Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Тема «Человек. Общество. Природа»

Цели:

1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга».

2. Выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой.

Задачи:

Образовательные: охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсудить проблемы, которые встали перед человечеством в ХХI веке,  меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды;

Развивающие: продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_chelovek._obshchestvo._priroda.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема «Человек. Общество. Природа»

Цели: 1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга».

2. выразить свое отношение к миру природы и ответственности человека перед природой;

Задачи: Образовательные: охарактеризовать взаимодействие человеческого общества с природой; обсудить проблемы, которые встали перед человечеством в ХХI веке,  меры, предпринимаемые человечеством для охраны окружающей среды;

Развивающие: продолжить учиться делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

Воспитательные: воспитание культуры общения на уроке, коллективизма, чувства ответственности за себя и товарищей, умения оценивать товарища и себя самого.

Планируемые образовательные результаты: 

Ученик научится:

  • устанавливать причинно-следственные связи анализируя и выявляя главное в рабочем материале; решать проблемные вопросы, делать выводы;
  • учиться работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, находить компромиссные решения.

вырабатывать собственное осознанное и ответственное отношение к миру природы и ответственности человека перед природой.

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: групповая работа с учебником и документами.

Основные понятия: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга».

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве, ТРКМ, ИКТ, проблемно-поисковые

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, рабочие листы, пакет документов, учебник

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на работу

Приветствуют учителя. Показывают готовность к уроку

Мотивационно-целевой

  1. Предлагает ответить на вопрос: в зоопарке Нью-Йорка за клетками со львами и тиграми
    был павильон, в котором содержалось "самое опасное животное на Земле", как гласила надпись. Как вы думаете, какое животное могут увидеть посетители зоопарка в этом павильоне?
  2. Предлагает сформулировать круг вопросов, которые учащиеся считают актуальными для объяснения позиции работников зоопарка . Предложенные аспекты учитель записывает на доске в виде кластера
  3. Предлагает сформулировать тему и цели урока
  4. Предлагает провести самооценку на знание темы урока в виде линейного замера на полях тетради

Предлагают варианты ответов

Формулируют вопросы для исследования

Формулируют тему и цели урока

Проводят самооценку знаний по еще не пройденной теме

Деятельностный

  1. Организует деление учащихся на группы
  2. Комментирует задание группам. Контролирует и консультирует работу групп

  1. Организует выступление групп. Предлагает учащимся комментировать выступления групп, задавать вопросы выступающим
  2. Организует физкультминутку.
  3. Организует работу групп по составлению схемы «Фишбоун» о объединениях, занимающимися вопросами охраны окружающей среды и действующими на территории России.
  4. Организует работу по соотнесению понятий и определений на доске( «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», «Красная книга»).
  1. Делятся на 4 группы: охрана воздуха, охрана воды, охрана растений, охрана животных
  2. Знакомятся с пакетом документов. Отвечают на вопрос к документам в форме цзацзуаня. Готовят выступление групп

Вопросы группам:

Воздух:  Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы  мы дышали чистым воздухом?

Вода: Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Растения: Проблемный вопрос. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений?

Животные: Что нужно делать, чтобы  численность животных не уменьшалась?

  1. Представляют выступление групп. Отвечают на вопросы одноклассников. Комментируют выступления
  2. Выполняют физические упражнения.
  3. Составляют схемы «Фишбоун» о объединениях, занимающимися вопросами охраны окружающей среды и действующими на территории России.
  4. Выполняют работу по соотнесению понятий и определений на доске.

Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает вспомнить о павильоне в Нью-Йоркском зоопарке и ответить на вопрос: чем руководствовались при создании павильона работники зоопарка? Согласны ли вы с ними?

Предлагает закончить предложение: «Тема сегодняшнего урока помогла мне понять, что …»

Предлагает провести итогового самооценку на знание темы урока в виде линейного замера на полях тетради

Комментирует домашнее задание (п.6, выполнить 3 задания по карточке «Классики»)

Объявляет отметки. Заканчивает урок

Отвечают на вопрос

Заканчивают предложение. Формулируют выводы по уроку

Проводят повторную самооценку знаний по теме изученного урока

Записывают домашнее задание

Приложение 1.

