Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» (школьное научное общество)
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Исаченко Дарья Александровна

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования и воспитания, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

От личности обучающегося требуется навык самостоятельного движения в информационных полях, умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В этом случае акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, инновационных методов обучения поисково-исследовательского характера.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 413 Петродворцового района

Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА                                                                                               УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете                                                                      приказом № _______________

ГБОУ школы № 413                                                                                от «___» __________ 2020 года

Петродворцового района                                                                   Руководитель образовательной

Санкт-Петербурга                                                                               организации            

(протокол №  _______                                                                                        

от «___» __________ 2020 года                                                           _________________Н.Л. Бояр

D:\Наталья Львовна\Мои документы\Downloads\LOGO7.png

                             

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Я познаю мир»

(школьное научное общество)

Возраст учащихся: 12-16 лет

Срок реализации – 1 год

                        Разработчик: Исаченко Дарья Александровна, педагог

дополнительного образования

Пояснительная записка

        Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.

        Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования и воспитания, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

      От личности обучающегося требуется навык самостоятельного движения в информационных полях, умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

      В этом случае акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, инновационных методов обучения поисково-исследовательского характера.

Актуальность

       Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.   Основные этапы, характерные для исследования в научной сфере: постановка проблем, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

       Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

      Сегодня для повышения уровня научных исследований в образовательных учреждениях, организованы проблемные лаборатории, центры, НОУ, кружки, где решаются вопросы организации исследовательской деятельности школьников, разрабатываются проекты, проводятся эксперименты, создаются условия для формирования социальной активности творческой личности в  социуме через организацию научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.      Но, прежде всего, исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку в рамках классно-урочной системы и ограниченного количества времени  учитель не в состоянии решить проблему научения школьников  исследованию.

         Кроме того, данная технология имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного ученика;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и учащегося — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Отличительные особенности программы

          В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований учащимися происходит в момент выбора одного из направлений работы кружка. В зависимости от уровня полученных результатов, предоставляется возможность школьникам публично продемонстрировать свои исследовательские проекты перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

           Как помочь обучающимся в их самостоятельных исследованиях? Как помочь им добиться успеха, повысить собственную самооценку? Как осуществить поиск истины? Эти и другие вопросы сейчас беспокоят педагогов,  кто занимается работой с детьми по организации с ними исследовательской деятельности.

         Представленная программа направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.

          При организации исследовательской работы учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей:

  • темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним,
  • проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития,
  • руководство исследованием осуществляется педагогом, куратором исследовательской деятельности.

           Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтения отдаются индивидуальным или мини групповым формам работы.

           В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность организовывается в групповых и индивидуальных формах. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

          Презентация результатов проектирования или исследования проводится на заседаниях научного общества обучающихся или школьной конференции, — идёт подготовка к мероприятиям различных уровней (от районного и городского до всероссийского и международного уровней).

Адресат программы – учащиеся основной школы и старших классов, желающие приобрести навыки научной исследовательской, проектной деятельности (проекты могут быть учебными или социальными). Учащиеся мотивированы в приобретении подобных знаний, так как они помогают быть успешными в основном образовании и в социуме, презентовать свои знания и идеи, готовиться к продолжению обучения в высшей школе.

          Цель программы: формирование навыков организации исследовательской и проектной деятельности учащихся с применением проектного метода и информационно-коммуникационных технологий.

       Задачи программы

Обучающие:

  • научить умению вести исследовательскую деятельность: освоению понятий, принципов, теорий, законов и правил, действующих в науках, охваченных исследуемой темой в естественнонаучной области знаний:
  • обучить умению объяснить приобретенные знания и описать их;
  • обучить умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

Развивающие:

  • формировать умение рефлексии, самооценивания,
  • развивать тягу к познанию, исследованию мира,
  • развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение получать радость от творчества,
  • формировать осознание самодостаточности своей личности,
  • воспитывать желание следовать своим нравственным принципам.

Условия реализации программы 

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4 3598-20 с «Требованиями к содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»

  • занятия проводятся группами, сформированным по классам, и индивидуально,
  • для реализации программы могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия.
  • занятия проводятся с использованием в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения,
  • занятия могут педагоги основной школы, владеющие опытом организации проектной деятельности,
  • для реализации программы необходим кабинет, оснащённый компьютерной техникой и доступом в Интернет.

Программа предназначена для обучения проектно-поисковой деятельности детей 12-16 лет, рассчитана на 1 год освоения,  144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Планируемые результаты

Личностные

  • осознание духовного и интеллектуального саморазвития;
  • осознание необходимости личного самосовершенствования,
  • осознание ценности знаний;
  • желание творческой исследовательской деятельности, служащей общественным и государственным интересам.

