ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Право и экономика в жизни общества»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Актуальность данной программы обусловлена недостаточностью знаний старших подростков о роли права в условиях современной рыночной экономики, а также запросом обучающихся и родителей (законных представителей) с целью подготовки детей к осознанному выбору профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_pravo_i_ekonom_11kl_-_kopiya.docx | 54.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 15»
________________________________________________________________________________________
ОКПО 28931823, ОГРН 1037739321817, ИНН/КПП 7728013054/772801001
117246, г. Москва, ул. Херсонская, д.27А, тел/факс (495) 331-54-66, 331-56-11, e-mail:
________________________________________________________________________________________
«ПРИНЯТО» на заседании Педагогического совета № _____ «_____» августа 2023 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № _________ от _____________ Директор ГБОУ Школа № 15 _____________________ Е.В. Волгина «____» августа 2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Право и экономика в жизни общества»
Направленность программы: социально-педагогическая Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 16-18 лет Срок реализации программы: 1 год Количество часов в год: 72 Педагог, реализующий программу: Васильева Т.В. |
Москва, 2023
Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая, направлена на формирование социальной адаптации молодых людей.
Уровень программы - ознакомительный
Актуальность программы – обусловлена недостаточностью знаний старших подростков о роли права в условиях современной рыночной экономики, а также запросом обучающихся и родителей (законных представителей) с целью подготовки детей к осознанному выбору профессионального образования.
Педагогическая целесообразность программы - содержание ориентировано на гуманистический, системный, проблемный, разноуровневый, дифференцированный и другие современные подходы при изучении роли права в экономике, формирует у детей основы правовой и экономической компетенции, знания в области права, формирование умений применять необходимые нормы права для регулирования экономических отношений в повседневной жизни. Это в значительной мере облегчит переход во взрослую жизнь, сохранит и разовьет интерес к познанию.
Цель:
Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права; на формирование способности к сознательному и ответственному действию в сфере экономических отношений, на развитие социального и критического мышления
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
- освоение знаний об экономической и иных видах деятельности людей; основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
-Передача детям основ правовых знаний, в том числе знакомство обучающихся с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими экономические отношения, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, необходимую для применения освоенных знаний и способов деятельности, с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и экономической деятельности, межличностных отношений, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.
В результате ребенок должен:
знать \понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы правовой защиты экономических прав человека, содержание и значение правовых норм, регулирующих экономические отношения,
основные права и обязанности наёмных работников и работодателей, основные принципы управления предприятием
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; механизм реализации и защиты; порядок рассмотрения экономических, гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной зашиты и социального обеспечения; экономической рациональности;
Описывать основные экономические понятия. Приводить примеры экономических отношений, ситуаций, регулируемых различными видами правовых норм.
анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты России. Заполнять основные разделы налоговой декларации.
Оценивать поведение людей в бизнесе с точки зрения правовых норм.
объяснять:
действие рыночного механизма на условных примерах; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника экономических правоотношений; устройство налоговой системы России, механизм формирования заработной платы труда, роль профсоюзов и их влияние на рынок труда.
различать:
формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; организационно - правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско - правовых договоров; типы (формы) собственности, цели и функции государства в экономике,
.
приводить примеры:
различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных экономических прав; применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон, основных источников доходов семьи, основных видов налогов, видов безработицы.
Общеучебные умения:
- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
Специальные умения:
- анализ конкретных жизненных ситуаций;
- выработка личностного отношения к явлениям окружающей действительности;
- принятие практических решений на основе теоретических знаний основ правоведения, а также изучении документов правотворческой деятельности;
- составление ряда документов, необходимых для жизнедеятельности человека: заявления, договора, завещания и т.д.
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
В области компетенции саморазвития – данная программа стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она дает детям сведения практического характера, знакомит подростков с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих подростков. Их рассмотрение позволяет молодым людям понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует экономические процессы, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данной программы поможет каждому ребенку занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Главные принципы, на которых строится программа:
- научность
-системность
-доступность
-практическая направленность.
Программа имеет ярко выраженную практическую направленность обучения.
Категория обучающихся –дети 16-18 лет.
Срок реализации программы 1 год (с 6 сентября 2021 г. по 31 мая 2022г.). Включает в себя 38 учебных недель, 2 часа в неделю (120 мин)
Общий объём программы - 72 учебных часов.
