Программа+КТП 11 класс Электив Человек.Общество. Мир. 1 ч
рабочая программа по обществознанию (11 класс)
Программа+КТП 11 класс Электив Человек. Общество. Мир. 1 ч в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.ktp_-_11_kl._a._1_ch.elekt_.chelovek-obshch.-mir.prof_._2021-_22_uch.god_.docx | 54.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир»
для учащихся 11 класса А социально-экономический профиль
МБОУ ЦО № 44 г. Тулы
2021-2022 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек. Общество. Мир» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089); программы по обществознанию для 10-11 классов (Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др, базовый уровень). Данный курс предназначен для учащихся 11-х классов. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию, обобщение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся в перспективе к сдаче ЕГЭ.
Учебный план школы предполагает на изучение элективного курса «Человек. Общество. Мир» 34 часа в год - 1 час в неделю. Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений (общеучебных и предметных), а также приобретение опыта исследовательской деятельности
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащегося и различные маршруты освоения предложенного содержания. Основная функция учителя в данном курсе состоит в
«сопровождении» учащегося в познавательной деятельности, коррекции ранее полученной информации, помощи в извлечении из полученных ранее знаний тех, которые актуализируются в данном курсе. Немаловажным является и то, что курс в целом выстраивается как система актуализированного диалога, что обеспечивается активным использованием современных методов обучения и современных коммуникативных технологий.
В целях гражданско-патриотического воспитания, повышения мотивации, формирования активной гражданской позиции курс предусматривает творческую деятельность, выраженную в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Курс ориентирует на активную самостоятельную поисковую работу по широкому кругу выделенных в сотрудничестве ученика и учителя проблем, лично значимых для учащихся и стимулирующих творческий поиск. Курс способствует росту уверенности ученика в своих силах, активному использованию своего субъектного опыта, углублению знаний по выбранным темам
Цели элективного курса:
- освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
2. формирование у учащихся готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических и эстетических ценностей, проблем, традиций.
Задачи курса:
- На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
- Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания, активной жизненной позиции.
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
- выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
- формирование умения анализировать позицию автора текста; перекодирование информации, т.е. превращать текст в таблицы, графики, схемы; вести дискуссию, слушать и слышать оппонентов.
- выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;
- дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому анализу ситуаций и различных точек зрения.
Рабочая программа по элективному курсу «Человек. Общество. Мир» для учащихся 11-х классов составлена и разработана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 09.03.2014 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Примерная Программа: Сборник нормативных документов. Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованный Министерством образования и науки в РФ, - М,, 2016
- Авторская программа О. И. Волошиной, А.П. Логунова, А.Б. Шатилова, А.В. Юдельсон «Человек – общество – мир». - Москва, Современное образование, 2018
Используемый учебно-методический комплекс:
Для учащихся:
- Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва, АСТ: Астрель, 2019.
- Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. - Москва 2019
- Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова. - М., 2017
- Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. - М., 2019
- Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2019
- Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2018
Для учителя:
1. Обществознание: глобальный мир в ХХ1 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2017.
2. Маслова Е. В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: практическое пособие. – М., Аркти, 2018.
3. Пентин А. Учебные исследования и проекты // Директор школы. - 2019. - №2 .- С.47 -52
4. Баранов В.А. Практикум по обществознанию. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm-Образовательные ресурсы Интернета - обществознание.
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.ant-m.ucoz.ru/ -"Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.mon.gov.ru – Министерство просвещения;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusedu.ru/- Архив учебных программ и презентаций
http://pedsovet.org/ -Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.uchportal.ru/ -Учительский портал
http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
Оборудование:
- Компьютер
- Видеопроектор
- Демонстрационный экран для проектора
- Презентации и видеоуроки https://infourok.ru по темам курса;
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: – частично-поисковый, исследовательский, проектный, дистанционное обучение (платформы Zoom, Sferum)
Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения заданий формата ЕГЭ по курсу обществознания с анализом текста по предложенным вопросам и написанием творческих работ, эссе. Оценивание «зачёт-незачёт».
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса:
Личностные результаты выпускников, формируемые при изучении содержания курса:
- осознание принадлежности к мировому культурному пространству;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение исторических основ развития мировой и российской цивилизаций;
- осознания необходимости о сохранении и преумножении национального и мирового культурного и социального наследия.
Метапредметные результаты характеризуются умениями:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать объекты по указанным критериям;
- объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах;
- обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлекать необходимые сведения из источников, созданных в разных знаковых системах;
- работать с текстами различных стилей и др.