Метапредметные

  • умение планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать учебно-познавательную деятельность;
  • способность выполнять практическую работу с использованием различных методов;
  • умение излагать свои мысли, объяснять, доказывать;
  • владение практическими навыками в подготовке реферативных работ;
  • владение методами самостоятельной работы по поиску материала для исследования.

Предметные

  • формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской                     деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования),
  • развитие у детей предпосылок диалектического мышления,
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде,
  • расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия,
  • проявление у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности,    оценочного и критического отношения к миру.

Учебно-тематический план

Темы

Всего

час.

Теория

Практика

Формы контроля

1

Вводное занятие. Исследовательское мышление

4

4

-

Анкетирование, собеседование

2

Методология научных исследований

16

6

10

Педагогические наблюдения, зачётное тестирование

3

Направления исследовательской деятельности

4

2

2

Текущий контроль: обучение самооцениванию

4

Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ

4

2

2

5

Развитие проекта

Теоретическая разработка проекта

24

4

20

6

Развитие проекта

Практическая разработка проекта

40

10

30

Взаимооценивание, предзащита

7

Разработка проектов с использованием

информационных технологий

20

4

8

Создание презентации проекта.

16

4

12

9

Критерии оценки публичной презентации  проекта

8

2

6

Защита проектов на общешкольной научно-практической конференции (оценивание по критериям)

10

Представление исследовательского проекта

8

-

8

Итого:

144

38

106

Календарный учебный график

Год

обучения

Дата

начала

занятий

Дата окончания занятий

Всего учебных недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим

занятий

1 год

01.09

25.05

36

36

144 часа

2 занятия

по 2 часа в неделю

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №413

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

ПРИНЯТА                                                                          УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом  совете                                              Приказом №___ от "___"_____2020 г.                       

Протокол №____                                                                  Директор ГБОУ щколы № 413

«       »                                2020 г.                                                                                                    

                                                                                            _______________ Н.Л. Бояр

       

D:\Наталья Львовна\Мои документы\Downloads\LOGO7.png

РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Я познаю мир»

Возраст учащихся: 14-16 лет

Срок реализации – 1 год

2020-2021 уч.год

Разработчик: Исаченко Дарья Александровна,                                                   педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

       Данная программа имеет социально-педагогическую направленность, общекультурный уровень освоения.

Срок реализации программы – 1 год.

Представленная программа направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей.

          При организации исследовательской работы учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей:

  • темы работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним,
  • проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития,
  • руководство исследованием осуществляется учителем, куратором исследовательской деятельности.

           Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтения отдаются индивидуальным или мини групповым формам работы.

           В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность организовывается в групповых и индивидуальных формах. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Задачи программы

Обучающие:

  • научить умению вести исследовательскую деятельность;
  • обучить умению объяснить приобретенные знания и описать их;
  • обучить умению разработать предложения по применению добытых знаний, в том числе и в новых областях практики.

Развивающие:

  • формировать умение рефлексии, самооценивания,
  • развивать тягу к познанию, исследованию мира,
  • развить умение ставить проблему, формулировать тему и цель исследования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение получать радость от творчества,
  • формировать осознание самодостаточности своей личности,
  • воспитывать желание следовать своим нравственным принципам.

Условия реализации программы 

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4 3598-20 с «Требованиями к содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19)»

  • занятия проводятся группами, сформированным по классам, и индивидуально,
  • для реализации программы могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия.
  • занятия проводятся с использованием в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения,
  • занятия могут педагоги основной школы, владеющие опытом организации проектной деятельности,
  • для реализации программы необходим кабинет, оснащённый компьютерной техникой и доступом в Интернет.

Программа предназначена для обучения проектно-поисковой деятельности детей 12-16 лет, рассчитана на 1 год освоения,  144 часа в год, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты

Личностные

  • осознание духовного и интеллектуального саморазвития;
  • осознание необходимости личного самосовершенствования,
  • осознание ценности знаний;
  • желание творческой исследовательской деятельности, служащей общественным и государственным интересам.

Метапредметные

  • умение планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать учебно-познавательную деятельность;
  • способность выполнять практическую работу с использованием различных методов;
  • умение излагать свои мысли, объяснять, доказывать;
  • владение практическими навыками в подготовке реферативных работ;
  • владение методами самостоятельной работы по поиску материала для исследования.

