Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся
статья по информатике и икт по теме

Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ref_algoritmicheskoe_myshlenie.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Реферат

Методика проведения занятий по формированию

алгоритмического стиля мышления учащихся.

Выполнил: ___учитель_информатики___

должность

       МОУ «СОШ № 100»_г. Саратова______________

образовательное учреждение

___Мищенко Наталья Васильевна____________

Ф.И.О.

                                                                         

.

Саратов, 2011г.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………………3
  2. Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики………………………………………..5
  3. Методы  обучения, используемые на занятиях……………………………………....9
  4. Обоснование метода самостоятельной работы учащихся по развитию алгоритмического стиля мышления…………………………………………………10
  5. Сущность метода самостоятельной  работы учащихся…………………………….13
  6. Фрагмент урока с применением данного метода……………………………………14.
  7. Практическая значимость метода……………………………………………………16
  8. Результативность метода……………………………………………………………..17
  9. Заключение……………………………………………………………………………18
  10. Список литературы……………………………………………………………………19

Введение

Современное общество предъявляет человеку самые разнообразные требования. Причем на протяжении истории человечества число таких требований в области физической деятельности постепенно сокращается, а в области интеллектуальной - лавинообразно растет.

Интеллектуальная (умственная) деятельность человека с точки зрения информатики является информационным процессом с названием «обработка информации». Информационная нагрузка на человека с развитием цивилизации возрастает, что связано не только с ростом объемов информации вообще, а именно с ростом объемов информации, обрабатываемой человеком.

Жизнь в современном информационном обществе предполагает умение читать, исполнять и запоминать готовые алгоритмические структуры, к которым мы относим всевозможные инструкции, планы, правила и т.п. Этому способствуют, в первую очередь, достижения научно-технического прогресса.

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. В нашу жизнь вошли видеокамеры, плееры, стиральные и посудомоечные машины,  телевизоры, радио- и сотовые телефоны, не говоря уже о компьютерах. Для управления такими средствами обычно используются кнопочные, поворотные или движковые приспособления (кнопки и ручки). Большое число функций, выполняемых техническими средствами, при небольшом числе управляющих приспособлений приводит к необходимости для управления средствами использовать последовательности элементарных действий (алгоритмы).

Как и перед любым учебным предметом общеобразовательной школы, перед информатикой обществом поставлен целый комплекс задач.

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления учащегося, развитие его интеллекта.

Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика.

 Анализ развития стандарта образования по информатике позволяет сделать вывод: формирование алгоритмического стиля мышления школьников - важная цель школьного образования на разных ступенях изучения информатики.

Объектом исследования  методика преподавания информатики

Тема – методика проведения занятий   с точки зрения формирования алгоритмического стиля мышления учащихся.

Предметом исследования является формирование алгоритмического мышления школьников.

Цель работы – рассмотреть пути  формирования алгоритмического стиля мышления у учащихся.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить состояние проблемы в педагогической науке;

изучить развитие алгоритмического мышления учащихся;

 обосновать целесообразность методов и выявить их влияние на дальнейшее формирование алгоритмического мышления школьников;

рассмотреть самостоятельную работу как метод обучения учащихся.


        Формирование алгоритмического мышления школьников –

 одна из главных целей обучения в современном курсе информатики

Опираясь на основные положения психологии мышления, разработанные Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном,  А.Н.Леонтьевым,  В.В.Давыдовым и др., А.В.Копаев утверждает, что стиль мышления - это система мыслительных способов действий, приемов, методов и соответствующих им мыслительных стратегий, которые направлены на решение задач определенного класса, которые детерминированы этими задачами. Специфическими объектами, рассматриваемыми в алгоритмике, являются алгоритмы как определенные артефакты, продукты человеческой деятельности.

Поэтому, в общем случае под алгоритмическим (операционным) стилем мышления подразумевается  система мыслительных действий и приемов, которые направленные на решение как теоретических, так и практических задач, результатом которых есть алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.

Формирование алгоритмического (операционного) стиля мышления опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий, сформулированную и разработанную П.Я. Гальпериным [1].