Для достижения поставленной цели будут организованы на занятиях различные виды деятельности:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, критическое эссе, доклады, составление опорных схем, занятия с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, дебаты, практикумы, тестирование, творческие задания, беседы по правовым вопросам
Форма проведения – групповая, в виде:
- лекции с различными видами заданий;
- составления обобщающих таблиц и схем
- самостоятельной работы обучающихся с источниками
- самостоятельного отбора материала;
- проведения деловых игр, практикумов и дебатов
Режим и продолжительность занятий. Данный курс рассчитан на 1 учебный год. Общий объем аудиторных занятий составляет 72 академических часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по120 минут.
Планируемые результаты освоения программы.
В процессе занятий на основе организованного общения в группе с использованием разнообразных видов деятельности дети знают и понимают
- необходимость изучения прав как одного из средств адаптации в условиях развития рыночной экономики;
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных экономических правоотношений;
- механизмы реализации и способы защиты экономических прав человека и гражданина в России.
Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение следующих результатов:
- работать в группе, четко формулировать свою точку зрения и отстаивать ее;
- исследовать актуальные правовые проблемы в экономических отношениях;
- работать с нормативными документами, анализировать нормативно-правовые источники;
- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях на рынке труда с точки зрения права;
- решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).
Подростки должны овладеть
- навыком поиска первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализом норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- знаниями, соответствующими закону форм поведения и действий в типичных жизненных экономических ситуациях, урегулированных правом;
- способами реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав.
- Результатом работы станут навыки и умения, которые призваны обеспечить необходимый уровень юридической грамотности подростков, механизмы реализации и способы защиты экономических прав человека и гражданина в России,
сформировать активную гражданскую позицию, что позволит детям реализовать себя в дальнейшем как полноправных и законопослушных граждан правового государства.
I Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Техника безопасности. Вводный инструктаж. Государственно-правовое регулирование экономики | 5 | 2 | 7 | Критическое эссе |
2 | Собственность | 6 | 2 | 8 | Решение правовых задач |
3 | Юридические формы предпринимательства | 7 | 3 | 10 | Тестирование |
4 | Техника безопасности. Повторный инструктаж. Договоры | 5 | 2 | 7 | Решение правовых задач |
5 | Ценные бумаги | 3 | 3 | 6 | Эссе |
6 | Государственный бюджет | 4 | 3 | 7 | Тестирование |
7 | Экономическое партнерство с другими странами | 3 | 1 | 4 | Зачет |
8 | Банковские операции | 3 | 3 | 6 | Решение правовых задач |
9 | Труд и социальная защита | 6 | 3 | 9 | Анализ источника |
10 | Виды экономических споров и порядок их рассмотрения | 3 | 2 | 5 | Эссе |
11 | Социально-экономические права граждан в РФ и их защита | 1 | 1 | 2 | Дебаты |
12 | Итоговое повторение | 1 | 1 | Тест |
Содержание учебного (тематического плана)
Тема 1. Государственно-правовое регулирование экономики (7ч)
Техника безопасности. Вводный инструктаж.
Роль права в жизни общества: понятие права, значение права в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной).
Рыночная экономика как объект воздействия права: производящее хозяйство как этап в развитии человечества. Цели и функции государства в экономики.
Основные типы структуры рынка: современная конкуренция, монополия, олигополия.
Моторная и фискальная политика государства.
Тема 2 Собственность. (8ч.)
Законодательство, регулирующее отношения собственности.
Понятие права собственности. Субъекты права собственности.
Право собственности граждан. Право частной собственности юридических лиц.
Право государственной и муниципальной собственности. Право собственности на движимое и недвижимое имущество. Право общей собственности.
Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности
Тема 3. Юридические формы предпринимательства (10ч)
Понятие и признаки предпринимательства
Формы предпринимательства
Индивидуальное предпринимательство: возраст, необходимый для занятия; правовой статус индивидуального предпринимателя (его права и обязанности), экономическая роль экономического бизнеса.
Юридические лица: понятие и признаки.
Виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия.
Создание, реорганизация, ликвидация предпринимательских организаций
Банкротство предпринимателей: понятие банкротства.
Тема 4. Договоры. (7ч)
Техника безопасности. Вводный инструктаж.