Пакет документов для групп

Охрана воздуха

Проблемный вопрос. - Что же нужно сделать, чтобы  мы дышали чистым воздухом?

Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако  последствия  употребления  огня,  которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с  тем,  что  дым  мешал дыханию и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Так было вплоть до начала  девятнадцатого  века.  Лишь за последние сто лет развитие промышленности "одарило" нас такими производственными процессами,  последствия которых вначале человек  еще не мог себе представить.  Возникли города-миллионеры, рост которых остановить нельзя.  Все  это  результат великих изобретений. В основном существуют три основных  источника  загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников в общем, загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное  производство. Источники загрязнения - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия,  особенно цветной металлургии, которые выбрасывают  в  воздух  оксиды  азота,  сероводород,  хлор, фтор,  аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути  и мышьяка;  химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в  воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ,  работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы,  находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе.  Твердые компоненты аэрозолей  в ряде случаев особенно опасны для организмов,  а у людей вызывают специфические  заболевания.  В  атмосфере  аэрозольные  загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки.

Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнения воздуха являются ТЭС,  которые потребляют  уголь высокой зольности, обогатительные фабрики,  металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы.  Аэрозольные  частицы  от этих источников  отличаются большим разнообразием химического   состава.

Еще большее разнообразие свойственно  органической пыли,  включающей алифатические и  ароматические  углеводороды, соли кислот.  Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов,  в процессе пиролиза на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятиях.

Постоянными источниками аэрозольного загрязнения  являются  промышленные отвалы  -  искусственные  насыпи из переотложенного  материала, преимущественно вскрышных  пород,  образуемых  при   добыче полезных  ископаемых или же из отходов предприятий перерабатывающей промышленности,  ТЭС.

Источником пыли и ядовитых газов служат массовые взрывные работы. Так,  в результате одного среднего по массе взрыва (250-300 тонн взрывчатых  веществ) в атмосферу выбрасывается около 2 тыс. куб. м. условного оксида углерода и более 150 т. пыли.

Производство  цемента  и   других строительных материалов также является источником загрязнения атмосферы пылью.  Основные технологические  процессы этих производств  -  измельчение и химическая обработка полуфабрикатов и получаемых продуктов в потоках горячих газов всегда сопровождается выбросами пыли и других вредных веществ в атмосферу.

Фотохимический туман (смог) представляет собой  многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят  озон, оксиды азота  и серы,  многочисленные органические соединения перекисной природы,  называемые в совокупности фотооксидантами. По своему физиологическому воздействию на организм   человека смоги крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти городских   жителей с ослабленным здоровьем.

Охрана Воды: 

Проблемный вопрос. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

Подсчитано, что ежедневно городской житель расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55 л.

Много воды тратится бесполезно. Из плохо закрытого крана капает вода. За час наполняется 0,5 л. емкость . За сутки - 12 литров чистой пресной воды пропадает зря.

1/3 населения нашей планеты испытывает недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% - пресная вода (ледники, подземные воды, реки, озера, болота). Большая часть пресной воды недоступна человеку – это ледники.

В Арабских Эмиратах ,богатейшей стране, торгующей нефтью во всем мире, жители остро ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же стоят 40 литров бензина.

Нехватка пресной воды заставила человека научиться опреснять морскую воду. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому проблема охраны воды от загрязнения, её экономия стала одной из важнейших для человечества.

Большая часть пресной воды используется человеком для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис, пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться избыточно. Она растворяет химические удобрения и ядохимикаты, которые человек вносит на поля.

Часть ядохимикатов просачивается с водой, загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера.

Много пресной воды требуется в промышленности

 Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензин, солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь не распадается более ста лет. Озера эмульсии обычно располагаются близь нефтедобывающих скважин. Эмульсия просачивается сквозь водопроницаемые слои земной коры и загрязняет подземные воды. Загрязнение вод человеком – палка о двух концах. Одним концом человек бьет по природе, другой конец - бьет по человечеству. Огромный вред здоровью человека наносит вода, загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных ферм угрожают распространению опасных инфекционных болезней – гепатита, дизентерии, холеры.