Решение задачи на компьютере невозможно без создания алгоритма. Умения решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяют судить об уровне развития алгоритмического мышления школьников. Поэтому необходимо особое внимание уделять алгоритмическому мышлению подрастающего поколения.

Поскольку алгоритмическое мышление в течение жизни развивается под воздействием внешних факторов, в процессе дополнительного воздействия возможно повышение уровня его развития. Необходимость поиска новых эффективных средств развития алгоритмического мышления обусловлена его значимость для дальнейшей самореализации личности в информационном обществе.

Как же можно развить такие способности и чем характеризуется так называемый алгоритмический стиль мышления?

 Алгоритмический стиль мышления  - это прежде всего способность к обобщенному анализу данных и формализации, в том числе умение представлять решение задачи средствами формализованных языков. [2].

Любой алгоритм состоит из логически взаимосвязанного множества дискретных фрагментов, рассматриваемых, с точки зрения системного подхода, как единое целое. Вследствие этого уровень развития алгоритмических способностей у учащихся очень тесно связан с уровнем абстрактности их мышления и со способностями к логическому умозаключению.

В методической литературе по информатике отмечены различные способы формирования алгоритмического мышления школьников: проведение систематического и целенаправленного применения идей структурного подхода (А.Г. Гейн, В.Н. Исаков, В.В. Исакова, В.Ф. Шолохович); повышение уровня мотивированности задач (В.Н. Исаков, В.В. Исакова); постоянная умственная работа (Я.Н. Зайдельман, Г.В. Лебедев, Л.Е. Самовольнова) и пр.

Значительную трудность для школьников в курсе информатики представляет освоение алгоритмического стиля мышления. Огромные возможности для его развития открываются при изучении темы алгоритмизация и программирования. Составление программ – весьма сложный процесс, включающий в себя значительное число качественно разнообразных этапов. Наиболее сложные из них – постановка задачи и ее алгоритмизация. Именно этим этапам необходимо уделять основное внимание при разработке уроков. Как правило, в учебных пособиях при объяснении данных разделов приводятся конкретные задачи различных типов и соответствующие им алгоритмы с некоторыми частными пояснениями.

 К сожалению, большая часть учащихся может решить задачи только основываясь на разработанных ранее аналогичных примерах, т.е. не способна к самостоятельному продуктивному творчеству.  В качестве основного средства описания алгоритмов методически правильно выбирать блок–схемы алгоритмов – наиболее наглядный и понятный, а кроме того, и наиболее естественный для человека способ, т.к. человек мыслит образами и ему легче воспринимать образы, нежели текст. Развитие умения просчитывать результаты работы предложенных блок-схем являются  так же достаточно эффективным средством формирования алгоритмического стиля мышления.

Очевидно, что разработка алгоритмов должна проводиться по нарастанию уровня сложности: реализация линейного следования, ветвления, цикла с параметром. Только после усвоения учащимися основных алгоритмических структур можно приступать к задачам на обработку структурированных типов данных. При этом необходимо приучать учащихся самостоятельно оценивать правильность разработанных алгоритмов на основе анализа полученных при расчетах результатов. Необходимо ориентировать учащихся на самостоятельность, обучать их правилам разработки текстовых примеров и анализу результатов.    

          Очень важным моментом является усвоение учащимся типовых алгоритмов решения стандартных классов задач. Например, одна из трудно усваиваемых на уроках тем – обработка массивов данных. При изучении данной темы желательно четко сформулировать основные классы задач на обработку массивов и дать учащимся примеры алгоритмов их решения.

Для иллюстрации рассмотрим задачи по теме «Обработка одномерных массивов данных» средствами алгоритмического языка. Самый распространяемый класс задач на обработку одномерного массива – нахождение суммы элементов массива. Примерами таких задач могут быть задачи на нахождение разнообразных суммарных итоговых показателей.

Пусть требуется найти сумму элементов заданного массива из 10 целых чисел.