Предметные результаты освоения выпускниками программы:
- знание различных подходов к исследованию проблем человека и общества;
- знание особенностей обществоведческих наук и их отличительные черты от наук других циклов;
- умение сравнивать и устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками явлений в общественной жизни, различать в информации факты и мнения, аргументы и выводы.
В результате изучения элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го класса научатся:
- понимать основные обществоведческие категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной и политической действительности;
- формировать понимание закономерностей общественного развития, способностей к объективному восприятию информации, её анализу и обобщению;
- формировать способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- знания содержания мировоззренческих и социально значимых проблем, закономерностей развития общества и мышления;
- использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения ориентироваться в мире социальных, политических, правовых, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.
В результате изучения данного элективного курса «Человек. Общество. Мир» ученики 11-го класса
получат возможность научиться:
- умению ориентироваться в мире политико-правовых, социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
- знанию места и роли человека в системе общественных отношений, сущности основополагающих процессов и явлений в обществе;
- умению уважительно относиться к культурным традициям, проявлять расовую, национальную и религиозную терпимость;
- умению владения навыками самосовершенствования и саморазвития, соблюдения морально- этических норм социума;
- умению понимать и анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- умению анализировать научную и социально-политическую литературу, применять понятийно-категориальный аппарат, прогнозировать возможное развитие социальных проблем и процессов в будущем;
Требования и критерии оценивания:
Результаты ответов оцениваются: «зачет, не зачет»
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
- полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
Тестирование:
Оценка «5» - 100% - 80%
Оценка «4» - 79% - 60%
Оценка «3» - 59% - 45%
Оценка «2» - менее 45%
Содержание элективного курса «Человек. Общество. Мир» 11 класс (34 ч)
Введение (1 ч) Человек. Общество. Мир.
Тема 1. Человек. (7 ч)
Природа человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Тема 2. Общество. (16ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества, их характерные черты.
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь. его формы, основные направления. Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное образование и самообразование
Тенденции духовной жизни современной России
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Социальная сфера общества.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука.. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. защита прав потребителя. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Политико -правовая сфера общества .
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая культура.
Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Тема. 3. Мир. (10 ч)
Процессы глобализация и становление единого человечества. Последствия процесса глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира.
Что нас разделяет. Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный мир. Культурные различия и современные конфликты.
Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства. Россия в глобальной конкуренции. Европейский союз и его миссия. Китай на пути к глобальной державе.
XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная безопасность в современном мире.
Экономика и экология.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и социальное своеобразие. Успешность в информационную эпоху. Информация и демократия. Информация и власть. Средства массовой информации: между властью и гражданским обществом. Государство и свобода СМИ. Свобода СМИ и международный терроризм. Всемирная информативно-коммуникативная сеть.
Россия и " русский мир". Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и изменение политической культуры. Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая система современной России. Россия -президентская республика. Президент. Парламент. Устройство исполнительной и судебной власти.
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Итоговое повторение. Человек. Общество. Мир.
Учебно-тематическое планирование элективного курса «Человек. Общество. Мир» (1 ч в неделю - 34 ч)
11 класс А социально-экономический профиль
2021-2022 уч. гг.
№ | Раздел | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение. Человек. Общество. Мир. 1 ч | 1 | 1 |
|
Человек. 8 ч | ||||
2 | Человек как результат биологической и социальной эволюции | 1 |
| 1 |
3 | Человек как творец и творение культуры | 1 | 1 |
|
4 | Потребности и интересы человека. Познание и знание | 2 | 1 | 1 |
5 | Деятельность и мышление | 2 | 1 | 1 |
6 | Свобода и ответственность личности | 1 | 1 |
|
Общество. 16 ч | ||||
1 | Общество. Общественное сознание. | 1 | 1 |
|
2 | Социум как особенная часть мира | 1 | 1 |
|
3 | Общество, природа, культура | 1 | 1 |
|
4. | Типология обществ | 1 |
| 1 |
5 | Духовная жизнь общества | 3 | 2 | 1 |
6 | Социальная сфера общества | 3 | 2 | 1 |
7 | Экономическая сфера жизни общества | 3 | 2 | 1 |
8 | Политико-правовая сфера жизни общества | 3 | 2 | 1 |
Мир. 10 ч | ||||
1 | Глобализация и глобальные проблемы человечества | 1 | 1 |
|
2 | Что нас разделяет: культура, религия | 2 | 1 | 1 |
3 | Учитесь мыслить глобально. | 2 | 2 |
|
4 | XXI век и новые угрозы для человечества | 1 | 1 |
|
5 | Власть в информационном обществе | 1 | 1 |
|
6 | Россия и "русский мир" | 1 | 1 |
|
7 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 ч | 24 | 10 |
Календарно-тематический план элективного курса
«Человек-Общество-Мир»
11 класс А социально-экономического профиля (1 ч в неделю - 34 ч) 2021-26 уч.гг.