В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба, гибнут животные, гибнет птица, гибнет растительный покров.

Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных природных комплексов.

Группа охраны растений:

 Проблемный вопрос. Какие правила поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений?

На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением Человека разумного его деятельность стала оказывать все большее влияние на окружающий мир.

С древнейших времен человек использовал растения и животных для своих нужд. Около 10 тыс. лет назад он начал одомашнивание животных и введение растений в культуру. Человек перешел от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчевка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоев домашними животными — привела к серьезным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и черные бури.

Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Росли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья. Загрязненные воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.

Подобные изменения природы произошли повсеместно, во многих странах мира. За истекшие тысячелетия на земном шаре вырублено и сожжено 2/3 всех лесов, свыше 500 млн га плодородных земель превратились в пустыни. Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Численность некоторых видов сократилась. Чем глубже познавал человек законы природы, тем яснее понимал опасность ее дальнейших неблагоприятных изменений. С давних времен в разных странах появились правила, регулирующие использование природных богатств.

Так, на Руси еще при Ярославе Мудром (XI в.) появились правила, регламентирующие охоту.

Во Владимиро-Волынском княжестве (XIII в.) на определенной территории охота была полностью запрещена. Так возник первый заповедник — Беловежская Пуща.

При Петре I были изданы указы об охране лесов и водоемов. Нарушителей этих указов строго наказывали и даже ссылали на каторгу.

Но в середине XVIII — начале XIX в. многие указы были отменены или заменены менее строгими. Снова стали сводить леса под посевы зерновых, рубить и продавать древесину. Особенно хищническим было отношение к природным богатствам в последние 100 лет.

В середине XX в. хозяйственная деятельность привела к таким угрожающим последствиям, что люди наконец стали понимать, что если не изменить отношения к природе, то Земля может превратиться в безжизненную пустыню.

Группа охраны Животных: 

Проблемный вопрос. Что нужно делать, чтобы  численность животных не уменьшалась?

Ученые констатируют — многие виды растений, животных, птиц и насекомых исчезают с лица нашей планеты в 1 000 раз быстрее естественного уровня. Это означает, что мы теряем от 10 до 130 видов каждый день.

В докладе, опубликованном в начале 2010 года, Комиссия по биоразнообразию ООН обращает внимание на катастрофические изменения в мире живой природы. Автор доклада сравнивает нынешнюю ситуацию с исчезновением динозавров 65 миллионов лет назад.

На сегодняшний день более 40% всех живых видов на Земле находятся под угрозой исчезновения. Если эти темпы вымирания сохранятся или ускорятся, то число вымирающих видов в следующие десятилетия будет исчисляться миллионами. Безусловно, это повод задуматься каждому жителю планеты, ибо исчезновение отдельных видов неизбежно ведет к глобальным экологическим проблемам, угрожая стабильности всей экосистемы Земли.

Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

 Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких.

Красная книга - это не закон об охране животных и растений. Это - программа деятельности, основанная на исчерпывающей сводке фактов, в которой собраны знания и опыт ученых-зоологов, любителей и знатоков природы.

Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже).

            Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».

 Дронт – крупная нелетающая птица. Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради вкусного мяса, яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез.  Португальцы называли этих птиц «додо». В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов  и множество костей этой птицы. Уже «посмертно» дронт был выбран символом государства Маврикий и изображён на гербе этой страны.

 Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга  - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.

Приложение 2

Цзацзуань

Оригинальный жанр восточной литературы, появившийся в Китае. В переводе на русский - "заметки о разном". Особенность композиции цзацзуань состоит в том, что под одним заголовком группируется ряд высказываний: под общую рубрику подводятся очень разнородные, очень разноплановые ситуации, сходные по тому или иному признаку, например, по той реакции, которую они вызывают у человека. Объединяющий признак выражается заголовком.

Группа охраны воздуха

Чтобы было чем дышать…

1) Заводы и фабрики должны иметь уловители пыли и вредных газов.