Пример решения данной задачи может иметь вид:

алг сумма

   дано массив из 10 элементов

   надо найти их сумму

нач цел i

    s:=0

    для i от 1 до 10

    нц

       ввод а[i]

       s:=s+а[i]

   кц

       вывод s

кон

В программе используется стандартный алгоритм накопления суммы по шагам: сначала предполагается, что  искомое значение суммы равно нулю; далее на каждом шаге цикла к имеющему значению суммы прибавляется очередное слагаемое, и полученный результат сохраняется как значение переменной s.

Для изучения данного алгоритма можно  предложить учащимся для обсуждения следующие вопросы:

что измениться в данном алгоритме:

  1. если вместо суммы потребуется найти произведение элементов массива;
  2. если потребуется найти сумму не всех элементов, а только тех, которые удовлетворяют определенным условиям (нахождение положительных элементов массива);
  3. если потребуется найти среднее арифметическое значение элементов массива?

Таким образом, учащиеся  могут самостоятельно сформулировать следующие типовые алгоритмы обработки массивов:

  1. нахождение суммы элементов массива, состоящих из n чисел:
  2. нахождение произведение элементов массива, состоящих из n чисел:
  3. нахождение суммы элементов массива, удовлетворяющей определенным условиям:
  4. нахождение средне арифметического значения элементов массива:

Для закрепления навыков работы со стандартными алгоритмами можно предложить учащимся задачи, на комбинировании изученных ранее алгоритмов.

Данная методика изложена без излишней формализации и математизации в учебном пособии [3], она вполне доступна любой категории учащихся на начальной стадии обучения информатике и программированию. Она базируется на известных подходах к построению программ – структурном программировании и проектировании «сверху вниз» и является их развитием. Методика достаточно универсальна. Как показано в пособии, она применима при решении задач обработки не только числовой, но и текстовой и графической информации.

И в дополнение, по мнению авторов, как обязательный элемент обучения алгоритмизации должна входить отладка алгоритма каждого вида. Она позволяет учащимся «прочувствовать» суть каждого вида алгоритмов, предлагает им правила самоконтроля – правила нахождения ответов к задачам алгоритмизации, позволяет понять и закрепить принципы отладки программ. Как показывает практика, использование в обучении информатике методики формализованного перехода от схемы алгоритма к программе на алгоритмическом языке позволяет научить основную массу учащихся составлять алгоритмы и программы достаточно сложных задач.

Самая высокая ступень развития алгоритмического мышления – умение решать нестандартные (олимпиадные) задачи. Хотя известны классификации, по которым олимпиадные задачи делятся на типы, к каждому из которых предлагаются свои стандартизированные алгоритмы, здесь, естественно, уже не обойтись без навыков творческого мышления, без наличия непродуктивного, т.е. не основанного на шаблонах подхода к решению задач.

Алгоритмический  стиль мышления характеризуется точностью, определенностью, формальностью и, как правило, связывается с теоретической деятельностью.

Между тем, алгоритмический стиль мышления позволяет решать задачи, возникающие в любой сфере деятельности человека, а не только в теоретической, например, в алгоритмизации и программировании, как традиционно считается. Он не связан лишь с вычислительной техникой, так как самое понятие алгоритма, хотя и интуитивное, возникло задолго до появления первого компьютера. Решая большинство задач, человек, в той или иной мере, применяет алгоритмический подход, хотя отдельные этапы этого процесса могут носить ассоциативный характер. Кроме того, «алгоритмический тип деятельности важный не только как мощный тип деятельности человека, а как одна из эффективных форм его работы» .    

Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире. Эта способность приобретает весомое значение при освоении современных профессий, связанных с операторской деятельностью, которой присуще оперативное мышление.

Любую человеческую деятельность всегда можно представить в виде процесса решения человеком тех или иных задач (учебных, познавательных, трудовых и др.). При организации деятельности ведущую роль имеет мышление. Оно всегда является процессом, который направлен на достижение определенной цели, на познание и преобразование определенного объекта (реального или идеального). И во многом процесс мышления определяется именно характером объектов и способами их преобразования, «манипуляции» ими.

Методы  обучения, используемые на занятиях по формированию

алгоритмического стиля мышления.

