Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
проект по обществознанию (9 класс) на тему

Портнягина Ирина Юрьевна

Инновационный проект по финансовой грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл финансовая грамотность51.83 КБ

Предварительный просмотр:

Карта авторского инновационного проекта

  1. Название проекта: Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода.
  2. Автор проекта: Портнягина Ирина Юрьевна – учитель истории и обществознания
  3. Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная языковая гимназия №4»
  4. Контактный телефон. E-mail:8 914 461 47 25; super-irin@mail.ru
  5. Аннотация проекта: В примерную основную образовательную программу общего и среднего образования включены модули по основам финансовой грамотности. В связи с этим в 2017-2018 учебном году в гимназии начались занятия по финансовой грамотности, ориентированные на решение прикладных задач повседневной жизни.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Данный проект существенно расширяет и дополняет знания  старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы. В современное время финансовых  знаний, которыми располагают учащиеся недостаточно, особенно если учесть, что завтра они станут активными участниками финансового рынка.

Реализация проекта приведет к воспитанию наших детей финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут  добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

  1. Целевая аудитория: Целевой аудиторией данного проекта будут являться ученики, учителя нашей гимназии, родители учащихся, а также сотрудники Отделения Чита Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Для реализации проекта избрана параллель учащихся 9-х классов. «Основы финансовой грамотности» является важным средством просвещения учащихся 9-х классов и развития у них базовых финансовых установок: благосостояние, финансовая безопасность, принципы управления семейным бюджетом, кредитование и страхование. Знание основ финансовой грамотности позволит предотвратить такие финансовые риски как банкротство, бедность, финансовое мошенничество.

Привлечение к проекту неограниченного количества сопричастных лиц (выпускников, учащихся, родителей, педагогов) приведут в дальнейшем к новым проектам; возможности сетевого общения (блоки, чаты, скайп-конференции).

  1. Обоснование актуальности проекта: Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Перед людьми стоят сложные финансовые задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения.

Актуальность данного проекта продиктована еще и особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам,  широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, «жизни не по средствам». Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.

Данный проект является ответом на вызов времени. Следует учесть, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

  1. Цель и задачи проекта:

Цель: формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ.

Задачи:

- повысить уровень финансовой и экономической образованности, грамотности школьников;

- сформировать у школьников систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- умение обращаться с банковской картой, оплачивать платежи через банкомат, отслеживать и контролировать коммунальные платежи, вычислять проценты по вкладу, сравнивать кредитные продукты, анализировать структуру расходов, пользоваться сетью Интернет для оплаты товаров, определять подлинность денежных единиц.

- сформировать ответственность за принятие экономических решений.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Проект  по финансовой грамотности направлен на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

  1. Содержание и технологическое обеспечение проекта: Проект  «Формирование предприимчивого поведения и мышления учащихся на уроках финансовой грамотности через использование технологий системно-деятельностного подхода» рассчитан на три года (2017-2020)  учебный год.

 Мотивация изучения финансовой грамотности обучающимися формируется через интерактивные приёмы работы. Все занятия носят практико - ориентированный характер и позволяют научиться решать жизненные проблемы.

Практико- ориентированный подход предполагает формирование и использование опыта при решении важных задач и возникающих проблем, раскрывает связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью общества.

Курс «Основы финансовой грамотности» предполагает создание в рамках гимназии, отдельного урока экономической практико-ориентированной образовательной среды. Так, например, если речь идет о деньгах, то необходимо работать с настоящими банковскими купюрами, иметь выход на местные банки, организовывать встречи с банковскими специалистами. При изучении модуля «Пенсии» познакомить учащихся с деятельностью пенсионного фонда при непосредственном участии работников местного фонда. Так же планируются деловые игры, которые активизируют не только познавательную, но и воспитательную деятельность. Игровая технология позволит учащимся побывать в роли специалиста, потребителя и на «практике» увидеть результаты собственной деятельности, окунуться в мир финансовой деятельности «вживую».

Кроме того, создание такой среды в образовательном учреждении предполагает изменение подхода к обучению школьников основам финансовой грамотности. Школа, оставаясь главным звеном в образовательном процессе, перестает быть единственным источником учебной информации. В образовательное пространство должны войти профессиональные участники финансового рынка (работники банков, пенсионных фондов и др.), общественные и некоммерческие организации, занимающиеся финансовым просвещением населения.