Понятие договора и его содержание
Форма договора (устная, письменная и нотариальная)
Виды договоров. Краткая характеристика договоров (купли-продажи, мены, дарения, аренды, подряда, перевозки, банковского вклада, хранения, поручения).
Порядок заключения договора и его стадии
Способы обеспечения исполнения договора (неустойка в виде штрафа или пени, залог, удержание, поручительства, задаток).
Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договора. Меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение договора (возмещение убытков, взыскание, неустойки). Основание наложения гражданско-правовой ответственности.
Практическое занятие
Тема 5. Ценные бумаги. (6ч)
История возникновения ценных бумаг. Понятие и назначения ценных бумаг. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг: понятие, его участники.
Тема 6. Государственный бюджет (7ч)
Бюджетная система Р.Ф.
Налоговая система Р.Ф.
Конкуренция. Антимонопольное законодательство
Тема 7. Экономическое партнерство с другими странами. (4ч)
Законодательство о внешнеэкономической деятельности.
Таможенное законодательство
Тема 8. Банковские операции(6ч)
Кредитные организации и банковская деятельность.
Договор займа, кредита и банковского вклада.
Договор банковского счета. Современные платежные средства.
Тема 9. Труд и социальная защита (9 ч)
Законодательство о труде. Трудовое правоотношение: права и обязанности работников и работодателей.
Трудовой договор и его содержание. Форма трудового договора, основание увольнение работников.
Безработица. Регистрация безработных. Пособие по безработице.
Страхование. Виды социальной помощи по государственному страхованию.
Пенсионное дело.
Деловая игра. Трудовые правоотношения.
Тема 10. Виды экономических споров и порядок их рассмотрения (5ч)
Экономические и гражданские правовые споры
Судебный порядок рассмотрения споров
Исковая давность
Подсудность имущественных споров. Сроки исковой давности.
Практическое занятие
Тема 11. Социально-экономические права граждан в РФ и их защита (2ч)
Защита прав собственности силами самого собственника и с помощью юридической ответственности.
Защита чести, достоинства и деловой репутации. Защита трудовых прав граждан. Защита трудовых прав несовершеннолетних: трудоустройство; правила приёма на работу; нормы труда; заработная плата; увольнение.
Трудовые споры и их виды.
Итоговое повторение - 1ч.
III Формы аттестации и оценочные материалы
Цель аттестации – проверка сформированности учебных умений и навыков, появившихся в ходе изучения данной программы.
Содержание аттестации
- выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
- конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);
- описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически;
- сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их;
- участвовать в дебатах, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.
-умение написать эссе на правовую тему
- поиск первичного анализа и использования правовой информации; обращение в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложение и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Формы аттестации и оценочные материалы:
- разноуровневые тестовые задания;
- творческие задания;
- правовая игра;
- реферативные работы;
- презентации;
- вопросы – ответы;
- анкетирование;
- -эссе;
- участие в олимпиадах
- зачет
- дебаты
Критерии оценки результативности обучения:
Уровень освоения программы | Результат |
Минимальный уровень освоения программы | Обучающийся не приобрел предусмотренные программой знания, умения, навыки, усвоил только простые идеи и методы курса, что позволяет ему решать задания по данному курсу удовлетворительно. Нет понимания прав человека в экономических отношениях, не достаточно сформировано умение ориентироваться в потоке правовой экономической информации и в типичных жизненных ситуациях. Путают виды налогов, типы безработицы. Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; экономические факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; противоречия не выделяются, нет понимания противоречий Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; не могут решать правовые задачи, не участвуют в дебатах. |
Средний уровень освоения программы | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к правовой проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все экономические противоречия выделяются. Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности. Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются (функции банков, социальная защита, виды ценных бумаг и т.д) ; определяются чётко, но не всегда полно. Затрудняются в получении и оценке экономической информации; не правильно составления семейного бюджета;
|
Высокий уровень освоения программы |
приводит примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; объясняет: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли. Обучающийся не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям, принимает участие в олимпиадах. Подросток идеально освоил теоретический материал курса, блестяще применяет его при решении конкретных заданий, защиты доклада, реферата, работе в группе. Очевиден его интеллектуальный рост и рост его общих умений, познавательного интереса, выполнение творческих работ |
Творческий Уровень освоения программы | Обучающийся выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине. Стабильно участвует в конкурсах, олимпиадах, занимает призовые места, демонстрирует умение самостоятельно работать с экономико-правовой информацией, принимает самое активное участие в дебатах, научился самостоятельно добывать и использовать информацию, прослеживается развитие творческой активности в процессе изучения курса в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения. Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности для:
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций |
IV Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- Кабинет № 45
- Магнитофон, компьютер, мультимедийная аппаратура
- Интерактивная доска
- МЭШ
Учебно-методическое, информационное обеспечение программы
1. Справочные пособия.