В практике обучения информатике учитель пользуется различными методами и способами донесения как теоретической, так и практической информации до учащегося. Отметим лишь некоторые из методов:

•        словесные;

•        наглядные;

•        демонстрационные;

•        алгоритмические.

Поскольку на современном этапе наиболее актуален деятельностный подход, то и в качестве метода обучения целесообразно выбрать демонстрационный метод. Обычно на каждом уроке применяются все вышеназванные методы, однако основной упор сделан на демонстрацию и самостоятельную работу учащихся. В итоге, учащиеся в полной мере, а главное за короткий срок, овладевают значительным объемом знаний, умений и навыков в работе.

Основным средством, позволяющим достичь высоких успехов в обучении, является комплекс дидактических материалов.

Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные обще дидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора заметно повышают  познавательную активность слушателей за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.

В свою очередь, практические методы делятся на:

  1. метод целесообразно подобранных задач;
  2. выполнение практикумов;
  3. выполнение лабораторных работ;
  4. программирование.

С точки зрения деятельностного подхода к процессу обучения,  а также в целях закрепления или познания теоретического материала и формирования умений, необходимо использовать метод целесообразно подобранных задач. Учителю нужно построить такую систему упражнений, которая удовлетворяла бы таким условиям:

выполнение каждого упражнения базируется на выполнении предыдущего и направлено на решение сформулированной проблемной ситуации;

задачи должны быть разных уровней сложности, и ученик может выбрать – решать ли все задачи подряд или только некоторые из них, соответствующие его уровню подготовки;

задачи должны нести практическое применение;

формулировка задач интересна, опирается на жизненный или учебный опыт детей.

   Можно рассмотреть программирование как частно-дидактический метод обучения информатике, характеризующийся, в том числе тем, что умственная активность и самостоятельность учащихся может быть и репродуктивной, частично-поисковой, исследовательской.

        Также часто используется такой частно-дидактический метод обучения, как метод демонстрационных примеров.

При объяснении нового материала и для закрепления теоретических знаний удобно использовать демонстрационные примеры. Они в состоянии частично заменить собой учителя и взять на себя управление познавательной деятельностью учащихся. Использование данного метода позволяет научить ребят чтению программ, увеличить их общение  друг с другом и с преподавателем, а также заимствовать демонстрационные примеры для дальнейшего модифицирования.

Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин, а также внутрипредметные связи.

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому школьный курс информатики, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным и его следует формировать всеми перечисленными методами на каждом уроке.

Обоснование метода самостоятельной работы с учащимися

Доподлинно известно, что еще советские методисты (в частности В.М. Брадис, В.В. Репьев) утверждали, что хорошее усвоение материала обеспечивается не многократным повторением и заучиванием, а активной работой над изучаемым материалом. На протяжении урока учащиеся успевают выслушать объяснение учителя по предлагаемой теме, посмотреть, как озвученный материал реализуется в конкретной изучаемой программе, попробовать самостоятельно поработать  над изучаемой темой.

Такие приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, поскольку каждый учащийся вовлечён в работу.

Самостоятельная работа учащихся проходит как составная часть урока. Учитель объясняет и демонстрирует системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата, а затем основное время уделяем самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, алгоритмически  мыслить, но по определённым стандартам, по определенным логическим схемам.

 Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников:

•        лабораторные работы;

•        практические работы;

•        работа с рабочими тетрадями или учебником;

•        семинарские занятия и т. д.

Уроки, полностью посвященные самостоятельной работе требуют тщательной подготовки. Именно на таких уроках учащиеся лучше усваивают новый материал, учатся работать с разными источниками, могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжат обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогут получить знания, легко ориентироваться в мире разной литературы, в том числе и электронной.

         Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой

  1. выбрать и сформулировать тему;
  2. установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение.);
  3. продумать последовательность действий, операций;
  4. подготовить дидактический материал (подобрать из библиотеки готовые ролики демонстраций);
  5. предварительно научить учеников, как работать самостоятельно в концепции данной методики.

   Этапы работы в обучающей программе.

