ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии (8 класс)

Истратий Татьяна Михайловна

Уже на начальном этапе изучения химии надо таким образом выстраивать взаимоотношения учителя и ученика, чтобы научить ребенка мыслить и логически рассуждать. Поэтому приемы развития системного мышления могут успешно применяться на уроках химии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТРАТИЙ Т.М.

ГБОУ СОШ №276

Санкт-Петербург

east_ist@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

НА УРОКАХ ХИМИИ

Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека новых качеств. Поэтому сегодня актуальным для современного образования становится поиск новых форм, методов и средств формирования у обучаемых системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности. Эти качества необходимы человеку для успешного решения проблем в различных сферах жизни и профессиональной деятельности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на учителей. Развитие этих качеств невозможно без постоянного развития системного мышления.

Уже на начальном этапе изучения химии надо таким образом выстраивать взаимоотношения учителя и ученика, чтобы научить ребенка мыслить и логически рассуждать. Приемы развития системного мышления могут успешно применяться на уроках химии. Для этой цели эффективны задания, развивающие логические, коммуникативные навыки, умение работать в команде, успешно формирующие системность мышления. Можно использовать разнообразные проблемные и игровые задания, в ходе решения которых учащиеся творчески применяют свои знания на практике или определяют, каких навыков им не хватает для решения тех или иных проблем.

Системное мышление ― это способность человека учитывать все аспекты ситуации, воспринимать и мыслить всесторонне, целостно, видеть окружающую реальность в ее многогранности.

Изучение химии позволяет успешно использовать приемы развития системного мышления. Для этой цели эффективны задания, которые подводят ребенка к необходимости размышлять, выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи. Задания, которые предполагают создание некоторого модельного эксперимента, когда ребенок должен по условию задания воспроизвести в своем образном мышлении те процессы, которые протекают с веществами, то, как они изменяются в процессе этих химических реакций. Учитель должен заниматься созданием таких образов и работой, направленной на их формирование. Этому же способствует и химический эксперимент, который во многом отличает курс химии от многих других.

Например, по мере накопления знаний о веществах возможны различные способы их классификации. И чтобы научить ребят выявлять признаки классификации, полезно анализировать ряды, в которых все объекты за исключением одного попадают под одну классификацию.

Задание. В предложенных рядах вычеркните одну «лишнюю» формулу, т.е. такую, которая не образует с остальными однородную группу:

  1. HCl, NaBr, Br2, Ba(OH)2
  2. HCl, N2, O3, HBr
  3. N2, HBr, O2, Br2
  4. HCl, NaBr, CaCl2, CaSO4

Дайте обоснованный ответ.

(Авторы задания: Решетова З.А., Дерябина Н.Е., Чумачева О.М., МГУ, г. Москва)

После этого можно предложить учащимся более сложные задания, при выполнении которых требуется установить закономерность заполнения какого-либо ряда, в котором представлен перечень объектов. Используя все известные варианты классификации, ребята устанавливают всевозможные логические связи между членами ряда, определяют закономерность его заполнения и продолжают несколькими своими примерами. Одновременно они проверяют свою гипотезу: если установленная закономерность реализуется в заданном ряду и его продолжении, значит, найден правильный ответ.

Один из элементов проверки гипотезы ― вычленение из заданного ряда закономерно чередующихся групп объектов. Проще начинать с простых примеров, в которых заданы группы объектов и требуется только найти закономерности.

Задание. Установите закономерность заполнения первого и второго ряда и допишите третий ряд.

  1.  1. CaCl2, CaCO3, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2.

 2. MgSO4, Mg3(PO4)2, MgCl2, MgSiO3.

 3. Cu(NO3)2,      ?,        ?,       ?

  1.  1. Na, Na2O, NaOH, NaCl.

 2. S, SO3, H2SO4, K2SO4.

 3. ?,        ?, Ca(OH)2,        ?

(Авторы задания: Староста Е.Е., Староста В.И., УГУ, г. Ужгород)

В более сложных заданиях может быть представлен один ряд закономерно чередующихся объектов, группы объектов не выделены.

Задание. Установите закономерность заполнения данного ряда и продлите его несколькими примерами.

  1. Fe, Co, S, Na, Ba, O2, Ca, K, F2
  2. Zn, Fe, Cu, Na, Sn, Ag, Ni, Mg, Hg…
  3. KNO3, C(алмаз), NH3, Na2CO3, SiO2, N2, KCl, Si, H2O…

(Автор задания: Габриелян О.С., г.Москва)

Эти задания можно выполнять индивидуально, в парах и группах.

При работе с заданиями на установление закономерностей у ребят постепенно формируются исследовательские навыки: выдвижение гипотезы, ее проверка, установление закономерности, поиск новых фактов, которые бы подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и установленной закономерности.

Системное мышление учит школьников самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Список литературы

1. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова О.Н., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. ― СПб.:КАРО, 2014. ― 176с.

2. Пак М. С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения // Химия в школе. ― 1999. ― №2. ― С. 15-20.

3. Тыльдсепп А. А. Актуальные проблемы современной дидактики химии // Химия в школе. ― 2012. ― № 1. ― С.27 ― 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

Особенности  обучения в школе пенитенциарной системы. Задания формирующие УУД на уроке химии...

Формирование УУД на уроках химии в вечерней школе при ИК-16

Особенности обучения  в школе пенитенциарной  системы.Формирование  УУД  на уроках  химии в вечерней  шлколе....

Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных,  познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс

Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...