#1044;идактические материалы
#1058;аблицы
#1057;хемы
5. Раздаточный материал.
#1059;чебные фильмы
7. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
8. Электронные учебные пособия
Ссылки на нормативные документы | |
Конституция РФ | |
Президент РФ |
|
Сервер органов государственной власти РФ | |
Каталог официальных сайтов РФ | |
Действующее законодательство РФ |
|
Интернет- ресурсы
- Изучение прав человека в школе
- Институт прав человека
- Организация Объединенных наций
- Официальный сайт Государственной Думы РФ
- Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Права человека в России
- Электронная библиотека Гумер (Гуманитарные науки)
- - сайт "Право России" Разделы сайта: Электронная библиотека, Дипломные, Тесты on-line, Юридические словари, Рекомендации (студенту, начинающему юристу), Судебная практика, Каталог ресурсов.
- l - "Юридический факультет" Все, что нужно студенту Юридического факультета - рефераты (мало), учебники (114), статьи, шпаргалки (много), лекции (оч. мало). Раздел шпаргалок - выбрать курс (с1-го по 5-ый) - вопросы, ответы. В английском языке - топики по праву, конституции, законодательству.
- - "Все о праве". Рефераты, курсовые, учебники и пр. В частности:
- эксклюзивная коллекция рефератов и курсовых по 23-м темам; - правовая библиотека (учебники, пособия, лекции); - большая коллекция ссылок "Все юридические ресурсы русского Интернета"
- Юридический портал "Правопорядок" - Статьи, Новости, Судебная практика, Курсовые, Доклады, Книги и др.
- ЮрКлуб - виртуальный клуб юристов. В разделе "Материалы" публикации по двум десяткам тем.
- - Студенту - юристу.
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования .
Дидактическое обеспечение программы
1. Правоведение в схемах и таблицах, М., 2006 г.
2. Смоленский М.Б. Правоведение/Серия «Высшее образование».-4-е изд. перераб. и доп..-Ростов- на-Дону: «Феникс».- 2005
3. Шумилов В. М. Правоведение: учеб. – М. : «ТК Велби», «Из –во Проспект».- 2008
4. Юридический словарь.- Москва: « ОЛМА- ПРЕСС Образование».- 2005
Методическое обеспечение программы:
1. Варывдин В.А.Право. Схемы, таблицы, определения.- М.: «Педагогическое общество России».-2003г.
2. Никитин А. Ф. Основы государства и права : 10-11 кл. – М., 2006.
3. Основы правовых знаний. Рабочая версия учебника для старших классов.-Москва,1998г.
4. Певцова Е.А. Мир права вокруг нас: 10-11кл. – М., 2005г.
#1055;евцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. \Базовый и профильный уровни. -М.: «Русское слово».-2008г.
#1056;умынина В.В. Основы права.- М.: «ФОРУМ».-2011г.
-Конституция Российской Федерации.
-Уголовный кодекс РФ.
-Трудовой кодекс РФ.
-Гражданский кодекс РФ.
-Административный кодекс РФ.