1.Визуальная адаптация к обучающей программе

   Задачи этапа:

-        подготовить учащихся к усвоению нового материала;

-        придать формированию учебной деятельности учащихся целенаправленный характер;

-        организовать познавательную деятельность учащихся;

-        научить детей понимать интерфейс программы.

  Содержание этапа.

Сообщение названия обучающей программы. Формирование у школьников эмоционального отношения к программе. Выделение смысловых зон на экране компьютера, элементов управления, объектов программы. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

2.Объяснение алгоритма работы

   Задачи этапа:

-        дать учащимся конкретное представление об изучаемой программе;

-        добиться усвоения учащимися способов и средств достижения результата;

-        сформировать нравственное отношение учащихся к программным и аппаратным средствам вычислительной системы.

   Содержание этапа:

Организация внимания учащихся, процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового материала. Объяснение и демонстрация учителем системы команд и последовательности их выполнения для достижения результата. Указание на местонахождение программы и способа завершения работы с ней. Обучение учащихся обобщённым способам деятельности, а не только использованию конкретных клавиш управления программой. Уяснение вначале того, что необходимо сделать, а затем уже как это надо сделать.

3.Закрепление алгоритма работы

   Задачи этапа:

-        закрепить знания учащихся, необходимые для самостоятельной работы с компьютером;

-        добиться глубины понимания материала;

-        провести работу по развитию речи учащихся.

   Содержание этапа:

Закрепление знания учащимися способов и средств достижения результата. Учитель, задавая вопросы учащимся, добивается от них правильных и полных ответов, демонстрирует пошаговое выполнения задания и анализирует ошибочные варианты выполнения действий.

4.Разъяснение задания для самостоятельной работы

   Задачи этапа:

-        организовать и сделать целесообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся за компьютерами.

    Содержание этапа:

Формулировка и комментирование задания для самостоятельной работы учащихся, постановка перед ними проблемы. Мотивирование учащихся на быструю и качественную работу. Сообщение критериев, по которым будет оцениваться самостоятельная работа учащихся. Указание на дополнительные возможности работы с данной программой.

5.Работа учащихся на компьютерах

   Задачи этапа:

-        закрепить знания учащихся;

-        проверить усвоение операционных умений;

-        подготовить учащихся к самостоятельной работе на компьютере.

Содержание этапа:

Закрепление знания учащимися способов и средств достижения результата. Выполнение серии заданий. Контроль и корректировка выполнения действий различными способами.

Но! Для того, что бы данная методика принесла свои результаты должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке.

Попытка использования любой технологии без учёта собственных возможностей, без учёта образовательной среды, возможности учеников, может дискредитировать любую хорошую идею. Любая технология придерживается определённой системообразующей концепции, предполагает наличие определённых условий и самое главное, нацелена на определённый результат.

Для формирования определённых знаний необходимо знание не только определённого содержания, но и знание методологических и методических основ преподавания, благодаря которым можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда, последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.

        

Сущность метода

Основная цель, которую преследует данный метод - вооружить учащегося знаниями, необходимыми для грамотной и свободной социальной ориентации в современном информационном обществе.

Формированию данных знаний способствуют деятельностный подход, метод проектов. Интеграция этих педагогических технологий и лежит в основе использования данной методики.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие ориентиры:

-        знания, необходимые для уверенного использования компьютера в быту и на производстве;

-        требования к знаниям работников, использующих в своей работе ПК;

-        программные продукты, актуальные в современном офисе;

-        знания и умения, востребованные самими учащимися.

На основе вышеозначенных ориентиров учителем подбираются теоретические материалы, в учебниках разработаны задания для отработки умений в виде самостоятельных работ.

Использование данной методики позволяет организовать такую работу на уроке, когда каждый учащийся сможет выполнить свое индивидуальное задание с минимальной помощью учителя (либо полностью самостоятельно), причем выполняемые задания являются не только контролирующими, но и обучающими.

        

Фрагмент урока с применением данного метода

Вся структура работы, как уже отмечалось выше, сводится к принципу: послушал- посмотрел - попробовал сделать сам.

Этап 1.

