анализируя их проекты, я делаю прихожу к выводу, что личностная мотивация лежит в основе исследоват...
Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся
Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...
О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.
В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной те...
Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
Инновационный проект по финансовой грамотности....
Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)
В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического...
Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ
Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Уже на начальном этапе изучения химии надо таким образом выстраивать взаимоотношения учителя и ученика, чтобы научить ребенка мыслить и логически рассуждать. Поэтому приемы развития системного мышлени...