Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
проект по обществознанию (9 класс) на тему
Инновационный проект по финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
финансовая грамотность | 51.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта авторского инновационного проекта
- Название проекта: Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
- Автор проекта: Портнягина Ирина Юрьевна – учитель истории и обществознания
- Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»
- Контактный телефон. E-mail:8 914 461 47 25; super-irin@mail.ru
- Аннотация проекта: В примерную основную образовательную программу общего и среднего образования включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в 2017-2018 учебном году в гимназии начались занятия по финансовой грамотности, ориентированные на решение прикладных задач повседневной жизни.
Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Данный проект существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы. В современное время финансовых знаний, которыми располагают учащиеся недостаточно, особенно если учесть, что завтра они станут активными участниками финансового рынка.
Реализация проекта приведет к воспитанию наших детей финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.
- Целевая аудитория: Целевой аудиторией данного проекта будут являться ученики, учителя нашей гимназии, родители учащихся, а также сотрудники Отделения Чита Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Для реализации проекта избрана параллель учащихся 9-х классов. «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения учащихся 9-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.
Привлечение к проекту неограниченного количества сопричастных лиц (выпускников, учащихся, родителей, педагогов) приведут в дальнейшем к новым проектам; возможности сетевого общения (блоки, чаты, скайп-конференции).
- Обоснование актуальности проекта: Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Перед людьми стоят сложные финансовые задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения.
Актуальность данного проекта продиктована еще и особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам, широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, «жизни не по средствам». Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.
Данный проект является ответом на вызов времени. Следует учесть, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.
- Цель и задачи проекта:
Цель: формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ.
Задачи:
- повысить уровень финансовой и экономической образованности, грамотности школьников;
- сформировать у школьников систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.
- сформировать ответственность за принятие экономических решений.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Проект по финансовой грамотности направлен на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
- Содержание и технологическое обеспечение проекта: Проект «Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода» рассчитан на три года (2017-2020) учебный год.
Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.
Практико- ориентированный подход предполагает формирование и использование опыта при решении важных задач и возникающих проблем, раскрывает связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью общества.
Курс «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках гимназии, отдельного урока экономической практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с настоящими банковскими купюрами, иметь выход на местные банки, организовывать встречи с банковскими специалистами. При изучении модуля «Пенсии» познакомить учащихся с деятельностью пенсионного фонда при непосредственном участии работников местного фонда. Так же планируются деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволит учащимся побывать в роли специалиста, потребителя и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности, окунуться в мир финансовой деятельности «вживую».
Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка (работники банков, пенсионных фондов и др.), общественные и некоммерческие организации, занимающиеся финансовым просвещением населения.
К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
- Дискуссии.
- Практико-ориентированные игры.
- Деловые встречи со специалистами финансовых структур.
- Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
- Работа с источниками экономической информации.
- Интегративные технологии.
- Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность.
Основные модули курса:
Модуль 1. «Личное финансовое планирование».
Модуль 2. «Депозит».
Модуль 3. «Кредит».
Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции».
Модуль 5. «Страхование».
Модуль 6. «Инвестиции».
Модуль 7. «Пенсии».
Модуль 8. «Налоги».
Модуль 9. «Пирамиды и финансовое мошенничество».
10. Анализ ресурсов проекта (собственные и привлеченные ресурсы):
Для обеспечения целей и задач проекта в гимназии имеются кадровые ресурсы: администрация и учителя гимназии, материально-технические ресурсы: здание гимназии с её кабинетами, оснащёнными компьютерной техникой.
Кабинет информатики – 12 компьютеров учеников и 1 компьютер учителя, проектор, экран, принтер, локальная сеть, Интернет.
Библиотека - литература, компьютер, принтер.
Кабинет истории - 1 компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет.
Видеозал - 1 компьютер, проектор, экран.
Планируется приобрести планшеты Philips E722G 8 Гб 3G. Philips E722G – компактная модель со стильным корпусом, снабжен батареей, рассчитанной на длительную автономную работу, а также передатчиком 3G, обеспечивающим неограниченный доступ к интернету в любых обстоятельствах. Планшеты необходимые для проведения квестов по финансовой грамотности и онлайн-конференций с работниками банка и других финансово-экономических структур.
- Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта:
Примерный план реализации проекта
№ п/п | Мероприятие, деятельность | Срок проведения | Краткое описание мероприятия, деятельности |
1 | 1 этап – подготовительный Актуализация проекта среди участников образовательных отношений | Сентябрь-октябрь 2017г | Данный этап включает в себя: - разработку проекта -разработку сопроводительной документации: программа курса «Финансовая грамотность», создание КИМ -разработка презентаций по модулям -оборудование необходимых помещений Для реализации данного этапа необходимо обновление старой и приобретение новой компьютерной техники (минимум 2 компьютера и 1 ноутбук для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ вне кабинета информатики и интерактивного класса). - Уроки-модули - квест с работниками банка |
22 | 2 этап – основной, практический Включение проекта в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность | 2017-2018; 2018-2019; 2019-2020 учебный год | Внедрение современных информационных технологий; Развитие способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности; Создание социальных и творческих проектов, Проведение школьной конференции научно-исследовательских проектов по финансовой грамотности. Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации. Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций. Участие в конкурсах по финансовой грамотности различного уровня: муниципального, краевого, федерального. Ежегодное проведение мониторинга по КИМ. |
33 | 3 этап – заключительный, аналитический Анализ результатов деятельности. Презентация. | 2019-2020 учебный год | Анализ результатов деятельности: достижения, недостатки, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом. Проведение семинаров по передаче и обмену опытом на городском и краевом уровне. |
Реализация данного проекта способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
- Описание источников необходимых на подготовку и реализацию проекта. (Представить смету с указанием всех источников финансирования)
Источники финансирования: спонсорская помощь.
13. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Учащиеся научатся:
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
• знать и конкретизировать примерами виды налогов;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
• различать виды ценных бумаг;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
• различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Будет происходить систематическое накопление, систематизация по предметам, разделам и темам педагогической информации для развития профессионального мастерства педагогов.
Ученики и учителя – будут активными участниками школьных, региональных и всероссийских конкурсов.
Итоговым результатом будет инновационный проект на выбор: «Мой семейный бюджет»; «Личный финансовый план» во время выступления с презентацией школьники раскроют степень готовности принимать обоснованные решения в сфере управления личными и семейными финансами.
Проект основывается на текущей экономической ситуации в стране, анализе собственных потребностей и возможностей, а так же известных и доступных финансовых инструментах.
При подготовке проекта учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения:
- планировать и осуществлять проектную деятельность;
- определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
- самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
- использовать доступные ресурсы для достижения целей;
- применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для осуществления целей, планирования и выполнения итоговой работы.
Сформированная у выпускника по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» система знаний об основных инструментах финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.
На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.
14. Социальные эффекты от реализации проекта:
Лучшие проекты учащихся гимназии, представленные на конкурсах разного уровня станут общеизвестны, что повысит престиж образовательного учреждения. Ученики будут заняты во внеурочное время полезной деятельностью, развиваться, самосовершенствоваться, что поможет в будущей профессиональной деятельности.
Проект, связанный с повышением финансовой грамотности – один из способов создания условий для успешной социализации подрастающего поколения, формирования социальной мобильности личности, повышения профессионального успеха личности, порождающего веру в себя и будущее своей страны.
Ожидаемые социально-экономические эффекты:
1) Улучшение доступа учащихся к пользованию финансовыми услугами
2) Подготовленность учащихся к неблагоприятным экономическим колебаниям
3) Защищенность от финансового мошенничества за счет получения информации в ходе реализации проекта
4) Проект обеспечит в будущем лучшую защищенность учащихся от финансового мошенничества за счет повышения прозрачности информации и совершенствования системы защиты прав потребителя.
15. Анализ устойчивости проекта (В чем состоят основные риски проекта? Каковы возможные пути решения выделенных проблем?)
Риски проекта | Возможные пути решения |
Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении, каких- либо конкретных вопросов | Поддержка и консультации специалистов в области финансовой грамотности |
Отсутствие финансовых средств для реализации проекта | Поиск спонсоров |
Перенос профессионального стиля общения с урока в воспитательную деятельность | Убеждать, разъяснять, согласовывать, поддерживать идеи и инициативы учащихся |
Трудности с организацией режимных моментов | Выходы на вузы города; сотрудничество с финансово-экономическими учреждениями города |
16. Перспективы развития проекта: (дать обоснование возможности распространения данных, опыта, методики, технологии работы в рамках проекта. Ответить на вопрос: Кто и каким образом сможет использовать результаты и материалы инновационного проекта?)
Опыт реализации проекта по финансовой грамотности предполагается распространять через семинары, консультации, мастер - классы, практические встречи с учителями города и края. Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, краевом, федеральном уровнях. Одним из важных факторов распространения опыта является школьный сайт, на котором планируется размещение информации о проводимых в рамках проекта мероприятий.
Результаты и материалы инновационного проекта могут использовать педагоги в рамках преподавания курса «Основы финансовой грамотности»; учащиеся при подготовке к различным мероприятиям, связанным с финансовой, экономической, социальной и др. тематикой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»
В работе представлен теоретический материал и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....
Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий
Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....
доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода
Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...
Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".
При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...
Развитие познавательного интереса и коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование технологий критического мышления
Обобщение опыта работы с использованием технологии критического мышления...
Урок по теме "Travelling" с использованием технологии системно-деятельностного подхода и презентация к уроку.
Данный урок знакомит учащихся с достопримечательностями Шотландии, содержит увлекательные грамматические упражнения, развивает интерес к изучению английского языка....
Презентация «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование универсальных карточек»
Карточки являются наиболее побуждающим к домысливанию, к соответствующим высказываниям, легко привлекают и удерживают внимание, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с р...