№ | Количество часов | Тема | Дата | Д/з |
1 | 1 | Введение. Человек. Общество. Мир. (1 ч) | 1 неделя | ндивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ |
2 | 1 | ЧЕЛОВЕК. (8 ч). Человек как результат биологической и социальной эволюции | 2 неделя |
теория,термины по теме |
3 | 1 | Человек как творец и творение культуры | 3 неделя | теория,термины по теме |
4 | 1 | Потребности и интересы человека | 4 неделя | теория,термины по теме |
5 | 1 | Познание и знание | 5 неделя | таблица,теория,термины по теме |
6-7 | 2 | Деятельность и мышление | 6-7 недели | теория,термины по теме |
8 | 1 | Свобода и ответственность личности | 8 неделя | эссе, теория,термины по теме |
9 | 1 | ОБЩЕСТВО. (16 ч) Общество. Общественное сознание. | 9 неделя |
теория,термины по теме |
10 | 1 | Социум как особенная часть мира | 10 неделя | теория,термины по теме |
11 | 1 | Общество, природа, культура | 11 неделя | термины |
12 | 1 | Типология обществ | 12 неделя | таблица, теория,термины по теме |
13 | 1 | Духовная жизнь общества. Искусство | 13 неделя | эссе, теория,термины по теме |
14 | 1 | Духовная жизнь общества. Наука. Образование | 14 неделя | теория,термины по теме |
15 | 1 | Тенденции духовной жизни современной России | 15 неделя | эссе, теория,термины по теме |
16-18 | 3 | Социальная сфера общества. | 16-18 недели | теория,термины |
19-21 | 3 | Экономическая сфера жизни общества | 19-21 недели | теория, термины |
22-24 | 3 | Политико-правовая сфера жизни общества | 22-24 недели | теория,термины по теме |
25 | 1 | МИР. (10 ч) Глобализация и глобальные проблемы человечества | 25 неделя | теория,термины по теме |
26 | 1 | Что нас разделяет и объединяет: культура. | 26 неделя | теория,термины по теме |
27 | 1 | Что нас разделяет и объединяет: религия | 27 неделя | эссе , теория,термины по теме |
28 | 1 | Учитесь мыслить глобально. Феномен мирового лидерства | 28 неделя | теория,термины по теме |
29 | 1 | Россия в глобальной конкуренции | 29 неделя | теория,термины по теме |
30 | 1 | ХХ1 век и новые угрозы для человечества | 30 неделя | теория,термины по теме |
31 | 1 | Власть в информационном обществе | 31 неделя | теория,термины по теме |
32 | 1 | Россия и "русский мир" | 32 неделя | теория,термины по теме |
33 | 1 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 33 неделя | теория,термины по теме |
34 | 1 | Итоговое повторение. (1 ч). Человек. Общество. Мир. | 34 неделя |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по вариативному курсу "Человек-Общество-Мир" (11 класс)
Рабочая программа по вариативному курсу "Человек-Общество-Мир" (11 класс)...
Программа элективного курса "Человек. Общество. Мир." 9 класс
Программа элективного курса "Человек. Общество.Мир." 9 класс....
Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»
Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...
Программа+ КТП Электив Человек.Общество.Мир. 10 кл. 1 ч
Программа+КТП Электив Человек.Общество.Мир. 1 ч...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО - МИР"
Актуальность изучения программы заключается в возможности использовать приобретенные знания и умения в практической повседневной деятельности для полноценного...
Программа курса внеурочной деятельности по обществознанию «Человек-общество-мир» для обучающихся 10-11 классов
Программа внеурочной деятельности "Человек - Общество - Мир" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа направлена на формирование и развитие профессионального самоопределения ст...
Дополнительная образовательная программа "Человек.Общество.Мир."
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек.Общество.Мир.» социально-педагогической направленности предназначена для получения обучающимися дополнительных знаний ...