Предметные

  • формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу освоения программы.
  • рзвитие у детей предпосылок диалектического мышления,
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде,
  • расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия,
  • проявление у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности,    оценочного и критического отношения к миру,

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название разделов и тем

    Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Исследовательское мышление

2

2

-

2

Анализ различных моделей мышления

2

2

-

3

Методология научных исследований

2

2

-

4

Этапы исследования

2

2

5

Структура исследования

2

2

-

6

Цели и задачи исследования

2

-

2

7

Новизна и практическая значимость проекта

2

-

2

8

Знакомство с разнообразием тем исследования

2

-

2

9

Виды исследования

2

-

2

10

Методы обработки информации

2

-

2

11

Познавательные стратегии в самоопределении личности

2

2

-

12

Выбор направления и темы исследования

2

-

2

13

Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ

2

2

-

14

Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ

2

-

2

15

Развитие проекта

2

2

-

16

Теоретическая разработка проекта

2

2

-

17

Составление плана работы над проектом

2

-

2

18

Составление плана работы над проектом

2

-

2

19

Сбор литературных данных

2

-

2

20

Сбор литературных данных

2

-

2

21

Обзор литературы по проблеме исследования

2

-

2

22

Сбор данных исследования

2

-

2

23

Сбор данных исследования

2

-

2

24

Представление данных исследования

2

-

2

25

Представление данных исследования

2

-

2

26

Анализ результатов

2

-

2

27

Практическая разработка проекта

2

2

-

28

Проектирование

2

2

-

29

Наблюдение

2

2

-

30

Исследование

2

2

-

31

Отработка основных методов практической деятельности

2

-

2

32

Отработка основных методов практической деятельности

2

-

2

33

Отработка основных методов практической деятельности

2

-

2

34

Социальные формы познания мира

2

2

-

35

Эксперимент

2

-

2

36

Основные методы сбора информации

2

-

2

37

Основные методы сбора информации

2

-

2

38

Основные методы сбора информации

2

-

2

39

Диагностика

2

-

2

40

Диагностика

2

-

2

41

Диагностика

2

-

2

42

Анкетирование

2

-

2

43

Анкетирование

2

-

2

44

Опрос

2

-

2

45

Опрос

2

-

2

46

Практикум

2

-

2

47

Использование информационных технологий в работе над проектом

2

2

-

48

Интернет и авторское право

2

2

-

49

Поиск материалов к проекту в Интернете

2

-

2

50

Поиск материалов к проекту в Интернете

2

-

2

51

Поиск материалов к проекту в Интернете

2

-

2

52

Обработка материалов, собранных в Интернете

2

-

2

53

Обработка материалов, собранных в Интернете

2

-

2

54

Электронная разработка проекта

2

-

2

55

Электронная разработка проекта

2

-

2

56

Электронная разработка проекта

2

-

2

57

Создание презентации проекта

2

2

-

58

Требования к оформлению слайдов

2

2

-

59

Дизайн презентации

2

-

2

60

Создание слайдов

2

-

2

61

Использование анимации

2

-

2

62

Работа со звуком

2

-

2

63

Презентация с видео

2

-

2

64

Демонстрация презентации

2

-

2

65

Публичная презентация проекта

2

2

-

66

Основы ораторского искусства

2

-

2

67

Публичный доклад

2

-

2

68

Обратная связь с аудиторией

2

-

2

69

Представление исследовательского проекта.

2

-

2

70

Представление проекта

2

-

2

71

Оценивание результата

2

-

2

72

Итоговое занятие

2

-

2

Всего:

144

38

106

Содержание программы

1. Вводное занятие

Теория. Исследовательское мышление. Основные навыки, необходимые обучающимся в 21 веке.

Анализ различных моделей мышления.

2. Методология научных исследований

Теория. Этапы, структура исследования.

Практика. Обсуждение  целей, задач, новизны, практической значимости исследования. Знакомство с разнообразием тем, направлений, видов исследований. Различие методов обработки материалов, информации по теме исследования.

Диспут «Ценности и отношения», Самодиагностика «Определение творческого потенциала».

3. Направления исследовательской деятельности

Теория. Познавательные стратегии в социально-педагогическом самоопределении личности.

Практика. Выбор направления, темы исследования, выдвижение гипотезы.

Средства предъявления доказательства выдвинутой гипотезы исследования. Характеристика исследуемых явлений.

4. Критерии оценки содержания научно-исследовательских работ

Теория. Актуальность, новизна, метод исследования, результаты, выводы исследовательского проекта, практическая направленность исследуемых проблем.

Практика. Час Развитие проекта

5. Развитие проекта. Теоретическая разработка проекта  

Теория. Значение исследовательской деятельности в развитии познавательных навыков.

Практика. Сбор литературных данных. Представление данных исследования. Анализ результатов.

6. Развитие проекта. Практическая разработка проекта

Теория. Проектирование,  наблюдение, исследование.

Практика. Отработка основных методов практической деятельности. Социальные формы познания мира. Основные методы сбора информации, диагностика, анкетирование, опрос. Сбор исследовательского материала. Эксперимент. Практикум.

7. Разработка проектов с использованием информационных технологий

Теория. Интернет и авторское право.

Практика. Информационные материалы к исследовательскому проекту и их поиск в Интернете.

Электронная разработка учебного проекта.

8. Создание презентации проекта

Теория. Требования к оформлению слайдов.

Практика. Создание мультимедийной презентации проекта.