-Налоговый кодекс РФ.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса
«Право и экономика в жизни общества»
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Тема занятия | Форма проведения | Место проведения |
7 | Тема 1. Государственно-правовое регулирование экономики | ||||
1 | 1 | 1 | ТБ Вводный инструктаж. Рыночная экономика как объект воздействия права | лекция | каб.45 |
2 | 1 | Социально – экономические права граждан | лекция | каб.45 | |
3 | . | 1 | Цели и функции государства в экономике | лекция | каб.45 |
4 | 1 | Основные типы структуры рынка | практ-м | каб.45 | |
5 | 1 | Механизмы государственного регулирования рыночной экономики | лекция | каб.45 | |
6 | 1 | Механизмы государственного регулирования рыночной экономики | практикум | каб.45 | |
7 | 1 | Моторная и фискальная политика государства | критическое эссе | каб.45 | |
8 | Тема 2. Собственность | ||||
8 | 1 | Законодательство, регулирующее отношения собственности | лекция | каб.45 | |
9 | 1 | Понятие права собственности | лекция | каб.45 | |
10 | 1 | Субъекты права собственности | практикум | каб.45 | |
11 | 1 | Право собственности граждан | лекция, практ-м | каб.45 | |
12 | 1 | Право частной собственности юридических лиц | лекция | каб.45 | |
13 | 1 | Право государственной и муниципальной собственности | Решение правовых задач | каб.45 | |
14 | 1 | Право собственности на движимое и недвижимое имущество | лекция | каб.45 | |
15 | 1 | Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности | лекция | каб.45 | |
10 | Тема 3. Юридические формы предпринимательства | ||||
16 | 1 | Понятие предпринимательства | лекция | каб.45 | |
17 | 1 | Формы предпринимательства | лекция | каб.45 | |
18 | 1 | Формы предпринимательства | практикум | каб. 45 | |
19 | 1 | Индивидуальное предпринимательство | дебаты | каб.45 | |
20 | 1 | Юридические лица | лекция, практ-м | каб.45 | |
21 | 1 | Виды коммерческих организаций | лекция | каб.45 | |
22 | 1 | Виды коммерческих организаций | Решение правовых задач | Каб.45 | |
23 | 1 | Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций | лекция | каб.45 | |
24 | 1 | Несостоятельность (банкротство) предпринимателей | лекция | каб.45 | |
25 | 1 | Несостоятельность (банкротство) предпринимателей | тестирование | каб.45 | |
7 | Тема 4. Договоры | ||||
26 | 1 | Понятие договора | лекция | каб.45 | |
27 | 1 | Виды договоров | лекция | каб.45 | |
28 | 1 | Порядок заключения договоров | лекция | каб.45 | |
29 | 1 | Техника безопасности. Вводный инструктаж Способы обеспечения исполнения договоров | практ-м | каб.45 | |
30 | 1 | Ответственность за неисполнение договоров | лекция игра | каб.45 | |
31 | 1 | Гражданско-правовая ответственность | лекция | каб.45 | |
32 | 1 | Практическое занятие | Решение правовых задач | каб.45 | |
5 | Тема 5. Ценные бумаги | ||||
33 | 1 | История возникновения ценных бумаг | лекция | ||
34 | 1 | Понятие ценных бумаг | лекция | каб.45 | |
35 | 1 | Виды ценных бумаг | лекция | каб.45 | |
36 | 1 | Виды ценных бумаг | практикум | каб.45 | |
37 | 1 | Рынок ценных бумаг и его участники | эссе | ||
38 | 1 | Фондовые биржи | лекция прак-м | каб.45 | |
7 | Тема 6. Государственный бюджет | ||||
39 | 1 | Бюджетная система Российской Федерации | лекция | каб.45 | |
40 | 1 | Налоговая система Российской Федерации | практикум | каб.45 | |
41 | 1 | Классификация налогов | деловая игра | каб.45 | |
42 | 1 | Конкуренция. | лекция | каб.45 | |
43 | 1 | Типы конкуренции | лекция ,тест | каб.45 | |
44 | 1 | Типы конкуренции | практикум | каб.45 | |
45 | 1 | Антимонопольное законодательство | тестирование | каб.45 | |
4 | Тема 7. Экономическое партнерство с другими странами | ||||
46 | 1 | Законодательство о внешнеэкономической деятельности | лекция | каб.45 | |
47 | 1 | Таможенное законодательство | лекция | каб.45 | |
48 | 1 | Внешнеэкономические союзы и организации | лекция | каб.45 | |
49 | 1 | Методы государственного регулирования внешней торговли | лекция зачет | каб.45 | |
6 | Тема 8. Банковские операции | ||||
50 | 1 | Кредитные организации, банковская система | лекция | каб.45 | |
51 | 1 | Кредитные организации, банковская система | практикум | каб.45 | |
52 | 1 | Банковская деятельность | лекция | каб.45 | |
53 | 1 | Договор займа, кредита и банковского вклада | практикум | каб.45 | |
54 | 1 | Договор банковского счета | лекция | ||
55 | 1 | Современные платежные средства, их безопасность | Лекция, решение практ. задач | каб.45 | |
9 | Тема 9. Труд и социальная защита | каб.45 | |||