В начале урока учитель рассказывает о том, что будет сегодня изучаться на уроке. Какое действие предстоит отрабатывать. Особый акцент делается на практическую значимость данных знаний. Например, при изучении текстового процессора Word (раздел «Графические возможности»).

         «После изучения подготовки текста обратимся к средствам работы с изображениями. Эти знания потребуются в том случае, если вам предстоит иметь дело с предпечатной подготовкой документов на компьютере. Благодаря использованию графических возможностей тестового процессора Word значительно сокращается время на вставку в документ различных схем, небольших чертежей, графических элементов.

 Таким образом, документ становится не только более наглядным, но и профессионально законченным.

 Что же нужно, что бы воспользоваться графическими возможностями Word?

 Обратите внимание на экран».

Учитель через мультимедиа-проектор или через локальную сеть (вывод на монитор каждого ученика) демонстрирует графические возможности приложения. На экране последовательно создается макет визитной карточки. Во время демонстрации учитель кратко комментирует происходящее на экране. Основной упор делается на то, что бы показать базовые действия при создании макета визитной карточки. На всю работу и объяснения затрачивается примерно 5 минут.

Этап 2.

После того, как визитка закончена, учитель говорит:

«Таким образом, за небольшой промежуток времени мы смогли создать законченную, готовую к печати работу - визитную карточку».

Учащиеся получили представление о том, с чем им предстоит столкнуться на уроке, услышали личностную значимость изучаемого материала и готовы приступить к практической части.

«Сейчас вам предстоит познакомиться с разнообразием графических примитивов, приёмами редактирования и создания фигур, а также со способами монтажа сложных графических объектов.

Внимательно изучите демонстрацию и сопутствующие комментарии».

Далее следует работа учащихся с демонстрацией. Ученики подробно рассматривают действия по созданию графических элементов.

В демонстрации шаг за шагом объясняется и подробно комментируется каждое выполняемое действие. В любой момент ученик может нажать на паузу и сделать записи у себя в тетради, опорном конспекте или просмотреть какой-либо сюжет еще раз. Все разрозненные действия интегрируются в итоге в готовую работу.

В конце демонстрации предлагаются разно уровневые практические задания.

Этап 3.

После просмотра демонстрации учащиеся выполняют работу по закреплению полученных знаний - отрабатывают навыки по работе с графикой в MS Word. В процессе всей работы им постоянно доступна демонстрация и в случае каких-либо затруднений они могут посмотреть нужный момент еще раз. Это достаточно важный момент с точки зрения психологии - ученику не требуется присутствие учителя (не все дети могут позвать к себе преподавателя (стеснение и т.п.)), в то же время они знают, что учитель всегда видит их работу по сети и в критическом случае может помочь.

Положительным моментом является так же то, что каждый учащийся занят своим

делом.

Все задания имеют различный уровень сложности: от незнания материала, до уровня знаний «продвинутого пользователя». Все проверочные работы оцениваются, причем учащийся сам выбирает ту отметку, на которую он претендует. Таким образом, за один урок учащийся может получить за выполненную работу не одну отметку, а несколько, включая и отметку за творческое задание.

Уровень 3 (обязателен) - выполнение типового задания с полной демонстрацией того, как выполнить работу.

Уровень 4 (обязателен) - задание выполняется самостоятельно, отдельно делается акцент на наиболее сложные этапы создания.

Уровень 5 (обязателен) - учащимся предлагается полностью самостоятельно выполнить задание по демонстрационному образцу.

Творческое задание (не обязательно) - дополнительное задание для тех, кто уже справился с обязательным заданием. Работа направлена не только на применение полученных знаний, но и на раскрытие фантазии, выдумки, находчивости каждого учащегося. Например, нарисовать эскиз орнамента, который мог бы украсить кабинет; или «напишите» с помощью изображений геометрических тел короткое письмо, адресованное вашему хорошему другу, и дайте ему его прочитать; или нарисуйте запрещающую табличку, которая могла бы появиться в кабинете. Необходимое требование к работе - информативность.

Предлагаемые к выполнению задания подобраны таким образом, что бы интегрироваться в параллельные изучаемые предметы.