9. Критерии оценки публичной презентации научно-исследовательского  проекта

Теория. Основы ораторского искусства.

Практика. Публичный доклад. Обратная связь с аудиторией. Час полезных советов.

10. Представление исследовательского проекта

Практика. Рассмотреть различные формы представления исследовательских проектов. Уровни представления проектов.

Рефлексия результатов

Оценочные и методические материал

Формы организации деятельности обучающихся

групповые

индивидуальные

  • Лекции
  • Практикумы
  • Семинары
  • Конференции
  • Встречи с учёными
  • Тренинги

  • Проектирование
  • Работа в Интернете
  • Работа в библиотеке
  • Реферирование научной литературы
  • Индивидуальные консультации
  • Анкетирование, тестирование

Виды творческих работ школьников

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Способы определения результативности

Контроль результативности обучения обеспечивает оперативное управление образовательным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля являются:

  • входной контроль (собеседование, анкетирование);
  • текущий контроль (педагогический опрос, наблюдение, контрольное занятие);
  • промежуточная аттестация (открытое занятие, конкурс);
  •     итоговая аттестация (защита реферативных работ и проектов и др.).

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела программного материала и направлена на поддержание дисциплины, выявление отношения к обучению и носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом, отмечается отношения обучающегося к занятиям, его старание, прилежность, инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им образовательных задач на данном этапе. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного занятия раз в полугодие.

При прохождении итоговой аттестации учащимся необходимо продемонстрировать знания и навыки в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты исследовательских работ и проектов. При проведении итоговой аттестации  учитываются критерии качества подготовки обучающегося, позволяющие определить уровень освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Оценка проектной деятельности

Оценка проектной деятельности происходит по различным критериям: 
- критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности; 
- критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта. 
Необходимо отметить, что составление оценочных критериев носит весьма субъективный характер, так как учитель может либо добавлять, либо убирать критерии оценки, опираясь на уровень обученности учащихся и масштаб выполняемого проекта. 
                       Критерии оценки проектной деятельности учащихся. 
I. Критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности: 
1. Актуальность выбранной темы. 
2. Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач. 
3. Практическая ценность проекта. 
4. Соответствие плану. 
5. Обоснованность выводов. 
6. Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта. 
7. Правильность и грамотность оформления. 
II Критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта: 
8. Выступление на защите (владение материалом предоставляемого проекта, наглядность, культура речи) 
9. Умение отвечать на вопросы. 
10. Умение защищать свою точку зрения. 

 Виды диагностики результативности освоения программы:

  • наблюдение;
  • самостоятельные работы;
  • диагностические таблицы.

Педнаблюдение

* что делал

* где участвовал

* каковы успехи

* планы на будущее

* чему научился

* индивидуальные творческие    достижения

Самоанализ

  • я узнал
  • я понял
  • я научился
  • лучше всего у меня получается
  • я изменился в …сторону

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  • оригинальность
  • новизна
  • полезность для автора и других людей
  • трудоемкость работы
  • качество оформления работ.

Материально-техническое обеспечение

  • Учебная аудитория для проведений теоретических занятий
  • Аудитория для практических занятий
  • Аудитория для проведения семинаров, конференций
  • Библиотека
  • Компьютерный класс с установленным программным обеспечением: Microsoft Office, Microsoft Windows,
  • Наличие выхода в Internet.  

Рекомендуемая литература и ресурсы Интернета

  1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – М.: Изд-во «ИОО», 2000.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 192 с.
  3. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления. - М., 2002 .
  4. Половкова М.В.; Носов А.В. Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС - М.: Изд-во Просвещение, 2019. – 160 с.
  5. Савенков А.И., Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Библиотека журнала «Директор школы», №8, 2003 год.
  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996 .
  7. Тамбер Ю. Г.  Развитие творческого мышления детей: Книги для родителей. М., 2008
  8. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль, 2001.
  9. Intel «Обучение для будущего» - М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2005.
  10. Исследовательская деятельность. 2021 Web: http://school413-spb.ru/issled_deyt.htm

www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности "Научное общество учащихся"

Программа  Научного общества учащихся рассчитана на обучающихся 5-9  класса с нагрузкой 1 час в неделю.Общее количество часов:      5 классе – 35 часов6 классе – 35 часов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играя, познаем мир"

Программа "Играя, познаем мир" социально-гуманитарной направленности, возраст детей: 1 год обучения -  5 - 6 лет, 2 год обучения - 7 - 10 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Человек и общество»

Программа может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"

Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Школьное лесничество»

Данная программа является модифицированной. В основу программы положена дополнительная общеразвивающая программа естественно – научной направленности «Лесовик», разработанная м...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Право и экономика в жизни общества»

Актуальность данной программы обусловлена недостаточностью знаний старших подростков о роли права в условиях современной рыночной экономики, а также запросом обучающихся и родителей (законных представ...