К практико-ориентированным образовательным технологиям, можно отнести технологии интерактивного обучения, технологии контекстно-компетентностного обучения, технологии модульного обучения, технологии саморегулируемого учения.

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Дискуссии.
  •  Практико-ориентированные игры.
  • Деловые встречи со специалистами финансовых структур.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Интегративные технологии.
  • Индивидуальная  проектно-исследовательская деятельность.

Основные модули курса:

Модуль 1. «Личное финансовое планирование».

Модуль 2. «Депозит».

Модуль 3. «Кредит».

Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции».

Модуль 5. «Страхование».

Модуль 6. «Инвестиции».

Модуль 7. «Пенсии».

Модуль 8. «Налоги».

Модуль 9. «Пирамиды и финансовое мошенничество».

10. Анализ ресурсов проекта (собственные и привлеченные ресурсы):

Для обеспечения целей и задач проекта в гимназии  имеются кадровые ресурсы: администрация и учителя гимназии,  материально-технические ресурсы: здание гимназии с её кабинетами, оснащёнными компьютерной техникой.

Кабинет информатики – 12 компьютеров учеников и 1 компьютер учителя, проектор, экран, принтер, локальная сеть, Интернет.

Библиотека  - литература, компьютер, принтер.

Кабинет истории - 1 компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет.

Видеозал - 1 компьютер, проектор, экран.

Планируется приобрести планшеты Philips E722G 8 Гб 3G. Philips E722G – компактная модель со стильным корпусом, снабжен батареей, рассчитанной на длительную автономную работу, а также передатчиком 3G, обеспечивающим неограниченный доступ к интернету в любых обстоятельствах.  Планшеты необходимые для проведения квестов по финансовой грамотности и онлайн-конференций с работниками банка и других финансово-экономических структур.

  1. Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта:

Примерный план реализации проекта

№ п/п

Мероприятие,

деятельность

Срок

проведения

Краткое описание мероприятия, деятельности

1

1 этап – подготовительный

Актуализация проекта среди участников образовательных отношений

Сентябрь-октябрь 2017г

Данный этап включает в себя:

- разработку проекта

-разработку сопроводительной документации: программа курса «Финансовая грамотность», создание КИМ

-разработка презентаций по модулям

-оборудование необходимых помещений

Для реализации данного этапа необходимо обновление старой и приобретение новой компьютерной техники (минимум 2 компьютера и 1 ноутбук для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ вне кабинета информатики и интерактивного класса).

- Уроки-модули

- квест с работниками банка

22

2 этап – основной, практический

Включение проекта  в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность

2017-2018; 2018-2019; 2019-2020

учебный год

Внедрение современных информационных технологий; Развитие способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности; Создание социальных и творческих проектов, Проведение школьной конференции научно-исследовательских проектов по финансовой грамотности. Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности  через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации. Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций. Участие в конкурсах по финансовой грамотности различного уровня: муниципального, краевого, федерального.

Ежегодное проведение мониторинга по КИМ.

33

3 этап – заключительный, аналитический

Анализ результатов деятельности. Презентация.

2019-2020 учебный год

Анализ результатов деятельности: достижения, недостатки, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом.

Проведение семинаров по передаче и обмену опытом на городском и краевом уровне.

Реализация данного проекта способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

  1. Описание источников необходимых на подготовку и реализацию проекта. (Представить смету с указанием всех источников финансирования)

п/п

Наименование расходов

Количество

Сумма (руб.)

1

В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016;

Учебное пособие для общеобразовательных организаций

30

12 300

2

В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016; Рабочая тетрадь…

30

2100

3

В.В. Чумаченко, А.П. Горяев

Методические рекомендации

М. «Просвещение», 2016;

1

200

4

Планшет Philips E722G 8 Гб 3G

7" Планшет Philips E722G 8 Гб 3G черный

Основные характеристики

Классификация

Операционная система

Android 7.x+

Экран

Диагональ экрана

7"

Технология изготовления экрана

IPS

Система

Частота процессора

1.3 ГГц

Оперативная память

1 Гб

Встроенная память

8 Гб

Беспроводная связь

Модуль сотовой связи

3G

5 по цене 5390

26 950

5

Микрофон DEXP U310

Микрофон DEXP U310

Основные характеристики

Основные параметры микрофона

Тип микрофона

динамический

Направленность

кардиоидный

Область применения

вокальный

Конструкция

Вид исполнения

ручной

Технические характеристики

Чувствительность

75 дБ

Подключение

Тип подключения

проводное

Длина кабеля

5 м

1

530

Итого

42 800

Источники финансирования: спонсорская помощь.

13. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Учащиеся научатся:

• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

• различать экономические явления и процессы общественной жизни;

• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

• знать и конкретизировать примерами виды налогов;

• различать сферы применения различных форм денег;

• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

• различать виды ценных бумаг;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

• различать виды кредитов и сферу их использования;

• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

• разумному и безопасному финансовому поведению;

• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Будет происходить систематическое накопление, систематизация по предметам, разделам и темам педагогической информации для развития профессионального мастерства педагогов.

Ученики и учителя – будут активными участниками школьных, региональных и всероссийских конкурсов.

Итоговым результатом   будет инновационный проект на выбор: «Мой семейный бюджет»; «Личный финансовый план»  во время выступления с презентацией школьники раскроют степень готовности принимать обоснованные решения в сфере управления личными и семейными финансами.

Проект основывается на текущей экономической ситуации в стране, анализе собственных потребностей и возможностей, а так же известных и доступных финансовых инструментах.

При подготовке проекта  учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения:

  • планировать и осуществлять проектную деятельность;
  • определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов;
  • самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
  • использовать доступные ресурсы для достижения целей;
  • применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для осуществления целей, планирования и выполнения итоговой работы.

Сформированная у выпускника по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» система знаний об основных инструментах финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.

На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, учащиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.

14. Социальные эффекты от реализации проекта:

Лучшие проекты учащихся гимназии,  представленные на конкурсах разного уровня станут общеизвестны, что  повысит престиж образовательного учреждения. Ученики будут заняты во внеурочное время полезной деятельностью, развиваться, самосовершенствоваться, что поможет в будущей профессиональной деятельности.

Проект, связанный с повышением финансовой грамотности – один из способов создания условий для успешной социализации подрастающего поколения, формирования социальной мобильности личности, повышения профессионального успеха личности, порождающего веру в себя и будущее своей страны.

Ожидаемые социально-экономические эффекты:

1)  Улучшение доступа учащихся  к пользованию финансовыми услугами

2) Подготовленность учащихся к неблагоприятным экономическим колебаниям

3) Защищенность от финансового мошенничества за счет получения информации в ходе реализации проекта

4) Проект обеспечит в будущем лучшую защищенность учащихся от финансового мошенничества за счет повышения прозрачности информации и совершенствования системы защиты прав потребителя.

15. Анализ устойчивости проекта (В чем состоят основные риски проекта? Каковы возможные пути  решения выделенных проблем?)

Риски проекта

Возможные пути решения

Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении, каких- либо конкретных вопросов

Поддержка и консультации специалистов в области финансовой грамотности

Отсутствие финансовых средств для реализации проекта

Поиск спонсоров

Перенос профессионального стиля общения с урока в воспитательную деятельность

Убеждать, разъяснять, согласовывать, поддерживать идеи и инициативы учащихся

Трудности с организацией режимных моментов

Выходы на вузы города; сотрудничество с финансово-экономическими учреждениями города

 

16. Перспективы развития проекта: (дать обоснование возможности распространения данных, опыта, методики, технологии работы в рамках проекта. Ответить на вопрос: Кто и каким образом сможет использовать результаты и материалы инновационного проекта?)

              Опыт реализации проекта по финансовой грамотности предполагается распространять через семинары, консультации, мастер - классы, практические встречи с учителями города и края. Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, краевом,  федеральном уровнях. Одним из важных факторов распространения опыта является школьный сайт, на котором планируется размещение информации о проводимых в рамках проекта мероприятий.

Результаты и материалы инновационного проекта могут использовать педагоги в рамках преподавания курса «Основы финансовой грамотности»; учащиеся при подготовке к различным мероприятиям, связанным с финансовой, экономической, социальной и др. тематикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...

Урок по теме "Travelling" с использованием технологии системно-деятельностного подхода и презентация к уроку.

Данный урок знакомит учащихся с достопримечательностями Шотландии, содержит увлекательные грамматические упражнения, развивает интерес к изучению английского языка....

Презентация «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование универсальных карточек»

   Карточки являются наиболее побуждающим к домысливанию, к соответствующим высказываниям, легко привлекают и удерживают внимание, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с р...