Во время просмотра демонстрации и выполнения практической работы учитель контролирует ход изучения материала (лично или через локальную сеть) и выборочно, при необходимости, помогает ученикам, у которых возникли затруднения. Тем самым достигается достаточно высокий уровень самостоятельности учащихся и реализуется принцип личностно-ориентированного подхода.

        

Практическая значимость метода

С использование данного метода повышается уровень самостоятельной работы учащихся, реализуется принцип личностно-ориентированного подхода. Нужно признать тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий. С использованием данной методики ученик обязательно будет работать самостоятельно. Очень важно научить ученика учиться! Поэтому еще одна задача, реализуемая на уроке - научить ученика навыкам, приёмам организации самостоятельной работы, приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду. В связи с акцентом на личностную составляющую повышается качество усвоения знаний и приобретенных навыков. У учителя высвобождается время для персональной помощи слабым ученикам.

        

Результативность метода

Эффективность использования данного метода подтверждается результатами  контрольных срезов. У каждого учащегося появилась возможность выбирать индивидуальную траекторию обучения, обеспечивать нужное число повторений учебного материала. Достигается высокий уровень наглядности и доступности обучения. У многих учащихся появилась уверенность в собственных силах (так как работа в любом случае будет выполнена), интерес к процессу обучения (у многих он отсутствует из-за хронического непонимания материала). Взаимодействие учителя и ученика становится более продуктивным, что позволяет сократить учебное время, требуемое на отработку основных необходимых навыков, позволяет учащимся более глубоко и творчески отрабатывать умения и тем самым формировать алгоритмический стиль мышления.


Заключение

Итак, можно заключить, что развитие алгоритмического мышления является в целом комплексной проблемой. Для её решения необходимо повышать абстрактность мышления, развивать способности к системному анализу и логическим умозаключениям, ориентировать учащихся на необходимость творческого подхода к решению задач.

Система заданий, предлагаемая на самостоятельной работе на уроке информатики с целью формирования алгоритмического мышления является оптимальной формой работы с учащимися. Задания повышают развитие алгоритмического  мышления учащихся, вооружают их навыками решения нестандартных задач, значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах, формируют эмоциональную восприимчивость, формируют практические умения по решению жизненных задач.

Работа по формированию алгоритмического мышления приносит свои результаты. Прежде всего – это интерес учащихся к информатике. Ребята с большим желанием принимают участие в школьной олимпиаде и в международном конкурсе «КИТ». Олимпиада в  обучении занимает важное место в развитии школьников. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия. Пусть небольшие, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ученика развивающе, стимулируют интерес.


 

Список литературы

  1. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. / Психологическая наука в СССР. - М.: АПН РСФСР, 1959.
  2. Крупина Т.В. Решения задач как средство развития алгоритмического учащихся.//Информатика в школе.-2010.-№6 с. 43-50.
  3. Ляхович В.Ф. Основы информатики. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
  4. Мирончик Е.А. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся на уроках информатики.//Информатика и образования.-2008.№4.с.17-19
  5. Фалина Н.И. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике / «Информатика». - № 37, 2001. С. 2 – 7
  6. Шамсутдинова Т.М. К проблеме развития алгоритмического мышления учащихся.//Информатика и образования.-2008.-№11.-с.33-38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательского стиля мышления

Текст выступления на педсовете с кратким обзором методов и приёмов формирования исследовательского стиля мышления учащихся....

О формировании инновационного стиля мышления учащихся через метапредметный подход.

В ходе развития инновационного проекта задумались над созданием метапредметного курса «Гармония». В основу курса положена русская литература. Преподавание литературы с использованием метапредметной те...

Особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся

В работе освещены особенности методики проведения занятий по формированию и повышению сексуальной культуры учащихся на основе анализа литературы и практического опыта работы. Изложены причины, побудив...

Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах (презентация)

Презентация к обобщению опыта работы по теме "Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах"...

Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с целью формирования личностных качеств учащихся

Сегодня одной из педагогических задач является внедрение в учебный процесс таких приёмов и методов, которые помогут детям не только приобрести определенные знания, навыки и умения в определенной сфере...