56 | 1 | Законодательство о труде | лекция | каб.45 | |
57 | 1 | Занятость и трудоустройство в РФ | лекция | каб.45 | |
58 | 1 | Занятость и трудоустройство несовершеннолетних | прав. игра | ||
59 | 1 | Трудовой договор | анализ источника | каб.45 | |
60 | 1 | Трудовой договор | практикум | каб.45 | |
61 | 1 | Рабочее время и время отдыха | лекция, прак-м | каб.45 | |
62 | 1 | Трудовая дисциплина | лекция | ||
63 | 1 | Безработица | лекция | каб.45 | |
64 | 1 | Страхование и пенсионное дело | лекция,прак-ум | каб.45 | |
5 | Тема 10. Виды экономических споров и порядок их рассмотрения | ||||
65 | 1 | Экономические споры | лекция | каб.45 | |
66 | 1 | Гражданские правовые споры | лекция | каб.45 | |
67 | 1 | Гражданские правовые споры | практикум | каб.45 | |
68 | 1 | Досудебный порядок рассмотрения споров | лекция | ||
69 | 1 | Судебный порядок рассмотрения споров | Лекция, эссе | ||
2 | Тема 11. Социально-экономические права граждан РФ и их защита | ||||
70 | 1 | Защита прав собственности и трудовых прав | лекция | каб.45 | |
71 | 1 | Защита чести, достоинства и деловой репутации | Практикум, дебаты | каб.45 | |
1 | Итоговое повторение | ||||
72 | 1 | Итоговое повторение | итог. тестирова ние | каб.45 | |
ИТОГО 72 часов |
Приложение 2
Оценочные материалы
Оценка зачетных работ
Зачет – форма проверки знаний, позволяющая реализовать дифференцированный подход. Зачётные работы состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть предусматривает устную форму работы. Практическая часть предусматривает письменную форму работы в виде теста. Содержание зачётной работы должно охватывать весь подлежащий усвоению материал определённой темы и обеспечивать достаточную полноту проверки
Зачетные работы оцениваются по следующим критериям:
1 часть (теоретическая) – по критериям оценки устных ответов; 2 часть (практическая) – по критериям оценки тестовых работ.
Устный ответ:
- Грамотное изложение материала:
- использование плана ответа;
- последовательность изложения.
2. Использование терминов в соответствии темы и их комментирование.
3. Использование иллюстративного или дидактического материала.
4. Речевая грамотность ( соблюдение грамматических или стилистических норм литературного языка.
5. Наличие собственной точки зрения по теме ответа.
6. Выводы.
Сообщение
Правильный отбор фактического материала из литературы предложенной учителем, соответствие теме.
- Использование терминов в соответствии с темой, их комментирование.
- Использование иллюстративного или дидактического материала.
- Грамотное структурирование текста сообщения:
- использование плана, данного учителем;
- использование вопросов к параграфам или документам;
- последовательное описание событий.
5. Речевая грамотность (соблюдение грамматических или стилистических норм литературного языка).
Доклад
- Правильный отбор фактического материала: достоверность, достаточность (наличие примеров), степень важности, значимости.
- Формулирование собственных суждений, которые вытекают из анализа материала.
- Структурирование ответа: логическая заданность выступления (тема, цель, проблема, итог/обобщение/выводы).
- Соответствие нормам научного стиля:
- терминологическая грамотность;
- комментирование, цитирование;
- ссылки на источник;
- речевая грамотность.
5. Этика поведения: умение вести себя у доски.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие: решено правильно более 59 % - зачет.
Для выявления всех показателей, определения уровня обученности, сформированности умений, навыков, компетенций в конце учебного года проводится промежуточная аттестация в форме итоговой контрольной работы в форме тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экономики в жизни общества, 10 класс
Разработка урока обществознания в 10 классе...
Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...
Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества» 10 класс.
Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества» 10 класс....
медиа-презентация к уроку обществознания по теме: "Роль экономики в жизни общества"
презентацию можно использовать на уроках обществознания по теме: "Экономика" в восьмом классе...
роль экономики в жизни общества
11 класс, базовый уровень...
Презентация "Роль экономики в жизни общества"
Данную презентацию можно использовать на уроке обществознания в 10 классе по главе "Экономика"...
Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс
Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...