2) Заводы не должны делать выбросов вредных веществ.

3) В городах нужно сажать много зелени, потому что растения очищают воздух.

4) В домах надо проветривать комнаты, вытирать пыль влажной тряпкой.

5) Не сжигать колеса, бутылки,  мусор.

Группа охраны воды

Если хочешь пить всегда чистую воду…

  1. Экономно расходовать воду, не оставлять краны открытыми.
  2. Беречь воду от загрязнений. Не выбрасывать в реки и озера мусор.
  3. Не мыть в реках машины.
  4. Надо строить на заводах  фильтры, установки для очистки отработанной воды.

Группа охраны растений.

Как мы можем уберечь растения Земли?

  1. Не рвать цветы.
  2. Не собирать букеты в дикой природе.
  3.  Не плести венки.
  4. Не ломать ветки деревьев.
  5. Не повреждать кору деревьев.
  6. Сажать деревья и ухаживать за ними.
  7. Беречь лес и луга от пожаров.
  8. Выращивать цветы.

Группа охраны животных

Охранять животных значит…

  1. Не охотиться на редких животных.
  2. Не ловить и не пугать зверей, птиц.
  3. Не кричать в лесу.
  4. Не трогать птичьих гнезд.
  5. Не убивать насекомых, паучков.
  6. Строить домики для птиц.
  7. Кормить птиц зимой.

Приложение 3

Домашнее задание

«Крестики-нолики» – таблица заданий по выбору

«Крестики-нолики» – отличный инструмент дифференциации, дающий ученику выбор в соответствии с его уровнем владения навыками либо его интересами. Он представляет собой таблицу (сетку, решетку) из 9 ячеек – три на три, как в игре в «Крестики-нолики» – в каждой ячейке по заданию. Задания направлены на развитие и тренировку определенных навыков, закрепление изученного в классе, либо носят творческий характер.

Вербально-лингвистический

  • Сочини стихотворение
  • Придумай рекламу
  • Составь кроссворд

Логико-математический

  • Придумай игру к теме урока
  • Сравни \ противопоставь бережное и попустительское отношение к природе
  • Придумай эмблему «Защита природы»

Визуально-пространственный

  • Нарисуй плакат по теме урока
  • Придумай комикс по теме урока
  • Составь карту загрязненных мест своего района\города

Межличностный

  • Проведи опрос или интервью
  • Проиграй ситуацию в ролях
  • Расскажи историю 

Свободный выбор

Телесно-кинестический

  • Придумай групповую игру
  • Покажи в движении загрязнение вод мирового океана

Музыкально-ритмический

  • Сочини рэп
  • Изобрази понятие в звуках и звуковых эффектах
  • Сыграй на музыкальном инструменте подходящую к теме урока мелодию

Натуралистический

  • Изучи способы выживания животных и насекомых в условиях изменения климата
  • Собери и классифицируй сведения о самых загрязненных городах России
  • Проведи короткое исследование в парке(поле) о загрязнении.

Внутриличностный

  • Пофантазируй и опиши как будет решен вопрос защиты экологии в будущем
  • Опиши что ты чувствуешь по поводу пройденного урока и полученных знаний о загрязнении окружающей среды
  • Опиши личный опыт борьбы с загрязнением природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...

конспект урока "Конституция - механизм взимодействия человека, общества и государства"

20-летний юбилей Конституции РФ - важное политическое событие. Урок посвящен работе с текстом Конституции, ученики принимают участие в деловой игре "законотворческий процесс в РФ", работают с тестами....

Урок - диспут по теме "Человек и природа" в 11 классе

Урок в форме диспута повышает мотивацию учащихся ,заставляет мыслить ,развивает речевую и коммуникаттивную культуру ,позволяет глубоко осмыслить художественное произведение ,в данном случае повествова...

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" (8 класс)

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" составлена на основе учебника Обществознание. 8 класс: учеб для общеобразоват. организаций; под ред. Л.Н. боголюбова, ресурсов Интнне...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис...

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:"Человек,общество,природа".

Урок по курсу обществознания "Человек,общество ,природа.8 класс...