Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)
статья по обществознанию (10, 11 класс)
В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического поведения человека, понимание и признание им определенных “правил игры”, принятые “на веру” той или иной системы ценностных ориентаций и установок. Формирование экономического поведения, ориентированного на общечеловеческие ценности и нравственные нормы, особенно значимо для старшеклассников, стоящих на пороге взрослой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ответственного экономического поведения учащихся старших классов на уроках “Основ предпринимательской деятельности” (ОПД)
Сегодняшнему школьнику предстоит участвоватьв экономической жизни в качестве потребителя, семьянина, труженика, гражданина. Поэтому в учебный план нашей школы с 2007 года включается предмет “Основы предпринимательской деятельности” (ОПД), призванный выработать у учащихся экономическую культуру, важными составляющими которой являются экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность личности. На их основе развиваются практические умения экономически грамотного, нравственно образованного поведения личности, значимые в современных условиях.
В 9 классе учащимся предлагается изучить его как элективный курс по выбору, а в 10-11 классе он включается в расписание занятий один раз в неделю.
Мы исходим из того, что и сегодня очень актуально выдающееся произведение мировой экономической мысли – “Книга о скудности и богатстве”, написанное около 300 лет назад одним из сторонников и соратников Петра I И.Т.Посошковым. В нем автор выделил обстоятельства, имеющие важное значение:
-необходимость всем людям работать прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах;
-решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем!
Формирование экономического поведения подрастающего поколения повышает его настоящую и будущую жизнеспособность в условиях рыночной экономики. В концепции экономического образования в общеобразовательной школе под ним поднимается не просто процесс получения и усвоения экономических знаний, а одно из важных средств формирования экономического поведения человека, понимание и признание им определенных “правил игры”, принятые “на веру” той или иной системы ценностных ориентаций и установок. Формирование экономического поведения, ориентированного на общечеловеческие ценности и нравственные нормы, особенно значимо для старшеклассников, стоящихна пороге взрослой жизни. Ведь не секрет, что большинство из них считают, что в условиях рыночной экономики “трудом праведным не наживёшь хором каменных”. Поэтому-то и возникает необходимость в аргументированном, подкрепленном живыми примерами формировании ответственного экономического поведения, вооружении старшеклассников инструментами, помогающими справиться с негативными моментами проникновения в молодежную среду культа наживы и потребительства.
Под ответственным экономическим поведением понимается совокупность поступков экономически образованной личности в доступных видах деятельности, где ответственность проявляется через такие нравственно-экономические качества, как самостоятельность, рациональность, трудолюбие, бережливость, предприимчивость, толерантность, законопослушность.
Воспитание этих качеств обеспечивается проведением имитационных, ситуационных, ролевых, организационно-деятельных, экономически деловых игр. Именно в них реализуются такие педагогические возможности, как актуализация витагенного ответа личности, создание ситуаций для проявления и развития экономических ценностных ориентаций и стимулов для самовоспитания, направленного на совершенствование нравственно-экономических качеств личности.
Использование таких технологий, как проблемное обучение, игровые, групповые, компьютерные, обучение в сотрудничестве, метода проектов, способствует более активному включению учащихся как субъектов экономических отношений в реалии сегодняшней жизни.
Гете писал: “Знать мало, надо применять”. Как старшеклассники справляются с этой задачей, проверяем в ходе осуществления проектной деятельности (темы проектов: “Открываю свое дело”, “Деловые переговоры”, “Игра на фондовой бирже”, “Расчет налогов” и другие), создания презентаций бизнес-планов; проведения “Уроков длиною в год”, игр-конкурсов. Наш опыт показывает, что старшеклассники в целом правильно ориентируются в экономике, экономических процессах, то есть у них формируется прогрессивное экономическое мышление, которое побуждает к разумному самоуправлению своими экономическими действиями в повседневной практике.
С.Авакян
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 84
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
примеры упражнений для формирования дискурсивной компетенции у учащихся...
Формирование читательской компетенции учащихся старших классов на уроках литературы и внеклассного чтения
Материал может ипользоваться на уроках в старших классах...
Организация проектной деятельности учащихся старших классов на уроке информатики с использованием облачных технологий
В современном мире успех определяется способностью человека работать с информацией, анализировать, отбирать и применять ее. Обучение в школе может и должно быть построено с учетом постоянно развивающи...
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Актуальность исследования: Анализ результатов ОГЭ по обществознанию за 2013 по 2014 годы по России показал, что выпускники плохо решают задания, связанные с поиском и ана...
Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания
Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, ...